Классный час на этическую тему в 7 классе "Совесть"
классный час (7 класс) по теме

Классный час на этическую тему в 7 классе "Совесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_eticheskuyu_temu_v_7b_klasse.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на этическую тему в 7б классе: «Совесть»( по методике ситуационного классного часа Н.П. Капустина)

Цель: провести самоанализ собственного поведения и сформировать отношение к совести как к неотъемлемому качеству человеческой личности

Задачи:

  • учить работать в группах;
  • высказывать свою точку зрения, уметь слушать другого ученика;
  • производить самоанализ и самооценку своего поведения;
  • использовать знания, полученные ранее;

  1. Определение темы.

Личностные: сформированная учебная мотивация;

Познавательные: работа с информацией, целеполагание, анализ, формулирование проблемы

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение аргументированно выражать свои мысли

Наш классный час мне хотелось бы начать с письма девочки, вашей ровесницы. Послушайте и попробуйте сказать, что заставило девочку написать это письмо?

У нас есть один очень хороший учитель. Он никогда не повышает голоса. И вот именно из-за этого наши ребята просто не слушают его.

Он не может крикнуть. Да-да, просто физически не может. Раньше, не зная этого, я смотрела на него и думала: «Ну, закричите, пожалуйста». Может, это покажется странным, но мы сидим тихо только тогда, когда учителя грозятся написать докладную директору. И с нами легко только тем учителям, кто с первого урока раскусил нас и «взял в узду».

Но раньше я не задумывалась об этом. Всё произошло в один момент… В классе стоял гул. Учитель просил нас вести себя тише, потому что у него болело горло. А мы- ноль внимания. Он вдруг схватился за горло, закашлялся и выбежал из класса. Кто-то со смехом произнёс : «Чего это он?» А другой добавил: «С ветерком!»

И никто, никто не возмутился в ответ. Да что там говорить, я сама состроила противную улыбку. А теперь не могу это забыть.

Неужели мы не можем понять нормальной человеческой речи? А ведь наш учитель после этого даже завуча к нам не привёл, не наябедничал, выражаясь нашим языком.

(Ответы детей: раскаяние, признание своей ошибки, чувство стыда, совести)

Определите тему классного часа.  (учитель записывает на доске)

                                                 СОВЕСТЬ

  1. Работа с информацией.

Личностные: адекватное оценивание чужого мнения, самооценка

Познавательные: построение высказываний, работа с информацией, формирование понятий, сравнение, анализ

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение аргументированно выражать свои мысли

Регулятивные: самооценка и саморегуляция

На одном из предыдущих классных часов я просила вас самостоятельно определить понятие совести. Зачитаю некоторые ответы, а вы скажете, что больше запомнилось, с чем согласны.

Совесть – это такой внутренний голос, который говорит, что такое хорошо и что такое плохо.

Совесть – это чувство вины за сделанное нехорошее дело.

Совесть – это внутренне «я» человека, которое осмысливает разные поступки. Это часть жизни людей.

Совесть – это то, что направляет тебя на правильный путь после того, как ты совершил ошибку.

Совесть – это то, что не даёт нам совершать плохие поступки.

Совесть – это то, что помогает быть добрее и отличать хорошее от всего остального.

Совесть – это внутренний голос, просыпающийся при совершении нехороших поступков. Проявляется в виде стыда и обиды на себя.

Дети отвечают по кругу.

  1. Я-позиция,

причины я-позиции.

Личностные: самопознание, самооценка, положительные нравственные качества, адекватное оценивание чужих поступков

Познавательные: построение устных высказываний, работа с информацией, структурирование знаний, формирование понятий, сравнение

Регулятивные: контроль (сличение с заданным эталоном), самооценка

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества, умение аргументированно высказывать свои мысли

А теперь сравните свои высказывания с определениями совести из словарей С.И.Ожегова и В.И. Даля.

С.И.Ожегов: «Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом»

В.И.Даль: «Совесть – нравственное сознание, чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла»

Что вы можете сказать? (отвечают по кругу)

Попробуем выделить в слове корень: со-весть. Что получится? «Весть» откуда?

Назовите ещё слова с приставкой со-, обозначающие чувства человека.

                                             Со – страдание

Со- переживание

Со- чувствие

Со –жаление

Что обозначает приставка со-?     (вместе)

Вместе с кем? (отвечают по кругу): вместе с чувствами, с откликом на твои действия, мысли, то есть с откликом души. Это голос твоего чувствующего «я».    

Совесть – внутренний диалог «я» с самим собой.

Попробуйте решить ситуацию:

Антон очень торопился на вокзал встретить маму с поезда, он уже опаздывал. И вдруг шедшая впереди женщина поскользнулась, упала, видимо, подвернула ногу. Что делать? Надо, конечно, помочь женщине. Но ведь придётся опоздать на встречу с мамой, она будет волноваться, сама понесёт домой тяжёлые сумки. Антон оглянулся, увидел, что вокруг много людей, заметивших пострадавшую женщину, и….

Что сделал бы ты? Помог или понадеялся бы на других? (отвечают по кругу)

  1. Я-позиция и

Общественно значимая

Норма.

Личностные: сформированная учебная мотивация, осознанность учения и личная ответственность, положительные нравственные качества

Познавательные: работа с информацией, построение высказываний, формирование понятий, сравнение, классификация, анализ, синтез

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничество, разрешение конфликтов, эффективное влияние на поведение партнера ,умение точно и аргументированно выражать свои мысли

Сейчас предлагаю вам поработать в группах. Я раздам вам карточки. На них записаны высказывания. Вам необходимо выбрать одно из них, которое на ваш взгляд наиболее подходит к теме классного часа, прокомментировать высказывание и объяснить свой выбор.

А также на карточках записаны различные словосочетания, поговорки, в которых употребляется слово «совесть». Вы должны распределить их на группы и объяснить свой выбор.

Латинская пословица: «Совесть- тысяча свидетелей»

Поль Анри Гольбах: «Совесть – это наш внутренний судья»

Лев Николаевич Толстой: «Совесть – память общества, усвоенная отдельным лицом »

Пьер Буаст: «Голос чистой совести приятнее ста голосов славы»

Чистая совесть, угрызения совести, поступок на твоей совести, и как только совести хватило, сделать на совесть(хорошо, добротно), по совести говоря (откровенно), уснувшая совесть

  1. Дискуссия. (выступления групп)

Личностные: сформированная учебная мотивация, личная ответственность, адекватное оценивание чужого мнения

Познавательные: построение высказываний

Регулятивные: самооценка, саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение точно и аргументированно высказывать мысли

  1. Рефлексия.

Личностные: жизненные, положительные нравственные качества

Познавательные: построение устного высказывания, рефлексия, анализ

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: умение точно и аргументированно высказывать свои мысли

Вы хорошо рассуждаете, комментируете слова, оставленные нашими предками.

А теперь попробуйте повернуть ваши рассуждения к сегодняшнему времени. И скажите то, что хотите сказать.  (отвечают по кругу): дети говорят о том, что отношение к совести изменилось, она «уснула».

А теперь попробуйте видоизменить тему нашего классного часа так, чтобы она содержала призыв, совет нашему поколению.

Учитель после ответов детей записывает на доске:

                     СЛУШАЙ ГОЛОС СОВЕСТИ

  1. Свободный выбор.

Закончить классный час мне хотелось бы эпиграфом к роману «Дата Туташхиа» грузинского писателя 20 века Чабуа Амиреджиби:

«И было человеку дано: Совесть, дабы он изобличал недостатки свои. Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и Доброта на благо себе и ближним своим, ибо только то благо, что идёт на благо другим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по этической грамматике для 7 класса "Настоящий друг"

В данном материале представлен ход урока по этической грамматике в 7 классе. Тема дружбы, о настоящих друзьях...

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Классный час на морально-этическую тему "Что такое человеческие ценности"

Данную разработку можно использовать на классном часе для учащихся 5-6 классов для формирования человеческих ценностей, гармоничного развития  общечеловеческих задатков детского организма....

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...