Конспект урока - Создание государства российского (6 класс, История Отечества)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Дубичев Олег Валерьевич

Конспект урока - Создание государства российского (6 класс) является примером как можно на уроке представить тему, связанную с именем Ивана III Великого. Этот урок я давал на первую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №  Тема: «Создание Российского государства».

Тип урока: изучение нового знания

Вид урока: комбинированный

Цель урока: Сформировать представление о деятельности Ивана III. Закрепить умение использовать исторические термины и понятия: государственная раздробленность, республика, вече, централизованное государство. Выделить причины, позволившие Ивану III сбросить монгольское иго. Выяснить исторические мотивы, определившие деятельность Ивана III.

Ход урока.

Этапы урока

 Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации

Учитель предлагает соотнести имена князей и их прозвища

Формулирование проблемы

-  что же мы с вами постараемся узнать сегодня на уроке?

- За что Иван III получил прозвище «Великий»?

Гипотезы

- Какие у вас будут гипотезы по решению этого вопроса?

(За что другие князья получали свои прозвища?)

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

Актуализация знаний

- Какие главные проблемы решали московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий I и Василий II Темный?

— Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока?

- собирание русских земель вокруг Москвы.

- Свержение монгольского ига.

- Что делал Иван III для решения этих вопросов?

Поиск решения

Личность Ивана III

- Можем ли мы ответить на главный вопрос урок?

Собирание русских земель вокруг Москвы

Какие княжества присоединил

Присоединение  Новгорода. Скажите, почему Новгород можно было называть вольным городом? Было ли так на самом деле?

—  Но раньше московских князей устраивали сложившиеся отношения с Новгородом. Что же произошло при Иване III?

—  Давайте рассмотрим иллюстрацию на с. 226. Какое событие здесь изображено? Какие чувства испытывают люди?

—  Обратимся к карте на форзаце № 2 учебника. Как изменилась территория Московского княжества после присоединения Новгорода?

Свержение монгольского ига

— Вновь обратимся к иллюстрациям учебника (с. 227). Какое событие изображено? Какова реакция присутствующих на действия Ивана III?

— Как вы думаете, что могли послы хана в этот момент говорить Ивану III?

— Оправдались ли угрозы послов?

Остался еще один пункт плана нашего исследования:

личность и деятельность Ивана III. Составьте в тетрадях схему деятельности Ивана III.

- Смог ли завершить процесс объединения русских земель Иван III?

- Справедливо ли, по вашему мнению, называют Ивана III Великим?

Выступление ученицы с сообщением об Иване III

- Нет.

- Новгород отличался от всех русских земель тем, что там было вече. Князь не имел права вмешиваться в государственные дела, а только получал дань с его земель. В Новгороде были выборы на главные должности. Но власть в вольном городе захватили бояре, которые действовали в своих интересах.

- Бояре новгородские решили подписать договор с великим князем литовским против Москвы. Узнав об этом, Иван III объявил поход в Новгородскую землю для защиты православной веры.

- На иллюстрации изображен вывоз вечевого колокола из Новгорода. Это означало, что вече больше собираться не будет. Власть переходит к московскому князю.

-  После присоединения Новгорода территория Московского государства значительно увеличилась.

-  На картине изображено, как Иван III разрывает ханскую грамоту об уплате дани. Русские люди полны решимости и готовности заступиться за своего князя, а послы хана - в полном недоумении и очень злы.

- О том, что хан придет с войском и накажет за непослушание.

- И да и нет. Хан Ахмат пришел с войском, но так и не вступил в бои с русскими войсками, ушел обратно в Орду. Это событие получило название «стояние на Угре».

Вывод: закончилась двухвековая зависимость русских земель от Золотой Орды.

Иван III Великий

присоединение  женитьба на         падение              

земель                Софье Палеолог     ига -                    

- Новгород                                         стояние              

- Тверь                                               на Угре

- Вятская земля

- Верхнеокские

княжества

— Северские земли

— Нет. Его дело завершил сын — Василий III.

Применение  нового знания

- Какой теперь ответ на проблему урока мы можем

дать?

Вывод - примерное решение учебной проблемы

- Какие гипотезы оказались верными?

— Иван III подчиняет себе русские земли с целью

создания единого сильного государства.

Домашнее  задание

-Для нового государства приходилось выстраивать систему управления, принимать законы. Кто и как принимал решение, каким стало новое Российское государство - об этом вы прочитаете дома в § 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

Конспект урока: Смутное время Российского государства

На основе анализа документального и учебного материала учащиеся на данном уроке могут определить причины, сущность и последствия Смутного времени. Привлечение исторических документов способствует разв...

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе. Тема: История создания вооруженных сил России. (технология - концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...

конспект урока "Создание единого Русского государства" 6 класс

Данный конспект урока раскрывает основые идеи создания единого русского государства, конспект составлен с требованиями ФГОС...

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...

Конспект урока по ОСЖ в 8 классе " Государство. Признаки и функции государства"

Конспект урока по ОСЖ в 8 классе " Государство. Признаки и функции государства"....