План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Чарнецкий Сергей Николаевич

Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_profsoyuz_izm.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1234 ЦАО

учитель истории, обществознания и права Чарнецкий С.Н.

 Тема урока:   Российские профсоюзы. История и современность.

Цель урока: - познакомить учащихся с понятием «профсоюз», дать представление об основных этапах становления  российского профсоюзного движения, его особенностях и перспективах развития.

Задачи:

- образовательные:

  1. рассмотреть тенденции становления и развития профсоюзного движения в России,
  1. определить роль российских профсоюзов в становлении  гражданского общества в России.
  2. выявить цели и задачи профсоюзов, основные направления и методы их деятельности;

- развивающие:

  1.  продолжить работу по формированию умения вести диалог, аргументировано доказывать свою точку зрения 

- воспитательные:

  1. воспитание демократических начал в жизни школьных коллективов,
  2. продолжить работу по формированию гражданской позиции учащихся,
  3. повысить правовую грамотность подрастающего поколения.

Тип урока: комбинированный с элементами дискуссии

Оборудование: мультимедйная установка, электронная презентация

Документы: Конституция РФ, Трудовой Кодекс, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Основные понятия: профессиональные союзы, профсоюзное движение

План изучения темы:

  1. Знакомство с понятием «профсоюзы».
  2. История профсоюзного движения
  3. Правовые основы деятельности профсоюзов
  4. Задачи профсоюзов в современной России
  5. Обобщение знаний

Вопросы для обсуждения:

1.  Каковы основные задачи, решаемые профсоюзами?

2.  Каковы основные методы борьбы профсоюзов за права своих членов, как они изменялись на протяжении истории профсоюзного движения?

Ход урока.

  1.   Организационный момент: 1 мин
  2. Формулирование темы. Постановка задач занятия: 2 мин.

Учитель: Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, и если они все же вылились в конфликт, то как его можно цивилизованно разрешить?

Ожидаемый ответ – через суд.

Учитель: Верно, многие конфликтные ситуации, действительно разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию. Ребята, кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?

Вопрос учителя: Что такое профсоюз?  

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».)

  1. Изучение нового материала

Домашнее задание одному из учеников.

        Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18 – 19 веков с появлением наемного труда на производстве. Противоречия между промышленниками собственниками и рабочими привели к формированию самосознания рабочих, осознанию им необходимости объединения в организацию, отстаивающую их социально-экономические интересы (продолжительность рабочего дня, условия труда и их безопасность, уровень заработной платы).

Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха.

        Возникновение профсоюзов было закономерным ответом наемных работников на действия собственников средств производства. Первые профсоюзы появились в 70 – 80 гг. XVIII в. в Англии, ранее других вставшей на путь капитализации производства. Они объединяли в основном высококвалифицированных рабочих одной профессии. Со временем эти организации стали называться профессиональными союзами – тред-юнионами (trade – профессия, ремесло и union – объединение). Впоследствии происходило объединение на уровне отраслей и включение в свои организации неквалифицированных рабочих. Этот процесс оказался длительным. В Англии профсоюзы подобного типа появились лишь в конце XIX в., а в США – только в 20 – 30-е гг. XX в.

        С момента возникновения профсоюзов они ощущали жесткое воздействие со стороны работодателей и государства. Уже в 1799 и 1800 гг. английский парламент принял законы о рабочих коалициях, в соответствии с которыми профсоюзы и стачки категорически запрещались. За нарушение этих законов профлидерам грозило тюремное заключение, денежные средства подлежали конфискации. Во Франции по закону Ле Шепелье 1791 г. запрещались стачки, а создание рабочих коалиций объявлялось преступлением против «свободы и прав человека».

        Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905года, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных союзов. Первой Всероссийской конференцией профсоюзов (6 октября 1905 г.) было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в Петербурге с 24 по 28 февраля 1906 г.

        4 марта 1906 г. были приняты «Временные правила о профессиональных обществах».

        В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Первый Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 г.

        С конца 80 – начала 90-х гг. прошлого века в нашей стране происходят существенные политические, социальные и экономические преобразования. Рыночные условия заставляют профсоюзы иначе смотреть на приоритетные цели своей деятельности, оценивать эффективность способов их достижения по сравнению с советским периодом, когда профсоюзы были встроены в государственную систему социально-экономического регулирования.

Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл. I, ст. 2), 1990г. Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем (директором завода, школы, фирмы) и органами власти (Правительством РФ, Правительством Москвы, Министерствами и ведомствами).

        В современной России в 1990 году состоялся Учредительный съезд профсоюзов России.
  Съезд провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России – ФНПР, которая объединила отраслевые профсоюзы, их региональные и иные объединения – 122 членские организации 

Учитель: Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные документы, признанные мировым сообществом: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции, рекомендации Европейского союза, Совета Европы, Международной организации труда и др.

Международная организация труда, созданная в 1919 г. при Лиге Наций. Основные идеи Международной организации труда – мирное обсуждение и регулирование вопросов труда с участием представителей государств, трудящихся и работодателей.

        Конвенция № 87, 1948г. о свободе ассоциаций и защите права на организацию. Согласно ст. 2 Конвенции МОТ № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию, «трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних».

        Конвенции МОТ № 98, 1951г. «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров», которая также ратифицирована Российской Федерацией, говорится о том, что «трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда» (п. 1 ст. 1),

Современные цели и задачи профсоюзного движения были сформулированы в Европейской Социальной Хартии принятой в Турине 18 октября 1961 года.

Учитель: Зачем нужен профсоюз в современных условиях и нужен ли он вообще

Учитель: Домашним заданием 2-х учеников было провести социологический опрос среди учителей школы  на тему: «Профсоюзы в современной  жизни». Представляются результаты опроса. Вывод: Профсоюзы играют важную роль  в жизни общества.

Работа в группах. (Социальные, экономические и трудовые интересы работников)

Учитель: Что относится к социальным интересам работников?
Ответ: Отсутствие безработицы, гарантия занятости (получение места работы с учётом профессии, образования и желания работника), социальное страхование (оплата больничных листов, санаторно-курортное лечение, пособия по уходу за ребёнком и др.), обеспечение жильём.

Учитель: Что относится к экономическим интересам работников?
Ответ: Уровень жизни, уровень заработной платы и пенсии работников.

Учитель: Что относится к трудовым интересам работников?
Ответ: Условия труда, оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска, безопасность труда.

 (Работа с нормативными документами)

Учитель: Каковы полномочия профсоюзов в решении этих вопросов? Какие методы используют профсоюзы для защиты прав работников? Ответ:

Полномочия: 

  1. Ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления, с работодателями.
    2. Проверяют исполнение трудового законодательства.
    3. Проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки.
    4. Участвуют в работе органов законодательной власти.
    5. Заключают коллективные договоры работников с работодателями.

Задачи:

улучшение условий труда и обеспечение его безопасно сти.

Речь идет о том, что обычно все профсоюзы старают ся добиться улучшения санитарно-гигиенических условий труда (например, снижения шумности и запыленности в цехах). Заботит профсоюзы и предоставление льготных условий труда (в частности, сокращенного рабочего дня) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим маленьких детей).

Наконец, постоянная забота профсоюзов — снижение риска гибели работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в боль шинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты спе циальные законы и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травма тизма.

Но в мире экономики все имеет свою цену. И такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удоро жанию труда для фирм-покупателей. Чем больше денег работодатель дол жен тратить на улучшение условий труда, тем дороже ему в итоге обходится каждый работник и тем меньшее их число он может нанять;

  1.  повышение заработной платы,

Осознав ограниченность своих возможностей доби ваться роста заработной платы

Эта задача решается путем проведения коллективных переговоров с работодателями

Поэтому профсоюзам надо вести переговоры о повыше нии заработной платы очень взвешенно, обращаясь за консультациями к экономистам, чтобы победа на этих пе реговорах не обернулась падением занятости. Современ ные профсоюзы, в том числе и в России, уже прибегают к услугам высококвалифицированных экономистов, чтобы точно оценить максимальную величину повышения зара ботной платы, которой можно добиться от владельцев фирм без угрозы их разорения и массовых увольнений.

Учитель: У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности:

- организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);

- регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда,

организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);

-защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может

помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);

-представительская (профсоюзам законодательно предоставлено право

выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной

власти, объединениями работодателей);

-контрольная (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует  вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;

-информационная. В период, когда время от времени принимаются

законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений, профсоюзы зачастую являются единственным источником своевременной и достоверной информации.

Обобщение: 

Учитель:  В странах, где экономическая ситуация неблагопри ятна, где рынок труда нестабилен, а благосостояние гра ждан не растет или даже падает, роль профсоюзов остается по сей день достаточно  велика.

Свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально ориентированных государствах.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Российские профсоюзы: история и современность.

Методическая разработка урока по обществознанию для 9,11 классовСсылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2df00595&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%...

Классный час "Российские профсоюзы.История и современность"

Презентация к классному часу для 9 класса....

Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».

Данная методическая разработка имеет цель:Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.Способствовать дальнейшей  социализа...

Методическая разработка урока по обществознанию в 9б классе по теме «Российские профсоюзы:история и современность»

Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.Задачи урокаобучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;разви...

Конспект урока «Российские профсоюзы: история и современность»

Разработка профсоюзного урока "Российские профсоюзы: история и современность". Данный конспект урока может пригодиться и на уроке обществознания в 10-11 классе....