Познавательный час "Звёздам навстречу"
классный час по теме

Мерзликина Анна Владимировна

 

Познавательный час «Звёздам навстречу…»

Цели: - систематизировать и расширить представления учащихся о первом советском космонавте;

            - воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvyozdam_navstrechu.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с.Клинцовка»

Познавательный час

Посвящается Дню космонавтики

Подготовлен и проведён

учащимися 10 класса

Классный руководитель А.В.Мерзликина

Познавательный час

«Звёздам навстречу…»

Цели:

- систематизировать и расширить представления учащихся о первом советском космонавте;

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики.

Ход классного часа

Основная часть

Звучит мелодия Г.Свиридова «Время, вперёд!»

На фоне мелодии ведущие читают слова:

Ученик  1: Рождался день двенадцатый апреля,

             В спокойной, предрассветной тишине,

             Ждал Байконур, ракету ввысь нацеля,

             Застывши, ждали звезды в вышине…

Ученик 2: Курились дымки призрачно и зыбко,

              Стелилась в небе зоревая шаль.

            И он сказал: - «Поехали!» - с улыбкой,

                         Светящейся стрелой умчался вдаль.

   Ученик  3: Взгляд материнский устремляя к сини,

            Не сомневаясь в стойкости его,

              Следила благодарная Россия

              За яркой трассой сына своего.

                                           М. Чекусов. «Рождался день двенадцатый апреля…»

Ученик 4: Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт планеты Земля, бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей Родины, человек, подвиг и улыбка которого покорили всю нашу планету. Так кто же такой Юрий Гагарин?

       Ученик 5: Он был как все. Такой обычный

Простой советский паренёк:

Курносый, скромный, симпатичный,

В глазах задорный огонёк.

                              В.Бреднев. «Гагарин»

Ученик 6: Родился Юрий на Смоленщине, в деревне Клушино Гжатского района 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье. Мама – работница молочнотоварной фермы. Она удивительно много читала, могла ответить почти на любой вопрос сына. Юре она казалась неисчерпаемым источником жизненной мудрости.

Юноша (читает слова от лица Ю.А.Гагарина): Про отца в деревне говорили: «Золотые руки у Алексея Гагарина!» И в самом деле, у него спорилась любая работа – и столяра, и каменщика, и пахаря, и слесаря.

Ученик 7: Маленький Юра бегал по лужам с деревенскими мальчишками. Весной, когда сходил снег, ребятишки запускали бумажного змея, и Юра, бегая за ним, думал: «Вот бы и мне с ним лететь».

Ученик 8: 1 сентября 1941 года поступил учиться в среднюю школу. Но в мирное детство ворвалась война.

Звучит мелодия Шостаковича «Нашествие»

Ученик 1: В одной небольшой комнате одновременно занимались два класса – первый и третий. Потом, во вторую смену второй и четвёртый. Даже тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газеты, на кусках обоев…

Шла война…

Ученик 2:12 октября 1941 года родное село Юрия заняли фашисты. Семье Гагариных пришлось испытать на себе все ужасы и тяготы военного лихолетья. Старших брата и сестру Валентина и Зою немцы угнали в Германию, а младшего брата Борю фашист повесил на шарфе, и, пока ходил за фотоаппаратом, чтобы отснять содеянное, мать успела снять сына из петли и Борис остался жив...

        Ученик 3: Однажды над родным селом, занятым фашистами, советский летчик повторил подвиг капитана Гастелло, протаранив немецкий самолет. Объятый пламенем самолет упал на скопившиеся на сельской улице немецкие танки и пушки.

«Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов, - подумал Юра. - Я вырасту и обязательно буду летчиком»…

Ученик 4: Война принесла много лишений. Семья переехала в Гжатск, но и там пришлось испытать немало горя и нужды. На счету был каждый кусок хлеба.

Юноша: Когда мне исполнилось 15 лет, я решил оставить учёбу в школе, чтобы быстрее начать помогать родителям. Поступил в ремесленное училище при заводе сельскохозяйственных машин в Люберцах. Здесь определилась будущая профессия, которой не суждено было стать основной: формовщик литейного цеха. Свободного времени хватало и на выполнение комсомольских поручений, и на игру в баскетбол.

Ученик 5: Труднее стало, когда он поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. Приходилось жалеть, что в сутках только 24 часа. По окончании школы дирекция ремесленного училища помогла Юре с друзьями поступить в индустриальный техникум в Саратове. По той же литейной специальности, далёкой от самолётов и, тем более, космических дел.

Ученик 6: В техникуме у Юры появилось особенное пристрастие к физике. В физическом кружке он делает доклад на тему: «К.Э.Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях».

Юноша: Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась моя «космическая» биография. В литейщике родился лётчик. Решил начать с аэроклуба.

Ученик 7: В аэроклуб он записался,

Манила парня высота.

Здесь в небо первый раз поднялся,

Сбылась заветная мечта.

Никто в то время и не думал,

Не мог предположить никак,

Что в городском аэроклубе

Он сделал в космос первый шаг.

                              В.Бреднев. «Гагарин»

Ученик 8: Всего в аэроклубе он выполнил 196 полётов.

Юноша: После диплома уже просто не мог отступить, бросить воздушную стихию. Подал заявление в Оренбургское авиационное училище.

Ученик 1: Годы учения в Оренбурге совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса. После запуска искусственного спутника в ленинской комнате училища у радиоприёмника разгорались жаркие споры:

Юноша: Теперь скоро и человек полетит в космос…

Ученик 2: Скоро? Больно ты быстрый! Лет через 15-20… Тебя к тому времени уже спишут из авиации!

Ученик 3: Первым, конечно, на спутнике полетит учёный. Это же корабль-лаборатория…

Ученик 4:  Совершенно не обязательно. Потребуется человек с железным здоровьем. Как у водолаза или лётчика-испытателя.

Ученик 5: А, возможно, для первого полёта в космос выберут врача. Ведь главное - проверить, как реагирует человеческий организм…

Юноша: Конечно, к единому выводу мы никогда не приходили…

Ученик 6: Особенно поразило сообщение о запуске второго искусственного спутника с собакой на борту.

Юноша: Раз живое существо уже поднялось в космос, почему бы не полететь туда человеку?…

Песня: «Я верю, друзья…»

Я верю, друзья, караваны ракет

Помчат нас вперёд от звезды до звезды

На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы…

Ученик 7: А далее годы летят, как одно мгновение: первое офицерское звание – лейтенант, свадьба с Валентиной Горячевой, служба в суровых условиях Севера, рождение дочери Елены, рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты.

Юноша: Признаться, я не слишком надеялся на успех заявления. Да, я был молод, здоров, хорошо себя чувствовал во время полётов и прыжков с парашютом. Но… Найдутся тысячи и тысячи лучше меня…

Ученик 8: Какова же была радость, когда в канун двадцатипятилетия Юрию пришёл редчайший из подарков: вызов в Москву.

Ученик 1: Группу поселили под Москвой, в месте, которое сейчас принято называть «Звёздный городок». К полётам будущих космонавтов готовили специалисты различных областей знаний.

Ученик 2: Наряду с теорией, регулярной физической подготовкой, проводились и специальные тренировки: испытания в сурдокамере, где царит абсолютная тишина, на стремительной центрифуге, в термокамере с обжигающим воздухом, в самолётах, где специально создаётся состояние невесомости.

Ученик 3: Готовился и космический корабль. Будущий «Восток» всем понравился. Узнали, что оболочка корабля нагревается при входе в плотные слои атмосферы до нескольких тысяч градусов…

Ученик 4: Гагарину хорошо – он литейщик, привык стоять у раскалённых печей, - пошутил кто-то из товарищей.

Ученик 5: Пожалуй, несколько тысяч градусов многовато и для Юры, - сказал другой.

Юноша: Как-нибудь не расплавимся!..  

Ученик 5: И, наконец, Байконур. Трудно было выбирать среди сильных и мужественных людей, прошедших длительную подготовку и горящих желанием осуществить этот полет.

Ученик 6: Кандидатов отбирал сам С. Королев. Возраст — до 30 лет, вес — до 72 кг, рост — до 170 см (иначе не разместились бы в кабине). Рост Юрия был 165 см.

Сначала отобрали 20, потом Юрий попал в первую шестерку, потом их осталось двое. Он и Герман Титов. Наконец Королев, все взвесив, назначил Гагарина командиром командиром «Востока-1», Герман Титов – его дублёром.

Ученик 7: Подготовка к полёту шла ускоренно, по нарастающей. Поступили сведения, что американцы хотят отправить в космос своего первым 20 апреля. И Королёв принял решение назначить дату полёта с 11 по 17 апреля.

Юноша: День перед полётом был отведён для полного отдыха. В домике, где жили мы с Германом, звучала тихая музыка. О полёте не разговаривали. Вспоминали детство, прочитанные книги, увиденные фильмы. Весело посмеивались друг над другом, вспоминая всякие забавные случаи и происшествия…

Звучит мелодия: «Летите, голуби, летите…»

Ученик 8: 12 апреля 1961 года. Это был солнечный тёплый день; в степи цвели красные и жёлтые тюльпаны. Юра вышел из автобуса и направился к космическому кораблю «Восток». Космонавт поднялся по железной лестнице на площадку и уверенно вошёл в лифт.

Ученик 1:  Через несколько минут Юрий Алексеевич, обращаясь по связи, сказал:

Юноша: Ну, дайте мне музыку!

Ученик 1: Какую?

Юноша: Про любовь, конечно!

Ученик 1:  Стали искать музыку про любовь, но её не оказалось – были только марши. Тогда Гагарин запел сам: «Летите, голуби, летите!»

           Юноша: Летите, голуби, летите,
                Для вас нигде преграды нет.
                Несите, голуби, несите
                Народам мира наш привет.

Ученик  2: Оставалось 60 минут «свободного времени»…

Юноша: Конечно, я волновался – только робот не волновался бы в такие минуты и в такой обстановке…

Вспомнил о далёком-далёком дне, когда мне повязали пионерский галстук. Я узнал, что слово «пионер» означает «разведчик», «исследователь», «первый, пролагающий дорогу». Замечательное слово!

Ученик 3: Ему предстояло стать пионером, первым человеком, оторвавшимся от земли, преодолевшим власть её тяготения…

Песня: «Я хочу дотянуться до звёзд»

  1. Наша земля просто маленький шарик в пространстве звёзд

Как нам узнать, что ждёт впереди?..

Сильные люди помогут ответить на наш вопрос

Космос их манит, и звёзды мерцают вдали…

                ПРИПЕВ: Я хочу дотянуться до звёзд,

Я хочу их потрогать руками,

Это сделал первым из нас

Русский бесстрашный парень.

  1. Плачут мужчины, друзей провожая в большой полёт

Космос откроет им тайны свои

Люди, как звёзды, проходят по жизни свои пути

Главное счастье – услышать команду: «На взлёт!»

Ученик 4: Начинается обратный отсчет времени. Знаменитое гагаринское «Поехали!»

Сообщение Левитана о полёте Гагарина

        Ученик 5: Страна ликовала. Все только и говорили о полете, о Гагарине.

                                                                                 

        Ученик 6: Обычным шумом улица полна.

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

          И из вселенной радиоволна

          Приносит имя русское: Гагарин.

          Оно во все врывается края,

          Во все сердца, как ласточка, влетает,

   И мать-земля, дыханье затая,

          Полет героя-сына наблюдает.

                   Л. Вышеславский. «Обычным шумом улица полна…»

     Ученик 7: 108 минут продолжался полёт…

      Ученик 8: Когда на землю возвратился

Он из космических высот,

На берег Волги приземлился

И здесь закончил свой полёт.

Законы звёздного движенья

Сюда героя привели.

Знать, сильным было притяженья

Родной саратовской земли.

                              В.Бреднев. «Гагарин»

Ученик 1: «Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловка Саратовской области.

Ученик 2: «Случилось, как в хорошем романе, - пишет Гагарин, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете».

Юноша: Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним.

Ученик  3: Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой. Гагарин все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.

Юноша: Мамаша, я - свой, советский. Лётчик! Где тут поблизости есть телефон? Мне нужно срочно позвонить.

Ученик 4:  Тахтарова насторожилась. Ближайший телефон находился только в правлении колхоза. Он что, лётчик этот, с Луны что ли, свалился?

Ученик 5: Женщина начала торопливо объяснять, сколько вёрст до правления.

Лётчик кивнул и снова спросил:

Юноша: Ну, а транспорт у вас найдётся, чтоб меня туда отвезти?

Ученик  6:  У нас один транспорт – кобыла да телега. Коли можете запрягать, и я с вами подъеду, дорогу покажу, - предложила женщина.

Ученик 7: Гагарин представил себя въезжающим в село на телеге. Эффектное зрелище. Космический финиш…

Ученик 8: Хотя в принципе связь между лошадью и звездолётом проследить можно. Мощность ракетных двигателей, выводящих космический корабль на орбиту, измеряется в лошадиных силах.

Юноша: Нет, мамаша, конюх из меня неважнецкий…

Ученик 1: Затем подбежали механизаторы, работавшие неподалеку. Вскоре прибыла группа солдат с офицером, проезжавших на грузовиках по шоссе. Они обнимали Юрия, жали руки. Кто-то из них назвал его майором.

Тут за ним прилетел вертолет…

Ученик 2: Спустя два дня Москва встречала своего героя. На Красной площади прошел многолюдный митинг. Цветы, улыбки, праздничное ликование. Гагарина поздравляли члены правительства, вручали высокие награды.

Ученик 3: За осуществление первого в мире космического полета Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание майора и впервые учрежденное звание «летчик-космонавт». За героический подвиг, прославивший нашу родину, за мужество, отвагу и беззаветное служение народу и делу прогресса первому в мире летчику-космонавту майору Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», в Москве был установлен бюст Героя.

Ученик 4: Так он стал человеком-легендой, героем. Он стал больше – символом целой эпохи в биографии прекрасной страны и всего человечества.

        Юноша:        

Песня: «Пусть будет мир прекрасен…»

  1. Красотою лесов, полей и рек

Не считаясь ни с чем, живёт человек

Избалован он солнцем, дарящим свет,

Что откуда берётся – он не думает, нет.

Всё же это не вечно, что же станет потом?

Думать нечеловечно – «После нас – хоть потоп!»

      ПРИПЕВ: Пусть будет мир прекрасен, и тут не нужен гений,

Чтоб возродить планету для новых поколений.

И на Земле, на всей большой Земле, вдруг в одночасье

Наступит наше счастье…

  1. Чтоб было на Земле всё прекрасным, и песней начиналось утро

Чтоб небо было звёздным и ясным, давайте поступим мудро.

Для этого немного нужно – чтоб взрослые помнили чаще

Что дети – это ваше будущее, а в будущем – наше счастье.

ПРИПЕВ: Пусть будет мир прекрасен, и мы поможем в этом

Душою чистой, сердцем, мы сохраним планету.

И на Земле, на всей большой Земле, вдруг в одночасье

Наступит наше счастье!

Заключительная часть. Рефлексия.

Использованная литература и документы:

  1. Владислав Кац «Именно с Саратовом…». ИЦ «Добродея». ГП «Саратовтелефильм», 1998г.
  2. Юрий Гагарин «Есть пламя», из-во ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1971 г
  3. М.Чекусов «Рождался день двенадцатый апреля…»
  4. Владислав Бреднев (дипломант областного конкурса «Турнир поэтов» в номинации «Дебют» - 2010 год). Стихотворение «Гагарин».
  5. Документальная фонозапись: сообщение ТАСС о полёте Ю.Гагарина

Музыкальное сопровождение:

  1. Г.Свиридов «Время, вперёд»
  2. Д.Шостакович «Нашествие»
  3. Песня «Я верю, друзья…» Сл. В.Войновича, муз. О.Фельцмана.
  4. Песня «Я хочу дотянуться до звёзд». Сл. и муз. Людмилы Чермашевой
  5. Песня «Пусть будет мир прекрасен». Сл. и муз. Олега Сидорова
  6. Оркестр «Здравица». «Летите, голуби, летите».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Урок - обобщение по теме "Имя числительное". Навстречу Универсиаде-2013

Предлагаемый  вашему вниманию  урок–обобщение по теме «Имя числительное», подготовлен  предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект трие...

РОДИТЕЛЯМ: 10 заповедей. 10 шагов навстречу.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как о...

Интерактивный кроссворд "Звездам навстречу"

Интерактивный кроссворд с использованием клавиатуры....

Звёздам навстречу.

Мероприятие, посвящённое Дню космонавтики и презентации к нему....

"Навстречу солнцу! Навстречу здоровью!"

Спортивное мероприятие, посвящённое началу учебного года. Основано на материале туристских навыков....

Презентация о работе по воспитанию личнсти ребёнка «Вперёд, к здоровью навстречу, навстречу к счастливым ветрам!»

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....


 

Комментарии

Мерзликина Анна Владимировна

В разработке использованы стихи наших местных авторов. Материал может быть использован для выступления агитбригады. Если кого заинтересует данная тема - могу выслать презентацию по сценарию. С уважением А.В.