"Нет" и "не" в этикете
классный час (7 класс) на тему

Ефименко Мария Витальевна

Классный час ""Нет" и "Не" в этикете" проходит в форме игры, основной целью которой является разъяснение ребятам в увлекательной форме этическое понятие запрета. В данном мероприятии рассмотрены различные ситуации, при которых существуют какие-либо запреты и ограничения в этикете. Игра способствует усилению командного духа в коллективе; соревновательность способствует лучшему восприятию материала. Реквизит: плакат с надписью "Не все, что дозволено, достойно уважения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_net_i_ne_v_etikete.rar1015.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ефименко Мария Витальевна МБОУ «Глинищевская СОШ», п. Глинищево

Брянского района Брянской области

2013

Классный час

«Нет» и «Не» в этикете

Цель занятия:  разъяснить ребятам в увлекательной форме этическое понятие запрета.

Задачи:  рассмотреть различные ситуации, при которых существуют какие-либо запреты и ограничения в этикете. 

Методические рекомендации:  игра способствует усилению командного духа в коллективе; соревновательность способствует лучшему восприятию материала.

Реквизиты:  плакат с надписью « Не все, что дозволено, достойно уважения» (римский мудрец).

Возраст:  6-7 классы.                                                         

Ход мероприятия

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами погорим об этике и умении говорить «нет».

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей на различных уровнях.

Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает отсутствие вульгарных слов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста» и пр.

Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

  • Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и форма обхождения, установленные при дворах;
  • Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
  • Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности;
  • Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Учитель: На данном уроке мы поиграем в игру «»Да» и «Нет» не говорите, черное с белым не носите». Вы, возможно, эту игру не знаете. Она была распространена 100 и больше лет назад на балах и всевозможных вечеринках. Играли в нее все присутствующие, но более всего - молодые люди. Правила игры предусматривали, что, отвечая на вопросы, нельзя говорить «да», «нет», «черное» и «белое». Давайте сегодня и начнем с этой увлекательной игры наших прапрадедушек и прапрабабушек.

Игра «Да» и «нет» не говорите, черное с белым не носите»

Играет весь класс. Кто назвал запретное слово «да», «нет», «черное» и «белое» - выходит из игры и становится просто зрителем. Вопросы задаются по группам. Игра заканчивается, когда все, кроме одного, выбывают, он и остается победителем. Можно сократить игру, сократив количество вопросов.

Примерные вопросы:

Ты поедешь на бал?

Что ты оденешь?

Какого цвета будет отделка на твоем платье?

Какого цвета будет твой фрак?

Ты впряжешь в карету белых лошадей? А каких? И т. д.

Эта игра становится своеобразной разминкой на классном часе, посвященном различным запретам в этикете.

Учитель: теперь рассмотрим с вами уже более серьезно, в каких случаях нельзя произносить «нет», как правильно отказывать человеку, чтобы не обидеть его, чего категорически нельзя делать согласно правилам этикета.

Как научиться вежливо отказывать (ся)

Учитель: Нет ничего страшного в том, чтобы сказать при случае «нет», а иногда сделать это просто необходимо. Давайте вспомним такие случаи из вашей жизни, когда, не умея отказать в просьбе или предложении, вы оказались в непростой или не очень хорошей ситуации.

Далее ребята рассказывают о подобных случаях. Если примеров ребята привели мало, учитель может добавить от себя, например такой случай: Молодого человека несколько его не очень близких приятелей просили пустить их к себе домой в отсутствии родителей — «немного потусоваться». Не умея отказать, он разрешил им, а в результате к приходу родителей в доме был полный бардак, разбито бра, испачкан ковер. Что получил от своего не умения отказать молодой человек? Только одни проблемы и заботы и никакого удовольствия.

В таких случаях надо уметь отказывать. Делать это, согласно этикету, следует вежливо, но уверенно. Можно использовать такие фразы: «Я вас прекрасно понимаю, но мне это совершенно не подходит»; «Да, я бы тоже с удовольствием, но мне надо срочно уехать»; «Я бы с удовольствием пошла, но у меня вчера была высокая температура, и вряд ли я выдержу сейчас такое развлечение». Как видите, вы можете, даже не ссылаясь на родителей (что кажется вам не очень правильным), отказаться от не интересного вам приглашения. Не зря древние римляне говорили: «Не все, что дозволено, достойно уважения».

Золотая середина, или чувство меры

Учитель: Еще древние греки пытались найти во всем золотую середину – такое положение вещей, при котором все было бы хорошо. Это понятие ввел знаменитый Гораций. Какая русская поговорка говорит о том же самом, но другими словами? Правильно. И волки сыты, и овцы целы». На самом деле, в жизни сделать так совсем непросто.

Далее учитель предлагает ученикам решить загадку:

На берегу собрались пастух, волк, заяц и капуста. Помещая в лодку пастуха и не более 1-го зверя (капуста тоже считается как отдельный объект), надо перевезти их на другой берег так, чтобы все остались целы.

(Ответ: Сначала в лодку с пастухом помещают зайца, а волка и капусту оставляют на другом берегу; затем лодка возвращается за капустой, забирает ее и отвозит на противоположный берег. Чтобы заяц не съел капусту, пока пастух едет за волком, зайца сажают в лодку, приплывают к волку, высаживают зайца, отвозят волка к капусте, а затем еще одни рейсом забирают зайца).

Учитель: Золотая середина хороша во всех делах - и есть надо столько, чтобы насытиться, а не столько, сколько позволяют возможности, и одеваться надо так, чтобы прилично выглядеть, а не так, словно ты ограбил банк, чтобы нацепить на себя все эти дорогие, но безвкусные украшения. Золотая середина хороша и в человеческих отношениях.

Непосредственно рядом с золотой серединой находится и чувство меры. Оно приходит к человеку не сразу, но обязательно должно воспитываться в себе самим человеком. Чувство меры выражает ваше отношение к жизни, к окружающим вас людям, оно делает вас более современным и приятным для всех человеком. Как вы думаете, в чем оно может выражаться?

        Ребята говорят, а учитель их при необходимости поправляет (в умении одеваться, пользоваться косметикой, выражать свои чувства на людях, громко разговаривать и во многом другом).

Учитель:Умение соблюдать меру принесет вам, почти уже взрослым людям, только хорошее. Одевайтесь в меру дорого, в меру просто. Ешьте столько, сколько вам необходимо для поддержания сил и для хорошего настроения. В меру накладывайте косметику (это касается, конечно же, девочек) и в меру выбирайте себе длину каблуков. Открытое платье - это красиво, но тоже в меру. Мальчикам же посоветуем быть в меру мужественными, а в меру добрыми и внимательными. Советов таких не перечесть - вы и сами уже прекрасно понимаете, что соблюдать меру важно не только для окружающих, но в первую очередь для вас самих.

Табу, вето, запрет

Учитель: Самые разные запреты сопровождают человека всю его жизнь. Например, «табу» - это обозначение на Полинезийских островах предмета священного, неприкосновенного запретного. «Вето» по-латыни «запрещаю». Формула, которой народные трибуны в Древнем Риме делали недействительными постановления Сената. Прежде всего, они касаются поведения человека в обществе. Как вы понимаете, говорить сегодня о таких вещах, как преступления, мы не будем. Есть запреты, соблюдать которые надо неукоснительно, чтобы не выглядеть в глазах окружающих невоспитанным, мало привлекательным человеком.

Далее учитель предлагает рассмотреть запреты:

  1. НЕ сорить (исключений здесь нет, нельзя сорить ни на улице, ни в помещении, ни в транспорте). Не зря ведь говорят: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». В этом, казалось бы, простом запрете, содержится сразу очень многое. Но основное - сорит человек, который не уважает окружающих, а ведь вы не относитесь к таким, правда?
  2. НЕ плеваться. Этот запрет звучит кощунственно по отношению к девочке, но, судя по некоторым наблюдениям, сделанным в общественных местах, мне все-таки кажется необходимым напомнить вам всем об этом. Если вы жевали жвачку, аккуратно выньте ее изо рта и выкиньте в урну; если вы съели что-нибудь неприятное и невкусное (ведь бывает и так), то сделайте это так, чтобы никто ничего не заметил, лучше всего в туалете; косточку от персика или сливы аккуратно выплюньте в ладонь, а потом уже - в урну; кожуру от семечек тоже не следует выплевывать прямо перед собой - у вас при этом обязательно сделается ужасно противное лицо, грызть семечки вообще лучше дома, а не на людях;
  3. НЕ показывать пальцем (никаким и никогда!). У некоторых народов это считается просто неприличным, впрочем, у нас в стране тоже. Лучше покажите всей рукой в ту сторону, где вас что-то привлекло, или объясните словами;
  4. НЕ останавливаться посредине улицы, чтобы поговорить с подругой (отойдите в сторонку, а лучше найдите скамейку в сквере или парке);        
  5. НЕ ходить по газонам и клумбам - это не только неприлично, за это еще могут и оштрафовать. К тому же вы так портите труд других людей;
  6. НЕ толкаться в транспорте и на улице в толпе: это может оказаться неприятным и для вас тоже;
  7. НЕ оборачиваться постоянно на улице - тебя могут неправильно понять или просто посчитать странным человеком;
  8. НЕ пренебрегать правилами дорожного движения - ведь вы так молоды и красивы, зачем вам понапрасну рисковать своим здоровьем и жизнью и подставлять под риск других людей?
  9. НЕ делать замечания в адрес проходящих мимо людей ни по какому поводу, а уж тем более обсуждать их одежду, рост, фигуру, прическу, выражение лица.
  10. НЕ бежать по улице или по школьному коридору - можно самому получить травму и даже травмировать себя;
  11. НЕ включать громко музыку после 23.00 и до 9.00 ни дома, ни на улице, ни в автомобиле;
  12. НЕ протягивать руку для приветствия первый человеку старше себя;
  13. НЕ употреблять нецензурные слова нигде, а особенно при других людях. Девушек это касается еще больше, чем юношей;
  14. НЕ быть равнодушным к чужому горю - окажи посильную помощь;
  15. НЕ кашлять и не чихать на своего собеседника - прикрой рот рукой или платком;
  16. НЕ забывать про «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста»;
  17. НЕ хамить - это касается абсолютно всех вас. Иногда вы даже не замечаете, что сказанное вами грубое слово - это и есть хамство, которое не прощается никому;
  18. НЕ жадничать;
  19. НЕ бояться.

Учитель: Посмотрите, ребята, на доску - вы видите, что основных запретов не так уж много, и вполне можно, совершенно без труда, выполнять их ежедневно.  Хорошее войдет в привычку, и вы потом с удивлением будете вспоминать, что когда-то могли, например, плеваться на улице или не помочь упавшему человеку. Так в вас появится воспитанность, а вместе с ней доброта и неравнодушное отношение к людям – что может быть лучше и приятнее этого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

"Вежливость и этикет" КВН

Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе...

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...