Российские профсоюзы: история и современность.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме


Предварительный просмотр:

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №494

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА В 9 КЛАССЕ

Тема: «Российские профсоюзы. История и современность».

                                                   Автор методической разработки

                                                         учитель истории ГБОУ СОШ №494

                                                Грязнова Мария Феногеновна

МОСКВА 2012

Тема урока:   Российские профсоюзы. История и современность.

Цель урока: - познакомить учащихся с понятием «профсоюз», дать представление об основных этапах становления  российского профсоюзного движения, его особенностях и перспективах развития.

Задачи:

- образовательные:

  1. рассмотреть тенденции становления и развития профсоюзного движения в России,
  1. определить роль российских профсоюзов в становлении  гражданского общества в России.
  2. выявить цели и задачи профсоюзов, основные направления и методы их деятельности;

- развивающие:

  1.  продолжить работу по формированию умения вести диалог, аргументировано доказывать свою точку зрения 

- воспитательные:

  1. воспитание демократических начал в жизни школьных коллективов,
  2. продолжить работу по формированию гражданской позиции учащихся,
  3. повысить правовую грамотность подрастающего поколения.

Тип урока: комбинированный с элементами дискуссии

Оборудование: мультимедийная установка, электронная презентация

Документы: Конституция РФ, Трудовой Кодекс, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Основные понятия: профессиональные союзы, профсоюзное движение

План изучения темы:

  1. Знакомство с понятием «профсоюзы».
  2. История профсоюзного движения.
  3. Правовые основы деятельности профсоюзов.
  4. Задачи профсоюзов в современной России.
  5. Обобщение знаний

Вопросы для обсуждения:

1.  Каковы основные задачи, решаемые профсоюзами?

2.  Каковы основные методы борьбы профсоюзов за права своих членов, как они изменялись на протяжении истории профсоюзного движения?

Ход урока.

  1.   Организационный момент: 1 мин
  2. Формулирование темы. Постановка задач занятия: 2 мин.

Вступительное слово учителя: Наш сегодняшний урок не обычный. 
Это и урок истории, и урок обществознания и урок права. 
Урок истории, поскольку мы будем сегодня говорить об истории профсоюзного движения в России. Урок обществознания – поскольку разговор на уроке пойдет о роли профессиональных союзов в становлении гражданского общества в нашей стране. Урок права – поскольку мы сегодня на конкретных примерах попытаемся рассмотреть роль первичных профсоюзных организаций в защите трудовых прав граждан. 
Учитель: Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, и если они все же вылились в конфликт, то, как его можно цивилизованно разрешить?

Ожидаемый ответ – через суд.

Учитель: Верно, многие конфликтные ситуации, действительно разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию. Ребята, кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?

Вопрос учителя: Что такое профсоюз?  

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».)

  1. Изучение нового материала

Из истории создания профсоюзов.

(опережающее задание одному из учеников).

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18 – 19 веков с появлением наемного труда на производстве. Противоречия между промышленниками собственниками и рабочими привели к формированию самосознания рабочих, осознанию им необходимости объединения в организацию, отстаивающую их социально-экономические интересы (продолжительность рабочего дня, условия труда и их безопасность, уровень заработной платы).

Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха.

        Возникновение профсоюзов было закономерным ответом наемных работников на действия собственников средств производства. Первые профсоюзы появились в 70 – 80 гг. XVIII в. в Англии, ранее других вставшей на путь капитализации производства. Они объединяли в основном высококвалифицированных рабочих одной профессии. Со временем эти организации стали называться профессиональными союзами – тред-юнионами (trade – профессия, ремесло и union – объединение). Впоследствии происходило объединение на уровне отраслей и включение в свои организации неквалифицированных рабочих. Этот процесс оказался длительным. В Англии профсоюзы подобного типа появились лишь в конце XIX в., а в США – только в 20 – 30-е гг. XX в.

        С момента возникновения профсоюзов они ощущали жесткое воздействие со стороны работодателей и государства. Уже в 1799 и 1800 гг. английский парламент принял законы о рабочих коалициях, в соответствии с которыми профсоюзы и стачки категорически запрещались. За нарушение этих законов профлидерам грозило тюремное заключение, денежные средства подлежали конфискации. Во Франции по закону Ле Шепелье 1791 г. запрещались стачки, а создание рабочих коалиций объявлялось преступлением против «свободы и прав человека».

        Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905года, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных союзов. Первой Всероссийской конференцией профсоюзов (6 октября 1905 г.) было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в Петербурге с 24 по 28 февраля 1906 г.

        4 марта 1906 г. были приняты «Временные правила о профессиональных обществах».

        В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Первый Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 г.

        С конца 80 – начала 90-х гг. прошлого века в нашей стране происходят существенные политические, социальные и экономические преобразования. Рыночные условия заставляют профсоюзы иначе смотреть на приоритетные цели своей деятельности, оценивать эффективность способов их достижения по сравнению с советским периодом, когда профсоюзы были встроены в государственную систему социально-экономического регулирования.

Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл. I, ст. 2), 1990г. Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем (директором завода, школы, фирмы) и органами власти (Правительством РФ, Правительством Москвы, Министерствами и ведомствами).

        В современной России в 1990 году состоялся Учредительный съезд профсоюзов России. Съезд провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России – ФНПР, которая объединила отраслевые профсоюзы, их региональные и иные объединения – 122 членские организации 

Учитель: Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные документы, признанные мировым сообществом: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции, рекомендации Европейского союза, Совета Европы, Международной организации труда и др.

Международная организация труда, созданная в 1919 г. при Лиге Наций. Основные идеи Международной организации труда – мирное обсуждение и регулирование вопросов труда с участием представителей государств, трудящихся и работодателей.

        Конвенция № 87, 1948г. о свободе ассоциаций и защите права на организацию. Согласно ст. 2 Конвенции МОТ № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию, «трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних».

        Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года.

          Конвенции МОТ № 98, 1951г. «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров», которая также ратифицирована Российской Федерацией, говорится о том, что «трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда» (п. 1 ст. 1),

Современные цели и задачи профсоюзного движения были сформулированы в Европейской Социальной Хартии принятой в Турине 18 октября 1961 года.

Учитель: Зачем нужен профсоюз в современных условиях и нужен ли он?

Учитель: Домашним заданием 2-х учеников было провести социологический опрос среди учителей школы  на тему: «Профсоюзы в современной  жизни». Представляются результаты опроса. Вывод: Профсоюзы играют важную роль  в жизни общества.

Работа с нормативными документами.

Игра « Книжный шкаф юриста»: Разложите на книжных полках документы по степени их важности с точки зрения понятия «юридическая сила закона». В стопках книг: Конституция РФ; Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод; Трудовой Кодекс РФ; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10 от 12.06.1996; Комментарий к ТК РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Ученики раскладывают книги на полках с точки зрения понятия «юридическая сила закона» и комментируют свои действия.  (Учитель контролирует их действия, указывает на возможные ошибки).   Учитель: Знаете ли вы о той роли, которая отводится в этих законах профсоюзам?  Давайте познакомимся с некоторыми статьями в этих важных документах. 

Начнём с Конституции РФ. Ознакомьтесь с содержанием статей 2, 7, 30, 37. Какая роль в них отводится профсоюзам? (Учащиеся отвечают на вопрос после предварительного ознакомления со статьями Конституции). Профсоюзы играют большую роль в защите прав граждан, гарантированных государством. В обеспечении достойной жизни и свободного развития граждан им отводится особая роль, поскольку они являются органами самоуправления. Представители любой сферы деятельности имеют право на создание своего профессионального союза. Профсоюзы играют важную роль в бесконфликтном разрешении трудовых споров. 
12 июня 1996 года был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Ознакомьтесь с первой страницей Закона. Кто является гарантом деятельности профессиональных союзов? Учащиеся отвечают, что деятельность профессиональных союзов гарантированна государством. Предмет регулирования и цели Федерального закона - общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы. Профсоюзы – добровольные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами и создаваемые в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан. 

Учитель: Что относится к социальным интересам работников?
Ответ: Отсутствие безработицы, гарантия занятости (получение места работы с учётом профессии, образования и желания работника), социальное страхование (оплата больничных листов, санаторно-курортное лечение, пособия по уходу за ребёнком и др.), обеспечение жильём.
Учитель: Что относится к экономическим интересам работников?
Ответ: Уровень жизни, уровень заработной платы и пенсии работников.
Учитель: Что относится к трудовым интересам работников?
Ответ: Условия труда, оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска, безопасность труда.

Учитель: Каковы полномочия профсоюзов в решении этих вопросов? Какие методы используют профсоюзы для защиты прав работников? Ответ:

Полномочия: 

  1. Ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления, с работодателями.
  2.  Проверяют исполнение трудового законодательства.
  3.  Проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки.
  4.  Участвуют в работе органов законодательной власти.
  5. Заключают коллективные договоры работников с работодателями.

Задачи:

улучшение условий труда и обеспечение его безопасности.

Речь идет о том, что обычно все профсоюзы стараются добиться улучшения санитарно-гигиенических условий труда (например, снижения шумности и запыленности в цехах). Заботит профсоюзы и предоставление льготных условий труда (в частности, сокращенного рабочего дня) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим маленьких детей).

Наконец, постоянная забота профсоюзов — снижение риска гибели работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты специальные законы и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма.

Но в мире экономики все имеет свою цену. И такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для фирм-покупателей. Чем больше денег работодатель должен тратить на улучшение условий труда, тем дороже ему в итоге обходится каждый работник и тем меньшее их число он может нанять;

  1.  повышение заработной платы,

Осознав ограниченность своих возможностей добиваться роста заработной платы

Эта задача решается путем проведения коллективных переговоров с работодателями

Поэтому профсоюзам надо вести переговоры о повышении заработной платы очень взвешенно, обращаясь за консультациями к экономистам, чтобы победа на этих переговорах не обернулась падением занятости. Современные профсоюзы, в том числе и в России, уже прибегают к услугам высококвалифицированных экономистов, чтобы точно оценить максимальную величину повышения заработной платы, которой можно добиться от владельцев фирм без угрозы их разорения и массовых увольнений.

Учитель: У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности:

- организационная - к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.;

- регуляция социально-трудовых отношений - в области оплаты труда,

организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.;

-защитная - ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может

помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);

-представительская - профсоюзам законодательно предоставлено право

выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной

власти, объединениями работодателей;

-контрольная - особенно нелюбима работодателями. Профсоюз контролирует  вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;

-информационная - в период, когда время от времени принимаются

законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений, профсоюзы зачастую являются единственным источником своевременной и достоверной информации.

Работа в группах.

Задание для группы №1. В администрацию предприятия по производству автомобилей обратилась гражданка Соловьёва с заявлением о переносе начала рабочего времени с 8.00 на 9.00. Директор ей отказал, несмотря на то, что она имеет малолетнего сына, которого не успевает отвести в детский сад, из-за чего регулярно опаздывает на работу. Может ли профсоюз предприятия помочь в разрешении конфликтной ситуации, если Соловьёва не является членом профсоюза. (Для ответа на вопрос познакомьтесь с содержанием ст.30 ТК РФ.) Ответ учащихся: Профсоюз может помочь Соловьёвой. Он является органом социального партнёрства, может представлять её интересы по заявлению гражданки Соловьёвой. К тому же участие первичной профсоюзной организации в судьбе работающей мамы малолетнего ребенка поднимет авторитет профсоюза и возможно она примет решение вступить в его ряды. 
Задание для группы №2. В профсоюзную организацию Музея современного искусства поступило заявление от бывшей сотрудницы Музея гражданки Петровой. Согласно информации, изложенной в заявлении, у гражданки Петровой год назад родилась дочь, и она находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 1 июня она решила выйти на работу, но директор Музея заявил, что её рабочее место занято и она уволена. Законны ли действия администрации Музея? Может ли помочь профсоюз в разрешении конфликтной ситуации, чтобы не доводить дело до судебного разбирательства? 

(Для ответа на вопрос познакомьтесь с содержанием ст. 53, 171, 195, 352 ТК РФ.) Комментарий учителя: Задание не простое. Конечно же, действия администрации незаконны, и гражданка Петрова могла бы обратиться в суд. Но и профсоюз может призвать администрацию к ответу и инициировать административное взыскание, если нарушены права работника, особенно предусмотренные коллективным договором. Ведь коллективный договор составляется при участии профсоюзной организации и не должен содержать положений, нарушающих закон. Ответ учащихся: Профсоюз должен в этой ситуации способствовать восстановлению работника в его должности. А также внимательно изучить коллективный договор. А администрацию следует наказать штрафом, а если не подействует – обратиться в суд. 
Задание для группы №3. Работники Медицинского центра написали коллективное обращение в первичную профсоюзную организацию медицинских работников. Они просят разделить часовой обеденный перерыв на 3 временных промежутка: 15 минут на утренний чай – с 10.00 – до 10.15; 
30 минут на обед с 13.00 – до 13.30 и 15 минут на вечерний чай с 17.00 – до 17.15. В качестве аргумента они приводят следующий: значительную часть времени работники центра проводят, работая за компьютером. И, несмотря на то, что степень защиты от вредного излучающего воздействия монитора высокая, тем не менее, утомление от работы у дисплея наступает очень быстро и эффективность работы снижается. Может ли профсоюзная организация решить этот вопрос?  
(Для ответа ознакомьтесь со ст.218 ТК РФ, а также с гл. 58 ТК РФ.) Ответ учащихся: Да, конечно же, эта проблема может быть решена, и к пожеланиям работников умственного труда, каковыми являются работники медицинского центра, стоит прислушаться. Профсоюз через комитет по охране труда должен сделать всё возможное, чтобы создать оптимальные условия труда для работников центра, но при этом не нарушать работы центра. Пожелания работников, зафиксированные первичной профсоюзной организацией, как представительным органом граждан, могут быть внесены в коллективный трудовой договор. 
Задание для группы №4. Работники известного телеканала обратились в профсоюзную организацию работников своей отрасли с гневным коллективным письмом. В письме сообщалось, что их труд уже в течение 2 месяцев не оплачивается. Профсоюз направил Директору телеканала требование о выплате заработной платы работникам. Директор указал секретарше не принимать от профкома никаких заявлений. Правомерны ли его действия? (Для ответа на вопрос ознакомьтесь со ст. 400 ТК РФ, а также с гл. 58 ТК РФ.) Ответ учащихся: Конечно же, нет, действия руководителя неправомерны. Он не имел права на подобные действия. Руководители предприятий должны учиться взаимодействовать с профсоюзами. А этот директор поступил нецивилизованно. Мы живём в правовом государстве, а он поступает очень авторитарно. Это – самоуправство! Если ты руководитель – учись управлять грамотно и по закону! 
Задание для группы №5. Работники транспортного предприятия не имеют профсоюзной организации. Руководитель предприятия уверен, что она не нужна. Вместе с тем на предприятии условия охраны труда оставляют желать лучшего: парк автобусов очень старый (аварийный), некоторые автобусы не отапливаются, у водителей, совершающих поездки за пределы города, нет возможности принимать горячую пищу, да и на самом автопредприятии нет столовой. Что вы посоветуете руководителю автопредприятия? 
(Для ответа на вопрос ознакомьтесь со ст. 210 ТК РФ). 
Ответ учащихся: Руководитель предприятия не прав! Государственная политика в области охраны труда предполагает контроль со стороны государства за условиями охраны труда. Руководителю следует прислушаться к пожеланиям работников, иначе отказ от создания надлежащих условий труда для работников может обернуться для него закрытием предприятия. А создание профсоюзной организации позволит не только инициировать разрешение многих проблем, связанных с созданием достойных условия труда для водителей автобусов, но и поднимет авторитет самого руководителя, как человека заботящегося о здоровье своих подчиненных. 

Обобщение: 

Учитель:  Роль профсоюзов велика. Это очень действенный и мобильный орган самоуправления, деятельность которого гарантируется государством в соответствии с Конституцией и Федеральным законом о профсоюзах. 
В становлении правового государства и гражданского общества профсоюзы играют очень солидную роль. Они являются выразителями интересов граждан по многим социальным вопросам, в частности по трудовому праву. Именно первичные профессиональные союзы смогут сделать труд в ХХ1 веке достойным. Профсоюзные организации – органы социального партнёрства, они участвуют в составлении коллективного договора между администрацией предприятия и работниками. Деятельность первичных профсоюзных организаций должна быть открытой, и хорошо бы, чтобы в их руководстве были представлены люди, хорошо разбирающиеся в законодательстве.
 В странах, где экономическая ситуация неблагоприятна, где рынок труда нестабилен, а благосостояние граждан не растет или даже падает, роль профсоюзов остается по сей день достаточно  велика.

Свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально ориентированных государствах.

Список литературы:


1.Конституция РФ; 
2.Трудовой Кодекс РФ; 
3.Комментарий к ТК РФ; 
4.Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10 от 12.06.1996; 
5.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 
6.Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"

Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....

Классный час "Российские профсоюзы.История и современность"

Презентация к классному часу для 9 класса....

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».

Данная методическая разработка имеет цель:Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.Способствовать дальнейшей  социализа...

Методическая разработка урока по обществознанию в 9б классе по теме «Российские профсоюзы:история и современность»

Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.Задачи урокаобучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;разви...

Российский парламентаризм: история и современность

Добрый день, дорогие друзья!Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы познакомиться с историей возникновения Российского парламентаризма, играющего большую роль в управлении и развитии Российского госу...

Конспект урока «Российские профсоюзы: история и современность»

Разработка профсоюзного урока "Российские профсоюзы: история и современность". Данный конспект урока может пригодиться и на уроке обществознания в 10-11 классе....