Главные вкладки

    Воспитательная система "Нравственность"
    методическая разработка (8 класс) по теме

    Истомина Ирина Александровна

    Воспитательная система "Нравственность" предназначена для работы с учащимися 8-9 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нищете материальной нетрудно помочь,

      нищете души - невозможно.

    М. Монтель

    Цели и задачи воспитательной системы «Нравственность»

    Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

    Задачи:

    • Формировать  у учащихся нравственное отношение  к окружающим людям;
    • Способствовать осознанию ценности человеческой жизни;
    • Развитие желания действовать сообразно нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
    • Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
    • Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
    • Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
    • Воспитание интереса к самим себе, желания самосовершенствования;
    • Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

    Основные понятия воспитательной системы «Нравственность»:

    Нравственный выбор, нравственное просвещение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт



    Предварительный просмотр:

    Как редко ребенок бывает

     таким, как нам хочется…

    Януш Корчак

    Пояснительная записка

    Старший подростковый возраст является переходным от отрочества к юности, и именно в этот период возникают благоприятные предпосылки для воспитания у подростка качеств, необходимых для профессионального самоопределения. Потребность в самоопределении становится центральной для всего развития личности. Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др. Для реализации этой потребности подрастающему человеку необходимо интегрировать уже имеющиеся у него свойства, отношения, мотивы, ценностные ориентации. Личность должна обладать цельностью. Трудно указать другую потребность, которая в такой же мере, как потребность в самоопределении, требовала бы интеграции всех свойств  и отношений личности и приводила бы к соподчинению разнообразных мотивационных тенденций.

    Познание себя, своих качеств, приводит к формированию когнитивного компонента «Я – концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий компоненты личности.  Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.

    Помимо реального «Я», «Я - концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я», может сильно отличаться от реального.

    В плане самоопределения старшего подростка большое значение имеет воспитательная работа, нацеленная на гармонизацию его «Я – концепций». В этом случае подростками будет актуально восприниматься помощь в самопознании, в согласовании своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями.

    Педагогическая работа со старшими подростками должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности подростков и противоречия, возникающие при их реализации. Педагог, помогая подростку удовлетворить актуальную потребность или разрешить противоречие, выводит его на качественный уровень развития. При этом целенаправленно формирует у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным социальным смыслом, развивает его нравственные и волевые качества.

    Главной задачей классного руководителя является помощь старшему подростку в поиске позитивной перспективы в жизни, в выборе путей получения образования после окончания 9-го класса. Это, в свою очередь, серьезно помогает в профилактике деликвидного поведения подростков, появления алкогольных и наркозависимостей. Подросток получает возможность «собрать» свою личность: поставить цель в жизни, наметить пути самовоспитания, составить предварительный профессиональный план.



    Предварительный просмотр:

    Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу,

     а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу,

     а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать.

    Парадокс древнегреческих ученых.

    Принципы воспитательной системы «Нравственность»

    Старший подростковый возраст характеризуется огромной, напряженной внутренней работой по самопознанию, самооценке, самоопределению. Но для выполнения этой работы подростку нужны не только педагогические беседы, но реальные испытательные ситуации.  Дело затрудняется тем, что ребенок непрерывно удивляет своей переменчивостью не только взрослых, но и самого себя. Он как бы не может нащупать свое настоящее «Я». Воспитательные воздействия должны стать более косвенными: а) помощь по запросу; б) совместное планирование; в) совместный разбор случившегося.

    Воспитательная работа должна базироваться на следующих принципах:

    • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
    • Беспристрастность в оценке поступков учащихся;
    • Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
    • Диалогичность и открытость в общении с учащимися;
    • Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
    • Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
    • Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
    • Умение признавать ошибки


    Предварительный просмотр:

    Методы и формы работы

    Для подросткового возраста характерна особая восприимчивость к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя человеком, гражданином, представителем своего народа, членом семьи, с развитием самосознания. Поэтому в рамках данной воспитательной системы целесообразно использовать следующие формы работы:

    • Тематические классные часы;
    • Тренинги нравственного самосовершенствования;
    • Театральные и кинопросмотры;
    • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города;
    • Дискуссии по нравственной тематике;
    • Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
    • Организация цикла нравственных бесед;
    • Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
    • Праздничные мероприятия, направленные на формирование культуры нравственного поведения, этики.



    Предварительный просмотр:

    Нравственность – это разум сердца.

    Г. Гейне

    Нравственность – это склад души,

     выражающийся в страстях и поступках.

    Аристотель

    Внедрение воспитательной системы «Нравственность»

    Воспитательная система рассчитана на два года (8 - 9 класс), т.к.  необходимо ее поэтапное внедрение в педагогический процесс.  На 1 этапе (планирование) осуществлялся анализ результативности предыдущей воспитательной системы, учитывался опыт работы в классе за прошедшие три года, выявлялись приоритетные направления в работе с детьми старшего подросткового возраста. В результате проведенного аналитического процесса мною было выбрано направление «Нравственность», как неотъемлемый компонент формирования личности подростка, находящегося на этапе взросления. 8 класс – это этап реализации поставленных задач через различные методы и формы, корректировка первоначального замысла с учетом анализа воспитательного процесса.

    Второй этап (9 класс) – это период сбора и систематизации информации о воспитательном процессе, анализ и оценка результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных моментов, определение проблем и противоречий в воспитательном процессе, составление прогноза развития воспитательной системы класса.



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Гений – это один процент таланта

     и девяносто девять процентов труда.

     Томас Эдисон

    План воспитательной работы на 2008-2009 учебный год

    Цель: создание условий для развития знаний о нравственном компоненте личности, как регуляторе поведения человека в обществе, требующего самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

    Задачи:

    • Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;
    • Развитие самосознания и культуры самовоспитания;
    • Приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности;
    • Формирование полового самосознания и подготовка к семейной жизни;

    Задачи воспитательной деятельности

    Формы работы

    Название

    Сроки

    1.Развитие интеллектуальных возможностей учащихся

    Классный час

    1.«Что год грядущий нам готовит?» (организационный Кл. час)

    2.«Что значит учиться мыслить?»

    Сентябрь

    Декабрь

    Беседа

    « Правила дорожного движения и правила безопасности жизнедеятельности»

    Сентябрь

    15-минутки

    1.«Чтобы компьютер был другом»

    2. «О культуре памяти»

    3.  «Как научиться сдавать экзамены?»

    4. «Время, события, люди»

    Март

    Март

    Март

    Каждый четвертый четверг месяца

    Интеллектуальный марафон

    « Все гениальное-просто»

    Октябрь

    2.Расширение границ познания учащимися мира человеческих ценностей, нравственное развитие личности

    Классный час

    «Моя самооценка, или как полюбить себя?»

    Март

    15-минутки

    1. «Искусство каждодневного общения»

    2. «Учитесь добру»

    3. «Совесть – мерило нравственности»

    4. «Правила делового общения»

    Декабрь

    Декабрь

    Декабрь

    Декабрь

    Праздник

    «И снова Новый год пришел!»

    Декабрь

    Кинотеатр

    « Фильм, фильм, фильм!»

    Май

    3. Формирование национального самосознания на основе экологической грамотности и патриотизма.

    Классный час

    1. «Заповедными тропами»

    2.«Что значит быть порядочным человеком?»

    Октябрь

    Февраль

    15-минутки

    4.  Государственный флаг России»

    Февраль

    Экскурсии

    1.АГМУ анатомический музей

    2. АКДЭЦ  экологический уголок города

    Октябрь

    Октябрь

    Праздник

    « Мой самый родной человек» (ко дню 8 Марта)

    Март

    4.Формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья

    Классный час

    «Строим дом своего здоровья»

    Ноябрь

    15-минутки

    1. «Как развить свои физические возможности?»

    2. «Что надо знать о пище и о режиме питания?»

    3. « Правда о СПИДе»

    4. « Мифы о наркотиках»

    5.  « Из истории Олимпийского движения»

    Ноябрь

    Ноябрь

    Ноябрь

    Ноябрь

    Апрель

    Пресс-конференция

    « Люди будущего: кто они?» ( вопросы генетики и здоровья человека 21 века)

    Ноябрь

    5.Организация психолого-педагогического просвещения родителей

    Родительские собрания:

    1.лекция

    2.Дискуссионный клуб

    3.Диспут

    4.Обучающий тренинг родительской эффективности

    5. Разговор детей и взрослых

    1. «Возрастные особенности старшего подросткового возраста»

    2. «Как уберечь подростка от насилия»

    3. «Жизненные цели подростков»

    4. « Как помочь подростку обрести уверенность в себе»

    5. « Нравственные приоритеты семьи»

    Сентябрь

    Ноябрь

    Февраль

    Март

    Май

    Индивидуальные консультации

    По вопросам воспитания и обучения

    В течение года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

    Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

    Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

    Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

    Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

    Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

    Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

    Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

    Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

    1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

    Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

    Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...