Программа воспитательной работы
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Пензенской области
ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»
отделение управления земельными ресурсами
Программа воспитательной работы
«Восхождение»
Разработала: Воронкова С. В.
Пенза, 2010г.
Рассмотрено: На заседании цикловой комиссии дисциплин агрономического цикла Протокол №_____от ____________20___г Председатель _______________Р. Д. Мещерякова | Утверждаю: Зам. начальника по ОПП ________________А. Н. Фомин |
Содержание
Введение
- Концепция воспитательной программы.
- Структура самоуправления группы
- Принципы и подходы воспитания
- План воспитательной работы 2010 – 2014гг.
- Место и роль классного руководителя в реализации программы.
- Реализация воспитательной программы.
Заключение
Список литературы
Введение
За эти годы к пику высоты Все вместе постараемся подняться. К вершине труден путь: Вперед идти, Не оступиться, в пропасть не сорваться. Если устанем – сделаем привал, Инструкторов послушаем советы, И вновь вперед, за новый перевал, Закаты провожать, встречать рассветы. Но мы не можем, как Высоцкий пел, Прогнать того, кто вдруг раскис, сломался. Должны помочь ему, познать себя, В себя поверить, самореализоваться. | . Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко А.С |
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Колледж один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности студента. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Концепция воспитательной работы
Для каждого человека студенческие годы – самые запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность – прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, настолько подготовленным вступит подросток во взрослую жизнь. Это во многом зависит от классного руководителя. Хотелось бы видеть выпускника состоявшейся личностью. Применяя понятие «личность» к 16–17-летнему нужно иметь виду высокий и интеллектуальный уровень развития, духовное богатство и красоту внутреннего мира, способность принятия обдуманного решения. В глазах выпускника хотелось бы видеть, прежде всего, заинтересованность в судьбах своих детей, близких, в окружающем мире, в благополучии своей Родины. Страшнее всего безразличие к происходящему, равнодушие. Если, выйдя из колледжа, выпускник сможет отличить белое от черного, золото от мишуры, добро от зла, значит, я смогла дать им то, что дает мне право называться педагогом.
Программа “Восхождение” направлена на сплочение классного коллектива, призвана активно готовить учащихся к самоуправлению, учить их общению и взаимодействию с людьми, повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном обществе.
Данная программа разработана для студентов 1-4 курсов. Срок реализации программы 4 года. Она не противоречит программе воспитания и самовоспитания студентов нашего колледжа.
Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс традиций группы, которые положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Главное их назначение – сделать общение студента и преподавателя полезным и необходимым.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ воспитательной работы состоит в возможности изучения коллектива поэтапно, на каждой ступени развития по выбранным заранее направлениям.
Актуальность программы состоит в важности включения выбранных классным руководителем направлений для своей воспитательной работы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что существует возможность поэтапного изучения группы, коррекции воспитательной работы по мере изменения возрастных особенностей студента.
Цель программы: сплочение классного коллектива; эффективно содействовать успешному восхождению студентов к своей неповторимой индивидуальности, вершинам интеллектуального, нравственного и физического развития посредством создания условий для формирования у каждого студента способностей к самопознанию, самоопределению, самостроительству и самореализации.
Для достижения цели определены задачи и этапы восхождения:
Курс | Воспитательные задачи | Этапы восхождения |
4 |
| Четвертая высота «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» |
3 |
| Третья высота «И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь» |
2 |
| Вторая высота «Пусть он в связке в одной с тобой – ты поймешь, кто такой» |
1 |
| Начало восхождения «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!» |
Структура самоуправления группы
В современных условиях высока необходимость поиска таких форм и методов, которые обладают высоким потенциалом для развития активности, инициативы и самостоятельности студентов. В связи с этим развиваем самоуправление в группе.
Цель совета самоуправления группы – построить систему поручений в группе, позволяющую вовлечь каждого студента в управление делами коллектива.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- вариативность;
- самостоятельность.
Структура самоуправления группы.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся группы и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители студентов.
Групповое собрание:
• избирает актив группы;
• решает вопросы жизни группового коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания, учащихся группы.
В период между групповыми собраниями органом студенческого самоуправления в группе является актив группы, возглавляемый старостой группы.
Староста группы выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины студентов в группе. Староста группы совместно с классным руководителем формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году групповом собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждый семестр, чтобы каждый студент мог попробовать себя в различных ролях.
Заместитель старосты. Он помогает старосте выполнять основную работу и заменяет его в случае болезни.
Проектировщики. Оформляют классный уголок, поздравительные открытки и плакаты, предметные газеты.
Культурно – массовый сектор. Способствуют культурному и содержательному проведению досуга, организуют культурно-массовые мероприятия в группе, отвечают за организацию интеллектуальных игр, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы. Принимают участие в подготовке к общеколледжным мероприятиям.
Спортивный сектор. Формирует команду для участия в соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в группе.
Учебно-производственный сектор. Отвечает за посещаемость, самоподготовку студентов, контролирует выполнение домашнего задания. Осуществляет помощь классному руководителю в проверке успеваемости.
Актив группы.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации студентов. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Принципы и подходы воспитания
Воспитательная работа колледжа охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучения, внеурочную жизнь студентов, разнообразную деятельность и общения за пределами колледжа. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной работе способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организацией всей жизнедеятельности студентов:
- Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы.
- Принцип культуросообразности. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур.
- Принцип свободы выбора. Развить умение и навыки свободы выбора цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности человека и гражданина.
- Принцип творчества и успеха. Определить и развивать индивидуальные творческие способности личности, стимулировать процесс самосовершенствования.
- Принцип доверия, поддержки и сотрудничества. Принципиально отказаться от авторитарных методов формирования личности. Установить атмосферу доверия и доброжелательности, которая поможет самореализации и самоутверждению и педагога, и ребенка.
- Принцип гуманности. Создание в группе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;
- Принцип научности. Развитие у студентов современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе; постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (история мировых цивилизаций, навыки жизни и т.д.).
Основные направления воспитательной работы
1. Гражданско-патриотическое направление
а. патриотическая социальная роль
б. правовая социальная роль
2. Учебно-познавательное направление
а. духовно – потребительская, творческая социальная сфера
3.Семейное направление
а. супружеская социальная роль
б. сыновне – дочерняя социальная роль
в. отцовско-материнская социальная роль
4. Нравственно – эстетическое направление
а. субъект учения и самовоспитания социальная роль
5. Коммуникативно – досуговое направление
а. организаторско – коммуникативная социальная роль
б. профессионально – трудовая, экономическая социальная роль
6. Спортивно-оздоровительное направление
а. физическое совершенствование социальная роль
б. психосаморегулятивная социальная роль
План воспитательной работы «Восхождение»
для студентов I курса
«И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!»
Социальные роли | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Я - СФЕРА» | |||
Духовно – потребительская и творческая | Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей | 1. Классный час «Давайте познакомимся» 2. Классный час «Люди! Будьте бдительны!» годовщина трагедии в Беслане. 3. Организация посещения студентами кружков 4. Посещение музея истории техникума 5. Посещение картиной галереи 6. Посвящение в студенты колледжа 7. Участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты». | 1. Анкетирование 2.Обсуждение, просмотр фильма 3. беседа 4. экскурсия 5. экскурсия 6.Внутриколледжное мероприятие 7.Внутриколледжное мероприятие |
Психосаморегулятивна | Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции | 1. Работа с психологом «Познай самого себя» 2. Индивидуальная беседа о самовоспитании и потенциальных возможностях человека 3. Адаптация первокурсника в общежитии |
|
Субъект учения и самовоспитания | Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения | 1. Классный час «Формирования культуры учения» 2. Встреча с выпускниками колледжа 3. «День знаний» 4. «День учителя» | 1. Дискуссия 2. Вечер встреч 3.Внутриколледжное мероприятие 4. Концерт |
«Я И КОЛЛЕКТИВ» | |||
Профессионально – трудовая и экономическая | Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе в условиях рыночной экономики |
| 1. Просмотр фильма 2.Уборка закрепленной территории 3.Внутриколледжное мероприятие 4. Анкетирование 5. Конкурс агрономов |
Организаторско - коммуникативная | Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности | 1. Классный час «Я лидер» 2. Определение структуры самоуправления 3. Экскурсия в МУП «Зеленое хозяйство» 4. Классный час «Общение» 5. «Народные песни, частушки» | 1.Работа с психологом (тест) 2.Беседа с элементами разъяснения. 3. Экскурсия 4. Тренинг 5. Конкурс |
«Я - СЕМЬЯ» | |||
Физическое совершенствование | Формирование физической культуры и навыков личной гигиены | 1.Классный час «Международный день борьбы с курением» 2.Индивидуальные беседы с медицинским работником 3.Организация посещения спортивных секций 4.Соревнование по футболу, легкоатлетический кросс 5. Медицинский лекторий | 1.Конференция 2.Встреча с мед. работником 3.Анкетирование 4.Соревнования 5. Лекция мед. работника |
Супружеская | Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений | 1.Классный час «Этика супружеских отношений» 2. Внеклассное мероприятие «Вот и пришла любовь» | 1. Встреча с гинекологом центра «Доверия» 2.Встреча со специалистом «Центра планирования семьи» |
Сыновне - дочерняя | Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений. | 1.Классный час «Мама как много в этом слове» 2.Участие в концерте «Мартафля» 3.Классный час «Всему начало – отчий дом». | 1.Мероприятие для родителей 2.Внутриколледжное мероприятие 3. Рассказ с элементами беседы |
Отцовско-материнская | Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей. | 1.Родительское собрание «Правильное воспитание» 2. Классный час «Будущая семья: надежды и сомнения» 3. Индивидуальные консультации психолога | 1. Дискуссия 2. Беседа – диспут 3. Тренинг, беседа |
«Я И ОБЩЕСТВО» | |||
Патриотическая | Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству. |
5. Внеклассное мероприятие «День победы – как это было» | 1.Экскурсия 2.Экскурсия в художественное училище 3.Беседа 4. Посещение ветеранов на дому 5.Вечер воспоминаний. |
Правовая | Формирование правовой культуры |
| 1. Круглый стол 2. Обсуждение статей 3. Лекция Щеглов О.Н |
Экологическая | Формирование экологической культуры |
|
|
План воспитательной работы «Восхождение»
для студентов II курса
«Пусть он в связке в одной с тобой – ты поймешь, кто такой»
Социальные роли | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Я - СФЕРА» | |||
Духовно – потребительская и творческая | Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей | 1. Классный час «Что такое красота человека» 2. Классный час «Легко ли быть молодым» 3. Вовлечение в поисковую деятельность, работу музея истории | 1. Диспут 2.Диспут 3. Поисковая деятельность |
Психосаморегулятивна | Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции | 1. Рефлексия ситуации, связанных с проявлением таких качеств как: эгоизм, самовлюбленность 2. Классный руководитель как организатор нравственного развития студентов. | 1.Тренинг с психологом 2.Рекомендации классным руководителям |
Субъект учения и самовоспитания | Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения | 1. Классный час: «Что важнее – кем быть или каким быть?» 2. Классный час: «Моя речь – мое зеркало» | 1. Дискуссия 2. Беседа с элементами ролевой игры |
«Я И КОЛЛЕКТИВ» | |||
Профессионально – трудовая и экономическая | Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе в условиях рыночной экономики | 1. Вовлечение в научно – исследовательскую, проектную деятельность. 2. Участие в проведение недель цикловых комиссий 3. Вовлечение в работу предметных кружков 4. «Каким я вижу мир бизнеса» | 1. Проектная работа 2. Научные конференции 3. Кружковая работа 4. Конкурс |
Организаторско - коммуникативная | Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности | 1. Классный час «Деловое общение» 2. Написание сочинения «Почему я выбрала профессию агроном» 3. Участие в работе самоуправления колледжа 4. Бизнес – план | 1.Тренинг с психологом 2. Сочинение 3. Экскурсия 4.Организация мероприятий |
«Я - СЕМЬЯ» | |||
Физическое совершенствование | Формирование физической культуры и навыков личной гигиены | 1.Классный час «Пропаганда здорового образа жизни» 2.Вовлечение в работу спортивных секций, участие в Дне здоровья. | 1.Просмотр видеофильма 2.Соревнования |
Супружеская | Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений | 1.Классный час «Молодая хозяйка» 2. Психология семейных отношений 3. «Счастливая семейная пара» | 1.Конкурс с привлечением родителей 2. Беседа 3. Вечер встречи с супружескими семейными парами |
Сыновне - дочерняя | Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений. | 1.Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей» 2. «Все мы родом из детства» | 1.Родительское собрание 2. Тематический вечер |
Отцовско-материнская | Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей. | 1. Классный час «Я и моя семья» 2.Отправление благодарственных писем родителям студентов. | 1. Представление своей семьи (приглашение родителей) |
«Я И ОБЩЕСТВО» | |||
Патриотическая | Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству. | 1.Организация встреч с ветеранами Афганистана. 2. Участие в внутриколледжных соревнованиях по троеборью 3. «Мой Сурский край, моя Отчизна» | 1.Встреча с ветеранами 2. Соревнования 3. Областной конкурс
|
Правовая | Формирование правовой культуры | 1. Участие в КВН «Твой выбор» 2.Организация встречи с участковым инспектором, специалистами наркоконтроля 3. Организация проведения «Недели правовых знаний». 4. Участие в работе ОМОДа | 1. КВН 2.Встреча со специалистами 3.Внутриколледжный КВН |
Экологическая | Формирование экологической культуры | 1.Участие в озеленении территории 2.Участие в конкурсе стенгазет по экологической тематике 3.Экологический десант | 1.Экскурсия по территории колледжа 2.Уборка закрепленной территории |
План воспитательной работы «Восхождение»
для студентов III курса
«И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь»
Социальные роли | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Я - СФЕРА» | |||
Духовно – потребительская и творческая | Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей | 1.Проведение конкурса научно – исследовательских работ 2. «Живые инновации для агробизнеса» | 1. Диспут 2.Региональный форум |
Психосаморегулятивна | Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции | 1. Рефлексия ситуации, связанных с проявлением таких качеств как: эгоизм, самовлюбленность | 1. Тренинг с психологом |
Субъект учения и самовоспитания | Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения | 1. Классный час: «Что важнее – кем быть или каким быть?» 2. Классный час: «Моя речь – мое зеркало» | 1. Дискуссия 2. Беседа с элементами ролевой игры |
«Я И КОЛЛЕКТИВ» | |||
Профессионально – трудовая и экономическая | Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе в условиях рыночной экономики | 1. Организация шефства над первокурсниками 2. МУП «Зеленое хозяйство» | 1. Помощь в учебном процессе 2. Помощь в посадке цветов |
Организаторско - коммуникативная | Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности | 1. Классный час «Разрешите представиться» 2.Наставническая деятельность среди первокурсников 12ОУЗР11 3. Участие в работе самоуправления колледжа | 1.Тренинг с психологом 2.Помощь в организации мероприятий |
«Я - СЕМЬЯ» | |||
Физическое совершенствование | Формирование физической культуры и навыков личной гигиены | 1.Классный час «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь» 2. «Наркотики и закон», «Ласковый убийца» 2. «Я и компьютер» | 1.Викторина 2.Приглашение специалистов 3.Информационное сообщение с элементами беседы |
Супружеская | Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений | 1.Классный час «Супружество без брака» 2. «Легко ли быть взрослым» 3. «Ранняя беременность: за и против» | 1.Дискусия с элементами ролевой игры 2. Беседа с элементами размышления 3. Диспут |
Сыновне - дочерняя | Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений. | 1.Родительское собрание «Отцы и дети –точки соприкосновения» 2. «Как жить в мире с родителями» | 1.Родительское собрание 2. Диспут с приглашение родителей |
Отцовско-материнская | Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей. | 1. Классный час «Семья и семейные ценности» 2. «От девушки к молодой женщине» | 1.Беседа с элементами размышления 2.Беседа с психологом |
«Я И ОБЩЕСТВО» | |||
Патриотическая | Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству. | 1. «Служба в армии: за и против» 2. «День победы со слезами на глазах!» | 1.Диспут 2. Встреча с ветеранами
|
Правовая | Формирование правовой культуры | 1. «Твои права» 2. «Закон и правопорядок» 3. Участие в работе по профилактике правонарушений | 1. Конференция 2. Семинар |
Экологическая | Формирование экологической культуры | 1. «Будущее рождается сегодня» 2.Уборка закрепленной территории | 1.Экологический десант |
План воспитательной работы «Восхождение»
для студентов IV курса
«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»
Социальные роли | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Я - СФЕРА» | |||
Духовно – потребительская и творческая | Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей | 1. «НТР, рынок и требования к современному специалисту» 2. Составление бизнес - плана | 1.Встреча с выпускниками – специалистами «Агрономами». 2. Творческая работа |
Психосаморегулятивна | Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции | 1. «Учитесь властвовать собой» 2.Исследования нравственного уровня студентов | 1. Работа с психологом 2. Тест |
Субъект учения и самовоспитания | Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения | 1. Классный час: «Мои итоги учебы» 2. Классный час: «Толерантность» 3. Моя программа самовоспитания | 1.Беседа 2. Беседа с элементами ролевой игры 3. Работа с психологом |
«Я И КОЛЛЕКТИВ» | |||
Профессионально – трудовая и экономическая | Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе в условиях рыночной экономики | 1. «Я будущий агроном» 2. Подготовка к экзаменам 3. Собеседование при приеме на работу | 1. Мини сочинения 2. Работа с психологом |
Организаторско - коммуникативная | Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности | 1. Классный час «Шаг на встречу» 2. «Есть ли среди нас Джентльмены» | 1.Творческая игра по этике общения 2. Ролевая игра |
«Я - СЕМЬЯ» | |||
Физическое совершенствование | Формирование физической культуры и навыков личной гигиены | 1.Классный час «Сигарета это мода, привычка или слабость» 2. «Как победить вредные привычки?» 2. «Программа здорового образа жизни» | 1.Диспут 2.Семинар 3.Информационное сообщение с элементами беседы |
Супружеская | Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений | 1.Классный час: «Каким я вижу своего супруга, свою супругу» 2. «Мое отношение к детям» | 1.Диспут 2. Беседа с элементами размышления |
Сыновне - дочерняя | Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений. | 1.Родительское собрание 2. «Не забывайте ваших матерей» | 1.Родительское собрание 2. Диспут |
Отцовско-материнская | Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей. | 1. Классный час «Студенческая семья: проблемы и перспективы» 2. «Кто в доме хозяин?» | 1.Беседа с элементами размышления |
«Я И ОБЩЕСТВО» | |||
Патриотическая | Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству. | 1. «Я – будущий защитник отечества» 2. «Пойдут ли в армию мои дети!» | 1.Диспут 2. Беседа
|
Правовая | Формирование правовой культуры | 1. «Твои права и обязанности» 2. «Человек и закон» 3. Участие в работе по профилактике правонарушений | 1. Конференция 2. Семинар |
Экологическая | Формирование экологической культуры | 1. «Экология бьет тревогу» 2.Уборка закрепленной территории | 1.Беседа 2. Экологический десант |
Место и роль классного руководителя в реализации программы.
Работа классного руководителя на первом этапе – это наблюдение за группой.
В работе я стараюсь руководствоваться семью педагогическими правилами принципа «Не навреди!»
1. Не высмеивать публично промахи и ошибки студентов, так как это приводит к их замкнутости.
2. Не разрушать веру студентов в дружбу, в добрые дела и поступки.
3. Не упрекать студента без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.
4. Не допускать проявления у студентов чувства агрессивности и вражды.
5. Не убивать у студентов веру в свои силы и способности.
6. Не допускать нетерпимого отношения студентов к чужой вере и инакомыслию
7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.
Первое, что я делаю, получая новую группу, – знакомлюсь, как и многие, с личными делами. Я всегда обращаю внимание на состав семьи, место работы родителей и должность, стараюсь выяснить причину отсутствия одного из родителей. Обязательно провожу анкетирование, в которое включаю не только вопросы по составу семьи, хобби, интересам, но также вопросы типа «какое поручение ты бы хотел выполнять в группе», «какую помощь ты можешь предложить классному руководителю». Включая вопросы о наличии вредных привычек, спрашиваю, хотят ли они от них избавиться и, нужна ли помощь специалистов. Такая информация позволяет мне создать актив группы, выявить проблемных студентов и тех, кому нужна помощь именно специалистов
В колледже первый месяц – это месяц активной адаптации студентов, когда не ставятся отрицательные оценки, а классные руководители, педагоги и руководители клубов проводят комплекс мероприятий в этом направлении и ведут наблюдения за студентами. Работа в нашем учебном заведении построена таким образом, что уже в первые дни мы обязательно проводим инструктажи по соблюдению Устава техникума и правил внутреннего распорядка, соблюдению ТБ, ПДД, поведению в городе, сохранности личного имущества; напоминаем об ответственности за правонарушения, в т.ч. по нахождению на улице в позднее время, по распитию алкогольных напитков, курению в неположенных местах, употреблению наркотических веществ и т. п. Так же проводим встречи с представителями полиции, наркоконтроля и т.п..
Первая неделя всегда позволяет выявить так называемых «проблемных» студентов: регулярно опаздывающих (здесь важно выяснить причину), приходящих невыспавшимися, неопрятными, без канцелярских принадлежностей, пропускающих занятия без уважительной причины, нарушающих дисциплину. Уже с первых дней с родителями таких студентов я поддерживаю постоянный «телефонный» контакт, сразу сообщая об отсутствии ребенка на занятиях, о возникших проблемах, о возможных путях решения этих проблем.
Параллельно я стараюсь связаться с социальными педагогами и классными руководителями школ, откуда пришли эти студенты, выяснить ситуацию с учебой, поведением, отношением родителей к ребенку и к своим обязанностям. Если я знаю или выясняю на этом этапе, что ребенок из семьи, состоящей на учете, то совместно с социальным педагогом связываемся с инспектором ПДН для выяснения обстоятельств постановки на учет и мероприятий, проводимых с этим подростком.
Очень важно на этом этапе правильно спланировать работу с этими студентами. Я начинаю всегда с индивидуальной беседы, в которой стараюсь выяснить причину, найти какие-то «точки» воздействия, выяснить интересы, цели ребенка. Не всегда это удается, и далеко не всегда у студентов этой группы такая беседа приносит положительный результат. Самое главное в такой беседе – показать этому ребенку, что он небезразличен учебному заведению и классному руководителю, объяснить ему, что в этом учебном заведении получают среднее специальное образование, что это его добровольный выбор, и что только он сам способен изменить свое настоящее и построить будущее сейчас. Я всегда стараюсь вовлечь таких студентов в общественную деятельность, предлагаю им разные поручения. Стараюсь приблизить к себе и группе через разовые задания.
Если же индивидуальные беседы с ребенком и родителями не приносят результатов, далее вступает комплекс мероприятий в колледже. У нас развита пошаговая система работы с такими студентами. После беседы с классным руководителем, мы приглашаем такого студента на заседания предметно-цикловых комиссий, далее Совета по профилактике правонарушений, и в заключение – на Педагогический совет. Все эти вызовы фиксируются в журнале классного руководителя, на всех этапах родители уведомляются и приглашаются по телефону или в письменном виде. С особенно нерадивыми родителями мы работаем, отправляя письма «с уведомлением». На любом таком заседании студенту всегда сначала дается слово для объяснения сложившейся ситуации. Классный руководитель дает характеристику студенту, указывая проблемы и возможные перспективы разрешения ситуации. На всех этапах студенту даются сроки для исправления ситуации, причем, чаще всего, студент сам определяет этот срок.
Опять же одновременно с проводимой административной работой, мы стараемся привлечь социальные службы помощи семье, рекомендуем родителям обратиться к психологам в центр помощи семье.
На всех этапах классный руководитель держит ситуацию под контролем: проверяет соблюдение графика сдачи задолженностей, держит связь с родителями, если они выходят на контакт, регулярно сообщает о ситуации социальному педагогу.
Таким образом, мы пытаемся задействовать все способы работы с этими несовершеннолетними.
Я как классный руководитель и педагог предметник стараюсь привлекать свою группу и студентов из других групп в различные мероприятия разного уровня. Тем самым, развивая в них интерес к творческой деятельности, сплочение классного коллектива; проявление своей индивидуальности, интеллектуального, нравственного и физического развития.
Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. Роль классного руководителя в условиях данной воспитательной программы можно определить так:
Зажигай «звезду» и давай возможность ей разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды» зажигай новую.
Реализация воспитательной программы.
Реализация системы воспитательной работы предполагает:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
- практическую деятельность педагогов и воспитанников;
- содержание просвещения в области гуманитарной культуры;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- педагогизацию воспитательной среды в микрорайоне, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внеколледжными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона;
- развитие общей и педагогической культуры учителей и воспитателей.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания студентов I – IV курсов. В качестве критериев эффективности нами были выбраны:
- развитость личности студента (в соответствии с возрастом)
- сформированность коллектива студентов
- удовлетворенность студентов, педагогов и родителей процессом и результатом воспитательной деятельности.
Данные критерии позволяют оценивать продуктивность воспитательной деятельности и психологическое состояние учащихся.
Для изучения эффективности воспитательного процесса мы пользуемся целым спектром методик:
Методика | Цель методики | Сроки проведения |
1.«Пословицы» (разработана к.п.н. С. М. Петровой) | 1.Определить уровень нравственной воспитанности студентов и выяснить особенности отношений к жизни, к людям, к самим себе. | 1. Проводиться в начале и в конце учебного года |
2.Методика изучения мотивов участия студентов в деятельности (разработана профессором Л. В. Байбородовой) | 1.Выявление мотивов участия студентов в деятельности | 1. Проводиться в конце каждого учебного года |
3.Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором А.Н. Лутошкиным) | 1.Определить степень удовлетворенности студентов своим коллективом | 1. Проводиться в конце каждого семестра |
4.Анкета выпускника (составлена О. А. Лепневой и Е. А. Тимошко) | 1.Выявления степени удовлетворенности студентов выпускных групп результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в колледже. | 1. Проводиться на 4 курсе в конце учебного года. |
5.Комплексная методика (разработана А. А. Андреевым) | 1.Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. | 1.Проводиться в конце каждого учебного года |
Модель выпускника:
В результате реализации программы учащиеся должны:
- быть интеллектуально развитой личностью;
- уметь общаться со взрослыми, сверстниками, детьми;
- уважительно относиться к окружающим людям;
- уметь владеть своими чувствами, не быть рабом настроения;
- уметь преодолевать трудности;
- осознанно приходить на помощь любому человеку, который в ней нуждается;
- знать, что такое сочувствие, сопереживание, милосердие;
- знать родословную своей семьи, уважительно относится к родным и близким;
- гуманно относится ко всему живому;
- уметь ценить красоту природы, искусства;
- уметь отвечать за свои поступки;
- быть способным постоять за себя;
- стремится к знаниям;
- знать правила культурного поведения;
- уметь трудиться, уважительно относится к людям разных профессий;
- быть способным дарить людям радость.
Заключение
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности учебного заведения. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.
В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот учебных заведений к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.
Воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.
РЕЦЕНЗИЯ
На воспитательную программу «Восхождение»
Воспитательная программа «Восхождение» составлена на основе воспитательной программы, действующей в отделении управления земельными ресурсами (системно – ролевой теории формирования личности Н. М. Таланчука).
Воспитательная программа ставит перед собой ясные цели и задачи актуальные на современном этапе воспитания подрастающего поколения, учитывает возрастные особенности детей и рассчитана на весь срок обучения студентов. Программа предполагает разнообразие использования приемов и методов организации, направленных на формирование у студентов знаний и умений, самопознания, самоопределения, самореализации и саморефлексии. Выделены этапы в организации совместной деятельности.
Программа дает возможность студентам свободу выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности коллектива группы, учебного заведения. В программе имеются четкие критерии изучения эффективности воспитательного процесса.
Воспитательная программа соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению воспитательных программ, и может быть рекомендована в помочь классным руководителям.
Рецензент __________________А. Н. Фомин
РЕЦЕНЗИЯ
На воспитательную программу «Восхождение»
Для специальности 110401 «Агрономия»
Воспитательная программа «Восхождение» соответствует требованиям, предъявляемым к воспитательным программам.
В данной программе поставлены ясные цели и задачи актуальны на современном этапе воспитания подрастающего поколения, учитывает возрастные особенности студентов рассчитана на весь срок обучения.
Программа четка, структурирована, автор придерживается логики изложения и демонстрирует высокий уровень знаний в области педагогики и психологии, учитывает современные педагогически тенденции в воспитании.
Программа содержит авторскую концепцию, имеет практическую значимость.
Рецензируемая работа представляет собой серьезный вклад в развитие воспитания и образования молодого поколения.
Рецензент _______________
Список литературы
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под. Ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Гоняев А. Д. «Работа учителя с трудными подростками: учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений / А.Д. Гоняев., Л. В. Годовникова-М.: Издательский центр «Академия»», 2009
3. Жукова Н. М. Методика воспитательной работы. Учебно – практическое пособие.-М.: МГУП, 2001
4.Нормативно – правовое обеспечение воспитательной работы в ССУЗе – Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2004
5. Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб. метод. Пособие – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
6. Саенко О. Е., Айдунова О.Н. Теория и практика воспитательной работы в колледже: Настольная книга заместителя директора, педагога организатора, классного руководителя. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009
7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учебн. Завед./В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина – М: Издательский центр «Академия», 2008
8. Степанов Е. Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концециях воспитания – М.: Т. Ц. «Сфера», 2003
9. Таланчук н. М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов – новаторов, М, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...