Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
материал по теме
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на заседании МО заместителей директоров Ельниковского муниципального района | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на районном заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе
«Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность детской пионерской организации»
«Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом».
А.С. Макаренко.
Анализ позитивных изменений, происходящих в обществе в целом, состояние сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к среднему образованию. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как в конкурентоспособном человеке, владеющим способами и средствами сохранения и развития себя как личности. Стратегия активной адаптации, в основе которой лежат опережающее развитие, формирование творческой личности, воспитание активной жизненной позиции должна способствовать формированию готовности к самоопределению, становлению, саморазвитию каждого выпускника школы. Реализация такой стратегии возможна только при постоянном педагогическом сопровождении, что в условиях нашей школы привело к созданию воспитательной системы, в основе которой лежит работа детской организации. Поскольку действие детской организации позволяет добиться главной цели – создание единого воспитательного пространства через решение следующих задач: обновление содержания воспитания, развитие традиций детской организации (да и школы в целом), оказание помощи семье, развитие здоровьесберегающих технологий, удовлетворение потребностей ребенка в самореализации, формирование гражданско-патриотической культуры и др.
Все учащиеся нашей школы являются членами детских школьных организаций, которые в свою очередь входят в состав районных организаций. В школе у нас существует пионерская организация, которая носит имя А. П. Гайдара.. В нее входят учащиеся 5-8 классов. . Этот возраст отличают большая жизнерадостность, внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности. Дети дружелюбны, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Большое значение начинает приобретать оценка их поступков и поведения как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей. Дети охотно принимают руководство старших, относятся к их предложениям с доверием, с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение, участие взрослых вносят оживление в любую деятельность ребят и вызывают их активность.
Воспитательные задачи, которые мы ставим перед собой в работе с пионерами следующие:
- Выработать позитивное отношение к пионерам и пионерской организации
- Содействовать естественному стремлению детей к самореализации и саморазвитию, направленной на проявление разнообразных интересов ребят, защиту их прав и потребностей, а так же социальному становлению подрастающего поколения.
- Помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье, Родине.
- Прививать любовь к Отечеству, национальному наследию, традициям и обычаям своего народа.
Жизнь пионеров идёт полным ходом. Небольшая гостеприимная пионерская комната всегда открыта для ребят. Сюда в свободную минуту стремятся заглянуть пионеры, чтобы получить ответы на свои многочисленные «почему?», пообщаться, доложить о выполненном поручении, предложить что-то интересное. Им нравится, что каждый из них – частичка большого целого, что каждый на виду и может на деле применить свои способности и раскрыть таланты, что у всех есть общие дела и маленький вклад каждого будет оценен и признан, что никто не чувствует себя одиноким.
В 2009-2010 учебном году в дружине состояло 16 пионеров, которые составляли 2 пионерских отряда имени Зины Портновой (5-6кл) и Марата Казея (7-8 кл). Председателем Совета дружины является учащийся 8- класса Шехмаметьев Айрат.
Особую значимость приобретает один из традиционных методов пионерской работы – поручение.
Обращенный непосредственно к личности пионера, он помогает сформировать у него необходимую позицию хозяина, инициатора, творческого исполнителя. Велика роль поручения как действенного метода включения каждого подростка в самоуправленческую деятельность, как средства развития первичного коллектива – отряда. На основе этого действует Совет Активных и Инициативных ребят, которые работают по следующим секторам: спортивный, культмассовый, редколлегия, учебный и работа со светлячками. Пионерская дружина работает по программе «Ориентир», предложенной районным ДДТ, состоящая из шести направлений :
1. «Возрождение», 2. «Забота», 3. «Школа здоровья», 4. « Я расту, 5. « Земля - мой дом». 6 «Мы все можем».
1 Подпрограмма «Возрождение»
В целях развития интересов к изучению местных традиций, праздников, об-рядов, перед нами стояли следующие задачи: осваивать культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознавать глубинные связи поколений; познакомиться с трудовыми и ратными подвигами наших земляков; научить детей и подростков поисково-исследовательской, архивной работе; создавать условия для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и подростков. Для этого проводились следующие мероприятия: На протяжении всего года собирался материал для пополнения уголка боевой и трудовой славы. Действовал поисковый отряд «Патриот». Приняли участие в районом мероприятии «Снежный десант -2010» В День защитников Отечества проведен организован «Сыны Отечества! Защитники нашей Родины» Дню памяти юных героев-антифашистов был посвящен сбор дружины «Памяти юных героев посвящается». В марте-апреле организованы встречи с вдовами участников Великой Отечественной войны. Также собирались материалы и готовилась книга, посвященная 65-летию великой Победы.
2. Подпрограмма «Забота».
В целях формирования у детей и подростков высоких нравственных качеств, доброты, милосердия, чувств сострадания к другому человеку перед нами стояли следующие задачи: знакомство с основами социальной работы, медицины; научиться передавать свою увлеченность, опыт младшим ребятам (светлячкам), обучить их конкретным умениям; развивать детскую инициативу по оказанию помощи больным ровесникам.
Чтобы решить эти задачи мы проводили следующие мероприятия:
Организовывали трудовые десанты, оказывали помощь Ветеранам Великой Отечественной войны, престарелым, одиноким. Проведена операция «Звездочка»
Организована шефская, вожатская работа у светлячков и младших пионеров. Организованы и проведены праздники и концерты для пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны.
Восьмиклассники принимали участие в вечерах профессий, круглых столах, диспутах и т.д.
С женским праздником 8 –е марта поздравили вдов участников Великой Отечественной и показали им концерт. В мае проведена операция «С Днем Победы!» - проведена Неделя Славы, акция «Подарок ветерану» Ухаживаем за памятником погибшим воинам. Посажены цветы, произведена уборка возле памятника. В честь 65-летия Победы была заложена аллея из саженцев сосны.
В дружине стало традицией в день рождения А.П.Гайдара проводить сбор дружины «Гайдар шагает впереди».Для мам организован праздник День Матери «Милая моя, нежная моя, добрая моя - мама»
3. Подпрограмма «Школа здоровья»
Воспитывая в детях культуру здорового образа жизни (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т.д.) перед нами стояли задачи: воспитывать потребность в здоровом образе жизни; развивать способности к распознанию рискованных ситуаций; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей и подростков, формировать у них стремление к развитию своих физических способностей; повышать духовный уровень детей и подростков.
Было запланировано много различных мероприятий, которые мы постарались провести у себя в школе и в дружине.
На протяжении всего учебного года проводились мероприятия на тему: «Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании», организовывались встречи с медиками. Организован клуб «ЗОЖ», который действует по своей программе, в соответствии с общешкольной.
Проведена игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
На протяжении всего учебного года организовывались «Дни здоровья», проводились спортивные соревнования, конкурсы зарядок, рыцарские турниры. Проведены фольклорно-спортивный праздник и весёлые старты. Организован турпоход на лыжах в «Барский лес». В организованном в нашей школе лыжном пробеге наши учащиеся заняли больше всех призовых мест.
4. Подпрограмма «Я расту»
Главной целью этой подпрограммы являлось развитие личности детей и подростков, в практической, общественно-значимой, коллективной деятельности. Задачами были: учить как стать подлинным хозяином своей организации; создавать условия для самосовершенствования, самореализации; помогать овладевать основами ораторского и организаторского искусства.
Чтобы выполнить эти задачи мы проводили следующие мероприятия: в сентябре мы провели анкетирование на выявление ценностных ориентаций членов детского объединения, проведен сбор дружины «Пробуем планировать сами», где ребята вносили свои предложения в планирование работы дружины и отрядов, все их предложения бурно обсуждались и впоследствии вносились в план работы дружины и отрядов.
Участвовали в районных деловой игре для школьного актива «Лидеры года. Организована дискуссия «выбор лидера: свобода и ответственость».В апреле проведен отчетно-выборный сбор дружины «Отчеты и выборы». В районном конкурсе «Истоки добра» Шехмаметьев Айрат занял 2 место, Мещеров Ильдар 2 место, Кутуева Дания 3 место.
Проведен сбор дружины «Прощание с пионерским отрядом» и посвящение в пионерыюРяды пионеров пополнились: на сборе были приняты в члены пионерской организации учащиеся 4 х классов. Новенькие галстуки заалели на груди ребят, а от сияния их счастливых глаз всем стало весело и радостно. После подведения итогов заканчивающегося учебного года и принятия рапортов от председателей Советов отрядов, было принято решение не прекращать работу во время летних каникул (заботиться о пожилых людях, ухаживать за цветниками и пришкольным участком, быть первыми помощниками воспитателей пришкольного летнего лагеря, читать, каждый день узнавать что-то новое), хорошо отдохнуть и набраться сил. 19 мая ДДТ организован районныпраздник День Пионерии, где присутствовала делегаци из нашей дружины и ученица Чебырова Наташа была награждена грамотой за активную работу.
5. Подпрограмма «Мы все можем»
С целью внедрения нетрадиционных форм организации досуга детей и подростков и с целью помочь детям в самосовершенствовании перед нами стояли задачи: развивать творческие способности; способствовать расширению кругозора, активному подходу к жизни, развитию смелости в решении проблем; предоставлять возможность проявить способности и таланты. Претворяя задачи в жизнь проведено: конкурс на лучшую рекламу своего отряда, «Осенний бал», КВН, Новогодний бал-маскарад « Новогодние приключения в Простоквашино», конкурс эрудитов «Что? Где? Когда?», День Святого Валентина – конкурсная программа. В финале районной игры ДЮП заняли третье место. Команда КВН «Прогрэсс» в 9 районном фестивале игр была отмечена грамотой за участие, а одной из участниц -Мещеровой Венере был присвоен титул Мисс КВН-2010. В районном празднике, посвященном Дню детства команда нашей школы заняла 2 место в конкурсе рисунков на асфальте и была награждена сладкими подарками. Учащиеся нашей школы являются ежегодными обладателями грамот за участие в полюбившемся республиканском конкурсе «Рождественская звезда» (6 дипломов участника). Принимали участие и стали победителями в районном конкурсе «Одаренные дети Ельниковской земли-2010» в номинациях «Художественная фотография», «Юный богослов», «Народное творчество», в республике в одноименном конкурсе в номинации «Художественная фотография» заняли 2 место, а также были отмечены дипломами участников. Ученица 6 класса Чебырова Наташа была награждена грамотой и подарком за активное участие в республиканской акции «Без наркотиков»
6. Подпрограмма «Земля – мой дом»
Развивая экологическую культуру, мышление у детей перед нами стояли задачи: развивать у детей милосердие, доброту через общение с природой, воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому на Земле, обогащать знания о природе Мордовии, формировать ответственное отношение к окружающей среде. Решая задачи этой подпрограммы проводились мероприятия: операция «Уют» (озеленение классов), экскурсии в лес, конкурсы рисунков на экологическую тематику, операция «Кормушка», викторина «Знаете ли вы Красную Книгу Мордовии», конкурсы поделок из природных материалов, турнир знатоков природы, день птиц – КВН «Наши пернатые друзья», операция «Скворечник», день Земли «Берегите Землю» - экологический суд.
Операция «Живи, родник».
В течение всего учебного года в дружине проводились плановые заседания САИР, проводились рейды по проверке учебников, активно работали все сектора, проводилась учеба вожатых, восьмиклассники участвовали в дежурстве по школе.
Восьмиклассники, которые теперь уже перешли в старшее звено, пожелали пионерам не останавливаться на достигнутом, стремиться к новым победам и упорно идти к поставленной цели.
Хотелось бы отметить, что юность, молодость – это определенная ступень развития человеческого организма. Для нее характерны своя, имеющая некоторое отличие от взрослых психика, специфические запросы, интересы (культурные, спортивные и др.). Молодость – это и пора становления личности, гражданской зрелости человека, пора становления характера, воспитания воли, формирования мировоззрения, пора приобретения практических навыков жизни. В эти годы у человека активно пробуждаются и развиваются элементы сознания собственной независимости, стремление к самодеятельности, поиску, романтике, творчеству.
Из этого вытекает постоянно возрастающий интерес школьников к социальным, общественным проблемам современности, чувство взрослости, сопричастности к общенародным делам, ответственности за дела своего коллектива, стремление проявить себя в общественной работе, участвовать в деятельности организации ровесников.
Пионерская организация создает условия для решения многих задач воспитания школьников. Участие в деятельности школьной пионерской организации является важнейшим средством формирования общечеловеческих ценностей у школьников, таких, как любовь к Родине, уважительное отношение к старшим, сознательное отношение к учебе, труду, культура поведения.
Есть в жизни каждого пионера самые главные слова. Он произносит их один раз, но, сказав, помнит все свои пионерские годы. Эти главные слова – Торжественное обещание. Каждое слово в нем значительно.
Так кто же такой пионер сегодня? Мне понравились слова одного из журналистов, который рассматривал даный вопрос "Пионер"- это не просто слово, обозначающее принадлежность к организации, не способ самоутвердиться и подняться над всеми остальными, а состояние души, при котором человек живёт по священным законам Чести, Совести и Правды".
Моим желанием является, чтобы в среде наших детей и подростков царил Мир Детства;
чтобы вновь примером для подражания стали истинные Герои нашего Отечества; чтобы подрастая, каждый мой воспитанник смог найти в жизни своё и только своё дело; чтобы каждый мой воспитаник в подростковом возрасте выработал своё и только своё отношение к окружающей жизни, свою активную жизненную позицию, чтобы умел думать не только о личной выгоде, чтобы вырос достойным Человеком.
Все это, я считаю, и является главной целью нашей работы. Поэтому желаю всем творческих успехов, терпения, огромного заряда энергии!
МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
«Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность детской пионерской организации»
(из опыта работы зам. директора по ВР
Галдиной Светланы Алексеевны)
Подготовила: зам. директора по ВР
МОУ «Акчеевская СОШ»
Галдина С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности заместителя директора по воспитательной работе
Предлагаю вам самоанализ своей деятельности, подготовленный в рамках аттестации....
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Выступление "Из опыта работы детского общественного объединения "Школьная республика" на методическом объединении старших вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе
Описание работы детского общественного объединения "Школьная республика"...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...
Статья "Технология мониторинга результативности воспитательной системы". Журнал "Заместитель директора по воспитательной работе" №1, 2009 год.
Мониторинг результативности воспитательной системы - последовательная структура действий, направленная на отслеживание управляемых изменений по достижению цели в процессе воспитания. Результатом монит...
Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв...