Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны
рабочая программа по психологии (9 класс)

Сураева Мария Николаевна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

 - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

 - Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

- Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ № 73» на 2018-2019 уч. год.

 

С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта среднего полного образования. Реализует идеи новой концепции образования, содержит учебно-тематический план изучения материала по курсу, учитываются базовые знания и умения, сформированные учащимися в среднем звене школы. Программа учитывает специфику социума, знакомит учащихся с особенностями профессий на железнодорожном транспорте, в сфере образования, культуры, права и других.

Обоснование актуальности программы.

В условиях современной Российской школы важным компонентом становятся компетенции, которые необходимы современному выпускнику. Набор и содержание компетенций должны наиболее полно удовлетворять индивидуальные запросы старшеклассников, соответствующие их дальнейшим планам. Элективный курс «Профориентация и социальная компетентность»  относится к обществознанию и ориентирован на подготовку учащихся 9 класса МБОУ «Горхонская СОШ №73»  к осознанному выбору жизненного пути, профессии, самореализации личности. Это комплексный курс, объединяющий вокруг проблем успешного выбора жизненного пути знания по обществознанию, психологии, социологии, экономике, менеджменту, праву. Курс позволит дать учащимся комплекс практико-ориентированный заданий, которые помогут им грамотно и эффективно действовать при выборе образования, профессии, при поступлении на работу, в предпринимательской деятельности. Программа рассчитана на обучение учащихся 9 класса МБОУ «Горхонская СОШ №73» - на 35 часов в год. Программа включает  национально-региональный компонент, который реализуется через следующие уроки: «Межличностное взаимодействие»,  «Этика современного бизнеса»,  «Профессии в нашей жизни» и др. Программа может изучаться отдельным модулем, либо продолжаться в 10 – 11 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации «Заиграевский район»

МБОУ Горхонская средняя общеобразовательная школа №  73

Утверждаю:                              Согласовано: заместитель         Программа рассмотрена                Директор МБОУ                      директора по УВР  МБОУ         и одобрена на заседании  МО

«Горхонская СОШ № 73»      «Горхонская СОШ № 73»    МБОУ «Горхонская СОШ № 73»      

 Максимова Н.П _______        Бурлакова И.В._______            Стрежнёва С.В._________

Приказ № ___                         «___»_____ 2018 г.                    Протокол № ____

«__»______2018 г.                                                                           «___»_____ 2018 г.  

Рабочая программа

по элективному курсу

«Профориентация и социальная компетентность»

для учащихся 9 класса

заместителя директора по воспитательной работе

Сураевой Марии Николаевны

2018 – 2019 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

 - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

 - Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

- Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ № 73» на 2018-2019 уч. год.

С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта среднего полного образования. Реализует идеи новой концепции образования, содержит учебно-тематический план изучения материала по курсу, учитываются базовые знания и умения, сформированные учащимися в среднем звене школы. Программа учитывает специфику социума, знакомит учащихся с особенностями профессий на железнодорожном транспорте, в сфере образования, культуры, права и других.

Обоснование актуальности программы.

В условиях современной Российской школы важным компонентом становятся компетенции, которые необходимы современному выпускнику. Набор и содержание компетенций должны наиболее полно удовлетворять индивидуальные запросы старшеклассников, соответствующие их дальнейшим планам. Элективный курс «Профориентация и социальная компетентность»  относится к обществознанию и ориентирован на подготовку учащихся 9 класса МБОУ «Горхонская СОШ №73»  к осознанному выбору жизненного пути, профессии, самореализации личности. Это комплексный курс, объединяющий вокруг проблем успешного выбора жизненного пути знания по обществознанию, психологии, социологии, экономике, менеджменту, праву. Курс позволит дать учащимся комплекс практико-ориентированный заданий, которые помогут им грамотно и эффективно действовать при выборе образования, профессии, при поступлении на работу, в предпринимательской деятельности. Программа рассчитана на обучение учащихся 9 класса МБОУ «Горхонская СОШ №73» - на 35 часов в год. Программа включает  национально-региональный компонент, который реализуется через следующие уроки: «Межличностное взаимодействие»,  «Этика современного бизнеса»,  «Профессии в нашей жизни» и др. Программа может изучаться отдельным модулем, либо продолжаться в 10 – 11 классах.  

 

Цель: подготовка учащихся к осознанному выбору жизненного пути, воспитание и формирование гражданина, любящего свою Родину, умеющему применять полученные компетенции в своей жизни.

Задачи: 

1.Образовательные:

 • Овладения элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками информации;

• Овладение элементами самопознания, саморазвития, формирование навыка активного планирования;

• Развитие способностей формулировать, аргументировать свою позицию, уметь оценивать ситуацию с точки зрения исторического времени;

 • Формирование умений анализа СМИ, других источников и документов.    

2. Воспитательные:

 • Умения общения с людьми в современном поликультурном мире, полиэтническом и  много конфессиональном обществе.

 • Духовно-нравственной основы будущего гражданина своей страны.

 3. Развивающие:

 • Развитие способностей анализировать информацию с различных источников;

• Умение применять сравнение при оценке исторических и современных событий

• Умения описывать события, давать характеристику личности, находить причинно- следственные связи;

 • Умения на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы формировать собственную позицию;

4.Валеологические:

 • Использование кабинета истории подготовленного к учебному процессу соответствии с требованиями САНПиН

 • Внедрение оздоровительных моментов на уроке;

 • Систематическое наблюдение за посадкой учащихся;

• Учет возрастных особенностей, благоприятный психологический климат на уроке

 • Соответствие урока основным нормам САНПиН.

  Роль учебного предметы в формирование ключевых компетенций.

По окончании изучения элективного курса в 9 классе, учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • Ключевые:
  • Ценностно-смысловая компетенция- Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  • Социо - культурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

- Учебно-познавательные - Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  • - Коммуникативные компетенции - Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
  • Социально-трудовые компетенции - Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
  • Компетенции личностного самосовершенствования - направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и

возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

  • Предметные (т.е. обучаемый владеет всеми необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными курсом). Предметные компетенции указаны в разделе «Требования к уровню подготовки учеников».

Организация образовательного процесса

Для реализации данной программы использую следующие технологии:

 • Технология личностно-ориентированного развивающего обучения;

 • Групповые технологии;

• Технологии проектного обучения;

• Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей.

• Игровые технологии. Деловая игра.

• Информационные технологии.    

Формы контроля.

Предварительный- установление исходного состояния познавательной деятельности индивидуального уровня каждого ученика.

- Текущий - необходим для диагностики хода учебного процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.                                                   - Итоговый - конечный результат большого смыслового блока (раздел, четверть, полугодие, год).                                                                                                                                                                     В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. Установлены критерии оценки при пятибалльной системе.

УМК.

1. Лигерс А.Г. – Учебное пособие. Психологический тренинг с подростками. Москва Академия 2013 г.

 2. Пряжников Н.С. – Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва «ВАКО» 2005 г.

3. Чернявская А.П. – Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.  Москва ВЛАДОС ПРЕСС 2004 г.

 4. Вачков И.В. – Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Москва Ось-89 2001 г. 5. Пряжников Н.С.- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения Москва Воронеж 2002 г.

 6. Карелин А.А. Психологические тесты. Том 2 Москва ВЛАДОС 2003 г.

7. Методические пособия для учителей.  

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения элективного курса «Профориентация и социальная компетентность»

ученик должен:

Знать\понимать:

  • Основные положения профессиональной направленности.

•        Сущность психических процессов, определений

•        Современную психологическую и профессиональную терминологию и символику.

Уметь:

•        Объяснять: роль классификаций профессий, идей, принципов, гипотез формирования современной научной картины мира, научного профессионального  мировоззрения; отрицательное влияние вредных привычек;

•        Устанавливать взаимосвязи профессиональной деятельности со следующими  факторами – здоровье, психологические, физические и физиологические требования к выбору профессии.

•        Объяснять с помощью психологического консультирования потребности выпускников их реализацию.

•        Описывать свои желания, оценивать свои способности, ставить цели разного уровня;

•        учитывать разные особенности своего организма при подготовке к экзаменам.

•        Сравнивать ценности жизни и правильно расставлять приоритеты; научатся быть коммуникабельными.

•        Анализировать и оценивать рынок труда, свои особенности и способности

•        Осуществлять самостоятельный поиск информации по профессиональному ориентированию в различных источниках;

•        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематический план

Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования и в соответствии с примерной программой общеобразовательных учреждений.

Название раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Психологическая суть жизненного и профессионального

самоопределения.

9 ч.

2

Раздел 2  Межличностное взаимодействие.

8 ч.

3

Раздел 3 Психологическое консультирование.

8 ч.

4

Раздел 4 Советы будущим выпускникам.

10 ч.

Итого

35 ч.

Содержание курса:  

Курс имеет выраженную гуманистическую направленность, помогает молодым людям определять свои профессиональные интересы,  особенности, свою профессиональную направленность, что особенно важно в современных условиях выбора профессии.

В разделе 1 - раскрывается «Психологическая суть жизненного и профессионального

самоопределения» - основные ценности жизни, исследуется мир профессий, а также способы самореализации личности. Во 2-м разделе «Межличностное взаимодействие» раскрывают составляющие жизненных планов, временных целей, диагностика. Раздел 3  «Психологическое консультирование» - даёт информацию психических особенностях организма, об особенности разных профессий (плюсы и минусы), информацию о б учебных учреждениях. Раздел 4 «Советы будущим выпускникам» - поясняют учащимся  9 класса -как правильно готовиться к экзаменам ОГЭ,  раскрывает особенности подготовки, режим дня, правильное питание, тренинговые занятия, снятие эмоционального напряжения и т.д.

Таким образом, курс обществознания в 9  классе посвящен главному - основным проблемам современного профессионализма, росту  личного статуса подростков, знакомством с огромным миром новых профессий, в который ему предстоит войти.

9 класс

 элективный курс

«Профориентация и социальная компетентность»

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Раздел 1. Психологическая суть жизненного и профессионального

самоопределения. Введение. Социальная компетентность – что это?

1

2

Социальная компетентность, характеристика.

1

3

В мире профессий.

1

4

В мире профессий.

1

5

Профессиональное самоопределение. Как выбирать профессию.

1

6

Кто – я? Какой – я? У.П 1 и У.П2.

1

7

Азбука карьеры.

1

8

Азбука карьеры. Что раздражает боса.

1

9

Свобода – ценность жизни.

1

10

Раздел 2  Межличностное взаимодействие.

Общительность.

1

11

Как выбирать профессию. (занятие 1)

1

12

Проверка профессионального соответствия

1

13

Образование и формирование жизненных планов.

1

14

Как можно изменить себя «Какой я?» (занятие 3

1

15

Диагностическая методика. Карта интересов.

1

16

Диагностика тревожности.

1

17

«Роль самовоспитания при планировании карьеры»

1

18

Раздел 3 Психологическое консультирование.

 Мышление и мыслительные операции (методика «Эрудит»).

1

19

Профессионально важные

качества

1

20

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

21

Эмоциональное отношение к выбору профессий.

1

22

Учёт сильных и слабых сторон своих способностей при выборе профессий.

1

23

Кто такой трудоголик?

1

24

Тренинги: Мои профессиональные интересы и склонности.

1

25

Контрольные задания. Психологическое консультирование.

1

26

Раздел 4 Советы будущим выпускникам.

Как правильно готовиться к экзаменам ОГЭ

1

27

Психологические особенности человека при подготовке к экзаменам.

1

28

Режим дня. Создание благоприятной обстановки дома и в школе.

1

29

Питание и его влияние на мыслительные процессы.

1

30

Учёт особенностей организма человека при подготовке к экзаменам.

1

31

Упражнения на расслабление и концентрацию организма на экзамене.

1

32

Тренинги и игры на сплочение и расслабление.

1

33

Обобщение. Я учусь принимать решения. Проективный рисунок «Я через 10 лет», или «Мой товарищ через 10 лет»

1

34

Контрольная работа за год «Профессиональное самоопределение»

1

35

Проективный рисунок «Дорога в жизнь»

1

Контрольно - измерительные материалы:

1. Контрольные вопросы.

2. Анкетирование.

Оснащение учебного процесса.                                                                                                                  Для реализации программы используется следующее оборудование:

  1. Книги по психологии.
  2.   Папки с творческими заданиями.
  3. Тесты. Анкеты. Практикумы.

Список литературы:

Список литературы для учителя:

1. Лигерс А.Г. – Учебное пособие. Психологический тренинг с подростками. Москва Академия 2013 г.

 2. Пряжников Н.С. – Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва «ВАКО» 2005 г.

3. Чернявская А.П. – Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.  Москва ВЛАДОС ПРЕСС 2004 г.

 4. Вачков И.В. – Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Москва Ось-89 2001 г. 5. Пряжников Н.С.- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения Москва Воронеж 2002 г.

 6. Карелин А.А. Психологические тесты. Том 2 Москва ВЛАДОС 2003 г.

7. Методические пособия для учителей.  

Список литературы для учащихся:

1. Энциклопедии.

 2.Познавательная литература.

3. Литература по психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс

Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу по алгебре и началам анализа, 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Кузьмичевой Татьяны Владимировны по элективному  курсу по алгебре и началам анализа, 11 класс....

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Рабочие программы по элективным курсам по математике 5,6 и 8 классы

Элективные курсы "Текстовые задачи" для 5 и 6 классов и "Геометрия вокруг нас" для 8 класса....