План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Цели и задачи:
- познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;
- вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;
- раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, их историко-культурную значимость;
- изучить творческие проблемы художественных промыслов, их ведения и расширения;
- предоставить возможность учащимся познакомиться ближе с некоторыми видами народных промыслов Подмосковья; привить любовь к истории и географии родного края, художественным ценностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_kl.narodnye_promysly._traditsionnaya_ekonomika.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме " Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"
9 класс
Цели и задачи:
- познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;
- вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;
- раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, их историко-культурную значимость;
- изучить творческие проблемы художественных промыслов, их ведения и расширения;
- предоставить возможность учащимся познакомиться ближе с некоторыми видами народных промыслов Подмосковья;
- привить любовь к истории и географии родного края, художественным ценностям.
Оборудование: карта Подмосковья, схема-карта географии народных промыслов Подмосковья, различные виды изделий народных промыслов Подмосковья, плакаты
План урока состоит из двух разделов: подготовительного и непосредственно самого урока, который стал итогом творческой работы детей и преподавателя.
План урока.
1.Подготовительный этап:
- Исследование деятельности народных художественных промыслов; отбор наиболее старых и интересных промысловых центров; реферат – итог исследовательской работы.
- Отбор лучших рефератов и формирование группы докладчиков.
- Историческая и постановочная часть урока: формирование творческой группы для подготовки игровой части урока (9-е классы – группа докладчиков, экспозиционно-выставочная группа – актив музея). Подбор фольклорного и исторического материала. Разработка сценария игровой части урока и его постановка. Оформление соответствующей экспозиции
- Учащиеся, не занятые в представлении, получают на предыдущем уроке задание: начертить таблицу, которая заполняется в ходе урока.
Народный промысел | Художественные особенности | География |
|
|
|
Учитель: Тема нашего урока «Народные промыслы Центральной России».
Мы приглашаем на ярмарку народных промыслов. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одарёнными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту. Почему именно в Центральном районе получили развитие многочисленные народные промыслы?
Этому способствовали малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли) и населению пришлось «промыслити себе пропитание» другими способами, т.е. заняться разными промыслами.Сырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не требовалось.Обмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время несравненно большее значение, чем теперь.2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными народными промыслами.
2. Игровая часть урока.
1-й уч-ся:
Мастера, мастерицы – искусницы.
Привезли они нам развесёлые
Краски яркие – всё художество,
Коим волости их прославились.
2-й уч-ся::
“Гости” лавки отворяйте!
Продавайте! Продавайте!
3-й уч-ся:
А вы, дамы, господа,
К нам пожалуйте, сюда!
Время зря вы не теряйте –
Покупайте! Покупайте!
Вместе: Как у нас здесь, тары-бары, всяки разные товары!
Учитель: Как не возможно себе представить ни один старинный российский город без колокольного звона, так не возможно его представить без криков уличных торговцев. Крик был и вывеской, и рекламой.
1-й уч-ся:
“Коль на ярмарку пришли,
Так гуляйте!
Неразменные рубли – разменяйте!”
4-й уч-ся:
“Эй, народ, честной да удачливый,
На нашу ярмарку поворачивай.
Все ряды с утра позахвачены.
Уйма всякого добра,
Всякой всячины!”
5-й уч-ся:
“Что душа твоя желает,
Все на ярмарке найдешь,
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!”
2-й уч-ся: Мы товары вам представим, песней пляской позабавим.
Учитель:- Что же такое русская ярмарка? Это большой торг с увеселениями и развлечениями, где умельцы-промысловики выставляли на продажу изделия, сделанные своими руками. Зимы в Центральной России долгие, лето – короткое, земля не такая плодородная, как в Черноземье. Вот и “промышлял” крестьянин дополнительный для жизни заработок. И выходили из рук мастера уже не просто вещи, а предметы декоративно-прикладного искусства: и полюбоваться можно и пользоваться. Иногда жители одного села, деревни, или даже целого района специализировались в производстве одного вида продукции. Так складывались художественные народные промыслы. Затем кто-то один из селян, или это мог быть еще и скупщик, собирал изделия у товарищей и вез на ярмарку либо губернскую, либо уж Всероссийскую Нижегородскую, Московскую, Костромскую. Вот уж было событие, праздник.
На ярмарке можно было увидеть новые орнаменты на одежде и посуде, узнать какими мастерами славится та или иная деревня, какие песни поют и хороводы водят в соседних волостях или губерния; всегда находилось время показать свою удаль и ловкость.
Попросим же “гостей” – все знают, что словом “гость” в старину назывался купец? – поподробнее рассказать о народных промыслах, чей товар они привезли на нашу школьную ярмарку.
Выступают докладчики. Выступление каждого докладчика сопровождается демонстрацией соответствующих предметов, фотографий и рисунков.
Торговка платками:
Посмотрите, какой замечательный товар привезла я с нашей знаменитой павлово-посадской мануфактуры. К 1795 году относятся первые упоминания о фабрике, прославившей Павловский Посад как место традиционного бытования народного художественного промысла по изготовлению платочных изделий с печатным авторским рисунком. Основал предприятие зажиточный крестьянин Иван Лобзин. Именно отсюда поступали на Российский рынок платки и шали, поразившие современников яркостью и пышностью рисунка. Продукция мануфактуры пользовалась спросом, а во второй половине ХIХ века шали стали неотъемлемой частью гардероба русской женщины. Когда в доме неожиданно появлялись гости, хозяйка первым делом кидалась к сундуку за нарядной шалью. Павлово-посадские платки, шали и палантины расцвечены красками самых насыщенных тонов. Общее число их в рисунке от 10 до 18, но порой доходит до 30. Узоры компонуются овалом, звездами, “медальонами” и другими фигурами из орнаментальных полос и цветочных гирлянд. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка - “крока”, то есть художник проектирует рисунок платка на бумаге. Над этим проектом будет работать уже не один человек, а целый коллектив. Сначала колористы подбирают текстильные красители и составляют рецепты для точного воспроизведения цветовой гаммы авторского рисунка, выполненного гуашью. Основная сложность этой работы состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром и промывки. Таким образом, колористам приходится сделать множество “выкрасок”, прежде чем будут получены окончательные рецепты. Далее рисунок наносится (печатается) на ткань с помощью ручных печатных станков. Самые сложные элементы выполняются вручную. Ежегодно павлово-посадская платочная мануфактура выпускает 200 видов шалей, платков, шарфов из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка. Признанием высокой художественной и культурной ценности наших изделий является отнесение “Павлово-посадской платочной мануфактуры” к предприятиям народных художественных промыслов России. Наша продукция и сегодня пользуется большим спросом у покупателей.
Торговка палехской лаковой миниатюры:
Краше финифтяных украшений, как камни-самоцветы, сверкают мои палехские шкатулочки. Часами можно любоваться их сказочными и песенными сюжетами. На черной лаковой поверхности несут дозор былинные богатыри, вяжет снопы хлебороб, летит над лесом в ступе злая баба-Яга, мчится в снежном вихре русская тройка. Только шкатулочки мы стали расписывать уже после 1917 года. А до этого писали палехские мастера прекрасные иконы. История Палеха как иконописного промысла восходит к ХVI-ХVII векам. Отличало палехских иконописцев, или, как их еще называли в старину изографов, то, что они оставались крестьянами: летом работали в поле, а зимой писали на загрунтованных деревянных досках дорогие, высокого художественного качества иконы. Из цветных глин, минералов, растений делали художники пигменты. Добавляли в них яичный желток и немного клея, сваренного из рыбных (осетровых) косточек, и получали краски, которые назывались яичной темперой. Этими-то красками и работал художник, создавая икону. После революции 1917 стали палехские мастера расписывать темперой шкатулочки в отличие от федоскинских мастеров, которые работали художественными маслеными красками. А вот технологиюизготовления коробочек из папье-маше мы у них переняли. Сегодня известен наш промысел не только в России, но далеко и за ее пределами. Радует лаковая миниатюра Палеха своих владельцев во многих странах мира.
Торговка хохломскими изделиями:
А я расскажу вам сказку. Жил в заволжских лесах мужичок, который делал деревянную посуду. Прилетела к нему как-то жар-птица. Мужичок накормил ее пшеном и напоил ключевой водой. И решила жар-птица его отблагодарить: махнула крылом и загорелась деревянная посуда мужичка золотыми узорами. [2] На самом деле нет в наших изделиях ни грамма золота. А делают это наши мастера так: покрывают сделанный из дерева предмет тонким слоем глины и обжигают его в печи. Потом наносят тонкий слой металлического порошка из низкопробного серебра, позднее из алюминия. Рисуют затейливый орнамент красной и черной краской. А когда орнамент высохнет, покрывают предмет олифой и снова обжигают в печи. После “закалки” тонкий слой олифы приобретает медовый цвет. В сочетании с просвечивающим металлизированным слоем это дает эффект позолоты. Сегодня мастера заменили олифу специальным лаком. И ни качество позолоты, ни качество самой посуды от этого не пострадало. По-прежнему в хохломскую миску можно налить горячие щи или окрошку, в чашку горячий чай. Не поблекнут краски, не потускнеет позолота, не потрескается лак. Достался этот секрет нашим мастерам от старообрядческих иконописцев. На рубеже ХVII-ХVIII века жители сел Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые хрящи,Семино, Скородумово и другие, расположенные по берегам речки Узолы в лесном Заволжье, стали заниматься окраской деревянной посуды. Готовую продукцию они свозили на ярмарку в Хохлому. Отсюда она расходилась по всей России, а село Хохлома по виду изделий и сами изделия получили название “Золотой Хохломы”. Сегодня “Золотая Хохлома” экспортируется и известна в 25-ти странах, утверждая славу русских мастеров.
Продавец жостовских подносов:
“Кудрина”, “травка”… Посмотрите какие замечательные цветы на моих подносах, как радуют глаз! Как украсят ваш Дом! И сейчас я расскажу вам о нашем промысле. Он, конечно, не такой старый, как ваши промыслы. Основан в начале ХIХ века откупившимися на волю крепостными крестьянами графа Шереметева, семейством Вишняковых. В 1830-х годах кто-то из них привез с Нижегородской ярмарки железный расписной лаковый поднос, сделанный в Нижнем Тагиле. Там, на уральских заводах Демидовых, такой промысел существовал с середины ХVIII века. Вишняков и его друзья посовещавшись, решили, что могут делать сами такие подносы, и даже лучше, Наладили дело. На мотивы для живописных композиций оказали влияние ивановские ситцы, финифтяное искусство, роспись по фарфору, федоскинская миниатюра.. Нарядные подносы пользовались большим спросом у городского купечества, мещанства, чиновничества и промысел пошел в гору. Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном лаковом фоне. Железную основу художник грунтует черным лаком. Потом широкой кистью из беличьего ушного волоса красками на масленой основе делает “подмалевок”: широкими мазками рисует основу цветочной композиции. Далее наносит “пробела”, что придает цветам объем. После этого художник пишет мелкие детали: пестики, тычинки, травки, наносит золотой узор на край подноса. Сверху покрывает живопись бесцветным лаком. А самое замечательное, что роспись создается по принципу свободной импровизации, без предварительных рисунков. По этому никогда не найдете вы двух одинаковых подносов. Эх, какая красота получилась!
Торговец матрешками:
Каждая сестрица
Для меньшей – темница.
На щеках заря играет.
А в руке петух кричит.
Но кому глазок мигает –
Уж никто не различит.
Деревянные сестрички.
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.
Среди народных умельцев особое место принадлежит мастерам “потешных дел” - игрушечникам. Народная игрушка, сочетающая в себе древние традиции (наследие предков) и индивидуальное творчество мастера обязательно несет в себе отпечаток времени и местности, где была изготовлена, что находит выражение в выборе материала, стиля, сюжета. Наиболее характерными, подсказанными самой природой материалами, с которыми обычно имели дело русские мастера-игрушечники, являются дерево и глина.
Промыслы деревянной игрушки возникали повсеместно, но признанным историческим центром “потешного промысла” в нашей стране стал Сергиев Посад, расположенный на живописных холмах Подмосковья, возле стен знаменитого монастыря Троице-Сергиевой Лавры. Наш город называют столицей игрушечного производства, игрушечного царства. Сохранилась легенда, что первую игрушку сделал Сергий Радонежский, 600 лет назад.
Кто же не знает матрёшек? Кто не помнит эти игрушки своего детства? На Руси существовали традиции изготовления русской игрушки. Их изготовление было делом семейный, истоки этого мастерства уходят в традиционное крестьянское искусство.
В середине 90-х г.г. прошлого столетия жена русского мецената Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъёмную куклу, которая представляла собой фигурки восточных мудрецов. А затем в конце 19 в. членами абрамцевского художественного кружка, образованного в усадьбе Мамонтова – Абрамцево решено было создать свою русскую Матрену по образцу японской игрушки.
Торговка гжельскими изделиями:
Все рассказали? Теперь послушайте меня!
Расступись, честной народ.
Гжель на ярмарку идёт!
Мы умельцы гжельские,
Известны на Руси керамикой
чудесною – у каждого спроси.
На весь мир прославились наши фарфоровые и фаянсовые изделия из белой глины, расписанные по белому эмалевому фону синими кобальтовыми узорами. Слово гжель происходит от слова “жегель”, что означает “жечь глину”. Производством керамики еще в ХVI веке занимались здесь жители 30-ти сел и деревень, расположенных в 60-ти километрах от Москвы на территории современного Раменского района. Делали посуду и игрушки из местной каолиновой белой глины. В начале ХVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по сырой (необожженной) эмали. Они сумели найти такой состав эмалевой поливы и режим обжига, при котором эмаль не дает “цека” - сети тонких трещинок на поливе. Роспись делали синей (кобальтовой), зеленой (медной), желтой (сурьмяной), черной и фиолетовой (марганцевой) красками. Изготавливали кумганы, квасники, блюда, тарелки, кружки. Украшали посуду не только росписью, но и мелкой пластикой – лепными деталями и фигурками. Выпускались декоративные маленькие фигурки: животные, горожане разных сословий, крестьяне. В ХVIII веке в Гжели начинают делать дешевый полуфаянс. Форма сосудов и фигурок заимствуется у майолики. Именно тогда гжельские художники начинают расписывать свою продукцию синими узорами по белому фону. В начале ХIХ века в Гжели осваивают производство посуды и фигурок из фарфора. Основная техника изготовления изделий – литье в гипсовые формы с последующей ручной росписью. Полевыми и садовыми цветами, травами и злаками расписывали фарфор художники. Радовали глаз и мелкие фарфоровые скульптурки, так называемый русский фарфоровый лубок. Сохранение традиционных форм, освоенных еще во времена производства майолики, да синий кобальт в сочетании с белым цветом и золотом, позволили выжить промыслу в условиях жесткой конкуренции конца ХIХ начала ХХ века.
И сегодня в каждом доме вы найдете, радующую глаз снежной белизной и небесной синевой продукцию этого старинного промысла.
Торговка чаем и пряниками (хозяйка ярмарки):
Ну вот, гости дорогие, с товаром вы познакомились. Не пора ли теперь выпить “пару чая” с пряничками? А знаете ли вы что-нибудь о пряниках? Нет? Так я вам сейчас расскажу.
Пряник на Руси всегда был любимым лакомством. Нарядные пряники украшали стол. В разных областях у искусных мастеров были свои рецепты приготовления пряников. Кто-то “печатал” с резных досок, кто-то просто лепил как игрушку. Вот у меня здесь такая есть (показывает на доску). Иногда эти доски вырезались искусными резчиками и были настоящим произведением искусства. Пряничную поверхность для нарядности украшали разноцветными сахарными глазурями, иногда даже золотили. Размеры пряников тоже разные: от самых маленьких до таких больших, что не умещались на телеге. Особые пряники, длиной до 1 метра пеклись в “почесть”, то есть в знак чести, уважения, с указанием имени человека, которому пряник подносился. “Хоромными” и “теремными” назывались пряники с изображением теремов. Для детей выпекались фигурные пряники, изображавшие птиц, зверей, пароходы и даже буквы алфавита. Сувенирные печатные пряники выпекают и сегодня во многих городах нашей страны. Самые знаменитые из них – тульские. У меня здесь пряники московские с разными глазурями и начинками. Угощайтесь, пожалуйста. Ешь те на здоровье.
(Берет блюдо с пряниками и угощает ребят.)
3. Заключение. Закрытие ярмарки
2- уч-ся:
“Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свидания,
До счастливых новых встреч
4.. Подведение итогов
Учитель: Изделия народных промыслов, их нарядность, художественная содержательность создают атмосферу праздника, вызывает у человека приподнятое настроение.
Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными “действующими лицами” в торжественных случаях.
Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служат прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи. А небольшие сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа или даже целой страны.
И на основе всего услышанного и увиденного по художественным ремеслам и промыслам, можно сделать следующие выводы:
- искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками;
- искусство народных промыслов является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить;
уникальность художественных традиций здесь состоит еще в том, что на этой земле сошлось, по крайней мере, два мощнейших творческих потока, связанных с монастырскими и крестьянскими традициями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
Программа внеурочной деятельности по изо "Ярмарка народных промыслов" 5 класс
Программа курса по изобразительному искусству «Ярмарка народных промыслов» рассчитана на учащихся 5-го класса. В программе представлены материалы практических заданий по изгото...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Методические материалы для урока ИЗО. "Ярмарка народных промыслов". Проверочная работа. Презентация
Много талантливых мастеров было на русской земле. В народных промыслах участвовали порой целые деревни: секреты мастерства передавались из поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Оч...