ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
план-конспект занятия по теме

Задачи:

  1. Обогащение знаний школьников о правилах поведения пешехода на дороге, велосипедиста на проезжей части.

  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

  3. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_po_pdd.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Тема 1 «Правовое воспитание участников дорожного движения»

Цель: активизация знаний обучающихся о правилах дорожного движения, сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

Задачи:

  1. Обогащение знаний школьников о правилах поведения пешехода на дороге, велосипедиста на проезжей части.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
  3. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге.

Оборудование: памятки для владельца скутера, велосипеда, мопеда; памятки о поведении в районе ж/д транспорта; памятки о правилах дорожного движения

Ход:

  1. Организационный момент
  2.  Беседа с обучающимися:

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

• Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест (35–40 %).

• Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору (25–30 %).

• Неподчинение сигналам светофора (10–15 %).

• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5–10 %).

Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?

Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД).

С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».

Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.

Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

О «Зебре».

Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов. 

  1. Правила безопасного поведения на дороге (обсуждение, запоминание)

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.

Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.

Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.

Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет. На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

  1. Памятка для обучающихся

Ребята! Вы должны хорошо знать правила движения для пешеходов и пассажиров и выполнять их.

1. На улице или дороге надо быть всегда внимательным, помнить, что автомобиль, автобус или мотоцикл мгновенно остановить нельзя.

2. Ходить нужно только по тротуару, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. На дорогах, где нет тротуаров, безопаснее всего ходить по левому краю дороги, чтобы видеть идущий навстречу транспорт.

3. Переходить улицы разрешается только в установленном месте при зеленом свете светофора.

4. На перекрестках, где движение не регулируется, прежде чем переходить дорогу, посмотрите сначала налево, потом направо и начинайте переход.

5. Ожидая посадки в общественный транспорт - трамвай, автобус - стойте только на остановке, не выбегайте на проезжую часть дороги.

6. Ребята, выйдя из автобуса, трамвая, не переходите улицу до тех пор, пока автобус или трамвай не уйдет с места остановки. При этом надо убедиться в полной безопасности перехода.

7. Строго запрещается цепляться за проходящий транспорт, ездить на подножках и выскакивать на ходу из трамваев, троллейбусов и автобусов, кататься на коньках и лыжах, играть с мячом на проезжей части улиц и дорог.

8. На дорогах и улицах с автомобильным движением детям до 14 лет ездить на велосипедах не разрешается.

Тем, кто старше, разрешается ездить при соблюдении следующих правил:

- надо пользоваться велосипедом, подходящим по росту;

- нельзя ездить на велосипеде вдвоем; без звонка и с ненадежными тормозами;

- нельзя отпускать руль из рук, цепляться за транспорт и близко ехать за ним;

- не разрешается ездить по тротуарам и далее 1 метра от края проезжей части.

РЕБЯТА! Соблюдайте правила дорожного движения, останавливайте тех, кто их нарушает.

Будьте везде и всюду дисциплинированными, берегите свою жизнь и здоровье!

  1. Итог:

а) подведение итогов учителем: Сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

б) подведение итогов учениками:

  • Что такое «Правила дорожного движения»
  • Кто должен соблюдать правила дорожного движения?»
  • Как необходимо вести себя пешеходу на дороге?
  • С какого возраста можно управлять велосипедом, мопедом, скутером и выезжать на проезжую часть?

в) рефлексия

Тема 2 «Ошибки участников дорожного движения»

Цель: активизация знаний обучающихся о правилах дорожного движения, сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

Задачи:

  1. Дать понятие дорожной ситуации — «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
  3. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге.

Оборудование: памятки для владельца скутера, велосипеда, мопеда; памятки о поведении в районе ж/д транспорта; памятки о правилах дорожного движения

Ход:

  1. Организационный момент
  2.  Беседа с обучающимися:

Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части улицы?

Привычка «смело» выходить или выбегать из-за кустов, деревьев и других мешающих обзору предметов. На улице кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой опасность. Это и есть ситуация — «ловушка», ситуация закрытого обзора. Что самое опасное на улице. Почему? Стоящая машина, так как она мешает вовремя заметить опасность. Какая машина опаснее: которая стоит или едет? Опасны обе, но стоящая опаснее, потому что может скрывать за собой другую машину. Та, которая движется, менее опасна; заранее увидев ее, всегда можно отойти. Какая из стоящих машин опаснее других? Та, которая выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер, автомобильный кран, — они больше всего мешают увидеть опасность. Чем опасны машины, стоящие у светофора? Пока они трогаются, из-за них может выехать другая машина. Чем опасна машина, стоящая в ожидании «стрелки» для поворота направо? За ней могут быть не видны машины, которые едут прямо. Привычка небрежно смотреть по сторонам и сразу начинать движение. Привычка оценивать обстановку без поворота головы. Привычка начинать движение не оглядевшись (например, в игре). Вы привыкли бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забыть об опасности, которой подвергнуты дети на дороге. Был такой случай, когда семилетняя девочка знала, как следует переходить дорогу, безошибочно отвечала на вопросы по ПДД, но это не помешало ей, увидев свою учительницу, опрометью броситься навстречу, и только благодаря отличной реакции водителя удалось избежать наезда.

Существуют три главных правила для безопасности на улице:

а) никогда не выходи на дорогу, не осмотрев ее поворотом головы;

б) никогда не выходи на проезжую часть из-за стоящей машины или другой помехи обзору; в крайнем случае, остановись и внимательно посмотри, что там за...;

в) никогда не выходи на проезжую часть «с ходу», следует приостановиться и осмотреться.

Привычка отступать, делать шаг назад не глядя, отступать, отскакивать, не поглядев, что за спиной. На проезжей части шаг назад может быть шагом под колеса.

 Привычка оглядываться, когда вас позовут. При переходе улицы это опасно.

Привычка двигаться бегом. Движение бегом делает наблюдение ненадежным. Тот, кто бежит, уже не наблюдает. Он смотрит прямо перед собой, а не по сторонам, не поворачивает голову вправо и влево.

Привычка двигаться непрерывно, не останавливаясь. Перед выходом на проезжую часть всегда следует остановиться и посмотреть по сторонам с поворотом головы.

Привычка двигаться по кратчайшему пути, наискосок. На дороге так двигаться нельзя, потому что труднее наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачивается спиной к машинам.

Привычка совмещать движение с оживленной беседой. Разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения. Те, кто оживленно разговаривают, уже не наблюдают, а смотрят (посматривают) друг на друга.

Привычка спешить. В спешке человек забывает обо всем. Тот, кто спешит, тот не наблюдает! Оставьте спешку на тротуаре.

Привычка некрепко держать родителей (взрослых) за руку, нередко вырываться от них.

  1. Обсуждение вопроса о дорожно-транспортном травматизме

Уровень детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) на протяжении многих десятилетий остается высоким. Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием несовершеннолетних происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

  • Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
  • Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих или движущихся транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору
  • Игры на проезжей части или ходьба по ней при наличии тротуара.
  • Нарушение требований Правил дорожного движения (ПДД) при движении на велосипедах и роликах.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб. Статистика показывает, что число их резко возрастает в летне-осенний период, когда на дорогах резко увеличивается число автомобилей, принадлежащих гражданам.

Виды дорожно-транспортных происшествий:

1. Столкновения

2. Наезд на препятствие

3. Наезд на пешехода

4. Наезд на велосипедиста

5. Наезд на стоящее транспортное средство

6. Наезд на гужевой транспорт

7. Падение пассажира

8. Иные виды ДТП.

Причины возникновения ДТП:

1. Недисциплинированность водителей и пешеходов, нарушающих Правила дорожного движения.

2. Управление автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического).

3. Переутомление водителя, сон за рулем.

4. Технически неисправное транспортное средство.

5. Невнимательное отношение к другим участникам дорожного движения.

6. Неудовлетворительное состояние улиц и дорог.

7. Недостаточная профессиональная подготовка водителей (теоретическая и практическая).

Типы возможных столкновений с участием транспортных средств:

А каковы же причины ДТП с участием детей-пешеходов?

Основными причинами ДТП с участием детей-пешеходов являются:

  • переход через проезжую часть в неустановленном месте;
  • неожиданный выход из-за транспорта (стоящего в том числе); переход перед близко идущим транспортом; нарушение правил движения мотоциклистами; вина родителей и водителей.

Так какие же меры надо принимать, чтобы было меньше ДТП с участием детей?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Соблюдать правила дорожного движения; проводить классные часы, связанные с предупреждением детского травматизма на дорогах.

  1. Итог:

а) подведение итогов учителем: Итак, чтобы было меньше дорожно-транспортных происшествий с участием детей в период с конца августа по сентябрь ГИБДД проводит профилактическое мероприятие “Внимание – дети!”; всех учащихся во внеклассной работе, связанной с предупреждением ДТП с участием детей, и применение их знаний на практике; работа с родителями: родительские собрания, включающие лекции по материалам о предупреждении ДТП.

б) подведение итогов учениками:

  • Что такое «Правила дорожного движения»
  • Кто должен соблюдать правила дорожного движения?»
  • Как необходимо вести себя пешеходу на дороге?
  • С какого возраста можно управлять велосипедом, мопедом, скутером и выезжать на проезжую часть?
  • Назвать ошибки участников дорожного движения и меры по недопущению ДТП

в) рефлексия

Тема 3 «Доврачебная медицинская помощь при дорожно-транспортном происшествии»

Цель: активизация знаний обучающихся о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП

Задачи:

  1. Обогащение знаний школьников о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
  3. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге, взаимопомощи.

Оборудование: памятки для обучающихся  о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП

Ход:

  1. Организационный момент
  2.  Беседа с обучающимися:

Последовательность действий при оказании доврачебной помощи при ДТП:

Многие люди погибли, или последствия ДТП для них осложнились, лить только по той причине, что им не была своевременно оказана первая доврачебная медицинская помощь другими участниками дорожно-транспортного происшествия, а также людьми, по случаю оказавшихся рядом. Что же касается водителя, причастного к ДТП, то он обязан принять все возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

Неправильно оказанная первая медицинская помощь может еще более навредить пострадавшему, и даже стать причиной смерти.

Оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП должен уметь каждый человек. Только наличие таких знаний и умений может снизить тяжесть последствий ДТП и сохранить жизнь пострадавшим.

Первая доврачебная медицинская помощь является первым из трех этапов оказания помощи пострадавшим. Проводится она на месте ДТП в порядке самопомощи и взаимопомощи водителем и пассажирами транспортного средства, которые не пострадали или получили более легкую травму.

При оказании первой доврачебной медицинской помощи необходимо, прежде всего, устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и угрожающих его жизни факторов:

* извлечь его из-под обломков или из-под колес транспортного средства;

* извлечь пострадавшего из воды или салона автомобиля;

* освободить пострадавшего от тлеющей или горящей одежды;

* вынести пострадавшего из помещения, где скопились вредные газы и т.п.

Все действия по оказанию первой доврачебной медицинской помощи должны выполняться предельно осторожно, чтобы не осложнить положение потерпевшего, не вызвать усиления его боли, избежать новых повреждений. Здесь следует руководствоваться принципом - определяя порядок помощи пострадавшему, исходить из самого худшего, что может быть в данной ситуации.

Пострадавшего необходимо уложить в безопасном месте, а в холодное время года - внести в теплое помещение, или, в крайнем случае, уложить его на настил из веток, досок, сена и других подручных материалов и средств.

При оказании первой доврачебной помощи нужно соблюдать определенную последовательность.

В первую очередь принимаются наиболее важные меры для сохранения жизни:

* если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению искусственного дыхания;

* если у пострадавшего не прощупывается пульс, то одновременно с проведением искусственного дыхания осуществляют наружный массаж сердца (закрытый, непрямой);

* останавливают угрожающее жизни кровотечение;

* обрабатывают раны и накладывают повязки;

* при переломах костей накладывают шину или применяют любые другие подручные средства для исключения подвижности (иммобилизации) в месте перелома.

Даже в том случае, если у пострадавшего отсутствуют признаки жизни (сердцебиение, пульс, дыхание, реакция зрачков на свет), - первая доврачебная медицинская помощь должна оказываться вплоть до прибытия медицинских работников или доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Отсутствие признаков жизни пострадавшего еще не говорит о факте его окончательной смерти. Организм продолжает еще некоторое время жить и при правильно оказанной помощи его можно вернуть обратно к жизни.

Своевременно и в полном объеме оказанная первая доврачебная медицинская помощь позволяет спасти жизнь и служит профилактикой возможных осложнений, обеспечивает благоприятный прогноз в отношении восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.

 Итог:

а) подведение итогов учителем

б) подведение итогов учениками:

  • Рассказать о последовательности действий при оказании доврачебной помощи при ДТП
  • Как необходимо вести себя пешеходу на дороге?

в) рефлексия

Памятка о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП

При оказании первой доврачебной медицинской помощи необходимо, прежде всего, устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и угрожающих его жизни факторов:

* извлечь его из-под обломков или из-под колес транспортного средства;

* извлечь пострадавшего из воды или салона автомобиля;

* освободить пострадавшего от тлеющей или горящей одежды;

* вынести пострадавшего из помещения, где скопились вредные газы и т.п.

* если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению искусственного дыхания;

* если у пострадавшего не прощупывается пульс, то одновременно с проведением искусственного дыхания осуществляют наружный массаж сердца (закрытый, непрямой);

* останавливают угрожающее жизни кровотечение;

* обрабатывают раны и накладывают повязки;

* при переломах костей накладывают шину или применяют любые другие подручные средства для исключения подвижности (иммобилизации) в месте перелома.

Памятка о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП

При оказании первой доврачебной медицинской помощи необходимо, прежде всего, устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и угрожающих его жизни факторов:

* извлечь его из-под обломков или из-под колес транспортного средства;

* извлечь пострадавшего из воды или салона автомобиля;

* освободить пострадавшего от тлеющей или горящей одежды;

* вынести пострадавшего из помещения, где скопились вредные газы и т.п.

* если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению искусственного дыхания;

* если у пострадавшего не прощупывается пульс, то одновременно с проведением искусственного дыхания осуществляют наружный массаж сердца (закрытый, непрямой);

* останавливают угрожающее жизни кровотечение;

* обрабатывают раны и накладывают повязки;

* при переломах костей накладывают шину или применяют любые другие подручные средства для исключения подвижности (иммобилизации) в месте перелома.

Тема 4 «Доврачебная медицинская помощь при дорожно-транспортном происшествии»

Цель: активизация знаний обучающихся о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП человеку, находящемуся без сознания

Задачи:

  1. Обогащение знаний школьников о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП человеку, находящемуся без сознании
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
  3. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге, взаимопомощи.

Оборудование: памятки для обучающихся  о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП

Ход:

  1. Организационный момент
  2.  Беседа с обучающимися:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО

Пострадавший в сознании

Если пострадавший находится в сознании, необходимо определить уровень сознания. Для этого задайте ему любой вопрос. Выясните у него места локализации боли. Успокойте пострадавшего. Оцените приблизительно тяжесть его травм. Осмотрите его на предмет наличия травм, сопровождающихся опасным кровотечением. После оказания помощи такому пострадавшему, ожидая прибытия скорой помощи, разговаривайте с ним, не требуя ответов. В такой момент очень важна психологическая поддержка, отвлечение, ободрение.

Человек, получивший ранение в результате ДТП, чаще всего находится в состоянии травматического шока. Шок - ответная реакция организма, характеризующаяся глубоким расстройством его функций. Различают две фазы шока: возбуждение и затем угнетение. При оказании первой помощи пострадавшего следует освободить от травмирующего фактора, обездвижить, предоставив полный покой, согреть, контролировать пульс и дыхание. По возможности дать обезболивающие средства (анальгин, аспирин, пана дол). Когда пострадавший находится в первой фазе шока, он из-за возбуждения может не осознавать тяжести своего состояния. Затем, если будет развиваться шок, произойдет резкое угнетение всех жизненных процессов. Человек становится бледен, неподвижен, не жалуется на боль. В отличие от обморока при шоке сознание обычно сохраняется.

Обморок сопровождается кратковременной потерей сознания. Возникает резкая бледность кожи, глаза закатываются и закрываются, пострадавший теряет устойчивое положение. Конечности становятся холодными на ощупь, кожа покрывается липким потом, пульс становится редким. Возможно непроизвольное мочеиспускание. Продолжительность приступа составляет от нескольких секунд до 1-2 мин, затем происходит быстрое и полное восстановление сознания.

Пострадавшего в таком состоянии надо уложить на спину с несколько откинутой назад головой, расстегнуть воротник, обеспечить доступ свежего воздуха, обрызгать лицо холодной водой, поднести к носу ватку, смоченную в нашатырном спирте.

Пострадавшему необходимо приподнять ноги: при этом кровь быстрее прильет к голове, и он скорее придет в сознание.

Пострадавший без сознания

Если пострадавший находится без сознания, необходимо определить, жив ли он. Это очень важно, так как часто при серьезных травмах человек не подает признаков жизни. В такой ситуации, за исключением несомненных признаков гибели, следует немедленно приступить к оказанию необходимой помощи.

Если имеются хотя бы малейшие сомнения в смерти пострадавшего, необходимо сразу же принять меры по реанимации, чтобы исключить гибель человека в результате неоказания помощи.

Рассмотрим признаки, позволяющие сделать вывод о том, что пострадавший несомненно жив.

Наличие сердцебиения определяется на слух или рукой. Прослушивание проводят (или прикладывают руку) в левой части груди.

Пульс наиболее удобно определять на шее, в районе прохождения сонной артерии, либо на височной артерии или же на внутренней части предплечья.

Наличие дыхание определяется по возвратно-поступательным движениям грудной клетки, а также по запотеванию зеркала или же по колебанию ваты, поднесенных к носу пострадавшего.

Признаком того, что человек жив, является сужение зрачка при резком освещении глаза, например, карманным фонариком. При его отсутствии аналогичной реакции можно добиться, если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем руку быстро отвести в сторону. Внимание: при глубокой потере сознания реакция на свет может отсутствовать.

При наличии любой из данных реакций неотложное оказание помощи может сохранить человеку жизнь.

ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ, НАХОДЯЩЕМУСЯ В СОСТОЯНИИ КОМЫ

Если человек неподвижен, не пытается шевелиться, не реагирует на звуки и болевые раздражители, но дышит, то, скорее всего, он находится без сознания. Эти признаки дают основание предположить получение пострадавшим черепно-мозговой травмы. Она обычно сопровождается потерей сознания (мозговой комой), а состояние пострадавшего напоминает глубокий сон. При этом сохраняется пульс на сонной артерии, а дыхание становится захрапывающим с сипом на выдохе. Основная опасность такого состояния - резкое снижение тонуса подъязычных мышц и мягкого неба. Язык, прилипая к задней стенке глотки, полностью прекращает доступ воздуха в легкие. Убедитесь в наличии пульса на сонной артерии. Если пострадавший находится без сознания, но дыхание и сердцебиение сохранены, то его нужно перевернуть на живот и постоянно следить за проходимостью дыхательных путей, дыханием и сердцебиением. Переворачивать пострадавшего следует как единое целое, предварительно зафиксировав шейный отдел позвоночника руками или специальным воротником. До приезда «скорой помощи» находитесь со стороны лица пострадавшего; если есть необходимость, очистите ему рот, обернув пальцы платком или салфеткой, контролируйте дыхание и пульс. В случае нарушения этих функций немедленно приступайте к проведению реанимационных мероприятий.

Чтобы избежать западания языка, подкладывают под шею и плечи валик. Далее голову пострадавшего следует сильно запрокинуть назад.

В ряде случаев после указанных манипуляций у пострадавшего может восстановиться самостоятельное дыхание. Так чаще всего бывает в случаях, когда дыхание было нарушено из-за невозможности прохождения воздуха через нос и ротовую полость.

Если же самостоятельное дыхание продолжает отсутствовать или неэффективно, приступают к проведению искусственного дыхания. Если и оно не дает результатов, то следует немедленно приступить к непрямому массажу сердца, а точнее, к сердечно-легочной реанимации, с техникой выполнения которой мы познакомимся чуть позже. А пока изучим технику выполнения искусственного дыхания.

Его проводят одним из следующих методов «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Эти методы позволяют поддержать в человеке жизнь, так как воздух, выдыхаемый спасателем, содержит до 18% кислорода, и этот кислород будет поступать в кровь человека, которому оказывают помощь.

Для проведения искусственного дыхания методом «рот в рот» следует использовать специальное устройство, находящееся в автомобильной аптечке.

Как уже говорилось выше, пострадавшего необходимо подготовить к проведению искусственного дыхания. Его рот должен быть очищен от слизи, крови, остатков пищи и т.п. (при наличии искусственной челюсти ее необходимо вынуть). Далее необходимо запрокинуть голову пострадавшего, чтобы освободить дыхательные пути. Его подбородок должен находиться на одной линии с шеей.

После этого вставьте в рот пострадавшего специальное устройство из медицинской аптечки, если его нет, то наложите на рот марлевый бинт и, предварительно заткнув нос пострадавшего, приступайте к искусственному дыханию (16-18 вдохов в минуту).

Перед тем как сделать искусственное вдувание воздуха методом «рот в рот», в том числе через маску, необходимо сделать вдох. Зажмите нос пострадавшего и энергично выдохните до начала подъема у него грудной клетки. Отпустите нос. Выпрямитесь. Выдохните оставшийся воздух в сторону. В это время пострадавший делает самостоятельный пассивный выдох.

Вдувать воздух следует не более одной секунды. Большая длительность вдувания воздуха может уменьшить возврат крови к сердцу и его наполнение кровью, что приведет к снижению сердечного выброса в результате ряда последующих надавливаний на грудную клетку при выполнении сердечно-легочной реанимации. Необходимо следить за герметичностью между ртом пострадавшего и ртом спасателя в момент вдыхания воздуха в рот пострадавшего, а также за плотностью зажатия его носа. После 3-5 вдуваний воздуха проверьте пульс на сонной артерии.

Если искусственное дыхание не дает результата, следует немедленно приступить к непрямому массажу сердца. Цель непрямого массажа - каждым надавливанием на грудную клетку выдавить кровь из сердца в артерии. При обратном движении рук сердце вновь заполняется кровью через вены. Каждое надавливание на грудь заменяет одно сердечное сокращение. Непрямой массаж сердца в режиме не менее 100 нажатий в минуту (за исключением новорожденных) может поддерживать жизнь в течение нескольких часов. Рекомендуется выполнять сильные и быстрые толчки.

При этом должна обеспечиваться полная декомпрессия (возвращение в обычное состояние) грудной клетки после каждого надавливания.   Продолжительность надавливания и декомпрессия должна быть примерно одинаковой. Старайтесь без необходимости не прерывать закрытый массаж сердца. Каждый раз, когда вы его прерываете, кровообращение прекращается. Закрытый массаж сердца обеспечивает минимальный приток крови к таким жизненно важным органам, как мозг и сердце. Чем правильнее выполняется закрытый массаж сердца (то есть с адекватной частотой и глубиной надавливания и полной декомпрессией), тем более эффективно кровообращение, возникающее в результате их проведения.

Перед проведением непрямого массажа сердца спасатель должен положить ладонь одной руки на нижнюю треть грудины (три пальца выше окончания грудины, примерно между сосков), а ладонь второй руки - сверху.

Пальцы обеих рук должны быть приподняты, а руки распрямлены в локтевых суставах. Нажатие осуществляется в основном за счет веса человека, оказывающего помощь. При надавливании грудина взрослого человека смещается к позвоночнику на 4-5 см.

Детям до года надавливание проводят двумя пальцами, а подросткам - с большей осторожностью двумя руками либо только одной рукой.

При грамотном проведении непрямого массажа его результаты могут появиться через несколько минут - сужение зрачков и порозовение кожных покровов. При этом следует продолжать массаж до появления самостоятельного пульса на сонной артерии или до прибытия «скорой помощи». Часто возникает необходимость проведения сердечно-легочной реанимации, то есть одновременного проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Если есть помощник, то один из спасателей проводит искусственное дыхание, а другой выполняет непрямой массаж сердца. При этом должна соблюдаться строгая последовательность действий. Недопустимо выполнять одновременно вдох и массажное надавливание.

При отсутствии помощника нужно проводить оживление по системе «два вдоха - 15 нажатий на грудную клетку». В этом случае рекомендуется соотношение частоты надавливаний к частоте вдуваний 30:2 для всех категорий пострадавших - от младенцев (за исключением новорожденных) до взрослых.

Если на месте происшествия оказывать помощь может только один человек, и в результате происшествия пострадал ребенок, который находится в состоянии клинической смерти, то после обозначения места происшествия следует сразу приступить к его сердечно-легочной реанимации. Отвлечься для того, чтобы вызвать скорую помощь, можно лишь после выполнения около пяти циклов надавливаний и искусственной вентиляции (около двух минут).

После проведения реанимационных действий пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, следует положить набок, подложив ему под голову его руку, свободную (верхнюю) ногу согнуть в колене и положить на землю.

           Итог:

а) подведение итогов учителем

б) подведение итогов учениками:

  • Рассказать о последовательности действий при оказании доврачебной помощи при ДТП у человека без сознания
  • Как необходимо вести себя пешеходу на дороге?

в) рефлексия

Тема 5 «Доврачебная медицинская помощь при дорожно-транспортном происшествии»

Цель: активизация знаний обучающихся о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП человеку с кровотечением

Задачи:

  1. Обогащение знаний школьников о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП человеку с кровотечением
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
  3. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге, взаимопомощи.

Оборудование: памятки для обучающихся  о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП

Ход:

  1. Организационный момент
  2.  Беседа с обучающимися:

Раны - открытые повреждения, сопровождаемые нарушением целости кожных покровов или слизистых, а в ряде случаев и глубже лежащих тканей. Раны подразделяются на резаные, колотые, рубленые, рваные и т.д. Они обычно сопровождаются кровотечением, которое может быть внутренним или наружным. Внутреннее кровотечение сопровождается бледностью кожных покровов, холодным потом, нарастающей слабостью, потерей сознания.

Наружные кровотечения подразделяются на:

  • Артериальные - это самый опасный вид кровотечений, так как по артериям кровь течет от сердца под наибольшим давлением. Артериальное кровотечение легко распознается по пульсирующей или даже фонтанирующей струе крови алого цвета.
  • Венозные - при данном виде кровотечений кровь темно-красного цвета выделяется непрерывной струей.
  • Капиллярные - они отмечаются при значительном раневом дефекте кожного покрова. Кровоточит вся поверхность раны.

При повреждении руки или ноги наиболее правильно одежду разрезать. Если же это не удается, то одежду сначала снимают с неповрежденной конечности, а затем, держа большую часть одежды в руках и манипулируя ею, осторожно снимают ее с поврежденной конечности.

Оказание доврачебной помощи при артериальном кровотечении

Артериальное кровотечение необходимо как можно быстрее остановить, так как от этого часто зависит жизнь пострадавшего. В среднем объем крови у взрослого человека составляет около 4-5 л. Потеря 1/3 объема крови за короткое время обычно приводит к гибели.

На первом этапе следует пережать артерию, которая снабжает раненый участок тела кровью. Для временной остановки артериального кровотечения артерию прижимают в местах, где она расположена поверхностно, то есть близко к коже. В этих местах обычно можно прощупать пульс. Артерию прижимают несколькими пальцами на 2-3 см выше раны (ближе к туловищу).

Для транспортировки обычно бывает необходимо наложить кровоостанавливающий жгут или закрутку. Наложение жгута практически во всех случаях позволяет остановить артериальное кровотечение.

В автомобильной аптечке также имеется жгут для остановки артериального кровотечения с дозированной компрессией (сдавливанием). Его можно заменить ремнем, поясом, подтяжками и т.п. Жгут на конечность накладывается выше места кровотечения двумя-тремя оборотами и только поверх одежды или же под него делают подкладку из бинта, сложенного в несколько слоев, платка, полотенца, любой материи.

Затяжку жгута прекращают в момент остановки кровотечения. К жгуту необходимо прикрепить записку с указанием времени его наложения. Поскольку жгут прекращает доступ крови к тканям, его можно накладывать лишь на ограниченное время: зимой - не более чем на 0,5 ч, в теплое время - не более чем на 1 ч. После этого срока, если пострадавшего не успели госпитализировать, следует распустить жгут на время до пяти минут, а затем повторять эту процедуру через каждые 30 минут. После каждого роспуска жгута необходимо указывать в записке новое время его наложения. Кстати, записка при транспортировке может потеряться, поэтому сотрудники службы спасения рекомендуют дублировать надпись на лбу пострадавшего. Это, конечно, непривычно, но лучше передать информацию так, чем не передать ее совсем.

При кратковременном роспуске жгута и до его наложения применяйте способы временной остановки кровотечения.

Если жгут накладывается для остановки артериального кровотечения, возникшего из ампутированной в результате ДТП конечности, то жгут ослаблять нельзя. При этом он должен быть наложен примерно на 5 см выше места повреждения.

Как уже говорилось, при отсутствии жгута для остановки артериального кровотечения можно использовать закрутку, которую делают из платка, косынки, бинта и т.д.

Не допускаются в качестве заменителя жгута шнуры, веревки и другие узкие неэластичные материалы.

Наложение жгута (закрутки) в иных случаях следует применять только при крайних обстоятельствах. Поскольку чаще всего наложение тугой повязки и пальцевое прижатие артерий является достаточным для остановки сильного кровотечения. Человек, оказывающий первую помощь, должен помнить, что наложение жгута на неампутированную конечность прекращает поступление крови к отделам, расположенным ниже жгута, что может привести к повреждению нервов, кровеносных сосудов и, в конечном счете, потере конечности.

Оказание доврачебной помощи при венозном и капиллярном кровотечениях

 При венозном кровотечении давящую повязку накладывают на место ранения.

До наложения повязки необходимо обработать кожу вокруг раны настойкой йода, закрыть рану стерильной салфеткой, а сверху вдоль костей наложить уплотняющий валик. После этого туго забинтуйте место ранения и придайте конечности возвышенное положение.

Признаком правильного наложения давящей повязки является прекращение кровотечения (повязка не должна пропитываться кровью).

В настоящее время все механические транспортные средства, за исключением мотоциклов без бокового прицепа, должны быть оснащены медицинской аптечкой. Для обработки ран (при отсутствии повреждения артерий) используйте имеющийся в аптечке перевязочный пакет. Бактерицидные салфетки «Колтекс ГЕМ» с фурагином предназначены для остановки капиллярного и венозного кровотечения. Атравматическая повязка МАГ с диоксином или нитратом серебра предназначена для перевязки ран. Рану запрещается промывать водой. Протрите участки кожи возле нее раствором йода или бриллиантовой зелени. При наличии бактерицидной салфетки, не обрабатывая раны, накройте рану полностью салфеткой и зафиксируйте ее лейкопластырем или бинтом.

 Итог:

а) подведение итогов учителем

б) подведение итогов учениками:

  • Рассказать о последовательности действий при оказании доврачебной помощи при ДТП у человека с кровотечением
  • Как необходимо вести себя пешеходу на дороге?

в) рефлексия

Тема 6 «Доврачебная медицинская помощь при дорожно-транспортном происшествии»

Цель: активизация знаний обучающихся о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП человеку при ушибах, вывихах и переломах

Задачи:

  1. Обогащение знаний школьников о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП человеку при ушибах, вывихах и переломах
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
  3. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге, взаимопомощи.

Оборудование: памятки для обучающихся  о последовательности действий  при оказании доврачебной помощи при ДТП

Ход:

  1. Организационный момент
  2.  Беседа с обучающимися:

Ушиб - закрытое повреждение мягких тканей и кровеносных сосудов с образованием кровоподтеков. Они возникают при ударе о тупой твердый предмет.

Признаки: боль, которая появляется в момент ушиба, или отек вскоре после ушиба, который может быть ограничительным и расплывчатым; синяк или гематома в зависимости от глубины повреждения.

Первая помощь направлена на уменьшение кровоизлияния и снятие боли. Ушибленной конечности следует придать возвышенное положение и по возможности наложить тугую повязку, чтобы уменьшить внутреннее кровоизлияние. К месту ушиба на 1,5-2 часа прикладывают холод, затем тепло. Для охлаждения можно использовать холодный компресс, пузырь со льдом, снегом, холодной водой, а также гипотермический (охлаждающий) пакет-контейнер, имеющийся в аптечке. Для снятия боли ушибленному органу создают покой. Например, руку можно подвесить на косынке, наложить на сустав повязку и т.д.

При травмах, сопровождаемых ушибом, возможны переломы. Поэтому в период доврачебной помощи следует относиться к нему, как к перелому.

 Оказание помощи при вывихах

Вывих - выход головки одной кости из суставной сумки другой, сопровождающийся разрывом суставной сумки. Признаки вывиха - отечность и болезненность движений в суставе, его деформация. Вправлять кости, вышедшие из сустава, может только врач. Кроме того, вывих может сопровождаться трещинами и переломами костей. До прибытия врача или до доставки пострадавшего к врачу следует обездвижить конечность в том положении, в котором она оказалась после вывиха, и приложить к суставу холод.

При вывихе лучезапястного сустава следует вложить в кисть валик, наложить одинарную шину и подвесить согнутую в локте руку на перевязь. При вывихе плечевого сустава следует подвесить руку на косынку или прибинтовать ее к туловищу.

При вывихе голеностопного сустава накладывается восьмиобразная (крестообразная) повязка.

При вывихе коленного сустава фиксация осуществляется так называемой черепашьей повязкой.

Оказание помощи при переломах

Неестественное положение пострадавшего, деформация конечностей указывают на переломы костей. В этом случае нельзя переносить пострадавшего даже на небольшое расстояние. Перемещение может привести к смещению обломков костей, усилению кровотечения, углублению шока. Только при угрозе взрыва, пожаре и т.п. пострадавшего транспортируют с особой осторожностью. Поврежденные конечности необходимо обездвижить (иммобилизовать), зафиксировав любыми подручными средствами.

Переломы подразделяются на закрытие и открытые.

Закрытый перелом - травматическое нарушение целости кости без нарушения целости кожных покровов. Он характеризуется неестественной формой конечности, припухлостью, покраснением, болью. При оказании доврачебной помощи необходимо обездвижить сломанную кость с помощью повязок или шин. Шины должны захватывать место перелома и 2-3 близлежащих сустава. Иммобилизация сломанных конечностей осуществляется с помощью стандартных шин или подручных средств.

Открытый перелом - травматическое нарушение целости кости с нарушением целости кожных покровов. С таким переломом обращаемся вначале, как с раной. При необходимости для остановки артериального кровотечения выше места перелома накладывается жгут или закрутка с запиской о времени наложения жгута. Кожа вокруг раны обрабатывается спиртовым раствором йода или бриллиантовой зелени. Рана закрывается стерильной салфеткой. Сломанная кость обездвиживается в том положении, которое она приняла в результате перелома. Костные обломки не вправляются.

Оказание помощи при переломе плеча, предплечья и ключицы

Поступите так: положите в подмышечную впадину легкую тканевую прокладку; осторожно разместите сломанную руку вдоль туловища, предплечье - под прямым углом поперек грудной клетки; наложите две шины (можно сделать из подручных материалов, подойдут даже газеты и журналы) с внутренней и наружной стороны плеча; зафиксируйте руку в согнутом состоянии косыночной повязкой.

При переломе предплечья следует вложить в кисть руки пострадавшего валик, наложить одинарную шину и зафиксировать согнутую в локте руку относительно туловища. При переломе ключицы следует подвесить руку на косынке и прибинтовать ее к туловищу.

Если есть подозрение на перелом сразу двух ключиц, то для оказания помощи расправьте грудную клетку, сблизьте сзади лопатки.

Этого можно достигнуть разными способами: с помощью колец или связав руки в локтях за спиной. Вложите в подмышечные впадины валики.

Оказание помощи при переломе ребер

При данной травме следует наложить тугую повязку пострадавшему. Фиксация производится в момент выдоха. Пострадавшего с переломами ребер и грудины транспортируют сидя или полулежа, подложив под колени валик. В этом же положении он должен находиться во время ожидания прибытия скорой помощи.

Оказание помощи при переломе голени

При переломе голени накладываются две шины с внешней и внутренней стороны ноги от конца стопы до середины бедра. Необходимо зафиксировать два сустава, расположенные выше и ниже места перелома. При наложении шин на голень и бедро стопа должна быть зафиксирована под углом 90° к голени. Нельзя фиксировать пальцы ноги в выпрямленном положении. Иммобилизация поврежденной конечности проводится стандартными шинами или подручными средствами.

 Оказание помощи при переломе бедра и костей таза

При переломе бедра необходимо наложить две шины. Одну шину с внешней стороны от конца стопы до подмышечной ямки, другую - с внутренней стороны от конца стопы до паха.

Если в случае перелома голени и бедра нет иммобилизационных средств, больную ногу фиксируют к здоровой. Фиксирующая повязка не должна смещать обломки кости и причинять дополнительную боль пострадавшему. Ее необходимо накладывать на здоровую часть ноги. При переломе костей таза пострадавшего укладывают на твердую поверхность, под согнутые в коленях ноги подкладывают валик. В этом положении пострадавшего транспортируют в лечебное учреждение.

Оказание помощи при переломе позвоночника

При подозрении на травму позвоночника пострадавшего следует уложить на спину или живот на твердую ровную поверхность.

 Итог:

а) подведение итогов учителем

б) подведение итогов учениками:

  • Рассказать о последовательности действий при оказании доврачебной помощи при ДТП у человека при ушибах, вывихах и переломах
  • Как необходимо вести себя пешеходу на дороге?

в) рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА « ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей.Данный материал подготовлен для проведения общего мероприятия с учащимися.Имеется презентация, конспект и самоанализ....

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

Классный час на тему: ПРАВИЛА дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Классный час о ПДД  желательно провести на 1-й неделе учебного года.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Данная  разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...