Программа воспитательной работы
рабочая программа по теме

Воронкова Светлана Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_penzenskoy_oblasti.doc949 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение управления земельными ресурсами

Программа воспитательной работы

«Восхождение»

Разработала: Воронкова С. В.

Пенза, 2010г.

Рассмотрено:

На заседании цикловой комиссии

 дисциплин агрономического цикла

Протокол №_____от ____________20___г

Председатель _______________Р. Д. Мещерякова

Утверждаю:

Зам. начальника по ОПП

________________А. Н. Фомин

Содержание

Введение

  1. Концепция воспитательной программы.
  2. Структура самоуправления группы
  3. Принципы и подходы воспитания
  4. План воспитательной работы 2010 – 2014гг.
  5. Место и роль классного руководителя в реализации программы.
  6. Реализация воспитательной программы.

Заключение

Список литературы

Введение

За эти годы к пику высоты

Все вместе постараемся подняться.

К вершине труден путь:

Вперед идти,

Не оступиться, в пропасть не сорваться.

Если устанем – сделаем привал,

Инструкторов послушаем советы,

И вновь вперед, за новый перевал,

Закаты провожать, встречать рассветы.

Но мы не можем, как Высоцкий пел,

Прогнать того, кто вдруг раскис, сломался.

Должны помочь ему, познать себя,

В себя поверить, самореализоваться.

.

Научить человека быть счастливым — нельзя,

 но воспитать его так,

 чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко А.С

Воспитание -  целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Колледж один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности студента. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Концепция воспитательной работы

Для каждого человека студенческие годы – самые запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в  юность – прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, настолько подготовленным вступит подросток во взрослую жизнь. Это  во многом зависит от классного руководителя. Хотелось бы видеть выпускника состоявшейся  личностью. Применяя понятие «личность» к 16–17-летнему нужно иметь виду высокий и интеллектуальный уровень развития, духовное богатство и красоту внутреннего мира,  способность принятия обдуманного решения. В глазах выпускника хотелось бы видеть, прежде всего,  заинтересованность в судьбах своих детей,  близких, в окружающем мире, в благополучии  своей Родины. Страшнее всего безразличие к происходящему, равнодушие. Если, выйдя из колледжа,  выпускник сможет отличить белое от черного, золото  от мишуры, добро от зла,  значит, я смогла дать им то, что  дает мне право  называться педагогом.

Программа “Восхождение” направлена на сплочение классного коллектива, призвана активно готовить учащихся к самоуправлению, учить их общению и взаимодействию с людьми, повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном обществе.

 Данная программа разработана для студентов 1-4 курсов. Срок реализации программы 4 года. Она не противоречит программе воспитания и самовоспитания студентов нашего колледжа.

Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс традиций группы, которые положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Главное их назначение – сделать общение студента и преподавателя полезным и необходимым.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ воспитательной работы состоит в возможности изучения коллектива поэтапно, на каждой ступени развития по выбранным заранее направлениям.

Актуальность программы состоит в важности включения выбранных классным руководителем направлений для своей воспитательной работы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что существует возможность поэтапного изучения группы, коррекции воспитательной работы по мере изменения возрастных особенностей студента.

Цель программы: сплочение классного коллектива; эффективно содействовать успешному восхождению студентов к своей неповторимой индивидуальности, вершинам интеллектуального, нравственного и физического развития посредством создания условий для формирования у каждого студента способностей к самопознанию, самоопределению, самостроительству и самореализации. 

Для достижения цели определены задачи и этапы восхождения:

Курс

Воспитательные задачи

Этапы восхождения

4

  • Воспитание гражданско-патриотического и духовно – нравственного сознания на основе сохранения культурно – исторических традиций.

Четвертая высота «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»

3

  • Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Формирование позитивного отношения к проблемам своего здоровья.
  • Активное педагогическое сотрудничество с учащимися и их родителями.

Третья высота «И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь»

2

  • Помочь учащимся в развитии познавательных интересов.
  • Создания условий для творческой деятельности и раскрытия своих способностей.
  • Самоопределиться в выборе социальных ролей.

Вторая высота «Пусть он в связке в одной с тобой – ты поймешь, кто такой»

1

  • Помочь учащимся осознать себя частью классного коллектива и окружающего социума.
  • Содействовать укреплению классного содружества, в котором ценен каждый.

Начало восхождения «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!»

Структура самоуправления группы

В современных условиях высока необходимость поиска таких форм и методов, которые обладают высоким потенциалом для развития активности, инициативы и самостоятельности студентов. В связи с этим развиваем самоуправление в группе.

Цель совета самоуправления группы – построить систему поручений в группе, позволяющую вовлечь каждого студента в управление делами коллектива.

 Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • Познай себя – это интересно!
  • Сотвори себя – это необходимо!
  •  Утверди себя – это возможно!
  •  Прояви себя – это реально!

Принципы деятельности органов самоуправления:

 - добровольность;

 - демократизм;

 - гуманизм;

 - социальная направленность;

 - творчество;

 - вариативность;

 - самостоятельность.

Структура самоуправления группы.

 Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся группы и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители студентов.

Групповое собрание:

 • избирает актив группы;

 • решает вопросы жизни группового коллектива;

 • утверждает общественные поручения;

 • слушает отчеты об их исполнении;

 • решает вопросы поощрения и порицания, учащихся группы.

 В период между групповыми собраниями органом студенческого самоуправления в группе является актив группы, возглавляемый старостой группы.

Староста группы выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины студентов в группе. Староста группы совместно с классным руководителем формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

 Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году групповом собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждый семестр, чтобы каждый студент мог попробовать себя в различных ролях.

Заместитель старосты. Он помогает старосте выполнять основную работу и заменяет его в случае болезни.

Проектировщики. Оформляют классный уголок, поздравительные открытки и плакаты, предметные газеты.

Культурно – массовый сектор. Способствуют культурному и содержательному проведению досуга, организуют культурно-массовые мероприятия в группе, отвечают за организацию интеллектуальных игр, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы. Принимают участие в подготовке к общеколледжным мероприятиям.

Спортивный сектор. Формирует команду для участия в соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в группе.

Учебно-производственный сектор. Отвечает за посещаемость, самоподготовку студентов, контролирует выполнение домашнего задания. Осуществляет помощь классному руководителю в проверке успеваемости.


Актив группы.


«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета: 

 - принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

 - оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

 - решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

 - организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

 Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации студентов. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Принципы и подходы воспитания

Воспитательная работа колледжа охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучения, внеурочную жизнь студентов, разнообразную деятельность и общения за пределами колледжа. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной работе способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организацией всей жизнедеятельности студентов:

  • Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы.
  • Принцип культуросообразности. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур.
  • Принцип свободы выбора. Развить умение и навыки свободы выбора цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности человека и гражданина.
  • Принцип творчества и успеха. Определить и развивать индивидуальные творческие способности личности, стимулировать процесс самосовершенствования.
  • Принцип доверия, поддержки и сотрудничества. Принципиально отказаться от авторитарных методов формирования личности. Установить атмосферу доверия и доброжелательности, которая поможет самореализации и самоутверждению и педагога, и ребенка.
  • Принцип гуманности. Создание в группе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;
  •  Принцип научности. Развитие у студентов современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе; постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (история мировых цивилизаций, навыки жизни и т.д.).

Основные направления воспитательной работы

1. Гражданско-патриотическое направление

а. патриотическая социальная роль

б. правовая социальная роль

2. Учебно-познавательное направление

а. духовно – потребительская, творческая социальная сфера

3.Семейное направление

а. супружеская социальная роль

б. сыновне – дочерняя социальная роль

в. отцовско-материнская социальная роль

4. Нравственно – эстетическое направление

а. субъект учения и самовоспитания социальная роль

5. Коммуникативно – досуговое направление

а. организаторско – коммуникативная социальная роль

б. профессионально – трудовая, экономическая социальная роль

6. Спортивно-оздоровительное направление

а. физическое совершенствование социальная роль

б. психосаморегулятивная социальная роль


План воспитательной работы «Восхождение»

для студентов I курса

«И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!»

Социальные роли

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Форма проведения

«Я - СФЕРА»

Духовно – потребительская и творческая

Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей

1. Классный час «Давайте познакомимся»

2. Классный час «Люди! Будьте бдительны!» годовщина трагедии в Беслане.

3. Организация посещения студентами кружков

4. Посещение музея истории техникума

5. Посещение картиной галереи

6. Посвящение в студенты колледжа

7. Участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты».

1. Анкетирование

2.Обсуждение, просмотр фильма

3. беседа

4. экскурсия

5. экскурсия

6.Внутриколледжное мероприятие

7.Внутриколледжное мероприятие

Психосаморегулятивна

Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции

1. Работа с психологом «Познай самого себя»

2. Индивидуальная беседа о самовоспитании и потенциальных возможностях человека

3. Адаптация первокурсника в общежитии

  1. Тест
  2. Беседа
  3. Внеклассная работа

Субъект учения и самовоспитания

Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения

1. Классный час «Формирования культуры учения»

2. Встреча с выпускниками колледжа

3. «День знаний»

4. «День учителя»

1. Дискуссия

2. Вечер встреч

3.Внутриколледжное мероприятие

4. Концерт

«Я И КОЛЛЕКТИВ»

Профессионально – трудовая  и экономическая

Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе  в условиях рыночной экономики

  1. «Жемчужина Пензенской области»
  2. «Экологический десант»
  3. «День первокурсника»
  4. Родительское собрание
  5. «Агрономы это мы»

1. Просмотр фильма

2.Уборка закрепленной территории

3.Внутриколледжное мероприятие

4. Анкетирование

5. Конкурс агрономов

Организаторско - коммуникативная

Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности

1. Классный час «Я лидер»

2. Определение структуры самоуправления

3. Экскурсия в МУП «Зеленое хозяйство»

4. Классный час «Общение»

5. «Народные песни, частушки»

1.Работа с психологом (тест)

2.Беседа с элементами разъяснения.

3. Экскурсия

4. Тренинг

5. Конкурс

«Я - СЕМЬЯ»

Физическое совершенствование

Формирование физической культуры и навыков личной гигиены

1.Классный час «Международный день борьбы с курением»

2.Индивидуальные беседы с медицинским работником

3.Организация посещения спортивных секций

4.Соревнование по футболу, легкоатлетический кросс

5. Медицинский лекторий

1.Конференция

2.Встреча с мед. работником

3.Анкетирование

4.Соревнования

5. Лекция мед. работника

Супружеская

Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений

1.Классный час «Этика супружеских отношений»

2. Внеклассное мероприятие «Вот и пришла любовь»

1. Встреча с гинекологом центра «Доверия»

2.Встреча со специалистом «Центра планирования семьи»

Сыновне - дочерняя

Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений.

1.Классный час «Мама как много в этом слове»

2.Участие в концерте «Мартафля»

3.Классный час «Всему начало – отчий дом».

1.Мероприятие для родителей

2.Внутриколледжное мероприятие

3. Рассказ с элементами беседы

Отцовско-материнская

Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей.

1.Родительское собрание «Правильное воспитание»

2. Классный час «Будущая семья: надежды и сомнения»

3. Индивидуальные консультации психолога

1. Дискуссия

2. Беседа – диспут

3. Тренинг, беседа

«Я И ОБЩЕСТВО»

Патриотическая

Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству.

  1. Музей народного творчества, музей одной картины
  2. Посещение выставки молодых художников Пензенского края
  3. Классный час «Цена победы»
  4. Акция «Поздравь ветерана»

5. Внеклассное мероприятие «День победы – как это было»

1.Экскурсия

2.Экскурсия в художественное училище

3.Беседа

4. Посещение ветеранов на дому

5.Вечер воспоминаний.

Правовая

Формирование правовой культуры

  1. Классный час «Права и обязанности»
  2. Изучение статей конвекции ООН о правах  ребенка
  3. Правовой лекторий

1. Круглый стол

2. Обсуждение статей

3. Лекция Щеглов О.Н

Экологическая

Формирование экологической культуры

  1. «Природа друг наш и лекарь»
  2. Озеленение территории: уход за цветами и кустарниками.
  3. Экологический десант
  4. «Экология Пензенской области»
  1. Экскурсия по территории колледжа
  2. Уборка закрепленной территории
  3. Научная конференция

План воспитательной работы «Восхождение»

для студентов II курса

«Пусть он в связке в одной с тобой – ты поймешь, кто такой»

Социальные роли

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Форма проведения

«Я - СФЕРА»

Духовно – потребительская и творческая

Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей

1. Классный час «Что такое красота человека»

2. Классный час «Легко ли быть молодым»

3. Вовлечение в поисковую деятельность, работу музея истории

1. Диспут

2.Диспут

3. Поисковая деятельность

Психосаморегулятивна

Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции

1. Рефлексия ситуации, связанных с проявлением таких качеств как: эгоизм, самовлюбленность

2. Классный руководитель как организатор нравственного развития студентов.

1.Тренинг с психологом

2.Рекомендации классным руководителям

Субъект учения и самовоспитания

Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения

1. Классный час: «Что важнее – кем быть или каким быть?»

2. Классный час: «Моя речь – мое зеркало»

1. Дискуссия

2. Беседа с элементами ролевой игры

«Я И КОЛЛЕКТИВ»

Профессионально – трудовая  и экономическая

Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе  в условиях рыночной экономики

1. Вовлечение в научно – исследовательскую, проектную деятельность.

2. Участие в проведение недель цикловых комиссий

3. Вовлечение в работу предметных кружков

4. «Каким я вижу мир бизнеса»

1. Проектная работа

2. Научные конференции

3. Кружковая работа

4. Конкурс

Организаторско - коммуникативная

Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности

1. Классный час «Деловое общение»

2. Написание сочинения «Почему я выбрала профессию агроном»

3. Участие в работе самоуправления колледжа

4. Бизнес – план

1.Тренинг с психологом

2. Сочинение

3. Экскурсия

4.Организация мероприятий

«Я - СЕМЬЯ»

Физическое совершенствование

Формирование физической культуры и навыков личной гигиены

1.Классный час «Пропаганда здорового образа жизни»

2.Вовлечение в работу спортивных секций, участие в Дне здоровья.

1.Просмотр видеофильма

2.Соревнования

Супружеская

Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений

1.Классный час «Молодая хозяйка»

2. Психология семейных отношений

3. «Счастливая семейная пара»

1.Конкурс с привлечением родителей

2. Беседа

3. Вечер встречи с супружескими семейными парами

Сыновне - дочерняя

Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений.

1.Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей»

2. «Все мы родом из детства»

1.Родительское собрание

2. Тематический вечер

Отцовско-материнская

Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей.

1. Классный час «Я и моя семья»

2.Отправление благодарственных писем родителям студентов.

1. Представление своей семьи (приглашение родителей)

«Я И ОБЩЕСТВО»

Патриотическая

Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству.

1.Организация встреч с ветеранами Афганистана.

2. Участие в внутриколледжных соревнованиях по троеборью

3. «Мой Сурский край, моя Отчизна»

1.Встреча с ветеранами

2. Соревнования

3. Областной конкурс

 

Правовая

Формирование правовой культуры

1. Участие в КВН «Твой выбор»

2.Организация встречи с участковым инспектором, специалистами наркоконтроля

3. Организация проведения «Недели правовых знаний».

4. Участие в работе ОМОДа

1. КВН

2.Встреча со специалистами

3.Внутриколледжный КВН

Экологическая

Формирование экологической культуры

1.Участие в озеленении территории

2.Участие в конкурсе стенгазет по экологической тематике

3.Экологический десант

1.Экскурсия по территории колледжа

2.Уборка закрепленной территории

План воспитательной работы «Восхождение»

для студентов III курса

«И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь»

Социальные роли

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Форма проведения

«Я - СФЕРА»

Духовно – потребительская и творческая

Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей

1.Проведение конкурса научно – исследовательских работ

2. «Живые инновации для агробизнеса»

1. Диспут

2.Региональный форум

Психосаморегулятивна

Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции

1. Рефлексия ситуации, связанных с проявлением таких качеств как: эгоизм, самовлюбленность

1. Тренинг с психологом

Субъект учения и самовоспитания

Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения

1. Классный час: «Что важнее – кем быть или каким быть?»

2. Классный час: «Моя речь – мое зеркало»

1. Дискуссия

2. Беседа с элементами ролевой игры

«Я И КОЛЛЕКТИВ»

Профессионально – трудовая  и экономическая

Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе  в условиях рыночной экономики

1. Организация шефства над первокурсниками

2. МУП «Зеленое хозяйство»

1. Помощь в учебном процессе

2. Помощь в посадке цветов

Организаторско - коммуникативная

Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности

1. Классный час «Разрешите представиться»

2.Наставническая деятельность среди первокурсников 12ОУЗР11

3. Участие в работе самоуправления колледжа

1.Тренинг с психологом

2.Помощь в организации мероприятий

«Я - СЕМЬЯ»

Физическое совершенствование

Формирование физической культуры и навыков личной гигиены

1.Классный час «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь»

2. «Наркотики и закон», «Ласковый убийца»

2. «Я и компьютер»

1.Викторина

2.Приглашение специалистов

3.Информационное сообщение с элементами беседы

Супружеская

Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений

1.Классный час «Супружество без брака»

2. «Легко ли быть взрослым»

3. «Ранняя беременность: за и против»

1.Дискусия с элементами ролевой игры

2. Беседа с элементами размышления

3. Диспут

Сыновне - дочерняя

Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений.

1.Родительское собрание «Отцы и дети –точки соприкосновения»

2. «Как жить в мире с родителями»

1.Родительское собрание

2. Диспут с приглашение родителей

Отцовско-материнская

Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей.

1. Классный час «Семья и семейные ценности»

2. «От девушки к молодой женщине»

1.Беседа с элементами размышления

2.Беседа с психологом

«Я И ОБЩЕСТВО»

Патриотическая

Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству.

1. «Служба  в армии: за и против»

2. «День победы со слезами на глазах!»

1.Диспут

2. Встреча с ветеранами

 

Правовая

Формирование правовой культуры

1. «Твои права»

2. «Закон и правопорядок»

3. Участие в работе по профилактике правонарушений

1. Конференция

2. Семинар

Экологическая

Формирование экологической культуры

1. «Будущее рождается сегодня»

2.Уборка закрепленной территории

1.Экологический десант

План воспитательной работы «Восхождение»

для студентов IV курса

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»

Социальные роли

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Форма проведения

«Я - СФЕРА»

Духовно – потребительская и творческая

Формирование социальной зрелости личности, развитие духовных потребностей и творческих способностей

1. «НТР, рынок и требования к современному специалисту»

2. Составление бизнес - плана

1.Встреча с выпускниками – специалистами «Агрономами».

2. Творческая работа

Психосаморегулятивна

Формирования знаний основ личностной психологии, навыков психической саморегуляции

1.  «Учитесь властвовать собой»

2.Исследования нравственного уровня студентов

1. Работа с психологом

2. Тест

Субъект учения и самовоспитания

Формирования знаний умений и навыков самообразования и самоопределения

1. Классный час: «Мои итоги учебы»

2. Классный час: «Толерантность»

3. Моя программа самовоспитания

1.Беседа

2. Беседа с элементами ролевой игры

3. Работа с психологом

«Я И КОЛЛЕКТИВ»

Профессионально – трудовая  и экономическая

Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, подготовка студентов к работе  в условиях рыночной экономики

1.  «Я будущий агроном»

2. Подготовка к экзаменам

3. Собеседование при приеме на работу

1. Мини сочинения

2. Работа с психологом

Организаторско - коммуникативная

Формирования умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности

1. Классный час «Шаг на встречу»

2. «Есть ли среди нас Джентльмены»

1.Творческая игра по этике общения

2. Ролевая игра

«Я - СЕМЬЯ»

Физическое совершенствование

Формирование физической культуры и навыков личной гигиены

1.Классный час «Сигарета это мода, привычка или слабость»

2. «Как победить вредные привычки?»

2. «Программа здорового образа жизни»

1.Диспут

2.Семинар

3.Информационное сообщение с элементами беседы

Супружеская

Формирования знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений

1.Классный час: «Каким я вижу своего супруга, свою супругу»

2. «Мое отношение к детям»

1.Диспут

2. Беседа с элементами размышления

Сыновне - дочерняя

Формирование чувства долга перед родителями и родными, культура сыновних и дочерних отношений.

1.Родительское собрание

2. «Не забывайте ваших матерей»

1.Родительское собрание

2. Диспут

Отцовско-материнская

Овладения основ педагогических знаний, развития способностей для полноценного воспитания детей.

1. Классный час «Студенческая семья: проблемы и перспективы»

2. «Кто в доме хозяин?»

1.Беседа с элементами размышления

«Я И ОБЩЕСТВО»

Патриотическая

Воспитания преданности и любви к своему народу, Отечеству.

1. «Я – будущий защитник отечества»

2. «Пойдут ли в армию мои дети!»

1.Диспут

2. Беседа

 

Правовая

Формирование правовой культуры

1. «Твои права и обязанности»

2. «Человек и закон»

3. Участие в работе по профилактике правонарушений

1. Конференция

2. Семинар

Экологическая

Формирование экологической культуры

1. «Экология бьет тревогу»

2.Уборка закрепленной территории

1.Беседа

2. Экологический десант


Место и роль классного руководителя в реализации программы.

Работа классного руководителя на первом этапе – это наблюдение за группой.

В работе я стараюсь руководствоваться семью педагогическими правилами принципа «Не навреди!»

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки студентов, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру студентов в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать студента без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявления у студентов чувства агрессивности и вражды.

5. Не убивать у студентов веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения студентов к чужой вере и инакомыслию

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.

 Первое, что я делаю, получая новую группу, – знакомлюсь, как и многие, с личными делами. Я всегда обращаю внимание на состав семьи, место работы родителей и должность, стараюсь выяснить причину отсутствия одного из родителей. Обязательно провожу анкетирование, в которое включаю не только вопросы по составу семьи, хобби, интересам, но также вопросы типа «какое поручение ты бы хотел выполнять в группе», «какую помощь ты можешь предложить классному руководителю». Включая вопросы о наличии вредных привычек, спрашиваю, хотят ли они от них избавиться и, нужна ли помощь специалистов. Такая информация позволяет мне создать актив группы, выявить проблемных студентов и тех, кому нужна помощь именно специалистов

 В колледже первый месяц – это месяц активной адаптации студентов, когда не ставятся отрицательные оценки, а классные руководители, педагоги и руководители клубов проводят комплекс мероприятий в этом направлении и ведут наблюдения за студентами. Работа в нашем учебном заведении построена таким образом, что уже в первые дни мы обязательно проводим инструктажи по соблюдению Устава техникума и правил внутреннего распорядка, соблюдению ТБ, ПДД, поведению в городе, сохранности личного имущества; напоминаем об ответственности за правонарушения, в т.ч. по нахождению на улице в позднее время, по распитию алкогольных напитков, курению в неположенных местах, употреблению наркотических веществ и т. п. Так же проводим встречи с представителями полиции, наркоконтроля и т.п..

 Первая неделя всегда позволяет выявить так называемых «проблемных» студентов: регулярно опаздывающих (здесь важно выяснить причину), приходящих невыспавшимися, неопрятными, без канцелярских принадлежностей, пропускающих занятия без уважительной причины, нарушающих дисциплину. Уже с первых дней с родителями таких студентов я поддерживаю постоянный «телефонный» контакт, сразу сообщая об отсутствии ребенка на занятиях, о возникших проблемах, о возможных путях решения этих проблем.

 Параллельно я стараюсь связаться с социальными педагогами и классными руководителями школ, откуда пришли эти студенты, выяснить ситуацию с учебой, поведением, отношением родителей к ребенку и к своим обязанностям. Если я знаю или выясняю на этом этапе, что ребенок из семьи, состоящей на учете, то совместно с социальным педагогом связываемся с инспектором ПДН для выяснения обстоятельств постановки на учет и мероприятий, проводимых с этим подростком.

 Очень важно на этом этапе правильно спланировать работу с этими студентами. Я начинаю всегда с индивидуальной беседы, в которой стараюсь выяснить причину, найти какие-то «точки» воздействия, выяснить интересы, цели ребенка. Не всегда это удается, и далеко не всегда у студентов этой группы такая беседа приносит положительный результат. Самое главное в такой беседе – показать этому ребенку, что он небезразличен учебному заведению и классному руководителю, объяснить ему, что в этом учебном заведении получают среднее специальное образование, что это его добровольный выбор, и что только он сам способен изменить свое настоящее и построить будущее сейчас. Я всегда стараюсь вовлечь таких студентов в общественную деятельность, предлагаю им разные поручения. Стараюсь приблизить к себе и группе через разовые задания.

 Если же индивидуальные беседы с ребенком и родителями не приносят результатов, далее вступает комплекс мероприятий в колледже. У нас развита пошаговая система работы с такими студентами. После беседы с классным руководителем, мы приглашаем такого студента на заседания предметно-цикловых комиссий, далее Совета по профилактике правонарушений, и в заключение – на Педагогический совет. Все эти вызовы фиксируются в журнале классного руководителя, на всех этапах родители уведомляются и приглашаются по телефону или в письменном виде. С особенно нерадивыми родителями мы работаем, отправляя письма «с уведомлением». На любом таком заседании студенту всегда сначала дается слово для объяснения сложившейся ситуации. Классный руководитель дает характеристику студенту, указывая проблемы и возможные перспективы разрешения ситуации. На всех этапах студенту даются сроки для исправления ситуации, причем, чаще всего, студент сам определяет этот срок.

Опять же одновременно с проводимой административной работой, мы стараемся привлечь социальные службы помощи семье, рекомендуем родителям обратиться к психологам в центр помощи семье.

 На всех этапах классный руководитель держит ситуацию под контролем: проверяет соблюдение графика сдачи задолженностей, держит связь с родителями, если они выходят на контакт, регулярно сообщает о ситуации социальному педагогу.

 Таким образом, мы пытаемся задействовать все способы работы с этими несовершеннолетними.

Я как классный руководитель и педагог предметник стараюсь привлекать свою группу и студентов из других групп в различные мероприятия разного уровня. Тем самым, развивая в них интерес к творческой деятельности,  сплочение классного коллектива; проявление своей индивидуальности, интеллектуального, нравственного и физического развития.

Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. Роль классного руководителя в условиях данной воспитательной программы можно определить так:

Зажигай «звезду» и давай возможность ей разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды» зажигай новую.

Реализация воспитательной программы.

Реализация системы воспитательной работы предполагает:

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
  • практическую деятельность педагогов и воспитанников;
  • содержание просвещения в области гуманитарной культуры;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
  • педагогизацию воспитательной среды в микрорайоне, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внеколледжными  воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона;
  • развитие общей и педагогической культуры учителей и воспитателей.

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания студентов I – IV курсов. В качестве критериев эффективности нами были выбраны:

  1. развитость личности студента (в соответствии с возрастом)
  2. сформированность коллектива студентов
  3. удовлетворенность студентов, педагогов и родителей процессом и результатом воспитательной деятельности.

Данные критерии позволяют оценивать продуктивность воспитательной деятельности и психологическое состояние учащихся.

Для изучения эффективности воспитательного процесса мы пользуемся целым спектром методик:

Методика

Цель методики

Сроки проведения

1.«Пословицы» (разработана к.п.н. С. М. Петровой)

1.Определить уровень нравственной воспитанности студентов и выяснить особенности отношений к жизни, к людям, к самим себе.

1. Проводиться в начале и в конце учебного года

2.Методика изучения мотивов участия студентов в деятельности (разработана профессором Л. В. Байбородовой)

1.Выявление мотивов участия студентов в деятельности

1. Проводиться в конце каждого учебного года

3.Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором А.Н. Лутошкиным)

1.Определить степень удовлетворенности студентов своим коллективом

1. Проводиться в конце каждого семестра

4.Анкета выпускника (составлена О. А. Лепневой и Е. А.  Тимошко)

1.Выявления степени удовлетворенности студентов выпускных групп результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в колледже.

1. Проводиться на 4 курсе в конце учебного года.

5.Комплексная методика (разработана А. А. Андреевым)

1.Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.

1.Проводиться в конце каждого учебного года

Модель выпускника:

В результате реализации программы учащиеся должны:

  • быть интеллектуально развитой личностью;
  • уметь общаться со взрослыми, сверстниками, детьми;
  • уважительно относиться к окружающим людям;
  • уметь  владеть своими чувствами, не быть рабом настроения;
  • уметь  преодолевать трудности;
  • осознанно приходить  на помощь любому человеку, который в ней нуждается;
  • знать, что такое сочувствие, сопереживание, милосердие;
  • знать  родословную своей семьи, уважительно относится к родным и близким;
  • гуманно относится ко всему живому;
  • уметь ценить красоту природы, искусства;
  • уметь отвечать за свои поступки;
  • быть способным постоять за себя;
  • стремится к знаниям;
  • знать правила культурного поведения;
  • уметь трудиться, уважительно относится к людям разных профессий;
  • быть способным дарить людям радость.


Заключение

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности учебного заведения. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

        В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот учебных заведений к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.

Воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

РЕЦЕНЗИЯ

На воспитательную программу «Восхождение»

Воспитательная программа «Восхождение» составлена на основе воспитательной программы, действующей в отделении управления земельными ресурсами  (системно – ролевой теории формирования личности Н. М. Таланчука).

Воспитательная программа ставит перед собой ясные цели и задачи актуальные на современном этапе воспитания подрастающего поколения, учитывает возрастные особенности детей и рассчитана на весь срок обучения студентов. Программа предполагает разнообразие использования приемов и методов организации, направленных на формирование у студентов знаний и умений, самопознания, самоопределения, самореализации и саморефлексии. Выделены этапы в организации совместной деятельности.

Программа дает возможность студентам свободу выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности коллектива группы, учебного заведения. В программе имеются четкие критерии изучения эффективности воспитательного процесса.

Воспитательная программа соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению воспитательных программ, и может быть рекомендована в помочь классным руководителям.

Рецензент __________________А. Н. Фомин

 РЕЦЕНЗИЯ

На воспитательную программу «Восхождение»

Для специальности 110401 «Агрономия»

Воспитательная программа «Восхождение» соответствует требованиям, предъявляемым к воспитательным программам.

В данной программе поставлены ясные цели и задачи актуальны на современном этапе воспитания подрастающего поколения, учитывает возрастные особенности студентов  рассчитана на весь срок обучения.

Программа четка, структурирована, автор придерживается логики изложения и демонстрирует высокий уровень знаний в области педагогики и психологии, учитывает современные педагогически тенденции в воспитании.

Программа содержит авторскую концепцию, имеет практическую значимость.

Рецензируемая работа представляет собой серьезный вклад в развитие воспитания и образования молодого поколения.

Рецензент _______________

Список литературы

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под. Ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2. Гоняев А. Д. «Работа учителя с трудными подростками: учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений / А.Д. Гоняев., Л. В. Годовникова-М.: Издательский центр «Академия»», 2009

3. Жукова Н. М. Методика воспитательной работы. Учебно – практическое пособие.-М.: МГУП, 2001

4.Нормативно – правовое обеспечение воспитательной работы в ССУЗе – Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2004

5. Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб. метод. Пособие – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

6. Саенко О. Е., Айдунова О.Н. Теория и практика воспитательной работы в колледже: Настольная книга заместителя директора, педагога организатора, классного руководителя. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009

7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учебн. Завед./В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина – М: Издательский центр «Академия», 2008

8. Степанов Е. Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концециях воспитания – М.: Т. Ц. «Сфера», 2003

9. Таланчук н. М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов – новаторов, М, 1991

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...