программа развития классного коллектива
рабочая программа (10 класс) по теме

Тишечко Галина Викторовна

разработка программы развития классного коллектива для 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стуковская средняя общеобразовательная школа» Павловского района Алтайского края

Программа развития классного коллектива

        Составитель программы

       Тишечко Галина Викторовна

       классный руководитель

                                                                    11 класса МБОУ «Стуковская СОШ»

 

 Стуково 2011г.


Паспорт программы

Наименование программы:

Программа развития классного коллектива

Основание для разработки программы:

Данная программа составлена с учётом Закона об образовании в Алтайском крае, Типовом положении об общеобразовательном учреждении, Уставом МБОУ «Стуковская СОШ», воспитательной программы МБОУ «Стуковская СОШ», планом воспитательной работы класса

Организация – исполнитель:

МБОУ «Стуковская СОШ»

Автор программы:

Классный руководитель 10 класса,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Стуковская СОШ»

Тишечко Галина Викторовна 

Срок реализации программы:

С 1 сентября 2010года по 30 мая 2013 года

Целевые группы:

Обучающиеся 1995 и 1996 года рождения

Количество воспитанников:

6 человек

Цель программы:

Расширить представление учащихся о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость; способствовать изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности; сформировать представление о семейном счастье.

Планируемый результат:

Портрет выпускника в контексте программы

                                           «Погода в доме»

  • Знает свои корни;
  • Уважительно относится к старшим;
  • Умеет жить полноценной жизнью, вести  достойный образ жизни;
  • Умеет понимать других людей и готов им  помочь;
  • Умеет быть культурным;
  • Умеет отвечать за свои поступки и слова;
  • Умеет сохранить чувство собственного достоинства;
  • Умеет ценить любовь близких;
  • Умеет жить в гармонии с окружающим миром.

Программа развития классного коллектива «Погода в доме»

                 ... Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости и ...
                                                                                                                               
(Эмиль Золя)

Пояснительная записка

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Семья- это самое дорогое, что только может быть у человека. Здоровая крепкая семья рождает полноценных граждан. В хорошей семье люди становятся зрелыми людьми, достойными членами человеческого общества. В семье важны единство между всеми членами, а также любовь, взаимоуважение, совместный труд. Семья- это не поле боя, где сражаются друг с другом, а место, где нужно проявить всю свою любовь, все самое лучшее, что есть в человеке  - доброту, чуткость, терпение и старание.

Действительно, семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он  из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на  него  можно положиться  в беде, с ним хочется  поделиться радостью.

Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Для полноценного воспитания (это идеальное и наиболее желаемое для всех людей состояние) каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка и бабушка, старшие братья и сестры, сам ребенок, младшие братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции. Но в устройстве современных семей, когда семья неполная, родители разведены или семья потеряла кормильца, особенно, если в семье один ребёнок, родители чувствуют невольную вину перед ребёнком и стараются уделять ему больше внимания, потому в таких семьях часто допускается искажение, и негласным главой семьи становится ребенок. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями.

О семейном счастье мечтает каждый из нас. И те, кто уже в браке, и кто только собирается завести семью, и даже те, кому еще рано об этом думать...Ведь хорошие семейные отношения - это одно из составляющих в целом человеческого счастья на земле. Без семьи человек развивается не так глубоко и гармонично. К сожалению, нигде и никто не учит нас, как создавать счастливую семью. И самая сложная часть жизни человека - создание семьи - остаётся без внимания. На сегодняшний день в мире не более 10 % счастливых семей. Получается, счастливая семья - это случайность!

Данная программа направлена на то, чтобы познакомить старшеклассников с понятием "настоящая любовь" и  раскрыть жизненно важные принципы существования и сохранения"идеальных" семейных взаимоотношений  и  рассчитана на 2 учебных года для учащихся 10 - 11 классов.

В нашем современном мире рыночных отношений мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И в это нелегкое время ребята вступают во взрослую жизнь. Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать хорошего семьянина? В данной программе развития классного коллектива предполагается  найти ответы на эти вопросы. Особое внимание в программе обращено именно на создание первичного мировоззрения о счастливой семье.

Актуальность программы

Не каждый человек в своей жизни может стать известным учёным, великим математиком или отличным программистом, а о своей счастливой семье мечтает большинство юношей (79%) и девушек (86%). В современных обществах индустриального типа происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Растёт количество разводов, увеличивается частота добрачных половых связей, ранних рождений, отмечают нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растёт предпочтение альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Ситуацию в России социологи считают катастрофической. Распадается каждый второй брак. 70 % разводов приходится на молодые семьи. Особо остро стоят проблемы неполной семьи, в такой семье воспитывается каждый седьмой ребёнок. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа. Однако юноши и девушки часто ошибаются при выборе своих суженых. Они создают семью, хотя только у 20 % вступающих в брак молодых людей оценки характера друг друга взаимоположительны, больше половины женихов и невест ещё до брака не удовлетворены характером друг друга. Именно этот возраст требует некоторых знаний о счастливой семье, ведь молодость - это время для усвоения мудрости.

Проанализировав обстановку в семьях учащихся,  составив социальный паспорт класса, я увидела, что данная проблема   является актуальной для этого классного коллектива. 50% семей класса – неполные, 27% семей, в которых мои воспитанники являются младшими детьми в семье, что определяет их особое положение . Практически во всех семьях класса  родители  работают за пределами села, что тоже накладывает отпечаток  на воспитание.

Данная программа составлена с учётом Закона об образовании в Алтайском крае, Типовом положении об общеобразовательном учреждении, Уставом МБОУ «Стуковская СОШ»,планом учебно-воспитательной работы МБОУ «Стуковская СОШ».

Цель программы:

Расширить представление учащихся о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость; способствовать изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности; сформировать представление о семейном счастье.


Задачи:

  • выяснить некоторые предпосылки и нормы, лежащие в основе настоящей любви;
  • формировать позитивные представления о семейных ценностях;
  •  раскрыть основные жизненно важные принципы существования и сохранения "идеальных" семейных взаимоотношений;
  • побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни.

Механизм реализации программы

Направление деятельности

Срок реализации

Тема мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Ожидаемые результаты

1

Наука о семейных взаимоотношениях

10 класс

Сентябрь

1. Александр Кичаев «Для чего создаётся семья»

Классный час, анализ предразводной ситуации в молодых семьях

Классный руководитель

Сделать вывод о том, что акселерация увеличивает количество ранних браков, но не надо слишком спешить с ранним браком!

10 класс Октябрь

2. Александр Кичаев «Типы семейных отношений»

Беседа с последующим обсуждением предпосылок и норм, лежащих в основе настоящей любви

Классный руководитель

Запомнить главные этические нормы настоящей любви: доброжелательность, ответственность, терпимость, отзывчивость и справедливость.

10 класс Ноябрь

3. А.А.Некрасов "Энциклопедия счастливой жизни. Семья"

Классный час

Классный руководитель

Усвоить, что в семье происходит мощное развитие человека; надо учитывать то, что семью нужно создавать в период внутренней готовности; нужно делиться любовью с людьми - это обязательное условие счастливой любви.

10 класс Декабрь

4. Александр Кичаев «Как сохранить семью»

Классный час. Выступления учащихся о принципах существования и сохранения "идеальных" семейных отношений.

Классный руководитель

Внушить мысль о том, что идеальная семья может быть основана только на взаимной любви и уважении; большая настоящая любовь - это не иллюзия. Но испытать это чувство дано не каждому, потому что она является искусством, которому следует учиться, в котором надо упражняться и которое надо реализовывать!

2.

О семейных отношениях на уроках обществознания

10 класс Октябрь

10 класс Ноябрь

10 класс Март

10 класс Март

1. Психология семейных взаимоотношений

2. Семья и быт

3. Институт семьи и брака

4. Семейное право

Урок - лекция

Урок- лекция

Урок - лекция

Урок- лекция

Классный руководитель

Усвоить школьную программу по обществознанию. Написать эссе: "Любить - значит жить жизнью того, кого любишь".
(Л.Толстой);

"Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности".
(А.Шопенгауэр).

3.

Художественная литература о семейных отношениях

10 класс Январь

10 класс Март

1. В семье нужно учиться отдавать больше, чем получать

2. Искренность

Литературная гостиная «Живи и помни» (В. Распутин)

 

(Л.Толстой "Анна Каренина")

Классный руководитель

Ребята должны понять, что если человек готов отдавать, то одиноким не останется никогда, он не будет несчастлив в семье.

Понять, что искренность - это этическая норма настоящей любви.

4.

Киноискусство о семейных взаимоотношениях

11 класс

Сентябрь

11 класс Октябрь

11 класс Ноябрь

11 класс Декабрь

1. "Возлюби ближнего как самого себя"

2. "Я делаю для тебя всё, чтобы ты меня любил"

3. Знать о партнёре всё

4. Необходимая скромность в любви

Просмотр фильмов "Не могу сказать "Прощай", "Офицеры"

Просмотр фильма "Молодая жена"

Просмотр фильма "Девчата"

Классный руководитель

Усвоить, что "кто не любит себя, не сможет полюбить другого и не знает, что такое "настоящая любовь". Понять, что любить надо бескорыстно.

Ребятам внушить, что любовь нельзя принудить самоотрицанием.

5.

Секреты долгой семейной жизни

11 класс

Февраль, март

 В поход за «рецептом счастья»

Посещение семей, отметивших "золотую" свадьбу Гамбург, Тереховы)

классный руководитель

Чтобы быть счастливым в семье, искать партнёра нужно среди друзей, знакомых, сверстников;

партнёры могут иметь различные интересы и мнения, но они постоянно совпадают в своих идеалах.

Убедить в том, чтобы прожить долго со своим партнёром, необходимо быть готовым довольствоваться имеющимся, чтобы была интеграция.

6.

Работа с родителями

10 класс Апрель

11 класс Март

11 класс Май

Принципы и мотивы создания счастливой семьи

Любовь или учёба

Вечер семейного отдыха

Родительское собрание

Диспут

Внеклассное мероприятие

Классный руководитель, родители

Осознать то, что на личном примере можно помочь детям создать хорошую или не очень хорошую семью.

Внушить родителям, что необходимо помогать молодым семьям.

Развивать любовь к семье, понимание ценности семейных отношений

7.

Работа с социально- психологической службой школы

10 класс

Сентябрь

11 класс Апрель

"Семейные ценности"

Любовь на букву «С»

Анкетирование

Анкетирование

Психолог школы, классный руководитель

Психологическая атмосфера в семьях удовлетворительная

Тип взаимоотношений детей с родителями в семьях - сотрудничество; тип взаимоотношений родителей - эгалитарный (партнёрство).

Совпадут или не совпадут результаты.

8.

Работа с социальной средой и общественностью.

11 класс Январь

«Моя семья – моё богатство»

Вечер встречи с семьями 3 поколений (Юдины, Набока, Савоськины)

Классный руководитель

Понять, что успешная социализация ребёнка идёт именно в расширенной (многопоколенной) семье.

Ожидаемый результат

Портрет выпускника в контексте программы «Погода в доме»

  • Знает свои корни;
  • Уважительно относится к старшим;
  • Умеет жить полноценной жизнью, вести  достойный образ жизни;
  • Умеет понимать других людей и готов им  помочь;
  • Умеет быть культурным;
  • Умеет отвечать за свои поступки и слова;
  • Умеет сохранить чувство собственного достоинства;
  • Умеет ценить любовь близких;
  • Умеет жить в гармонии с окружающим миром.

В ходе реализации программы ребята знакомятся с понятием "настоящая любовь", в основе которого лежат главные этические нормы: доброжелательность, отзывчивость, искренность, ответственность, терпимость, справедливость, являющиеся предпосылкой для настоящей любви.

Усваивают  воспитанники и  некоторые принципы, по которым складываются нормальные семейные отношения: взаимная любовь, дружба, эмоциональная интеллигентность, знание внутреннего мира партнёра, задушевный разговор как лекарство от стресса, разделение власти, полезные ритуалы, каждая из сторон несёт ответственность за отношения в семье, лучше больше обращать внимания на положительные стороны личности; люди способны меняться только тогда, когда чувствуют, что они любимы.

Настоящая жизнь каждого из нас будет складываться по - разному, но, в сущности, любая теория основана на опыте человечества, а опыт любовных, семейных взаимоотношений - пожалуй, самый внушительный. И, несмотря на это, каждый проходит через пробы и ошибки, набивая себе шишки, получая душевные раны, но и накапливая свой жизненный опыт. Надеюсь, что данная программа позволит совершить таких ошибок как можно меньше ошибок в жизни при создании семьи.

                                                                                   

                         


   Литература

1. Подборка научно- методических  журналов « Классный руководитель».2004-2007гг.

2. Максимова Е.Н. Программа развития классного коллектива «Семейное счастье»

3. Сценарии классных часов. Москва. «Вако».2011г.

4. Сценарии родительских собраний. Москва. «Вако». 2011г.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива.

Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....

Программа развития классного коллектива.

Методическая помощь классному руководителю....

Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"

Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива на 2 года...

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива основанная на самовоспитании учащихся...

Программа развития классного коллектива классного руководителя

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...