"За Россию до конца"
методическая разработка по теме

Артемьева Елена Михайловна

Классный час, посвящённый 200-летию Бородинского сражения.

Расположение материала с презентацией :   http://kulomsosh.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/klassnyj_chas_quot_za_rossiju_do_konca_quot/4-1-0-17

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

    За Россию до конца. 

Кл. час, посвящённый 200-летию победы в Отечественной войне 1812 г.

Составитель: Артемьева Е.М.

Аудитория : 5-11 кл.

Цели:  развитие интереса детей к страницам истории своей родины, воспитание патриотических чувств.

СЛ.1

                       Не раз приходилось России отстаивать свою  свободу  и

национальную  независимость.  И  всегда  благодаря  самоотверженной   борьбе

русского народа планы захватчиков терпели крушение.

СЛ.2     Россия спасла Европу  от нашествия татаро-монголов.  Она  развеяла  в  прах  честолюбивые  стремления Карла XII,   разгромила  Наполеона,  к  ногам  которого  пала  вся  Западная Европа. СЛ. 3    Мамаево побоище ,

Полтавское сражение и  Бородино-  это  героические

страницы  русской  истории,  яркое  проявление  нравственной  мощи  русского

народа, его высокого патриотизма. Особенно  показательно  в  этом  отношении Бородинское сражение.

     СЛ.4    Русский поход 1812 года должен был завершить  завоевания  Наполеона  в

Европе: “ Через пять лет я буду господином мира,- говорил  Наполеон  в  1811

году, - остается одна Россия, но я раздавлю ее”.

     СЛ.5   Французский император  усиленно  готовился  к  войне  с  Россией.  Он

понимал, что это крупнейшее государство,  проводящее  независимую  политику,

явится одним  из  основных  препятствий  на  пути  к  установлению  мирового

господства.

       Уже к весне 1812 года  армия  Наполеона  насчитывала  свыше  миллиона

человек. Для  вторжения  в  Россию  французский  император  подготовил  600-

тысячную армию. По тем временам  это  была  очень  большая  армия  и  потому

получила название “великой”.

Во главе ее  стояли  опытные  военачальники,  вместе  с  Наполеоном  не  раз

одерживающие  крупные победы в Европе и Северной Африке.

       Вместе с тем, “великая” армия  была  разноплеменной.  В  нее  входили

немцы,  итальянцы,  поляки,  испанцы,  португальцы,  голландцы,   бельгийцы,

австрийцы, швейцарцы, датчане. Французы же составляли лишь  половину  армии.

“Двунадесять языков”, говорили тогда,  шло на Россию.   Такой  состав  армии

завоевателей безусловно ослаблял  ее  боеспособность.  Народы,  порабощенные

Наполеоном, не были заинтересованы  в  его  завоевательных  войнах,  что  не

могло не сказываться на состоянии его армии. И  все  же  это  была  сильная,

хорошо подготовленная  и обученная армия.

    Уверенность Наполеона в  успехе  разделяли  почти  все  окружающие  его;

офицеры и генералы добивались назначения в поход  на  Россию  как  особенной

милости.  Все,  по-видимому,   предвещало   французам   несомненный   успех:

громадность сил, гений полководца, его счастье и непобедимость.

СЛАЙД.6 (ЗАЧИТЫВАЮ СЛАЙД)

СЛАЙД 7-8 ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ (ЗАЧИТЫВАЮ)

ЧТЕНИЕ УЧАЩИМСЯ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф. ГЛИНКА (Приложение 1)

СЛ.9 . Вы видите карту событий. Происходивших 7 сентября 1812 года на поле близ местечка Бородино.( ИЗУЧЕНИЕ КАРТЫ)

СЛ.10 -11. Люди, выковавшие победу в горниле войны, это не только солдаты и генералы, но простые крестьяне, защищавшие свою землю. (ЧТЕНИЕ СЛАЙДА)

Сл.12.  Ученик зачитывает о Кутузове (Приложение 2)

СЛ.13– 18 показ слайдов и зачитывание

СЛ.18. ЧТЕНИЕ СТИХ-Я Давыдова, краткая справка о нём. (Приложение 3)

События того периода запечатлены великими русскими художниками того периода.

Сл.19-27. Сопровождается увертюрой П.И.Чайковского «1812 г.»

СЛ . 28 –зачитываю итоги войны 1812 г.

СЛ.29. Подведение итогов

  1. Назовите имена императоров России и Франции, правивших в период войны 1812 г.    ( Наполеон Бонапарт и Александр 1)
  2. В каком месяце Наполеон совершил нападение на Россию? (июнь)
  3. ВОПРОСЫ ЗАЧИТЫВАЮ СО СЛАЙДА

Приложение1

Ф. Н. ГЛИНКА

ВОЕННАЯ ПЕСНЬ,
написанная во время приближения неприятеля к Смоленской
губернии

Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром:
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
Текут толпы, корыстью гладны,
Ревут, как звери плотоядны,
Алкая пить в России кровь.
Идут, сердца их—жесткий камень,
В руках вращают меч и пламень
На гибель весей и градов!

В крови омоченны знамена
Багреют в трепетных полях,
Враги нам вьют вериги плена,
Насилье грозно в их полках.
Идут—влекомы жаждой дани.
О страх! срывают дерзки длани
Со храмов божьих лепоту!
Идут, и след их—пепл и степи!
На старцев возлагают цепи,
Влекут на муки красоту!

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь—где узы плена,
Иль смерть—где русские знамена?
В героях быть или в рабах?

Исчезли мира дни счастливы,
Пылает зарево войны.
Простите, веси, паствы, нивы!
К оружью, дети тишины!
Теперь, сей час же мы, о други,
Скуем в мечи серпы и плуги:
На бой теперь—иль никогда!
Замедлим час—и будет поздно!
Уж близко, близко время грозно:
Для всех равно близка беда!

И всех, мне мнится, клятву внемлю:
Забав и радостей не знать,
Доколе враг святую землю
Престанет кровью обагрять!
Там друг зовет на битву друга,
Жена, рыдая, шлет супруга
И матерь в бой своих сынов!
Жених не мыслит о невесте,
И громче труб на поле чести
Зовет к отечеству любовь!

Июль 1812

Приложение 2

Михаил Илларионович Кутузов

"Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым", - так выразил сам Кутузов свою жизненную философию. "Старый лис Севера", - называл его Наполеон. Когда в августе 1812 года Кутузов отправлялся в действующую армию, его племянник спросил: "Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?" - "Разбить? Нет... Но обмануть - да, рассчитываю".

В отличие от большинства своих современников, Кутузов не считал, что судьба войны решается генеральным сражением. Его очень часто упрекали в нерешительности, хотя его тактика неизменно приводила к успеху. Когда в 1805 году Александр I, поддерживаемый своим молодым окружением и австрийским ипмператором Францем, торопился дать Наполеону генеральное сражение, Кутузов предлагал иное: "Дайте мне отвести войска к границе России, - сказал он, - и там, в полях Галиции, я погребу кости французов". Это напоминает черновик его действий в 1812 году. Отказ же от его плана привел к Аустерлицкой катастрофе. На знаменитом военном совете в Филях Кутузов обронил такие слова: "Москва, как губка, всосет в себя французов", - ему было ясно то, чего не мог предвидеть Наполеон! И действительно, Великую армию Наполеона уничтожила не какая-нибудь грандиозная битва, а осторожная тактика мудрого старика Кутузова.

Он имел полное основание писать своей дочери Елизавете: "Вот Бонапарт, - этот гордый завоеватель, этот модный Ахиллес, бич рода человеческого, или, скорее, бич Божий, - бежит передо мной более трехсот верст, как дитя, преследуемое школьным учителем".

Приложение 3

БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

Элегия

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый, 
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, 
И шум оружия, и сечи, и борьбу! 
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу 
Попрали сильные. Счастливцы горделивы 
Невольным пахарем влекут меня на нивы… 
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях, 
Ты, голосом своим рождающий в полках 
Погибели врагов предчувственные клики, 
Вождь Гомерический, Багратион великий? 
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой? 
Ермолов! Я лечу – веди меня, я твой: 
О, обреченный быть побед любимым сыном, 
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю… Нет отзыва! С полей 
Умчался брани дым, не слышен стук мечей, 
И я, питомец ваш, клоняясь главой у плуга, 
Завидую костям соратника иль друга. 
1829

Денис Васильевич Давыдов

Давыдов Денис Васильевич (16.07.1784-22.04.1839), герой Отечественной войны 1812, военно-исторический писатель и поэт. Из дворян. На военной службе с 1801. В 1807 участвовал во Франко-русской войне, проявив исключительную храбрость. В Отечественной войне 1812 был инициатором партизанского движения. Рейды отряда Давыдова нанесли значительный урон французским захватчикам. Давыдов считал, что партизанское движение способно обратить “войсковую войну в народную”. Ему принадлежит первое в русской литературе выступление против версии о морозах как главной причине поражения французской армии. Отказался вступить в масонскую ложу — тайное общество декабристов, хотя был знаком с М.Ф. Орловым, А.И. Якубовичем, А.А. Бестужевым, В.Л. Давыдовым и др. Военно-исторические мемуары и статьи Давыдова — важный источник для изучения возникновения партизанского движения в России в 1812. Наиболее интересны сочинения Давыдова: “Опыт теории партизанского действия” (1821), “Встреча с великим Суворовым” (1835), “Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?” (1835), “Дневник партизанских действий” (изд. 1860). В записках Давыдова содержится богатый фактический материал, интересные характеристики А.В. Суворова, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, П.И. Багратиона и др. Поэзия Давыдова отмечена мотивами свободомыслия. Давыдов послужил прообразом для одного из героев “Войны и мира” Л.Н. Толстого — Денисова.

     21 января 2012 года в МКОУ «Куломзинская СОШ»  прошёл общешкольный классный час «За Россию до конца», посвящённый 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Дата выбрана не случайно.  Классный час был проведён в преддверии 200-летнего юбилея со дня подписания Александром 1 манифеста о разгроме наполеоновской армии и окончании Отечественной войны. Манифест был подписан 25 декабря 1812 года. Этот документ положил конец наполеоновской агрессии. Французский император бежал, оставив своё войско.

     Классный час был подготовлен Артемьевой Е.М.  В проведении этого мероприятия были задействованы учащиеся 7-8 классов (Симонов Андрей, Сорокина Яна, Харченко Юля), которые продекламировали стихотворения, сделали доклад по теме классного часа. Классный час сопровождался презентацией, которая содержит в себе много иллюстративного материала (карты, репродукции картин, портреты героев), отражается хронология событий войны 1812 г. Было подобрано музыкальное сопровождение. В конце классного часа Лысенко О.Г. сделала сообщение о Бородинской панораме.

     Тема Отечественной войны 1812 года нашла живой отклик в сердцах детей. Было выявлено, что ребята знают об этом событии, оперируют понятиями и датами, связанными с этой вехой российской истории, узнали много интересного для себя.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Презентация к уроку "Россия в конце XX века"

Презентация у уроку истории "Россия в конце XX века" может быть использована для учащихся 9, 11 класса....

Терминологическая работа для 9-го класса по теме:" Россия в конце 20 - начале 21 века".

В терминологической работе для 9-го класса находятся часто встречающиеся термины по истории России конца 20 в....

Контрольная работа по истории России по теме "Россия в конце 16-начале 17вв." для 7 класса.

Котрольная работа по истории России по теме "Россия в конце 16- начале 17 вв." для 7 класса, 2 варианта, к учебнику Т.В. Черниковой....

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"

Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....

Тест по истории России в 8 классе для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в конце XV - XVI вв."

Тест разработан к учебнику истории России для 8 класса под редакцией Пузанова Б.П. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В тесте 12 заданий на знание событий, дат, ...

Урок истории России. "Россия в конце XVI в".

Конспект урока в 7 классе по истории России к уч. Торкунова...