Педагогические технологии в системе воспитательной работы.
статья по теме

Опыт работы учителя математики МОУ СОШ № 3 Бакунец Татьяны Васильевны II квалификационная категория «Педагогические технологии в системе воспитательной работы классного руководителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_moi_opit_raboti.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Опыт работы

                     учителя математики МОУ СОШ № 3

                                                     Бакунец

                                Татьяны Васильевны

                          II квалификационная категория

«Педагогические технологии в системе          воспитательной работы

 классного руководителя»

«Среди людей немеркнущих профессий,

На вечность предъявляющих права,

                 Учителям, как вдохновенным песням,

          Жить на земле - пока земля жива!!!»

           Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающий смысл жизни, приводил человека к открытиям. Открытия окрыляли, убеждали: не зря, не зря…  Складывался опыт, убедительный, жизнеутверждающий. Казалось бы,  повтори, умножь. Но каждый человек каждый раз всё начинает заново. Очевидно, и в этом частица нашей сути - чтобы поверить, надо самому поверить. И лишь убеждаясь, убеждаем. Своей неповторимостью и в то же время причастностью ко всему тому, что  высвечено подлинно человеческим. Не сразу к нему приходим. Бывают, мучительны сомнения, кажутся непреодолимыми неудачи. И всё-таки, коль есть они, значит, жив, человек, потому что одолевает его беспокойство, так ли он живёт, От того и сомнения. Но прислушаемся к тому, что тревожит.

          Удивительный это дом - школа! Здесь всё перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. В этом доме радость и слёзы, которые зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований. Школа живёт тревожной жизнью и, как в капле воды, в ней отражаются все процессы, происходящие в обществе. Одно лишь неизменно - познание нового и таинство учения. Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно когда-то назвал школу «сладкой каторгой». Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что, каждый день с удвоенной энергией открывает детям простые чудеса. И  очень важно, кто в это время будет рядом с учеником – добрый, человечный, понимающий  ребенка не только умом, но и сердцем. Я всегда помнила: Учитель – это человек только с добрым сердцем. И поэтому стараюсь учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только захотеть этого очень сильно. Надо много и напряженно думать. Надо слушать свое сердце.  А самое главное – надо смотреться в глаза ребенка. Именно смотреться – как в зеркало. И в них черпать любовь, радость и веру в себя. Когда-то прочитав Кодекс доброго учителя, я всегда старалась соответствовать ему.

Кодекс доброго учителя

  1. Не бойся, добротой ребенка не испортить.
  2. Смотрись в глаза ребенка, чтобы увидеть в его глазах боль, одиночество, страх, смятение, радость и разделите их с ним.
  3. Пожалей ребенка, когда ему плохо, посиди рядом, когда одиноко, и найди нужные слова.
  4. Прояви к ребенку внимание, сочувствие, понимание, участие, серьезное отношение к его проблемам, и ты сумеешь воспитать в нем такие же качества личности.
  5. Никогда не кричи на ребенка.
  6. Не бойся показать детям жизнь. Пусть знают, что есть люди, которым не мил белый свет, забытые и одинокие.
  7. Создавай мир, покой, уют, согласие в классном коллективе.
  8. И помни, что невозможно воспитывать у детей доброту, если ты, учитель, каждое мгновение не будешь чувствовать человека.

           Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять. Взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше по кругу.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

      Стремительно меняется время. Меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Он создает условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию. Я считаю, что в каждом классе должно быть тепло и уютно, должна приветствоваться инициатива и правдивость. Должно быть, сотрудничество классного руководителя и учащихся. И поэтому работу в классе строю на принципах:

  • Безусловное принятие каждого ученика. Его сильных и слабых сторон.
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  • Терпение и терпимость в достижение результативности педагогического воздействия.
  • Диалогичность и открытость в  общение с учащимися.
  • Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  • Использовать чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  • Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
  • Умение признавать свои ошибки.

      Начиная работать с классным коллективом, я рассказываю ребятам о принципах своего будущего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе. Предлагаю ребятам оценить, как жилось в нашем классе в прошлом учебном году, чтобы в новом учебном году нам всем стало легче, а дела получались бы еще интересней.  А также задаю учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.

  1. Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
  2. Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
  3. Какие традиции уже есть в классе?
  4. Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.
  5. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

               У многих классных руководителей накоплен целый комплекс своих подходов, особых «ключиков», с помощью которых они помогают ребенку утвердиться в коллективе, поверить в себя, избежать конфликтов в семье и школе. Работа эта необъятна, а вопросы, которые ставит жизнь, бывают и простые, и сложные, а порой и тупиковые, на которые нельзя ответить однозначно.

             Я, как классный руководитель, не ставлю для себя задачу дать исчерпывающие ответы на все проблемы, а только пытаюсь помочь разобраться в различных ситуациях.

             Организовать ребят в начале учебного года, настроить на коллективное творчество мне помогает «игровое» общение, а обсуждение проблем я провожу за «круглым столом».

              В связи с тем, что в наше время сильно пошатнулись морально-нравственные устои, а детской психике трудно ориентироваться в море жизненных ситуаций, применяю в своей практике тестирование и различные психологические аутотренинги.

             В наше время необходимо уделять особое внимание патриотическому воспитанию детей, но эта сфера не терпит авторитарного подхода – в ней недопустимы слова «должен», «обязан» - несмотря на то, что в ее основе лежат права и обязанности каждого гражданина. Любовь к Родине, потребность защищать Отечество, быть патриотом исходят из вековой истории народа, его обычаев и традиций. Эти чувства воспитываются на героических примерах и на примере конкретной личности.

            За здоровый образ жизни надо не бороться, а скорее призывать. Я считаю, что не стоит забивать умы ребят страшной информацией, лучше попытаться ее «высмеять» в сценках, игровых диалогах. Очень часто наши классные мероприятия проходят в форме забавных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогают оживить обыденную жизнь, внести в нее больше смеха и радости.

          Детский коллектив, в котором я являюсь классным руководителем – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества, поэтому сложный и многогранный процесс воспитания осуществляю при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. И имеют четыре направления:

1) традиции и история;

2) нравственно-эстетическое;

3) патриотическое;

4) здоровье и семья.

    Основные направления воспитательной работы исчерпывают содержание цели и направлены  на реализацию способности школьника, быть объектом своей жизни, находить достойные способы строить своё поведение, производить достойный человека выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я».

            В течение учебного года воспитательная работа проводится по этим направлениям.

Традиции и история

       Цель работы классного руководителя в этом направлении – оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. Создавать условия для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Развитие интереса к внеклассной деятельности. Учителю необходимо самому продумать и  предложить основные мероприятия, которые являются традиционными, связанными  с календарными датами или знаменательными событиями. Мои шестиклассники с огромным удовольствием принимают участие в праздновании памятных дат календаря: праздника Первого Звонка, Дня Учителя, Нового года, Дня Защитника Отечества, Международного женского дня и др. По наследству, с начальной школы, передался интерес организовывать театрализованные представления. Хочется отметить, что участвуют в них все желающие, и, если кому-то не досталось роли, переписываем сценарий. И  каждый раз участников становиться больше. « Красная Шапочка», «Школьный Ералаш», новогодний КВН, конкурсы талантов – мероприятия, которые оставили о себе самые хорошие  впечатления.

Нравственно-эстетическое воспитание

           При работе в этом направлении, считаю своей целью передачу учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений. Помочь осознать нравственные нормы и правила. Передо мной, как перед классным руководителем, стоят задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

          С помощью простейших упражнений аутотренинга помогаю учащимся научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения,  на примере выдающихся личностей, их жизни и деятельности пытаюсь развивать у детей потребность в высоких нравственных качествах. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Учу ребят быть честными в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. В этом направлении в классе проводились беседы, классные часы, ролевые игры. Вот некоторые из них: беседа « Знаю ли я себя?», беседа с элементами игрового тестирования «Какой я?», беседа с элементами обсуждения «Радость человеческого общения», собрание детей и родителей с привлечением педагога-психолога «Дети и родители, узнать себя хотите ли?», ток – шоу «Мы и культура», ролевая игра «Суд над наркоманией».  Ребята  принимают активное участие в этих творческих играх, развивают свои коммуникативные способности. При анализе характеристик ведут замеры, расчеты. А также отвечают на вопросы из разных областей знания, проявляя находчивость и сообразительность. Эти занятия - один из небольших шагов по пути формирования дружного класса.

Патриотическое воспитание

             Важную роль в социальной политике современной школы играет патриотическое воспитание. Актуальность этой проблемы очевидна. Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи – основа сплочения нации, возрождение духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу. Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, поселка, города, области, региона. Проводятся Уроки мужества, встречи с Ветеранами  Отечественной войны, воинами – интернационалистами. Ребята участвуют в операции «Милосердие».

Работая в данном направлении, также ставлю для себя следующие цели: вызывать у детей чувство уважения к русской культуре, знакомить ребят с русскими обычаями и традициями. Через знание и понимание истории культуры России стараюсь пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству.

Патриотов  воспитываю  на примерах героической борьбы, подвигов, жизни талантливых  россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания. Рассказывая о подвигах героев  на уроках мужества  и в период месячника героико-патриотического воспитания,  подвожу учащихся к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

           

Здоровье и семья

             Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Поэтому я использую различные педагогические технологии и методические приемы для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. Стараюсь максимально сблизить интересы  родителей и педагогов по формированию развитой личности. Ребята участвуют в спортивных соревнованиях и конкурсах, спартакиадах. Считаю обязательным собирать, и собираю банк данных о семьях учащихся, изучаю взаимоотношения детей и родителей. Систематически  в классе проводятся беседы на темы о здоровом образе жизни: «Твой режим дня», «Вредные привычки», «Курить – здоровью вредить» и  др.  Для нашего класса становиться традицией весной и осенью проводить Дни здоровья. Именно в походах, как нигде лучше, раскрываются различные способности  ребят. Кто-то может развести быстро костер, кто-то вкуснее сварит кашу или испечет картошку, а у этого - талант спеть походную песню. Такие мероприятия стимулируют  саморазвитие и совершенствование личности ребенка.

          В  результате проведенной воспитательной  работы   за 2006 – 2007 учебный год учащиеся 6 класса  являются победителями в номинации «Самый лучший класс». На линейке в конце учебного года ребята были награждены памятными подарками и почетными грамотами.

 

Организация воспитательного процесса

Определение содержания воспитания на основе диагностических поставленных целей.

Общечеловеческие ценности:

- Человек, его жизнь и здоровье;

- Земля, природа;

- Отечество;

- Семья, труд;

-Знания, культура;

- Мир, гуманизм.

                                                                                   

Формирование отношений у учащихся:

К Родине, к истории, к труду, к учению, к искусству, литературе, досугу, свободному времени, к человеку, к коллективу, к людям, к самому себе, к миру, к войне.

Активные формы воспитания:

« Волшебный стул»;

« Презентация мира»;                

 Пять минут с искусством.

Защита проекта (проект-мечта);

Театр-экспромт;

Час тихого чтения;

Свободный разговор;

  Смешинка:

Конверт дружеских вопросов;

Когда говорят предметы;

Калейдоскоп;

Приглашение;

Пять минут до…;

« Я нашел на дороге…»

                                                             

Целевые программы воспитательной работы:

- Традиция и история;

- Творчество и индивидуальность;

- Культура и общение;

- Здоровье и семья.

                                                             

Средства воспитания:

Труд, общение, слово, учение, искусство, спорт, игра, элементы социальной среды.

Правила технологии воспитательного процесса:

Определение объективных целей и задач воспитания;

Создание необходимых условий;

Выработка алгоритма достижения результатов;

Инструктирование и оказание помощи.

                                                       

Методы воспитания:

Требования, перспектива, поощрения и наказания, общественное мнение, рефлексия.

Приемы:

Доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение и др.

Результаты воспитания:

- Уровень воспитанности учащегося;

- Сформированность интегративных качеств  личности;

- Уровень педагогической культуры, педагогического мастерства воспитателей. 

        

        

      В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель -  это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и  мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который нас приведет к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

Доклад "Инновационные технологии в системе воспитательной работы"

В докладе представлены воспитательные инновационные технологии....

Инновационные технологии в системе воспитательной работы.

Главной отличительной чертой образования является особое внимание к индивидуальности школьника и его личности в целом....

Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство повышения воспитанности школьников

Без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (Уровня воспитанности) выпускников....

Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...

Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"

Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"...