Урок - обобщение по теме "Имя числительное". Навстречу Универсиаде-2013
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Марданова Гульназ Мирхазияновна

 Предлагаемый  вашему вниманию  урок–обобщение по теме «Имя числительное», подготовлен  предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект триединой цели урока можно сформулировать широко: обобщение знаний учащихся о числительном как части речи; развитие умения находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, отработать умения правильного склонения числительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_6_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок–обобщение  по теме «Имя числительное», 6 класс

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Тат.Шуранская СОШ» Муслюмовского района РТ

                                                            Введение

 Предлагаемый  вашему вниманию  урок–обобщение по теме «Имя числительное», подготовлен  предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект триединой цели урока можно сформулировать широко: обобщение знаний учащихся о числительном как части речи; развитие умения находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, отработать умения правильного склонения числительных.

Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели: продолжить развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.                                                            Воспитательный аспект: воспитание гордости за родную страну , гражданственности, высоких нравственных качеств, воспитание культуры поведения в речи, формирование здорового образа жизни.                                                                                  Воспитательный и развивающий аспекты урока планировалось раскрыть и через уровень раскрытия учебного материала, и через использование частично-поискового метода, и через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, и через всю атмосферу урока. Все эти задачи были реализованы на уроке.                                                        Одним из ведущих современных подходов к обучению является гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса. Суть этого подхода к преподаванию русского языка можно выразить словами Ф.И.Буслаева, который считал, что учить русскому языку – «значит развивать духовные способности учащегося». Поэтому на уроках русского языка мы должны воспитывать языковую личность с ценностным взглядом на жизнь. Для каждого учителя урок ценен тем, что он – синтез обучения и воспитания. И если при обучении русскому языку мы руководствуемся программой и учебником, то решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творческой работы.  Именно воспитательные задачи обязывают учителя отобрать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого поможет ему в формировании у школьников гражданственности, высоких нравственных качеств. При этом материал не должен нарушать целостную систему тренировочных упражнений, он призван дополнить ее и подчинить воспитательным задачам. Упражнения должны быть максимально насыщены изучаемыми конструкциями, должны помогать в организации сопутствующего повторения, отличаться разнообразием, обогащать словарный запас учащихся. Урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, оставляет в памяти более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее. Поэтому при повторении темы использовался материал об истории Универсиады и материал о подготовке к Универсиаде 2013 в Казани. Тексты  позволяют понять функциональные возможности и текстообразующую роль изучаемых грамматических явлений. Основная задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся осознали каждый существенный признак понятия или каждое условие нормы – грамматической, орфографической, пунктуационной и т.д.  Если рассмотреть урок поэтапно, то можно сказать, что организационный момент, имеющий целью воспитание культуры учебного труда, прошел быстро, так как традиционно класс готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.  Учебно-воспитательные задачи второго момента урока: проверить усвоение пройденного, устранение пробелов реализовано через различные методы обучения: репродуктивный метод помог проверить сформированность умения связно отвечать на грамматическую тему; частично-поисковый позволяет проверить осознанность усвоения темы «Имя числительное», повторить большой объем изученного материала, способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать; развил орфографическую зоркость. Исходя из цели и содержания учебно-воспитательного момента, наиболее подходящая форма организации познавательной деятельности – индивидуальная, так как цель: проверить и углубить знания каждого.

Из урока в урок терпеливо добиваюсь, чтобы учащиеся соблюдали нормы произношения, необходимый тон и темп речи. Очень ценно, если в классе связные тексты читаются вслух. Умение прочитать текст так, чтобы его смысл дошел до слушателя отрабатывается на уроках русского языка и требует от учителя немало терпения и чуткости.  Для меня урок русского языка – урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребенка. Урок обеспечения возможности понять другого и быть понятым, урок эстетического наслаждения от владения речью, что особенно актуально в национальной школе. Считаю, что урок цели достиг, все спланированное было реализовано на уроке.

Русский язык 6 класс

Тема урока: Повторение по теме «Имя числительное»

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока:1)создать условия для систематизации знаний учащихся об имени числительном

2) развитие умения находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи

3) способствовать развитию логического мышления, памяти

4) способствовать воспитанию любви к своей  родине , к исторической памяти

Оборудование:компьютер, слайды

Ход  урока

1. Орг. момент

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест.

2. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Нас сегодня ждёт необычный урок. Я приглашаю вас совершить заочную экскурсию по стране под названием Универсиада. Мы с вами перелистаем страницы истории  этой страны ,а заодно убедимся, какая это важная часть речи – имя числительное, ведь задача нашего урока: повторить всё, что мы знаем об этой части речи. А знаем мы много, (обратить внимание на опорную схему). Ещё мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете их с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.

      - Ребята, вчера я получила письмо от друзей из Лондона. Мои друзья  узнали о том, что в 2013 году в городе Казани произойдёт событие всемирного масштаба. В связи с этим, они хотели бы поближе познакомиться с нашей столицей, узнать об истории, культурной и спортивной жизни Казани.

3.Словарно-орфографическая работа.Слайд        

- О каком событии всемирного масштаба пишут наши друзья из Лондона?(Об Универсиаде 2013 года в Казани)

-Что такое Универсиада?

Запись в тетрадь: Универсиада-это международные студенческие спортивные соревнования(Из словаря Ожегова)

-Орфографический анализ слова «Универсиада»

-Какие однокоренные слова со словом универсиада вы знаете? (универсальный, университет, универмаг, универсам)

-универсальный- разносторонний, с разнообразным назначением.

4. Комментированное письмо. Слайд

Впервые студенческие игры проведены в 1924 году в Варшаве по инициативе французского спортивного деятеля Ж.Петежана. Прошло 3 года и в 1924 году в Риме прошла вторая Универсиада, в 1930 году в Дортмунде, в 1933 году в Турине, в 1937 году в Париже, в 1939 году в Монте –Карло. После второй мировой войны игры проводились в рамках Международных фестивалей молодёжи и студентов. С 1957 года эти игры получили наименование- Универсиада. Девиз Универсиады: «Наука-Спорт-Дружба-Мир». В 1973 году Универсиада проводилась в Москве.

- С какими числительными мы встретились в тексте?

- Произведите морфологический разбор любого из них.

5. Слайд.

-Давайте вспомним и расскажем всё об  имени числительном как части речи.

План:

- Какие бывают числительные по значению? Чем они отличаются? Приведите примеры из текста.

-Какие  бывают числительные по составу? Приведите примеры из текста.

-Как склоняются порядковые числительные?

-Просклоняйте числительное –второй (устно)

6.Слайд. Ьзнак в конце и в середине количественных числительных.

Текст.

В программу Универсиады входят 13 обязательных видов спорта и 13 дополнительных: 26  видов спорта- это рекорд Универсиад. Для проведения Универсиады будут использованы 64 спортивных объекта, 36 из которых строятся специально для Универсиады.

-В каких числительных Ь знак пишется в середине? Приведите примеры из текста.

-В каких числительных Ь знак пишется на конце? Приведите примеры из текста.

7. Слайд. Числительные, обозначающие целые числа.

Текст.

Деревня Универсиады  станет одной из лучших в истории Универсиад. В ней разместятся 8 крытых и 18 открытых  кортов Казанской Академии тенниса. Казань примет около 12 тысяч спортсменов и членов делегаций из 170 стран мира, 1,5 тысяч представителей СМИ и около 100 тысяч туристов и болельщиков со всего мира. Миссия Казанской Универсиады состоит в том, чтобы собрать молодых спортсменов мира в городе с уникальным национальным наследием. Каждый пятый житель республики занимается физкультурой и спортом. В целом по республике прошло более 700 соревнований разного уровня.

-Приведите примерыиз текста:

-числительные, обозначающие целые числа

-простые и составные числительные

1.5-20,30

2.40,90,100

3.Сложные слова

4. 50-8-, 200-900

8.Слайд.Составные числительные

Первоначальный вариант спортивной программы предусматривает проведение на Универсиаде -2013 соревнований по 26 видам спорта, в которых планировалось разыграть 327 комплектов наград.

-Просклоняйте составное числительное 26 .

-Сколько падежных форм имеют числительные полтораста и полтора?

9.Слайд. Собирательные и дробные числительные .

Талисман казанской Универсиады –Юни , котенок крылатого снежного барса  Фирменный  знак казанской Универсиады представляет собой стилизованный тюльпан ,выполненный в фирменных цветах континентов.  

     В городе Казани, площадью 420 тысяч кв. км, проживает 1,2 млн. человек. Горожане любят спорт, это подтверждается тем, что в нем много спортивных сооружений. Один из них  – Дворец игровых видов спорта «Баскет-холл».Дворец имеет 2 арены , вместимостью 1,5 и 7,5 тысяч зрителей .

Есть в Казани полукруглое задание центральный стадион, самый большой стадион города. Здесь проходят международные легкоатлетические соревнования. Легкоатлетка Кондратьева Екатерина призёр международных соревнований, а Самитова- Галкина Гульнара призёр олимпийских игр. Обе они из Татарстана.

   -Найдите в тексте собирательные числительные:

   -Что вы можете сказать о собирательном числительном оба (обе)?

   -С какими словами из текста употребляются собирательные числительные?

   -Найдите в тексте дробные числительные, что вы можете сказать о склонение дробных числительных?

  10. Слайд.  Порядковые числительные.

   Призидент Татарстана Рустам Минниханов в интервью журналистам сообщил,что большинство спортивных объектов Универсиады- 2013 уже готовы. В 2012 году останется построить лишь футбольный стадион  и Дворец  водных видов спорта. Деревня Универсиады будет полностью готова к 1 сентябрю 2013 года.

-Выписать  порядковые числительные.

-Отметить особенности порядковых числительных.  Их склонение.

11. Итоги урока.

-А теперь, ребята,скажите,что нового вы узнали на уроке?

-Какую роль в этом сыграла новая часть речи ,с которой вы познакомились в этом году?

(Она рассказала нам о точных датах,об истории  Универсиады,)

-Заключительное слово учителя.

Универсиада в Татарстане будет иметь свои особенности.Главным мотивом нашей Универсиады должна стать демонстрация единства российских народов, межнациональной толерантности,которая является примером для остальных стран.

Для Татарстана это не простые слова,а сложившейся образ жизни,и мы должны суметь переложить это понятие на язык спорта.

Татарстану есть чем гордиться,в том числе и славной историей нашей тысячелетней столицы-города Казани.

-Учитель:

-Закончилась наша познавательная экскурсия , в ходе которой вы не только много узнали об истории Универсиады,и о подготовке к ней,но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи-имени числительном.Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Под флагом Универсиады-2013

Цель: познакомить с историей Универсиады; формировать положительное отношение к Универсиаде в рамках  внеучебного мероприятия; популяризировать идеи Универсиады среди школьников и их родите...

Универсиада 2013 года в Казани.

Данное мероприятие способствует повышению информированности об Универсиаде 2013 года в городе Казани....

Внеклассное мероприятие с учащимися 5-6 класса "Универсиада 2013""

В нашей Республике Татарстан в 2013 году пройдет "Универсиада2013" (спортивные соревнования  по  27 видам спорта), участниками которых будут молодые ребята и девушки.Эта разработка  явл...

Презентация "Универсиада 2013"

презентация является дополнением к внеклассному мероприятию "Универсиада 2013"....

Урок "Универсиады-2013"

Урок для конкурса Универсиада-2013...

Универсиада - 2013

Данная работа под названием "Универсиада-2013" является конспектом внеклассного мероприятия, целью которого является ознакомление учащихся с основными видами спорта, символикой, гимном Универсиады 201...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....