Конспект урока "Гражданин Российской Федерации" 10 класс
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Материал рассчитан на 2 урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhd_10klass.docx199.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гражданин Российской Федерации (2 урока)

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства

Развивающая: развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения, необходимые для применения полученных знаний при решения практических задач, выборе форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, четкой гражданской позиции, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся,

Тип урока: Изучение нового материала

Формы урока: фронтальная, групповой урок-практикум.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах

 Основной учебник: Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание,10класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение,2014.

Оборудование: компьютер и проектор, Конституция РФ.

Основные понятия: Гражданин, Гражданство, Конституция, Декларация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

ІІ.Проверка домашнего задания

1)Терминологический диктант

  1. Правосознание – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
  2. Знание права – знание норм Конституции РФ, содержания важных федеральных законов.
  3. Правовая идеология – отношение к правовым знаниям. Их оценка с точки зрения определенной системы.
  4. Правовая культура личности – уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.
  5. Правовая культура общества – уровень развития правосознания и правовой активности общества.
  6. Правовой нигилизм – недооценка роли права,  неуважение к праву.
  7. Правовое поведение –поведение, соответствующе правовым нормам.
  8. Правовое воспитание - система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.
  9. Уровни правосознания : научное, профессиональное, обыденное.
  10. Виды правомерного поведения: социально активное, конформистское, маргинальное.

2)Прочитайте текст и выполните задания 1—4.

Приложение 1

В правильном ответе могут быть указаны следующие примеры:

- В значительной степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Если человек знает законы, в большинстве случаев он их постарается не нарушать.

- Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному.

- Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

 

- Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм.

- В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

3) Подумайте.Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным?

Подведение итогов  проверки дом задания 

ІІІ. Изучение нового материала

1)Я хочу начать второй блок урока  с поэтической минутки.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно граждан нам!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель,

Кто гражданин страны родной?

Где ты? откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Кто написал эти строки?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Итак, запишите тему  урока «Гражданин РФ»

2) О чем мы должны сегодня узнать?....

- Что означает слово «гражданин»?

- Кто может быть гражданином РФ

Какие ассоциации  возникают у вас с словом  «гражданин»

ГРАЖДАНИН  - человек, принадлежащий к населению какого-то государства

                         - сознательный член общества

                      - взрослый человек

3) Учитель: для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не составляет проблем. Но в современном  мире по разным причинам возникают различные миграционные потоки. И именно они порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. В РФ существует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

4)  Принципы гражданства. Приложение 2.

5)Основания приобретения гражданства           схема стр 230

6) Работа в группах

1 приобретение гражданства по рождению    стр12

2. прием в гражданство в общем порядке       стр 13

3. прием в гражданство в упрощенном порядке  стр14

7) Учитель..При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. Вопрос: Как вы думаете, кто принимает решение о приеме в гражданство?

              (Статья 89 Конституции РФ.)

 Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ,

- подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Минстерство

внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел.

- Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт гражданина

 РФ. Этот порядок называется натурализацией.

 Российский гражданин не может быть лишен гражданства. В то же

время он может выйти из российского гражданства, подав соответствующее 

ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях:

- если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии;

    - если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за

  уголовное преступление;

    - если у него есть обязательства перед другими лицами,

 например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у

России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение

 этого обязательства не будет обеспечено.

IV. Первичное закрепление

  1. Задачи

-- Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал

остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие

иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно

отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным

ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о

 ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ;

«О гражданстве»?

 (Да. Судно-это территория государства. Если оба родителя неизвестны-

то он становится гражданином РФ)  

                                         

-- Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве,

выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли

советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в

1994 году обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения

российского гражданства. Имеет ли он на это право?

(Нет не имеет, т.к не проживал на территории России, но если остались близкие

Родственники, то может получить)

--- Семья граждан Ф., имеющая двух детей, 7 и 15 лет, оформила документы

для выезда на постоянное место жительства в США и на выход  

из российского гражданства. Однако 15-летняя дочь Ф. Юлия категорически

отказалась менять гражданство России на гражданство США и уезжать из России.

Имеет ли она возможность добиться своей цели?

(Да. Для изменения гражданства лиц, достигших 15 лет, требуется

их согласие. Место жительства граждан, достигших 14 лет, уже не

обязательно определяется по месту жительства родителей, и, следовательно,

Юлия может избрать другое место жительства, то есть остаться в России.)

  2)Учитель..   Историю тысячелетиями создавали наши предки, они формировали

государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык,

преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что досталось нам

от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Чувство

собственного достоинства и уверенность в себе невозможны без уважения

 к своему Отечеству. И наша с вами задача сделать жизнь еще лучше.

   Каким вы видите гражданина будущего? Как его воспитать?

Раздаются чистые листы бумаги и дети должны сделать мини – проекты.

Защита проектов. 

V. Рефлексия..

Дорогие ребята! Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Меня удивило…
  5. Мне захотелось…

VI. Заключительный этап.

ДОМ ЗАД . параг. 22

Стр229-231.  Написать эсссе «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан».

Оценки за урок

 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Благодарю всех учащихся этого замечательного класса за хорошую работу, а также всем учителям, которые сегодня присутствовали у нас на уроке. Спасибо всем. До свидания!

Картинки по запросу предприниматель успешный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"

Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс...

План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"

Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...

Конспект урока - Создание государства российского (6 класс, История Отечества)

Конспект урока - Создание государства российского (6 класс) является примером как можно на уроке представить тему, связанную с именем Ивана III Великого. Этот урок я давал на первую категорию....

Конспект занятия «Российский флаг».

Практическое занятие. Вид работы: аппликация.Тема: "Российский флаг"....