Классный час по толерантности (с 14 лет) . Деловая игра "ВСЕЛЕННАЯ"
классный час (7 класс) по теме

Заботкина Валентина Витальевна

Подробная разработка известной деловой игры "ВСЕЛЕННАЯ"для подростков. В разработке: сценарий, презентация с анимацией. 

Эмоциональная игра  для глубинного осознания толерантности. Рекомендую проводить классным руководителям совместно с педагогами-психологами. Социальная толера́нтность- терпимость к иному мировоззрению.

(Есть звуковые файлы для 2-8, 17,19 и 20 слайдов), но MP3 формат не загружается.Кому интересно, могу выслать, пишите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слайды с анимацией.2.88 МБ
Файл delovaya_igra.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра « ВСЕЛЕННАЯ»

Слайд 9

Уважаемые дамы и господа! Поздравляю вас с успешным окончанием Школы космической навигации . .

Слайд 10

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКИПАЖА

Слайд 11

Распределение обязанностей. Список должностей : 1. Капитан 2. Первый пилот - управляет звездолетом. 3*. Второй пилот. 4. Штурман - прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. 5. Бортинженер - обеспечивающий безотказную работу силовых установок и других технических систем во время полёта. 6. Психолог - создает комфортную обстановку для экипажа во время полета, оказывает психологическую помощь и поддержку. 7. Врач - оказание медицинской помощи экипажу. 8. Связист - поддерживает связь с Землей, информирует капитана о полученных сигналах из космоса. 9. Повар – обеспечивает экипаж здоровым полноценным питанием. 10*. Специалист по внеземным цивилизациям. ДОЛЖНОСТИ со звездочкой* могут не распределяться.

Слайд 12

Имя, должность соседа слева Своё имя, должность Имя , должность соседа справа 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1. Ваш любимый фрукт? 2. Если бы Вы участвовали в соревновании, какой вид спорта бы выбрали? 3 . Ваш любимый школьный предмет? 4. Самое неприятное для Вас качество личности? 5. Самое ценное для Вас человеческое качество? Проверка совместимости экипажа

Слайд 13

Планета «Чужих»

Слайд 14

Индивидуальное задание «Я» «Чужой» 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1 Свои положительные качества личности 2 Противоположенные(отрицательные) качества личности

Слайд 15

Планета «Своих»

Слайд 18

Тактическая игра «Встреча во вселенной» ПЕРЕГОВОРЫ ПЕРЕГОВОРЫ +3 +3 ПЕРЕГОВОРЫ ОТКРЫЛИ ОГОНЬ -5 +5 ОТКРЫЛИ ОГОНЬ ОТКРЫЛИ ОГОНЬ -3 -3



Предварительный просмотр:

Деловая игра
« ВСЕЛЕННАЯ»

Цель: развитие толерантности у подростков.

Возраст: с 14 лет.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Оснащение: проектор с экраном, компьютер с колонками, ватманы 6 штук, фломастера, цветные карандаши, ручки, флажки (3 красных, 3 зеленых), раздаточные таблицы, чистые листы, картонные макеты звездолетов (20-30 см).

Размещение в кабинете: парты сдвинуты для 3-х групп, стулья для всех участников.

Слайд №1. Вступление.

Слайд №2-8. 1. Погружение в игровую ситуацию. 

Ведущий. С начала времен человечество было едино. Это была общность, к которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая «чужим» — враждебным, злобным, непонятным силам природы. «Они», эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества появилось чувство «мы». «Они» и «мы» противостояли. Но человечество было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным... 

Бог наказал человечество: Он смешил языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «мы» — 'мне те, кто рядом. А другие люди, не похожие ни нас, говорящие на иных языках, — это «они». 

Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали — в зависимости от того, кто был сильнее: «мы» или «они». 

Шли веки. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих. А однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло навстречу иным мирам, еще не зная. кого оно там встретит: своих, чужих или... или ему вообще придется отказаться от этих понятий? 

Слайд №9-10. 2. Начало игры.

Зажигается свет. Ведущий появляется в кругу участников игры.

Ведущий. Уважаемые дамы и господа! Поздравляю вас с успешным окончанием Школы космической навигации. С сегодняшнего дня вы с полным основанием можете считать себя профессиональными астронавтами. Вас ждут увлекательные путешествия к другим мирам. Осталось только выяснить, на какой именно звездолет вы будете распределены. Сейчас мы проведем формирование экипажей звездолетов. Прошу Вас самостоятельно распределиться на 3 команды и занять свои места за столами.                                        

В каждой образовавшейся группе должно быть 8-10 человек.

 

Слайд №11. 3. Распределение ролей. 

Ведущий. Итак, экипажи звездолетов сформированы. Теперь вам необходимо распределить между собой обязанности.

Перечень должностей: 

1.Капитан

2.Первый пилот - управляет звездолетом.

3*. Второй пилот.

4. Штурман - прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение  

                       на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.

5.Бортинженер- обеспечивающий безотказную работу силовых установок и других

                       технических систем во время полёта.

6. Психолог (1-2 человека)- создает  комфортность для экипажа во время полета, оказывает психологическую помощь и поддержку. 

7. Врач - оказание медицинской помощи экипажу.

8. Связист - поддерживает связь с Землей, информирует капитана о полученных сигналах из космоса.

9.Повар – обеспечивает экипаж здоровым полноценным питанием.

10*.Специалист по внеземным цивилизациям.

ДОЛЖНОСТИ со звездочкой* могут не распределяться.

Слайд №12. 4. Проверка совместимости. 

Ведущий. Экипажи были составлены случайным образом. Вам предстоит совершить долгое и трудное путешествие, в котором огромное значение имеет психологическая совместимость участников. Стоит проверить, насколько члены космических экспедиций способны понять и принять друг друга. 

Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентации.  Давайте проверим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из своего экипажа и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые вами, возможно, еще не обсуждались?

Раздаточный материал -таблица №1.

Имя соседа слева-

Должность-

Моё имя-

Должность-

Имя соседа справа-

Должность

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

В верхней части среднего столбца напишите свое имя и должность на борту. В левом столбце напишите имя и должность человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. В правом столбце — имя и должность человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир: за них вы дадите ответы на вопросы, которые высветятся на слайде.

Записывайте только ответы. В среднем столбце вы отвечаете за себя!

ВОПРОСЫ:

1. Ваш любимый фрукт?

2. Если бы Вы участвовали в соревновании, какой вид спорта бы выбрали?

3. Ваш любимый школьный предмет?

4. Самая неприятная для Вас человеческая черта?

5. Самое ценное для Вас человеческое качество?

После завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов. Итоги подводятся во время группового обсуждения. Озвучивает ПСИХОЛОГ. Экипаж, набравший больше баллов может выбрать первым ЗВЕЗДОЛЕТ (макеты из картона, приготовленные заранее инициативной группой из класса).

Слайд № 13. 5. Планета «Чужих».

Ведущий. Двигатели звездолетов заработали, и через несколько минут только короткие вспышки в небе напоминали земным наблюдателям о кораблях, отправившихся в дальние галактики на поиски новых миров... Маршруты у космических экспедиций разные… 

... После многих дней пути среди сверкающих звезд вы увидели серый шар неизведанной планеты. На звездных картах эта планета обозначена коротко: «Планета Чужих». 

Первое задание .

Ведущий выдает КАПИТАНАМ экипажей лист ватмана, фломастеры и карандаши.

  Ведущий. Представьте, как может выглядеть Планета Чужих Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут? Чем занимаются? Нарисуйте на листе Чужих. Время на подготовку — 5-7 минут. 

Спустя указанное время каждый экипаж показывает и рассказывает об этой планете и ее обитателях.

Второе задание.   

Ведущий. Следующее задание — индивидуальное.   Возьмите табличку №2.

 В левом столбце напишите 5 самохарактеристик. А в правом — черты человека,    которого можно рассматривать как вашего антипода, полностью противоположного вам. 

Например: Я-добрый; ЧУЖОЙ-злой…

Таблица№2

«Я»

Свои положительные качества личности

«ЧУЖОЙ»

Противоположенные качества личности

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Третье задание. 

Выполняется под спокойную инструментальную музыку.

Ведущий. Постарайтесь как можно ярче представить своего анти пода. Как он выглядит... двигается... говорит... о чем он думает и меч тает...

Попробуйте рассказать после совместного обсуждения о внутреннем мире такого человека. Выступают КАПИТАНЫ или СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ВНЕЗЕМНЫМ ЦИВИЛИЗАЦИЯМ.

Незаконченные предложения в помощь для этой работы:

Он часто думает... 

Он чувствует себя... 

Раньше он часто... 

В будущем ему... 

Ему не нравится... 

Иногда он мечтает... 

Он очень хотел бы... 

Он любит... 

Он боится... 

Он иногда вспоминает... 

Слайд №15.  6. Планета «Своих». 

Ведущий. После того как вы покинули Планету Чужих, ваш полет проходил спокойно. Только молчащий космос, усеянный горящими звездами, окружал вас. Но скоро в иллюминаторах появилась новая планета. «Это Планета Своих». 

Ведущий выдает ПЕРВЫМ ПИЛОТАМ новый лист ватмана.

Ведущий. А теперь представьте себе, как может выглядеть Планета Своих? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут? Чем занимаются? Нарисуйте на листе «Своих». Время на подготовку —5 -7 минут. 

Спустя указанное время каждый экипаж показывает и рассказывает об этой планете и ее обитателях.

Слайд №16.  7. Планета «Похожая на Землю». 

Первое задание. 

Ведущий. Ваш звездолет покинул Планету Своих (стартовал навстречу новым приключениям. Звездные миры сменяли один другой. Чернота безмолвного космоса не пугали отважных путешественников. И вот однажды вы приблизились к планете, о которой было известно только то, что они — такая же, как Земля. Представьте себе, как может выглядеть эта планета? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут'' Чем занимаются? Как они отнеслись к вам? Нарисуйте планету и ее обитателей и расскажите о ней. Поведайте также о том, что вы делали на этой планете. Время па подготовку — 7-10 минут. Спустя указанное время каждая из экспедиций рассказывает коллегам об этой планете и ее обитателях.

Вопросы для каждого экипажа:

1. Как выглядит планета?

2 . Как живут обитатели этой планеты, чем занимаются?

3. Как они отнеслись к вам при встрече?

Второе задание. 

Ведущий. Ваш звездолет уже собирался стартовать с планеты, как вдруг выяснилось, что неподалеку стоит еще один земной корабль (или два корабля, если в игре участвуют три команды), прибывший на эту планету независимо от вас. И одновременно пришло сообщение с Земли. 

Слайд №17. Я зачитываю текст: «Всем земным звездолетам! Экстренное сообщение! Поступили информация, что один из космических кораблей с Земли и его экипаж па самом деле — инопланетяне, изменившие свой облик и создавшие точные копии землян и их звездолета. Об этой расе инопланетян ничего не известно. Их намерения, планы, образ мыслей не изучены и не определены. Будьте предельно осторожны и внимательны!» 

Тактическая игра
«Встреча во вселенной»

А теперь я вручу всем экипажам карточки, на которых будет написано, являются ли они пришельцами, выдающими себя за землян, или остаются самыми обычными земными астронавтами. ИНФОРМАЦИЯ ОЧЕНЬ СЕКРЕТНАЯ!

Ведущий вручает капитанам звездолетов карточки, на всех написан одинаковый текст: «Вы — настоящие земляне!» Содержание карточек остается неизвестным членам других экипажей.

Слайд №18.  Ведущий (зачитывает правила). В каком же из звездолетов экипаж состоит из инопланетян? Земляне не могут улететь, пока не выяснят это. Как это сделать? Возможно, станет неизбежным вооруженное столкновение. Кто знает, что в головах у этих чужаков! В этой ситуации вам придется решать, как поступить, совершив десять ходов.

На кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта? Всегда ли есть возможность мирно договориться?

ПЕРЕГОВОРЫ

+3

ПЕРЕГОВОРЫ

+3

ПЕРЕГОВОРЫ

-5

ОТКРЫЛИ ОГОНЬ

+5

ОТКРЫЛИ ОГОНЬ

-3

ОТКРЫЛИ ОГОНЬ

-3

 Условия:

  • На каждом ходу вы должны сделать выбор: либо идете на переговоры, либо открыть огонь.
  •  За 1 минуту команды должны принять решение(за временем следит БОРТИНЖЕНЕР).
  • Игру начинаем с экипажа, набравшего больше баллов по совместимости (в начале занятия).
  • Если решение за это время не принято, команда штрафуется на 5 баллов.
  • Если решение поддерживается не всей командой штраф 5 баллов(за этим следим ПСИХОЛОГ).
  • Демонстрируют решение КАПИТАНЫ (поднимают одновременно вверх красный или зеленый флажок).
  • Подсчет ведет ВРАЧ (помогают гости, если занятие открытое).
  • Выигрывает экипаж только с положительным результатом.

В процессе принятия решений может происходить бурное обсуждение.

Игра каждый раз проходит по-разному. Может закончиться на любом ходу по достижению нужного результата. Целью для ВЕДУЩЕГО является подвести ребят к пониманию необходимости толерантности в игре и в жизни.

В ходе игры ВЕДУЩЕМУ необходимо контролировать психологическую атмосферу в экипажах и в зале.

В конце игры КАПИТАНЫ сообщают, что их экипаж состоим из людей.

Это СЕКРЕТНОЕ УСЛОВИЕ ИГРЫ.

Слайд №19.  8. Возвращение на Землю. 

Ведущий. Космическое путешествие закончилось. Звездолеты устремились к Земле.

Минута тишины для осознания понятия толерантности.(Музыка на слайде).

9. Обсуждение результатов.

Ведущий предлагает всем вернуться в общий круг. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

  • Изменились ли ваши представления о своих и чужих в процессе путешествия?
  • Что вы поняли во время игры?
  • Какие положительные качества личности проявились во время игры?
  • Согласны ли вы с утверждением, что каждый уникален и этим ценен? 

Слайд №20.  10. Завершение (текс зачитать или использовать звуковой слайд).

«Шли века. Проходили тысячелетия. И вот, наконец, деление на своих и чужих стало вчерашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у разных народов. Но каждый народ одинаково чувствует боль утраты и сладость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть Человек. И есть его «Я». Человек может быть   добрым и порядочным, а может быть агрессивным  и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах. Каждый человек уникален. Он не свой и не чужой. Он другой. И он имеет право быть собой».    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о толерантности

Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов;  если хочешь изменить города, начни с домов;  если хочешь изменить дома, начн...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Классный час о толерантности

Презентация посвященная теме толерантности....

Классный час о толерантности.

Рабочие материалы к классному часу о толерантности....

Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"

Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...

Классный час о толерантности

Занятие проводилось на трёх уроках. Дети глубоко пережили все ситуации, в которые были поставлены. Дома эти проблемы обсуждали с родителями. На занятии дети учатся понимать не только себя, но и тех, к...