Программа профилактики употребления ПАВ
методическая разработка (5 класс)

Титаренко Марина Юрьевна

Темы профилактической программы «Все цвета, кроме черного» направлены на развитие у подростков познава­тельных интересов, способности эффективно строить взаимо­отношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания и т. д. Все эти свойства и качества обеспечива­ют подростку личностную устойчивость к любым внешним не­гативным влияниям, а значит, снижают вероятность его зна­комства с наркотическими веществами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsveta_0.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа педагогической профилактики

вредных привычек,

употребления ПАВ и наркотических веществ

   «Все цвета, 

          кроме черного»

                          Автор: Титаренко Марина Юрьевна

Классный руководитель 5класса

 (5 – 6 классы)

Пояснительная записка

            В основу данной программы положена методика эффективной организации профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся 5 – 7 классов, разработанная под руководством академика РАО М.М.Безруких «Все цвета кроме черного».

            Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики вредных привычек, употребления ПАВ и наркотических веществ заключается в том, чтобы сформировать у ребенка (подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, — рассуждают взрослые, — то этого вполне достаточно для того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле?

             Как показывают результаты многочисленных опросов, современные школьники хорошо осведомлены о том, что «пить, курить — здоровью вредить». Однако это не только не пугает детей, но и, напротив, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами. По статистике, уже в 12-13 лет подавляющее большинство мальчиков и девочек пробовали курить, имеют опыт употребления алкоголя. К сожалению, нередки случаи знакомства младших подростков с наркотиками. Почему это происходит?

             Попытаемся сформулировать основные причины, побуждающие ребенка впервые попробовать то или иное наркотическое вещество. Наиболее очевидные мотивы — желание подростка «стать своим в компании», «выглядеть взрослым», «избавиться от скуки», «испытать новые, интересные ощущения», «расслабиться». Получается, что вредные привычки для него — своеобразный способ решения проблем социальной адаптации — взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции своего состояния, получения новых впечатлений. Не зная других способов решения этих проблем, подростки начинают курить или выпивать. Чтобы этого не произошло, подростку нужна помощь взрослых. И суть педагогической профилактики заключается не только и не столько в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовывать свои желания и потребности за счет внутренних личностных ресурсов.

            Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме черного» направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания и т. д. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами.

Структура, основные задачи и

принципы реализации программы

«Все цвета, кроме черного»

      Программа профилактики  «Все цвета, кроме чёрного» в 5-6 классах реализует воспитательные и образовательные задачи:

  • развитие представления подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
  • расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей;
  • формирование самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
  • формирование умения оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • формирование представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья;
  • просвещение родителей в вопросах развития у подростков представлений о здоровом образе жизни, предупреждения формирования вредных привычек.

       Организация педагогической профилактики среди младших подростков

предполагает и решение новых задач:

  • развитие представления подростков о своих способностях и склонностях, расширение сферы их интересов;
  • приобщение подростков к различным формам содержательного досуга;
  • формирование представления о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
  • включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.

     Программа может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также па базе учреждений дополнительного образования.

    Программа может изучаться в рамках факультативной работы; во внеклассной работе; за счет интегрирования материала в содержание базовых учебных предметов; комбинированно на разных типах занятий.

    Педагог может самостоятельно определять сроки работы с каждым тематическим модулем, а также последовательность их изучения, ориентируясь на важность каждой конкретной темы для аудитории, заинтересованность учащихся и т. д.

    Содержание и структура программы

«Все цвета, кроме чёрного» для 5-6 классов

отвечает следующим принципам:

•    возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;

•    научная обоснованность — содержание базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

•    комплексность — у подростков необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления любых одурманивающих веществ, твердое убеждение в том, что нет «безвредных» форм наркотизации. (Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин, наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья!);

•    практическая целесообразность — содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к одурманивающим веществам;

•    динамическое развитие и системность — содержание, цели и задачи обучения на каждом этапе базируются на сведениях, оценочных суждениях и поведенческих навыках, уже сформированных у подростков в ходе предыдущего этана работы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

•    необходимость и достаточность предоставляемой информации — учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, который имеет для них практическую значимость;

•    безопасность информации — полностью исключены сведения, способные пробуждать интерес к наркотизации, облегчить возможность приобщения к употреблению наркогенных веществ (данные о вилах наркогенных веществ, способах их употребления);

•    включенность в процесс педагогической профилактики родителей младших подростков.

      Содержание программы охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Так, к примеру, в тематическом модуле «Внимание: внимание!» обсуждается негативное влияние употребления наркогенных веществ на способность человека сосредотачиваться в теме «Секреты сотрудничества» — проблемы взаимодействия в рамках совместной работы людей. Эта информация приводится в рубрике «Это важно знать!».

    Работа с программой  «Все цвета, кроме чёрного»

  нацелена на достижение конкретных результатов:

•    полученные знания позволят учащимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

•    подростки научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

•    учащиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

   Формы и методы работы

  по программе «Все цвета, кроме чёрного»

Работа с комплектом предполагает как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.

В рабочих тетрадях учащимся предлагаются следующие виды заданий:

•    анализ литературных отрывков — такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях других людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширяет кругозор;

•    тесты, позволяющие подростку самостоятельно определить уровень сформированности того или иного личностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся;

•    дневниковые формы, предполагающие регулярную оценку подростком своего состояния или организации своей деятельности (оценка режима дня, работоспособности в течение недели, дня и т. д.);

•    творческие задания (составление рассказа, игры и т. д.), направленные на развитие креативных способное гей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем;

•    тренинговые задания, направленные на развитие и тренировку определенной способности или качества подростка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.).

   При работе педагог должен учитывать 2 фактора.

   1. Не регламентировать время на выполнение каждого задания. Это  

позволяет подросткам погрузиться в игровую ситуацию, осознать  

происходящее действие, найти адекватный вариант решения проблемы,

выбрать вариант поведения, не задумываясь о том, что задание нужно

выполнить как можно быстрее. В данном случае скорость выполнения          

заданий не принципиальна.

      2. Необходимо всегда обсуждать с детьми выполняемые задания. Несмотря  

   на то что многие тесты и упражнения ребята выполняют самостоятельно,

   учитель всегда должен быть готов помочь, направить ход мыслей подростков.

   Очень важно, не навязывая своего мнения, подвести детей к верным выводам,  

   поэтому анализируйте результаты вместе с ребятами, подводите итоги на  

   каждом занятии.

   Коллективная работа в классе предполагает широкое использование различных вариантов игр. Игра выполняет целый ряд важных функций: социализирующую (позволяет подростку «опробовать» различные модели поведения, проверив их эффективность), коммуникативную (в игре ребята общаются между собой), диагностическую (игровая деятельность позволяет педагогу выявить возможные проблемы психологического, социального развития того или иного подростка), коррекционная (игра дает возможность изменить, скорректировать личностные характеристики подростка, при этом процесс изменения проходит естественно и ненавязчиво, незаметно для самого ребенка).

    Участники ролевой игры изображают персонажей, действующих в определенных условиях (персонажи и ситуации описаны в задании). Участники игры должны решить поставленную перед ними задачу (избежать ссоры, выработать план действий и т. д.). Результат ребята анализируют вместе, отвечая на вопросы: насколько убедительно они сыграли свои роли, выполнили ли поставленную задачу, как еще могла развиваться ситуация и т. п.

Ролевые игры очень эффективны при освоении подростками навыков поведения в сложных ситуациях (в том числе в ситуации, когда подростку предлагают попробовать наркогенное вещество). Ролевая игра снимает психологический барьер, участники учатся сопротивляться внешнему давлению, отказываться от опасного предложения, от кого бы оно ни исходило.

   В отличие от ролевой игры, в сюжетно-ролевой игре нет четко заданного сценария действий. Обозначаются персонажи,определяется ситуация, в которой они должны взаимодействовать. Развитие же игры и ее конечный результат зависят от схемы поведения, выбранной персонажами. Так, в педагогической профилактике наркотизации сюжетно-ролевые игры могут использоваться для развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

   Образно-ролевые игры позволяют активизировать чувственный опыт подростков, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному событию, явлению, фактору. Они эффективны для отработки навыков самооценки и саморегуляции. Так, в образно-ролевой игре подростки могут изображать различные эмоции и состояния (радость, злость и т. п.).

   Мини-тренинги или тренинговые игры направлены на отработку какого-либо конкретного поведенческого навыка.

    В работе по программе «Все цвета, кроме черного» используется и метод проектной деятельности школьников. Ребятам предлагается выполнить несколько проектов (исследовательский, информационно-просветительский, творческий) в рамках изучения разных тематических модулей. Так, к примеру, подросткам предлагается провести опрос среди своих сверстников, цель которого — изучение их досуга, круга проблем; подготовить различные коллективные проекты в рамках работы по теме «Секреты сотрудничества». Учитель может расширить по своему усмотрению сферу применения этого метода обучения.

   Дискуссионные формы. Дискуссия может быть организована в форме круглого   стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. Выбранный жанр определяет сценарий проведения дискуссии.

Возрастные особенности

младших подростков

       и профилактика вредных привычек,

       употребления ПАВ и наркотических веществ

     При работе с младшими подростками (дети 10-13 лет) нужно учитывать следующие факторы.

    •    В младшем подростковом возрасте происходит постепенный переход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, усиливается опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируется самооценка, приобретаются при сравнении себя с другими людьми — взрослыми и сверстниками. Поэтому в этом возрасте особое значение приобретает общение. Уровень развития коммуникативных навыков во многом определяет успешность социальной адаптации подростка.

    •    Поведение подростка регулируется его самооценкой. Но самооценка человека в этом возрасте противоречива, недостаточно целостна, это проявляется в конфликтном поведении, вызывает напряжение во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Необходимо развивать у подростков умение регулировать свое психоэмоциональное состояние — управлять эмоциями и переживаниями.

    •    Младшие подростки, с одной стороны, стремятся во что бы то ни стало быть такими же «как все» в референтной для них группе сверстников, с другой стороны, хотят выделиться, отличиться любыми способами, даже бравируя своими недостатками. Чтобы привлечь к себе внимание, младший подросток способен на рискованные поступки и необдуманные действия. Поэтому важно сформировать у учащихся представление о том, как они могут проявить себя в социально значимой деятельности, создать условия, позволяющие им включиться в такого рода деятельность.

    •    Ведущей поведенческой реакцией в младшем подростковом возрасте является стремление к эмансипации. Подростки стараются высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших (родителей, учителей), все меньше опираются на оценку взрослых при выборе модели поведения. Учитывая это, в программах профилактики наркотизации следует шире использовать формы, ориентированные на самостоятельную творческую деятельность подростков.

    •    Ситуации, связанные с опасностью, риском, скорее привлекают, чем отталкивают подростков. Поэтому учителю не следует злоупотреблять информацией, носящей «запугивающий» характер, делать основной акцент в профилактике наркотизации на сведениях об опасных для здоровья последствиях.

    •    Для большинства родителей и учителей подростковый возраст детей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» — вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими изменениями, которые претерпевает организм подростка.

    • В младшем подростковом возрасте значительная часть учащихся уже имеет собственный начальный опыт курения или употребления алкоголя. К сожалению, уже не являются редкостью и случаи приобщения младших подростков к наркотическим и токсическим веществам. Лишь 16 % младших подростков вообще не имеют опыта наркотизации. При этом у большинства ребят сформированы противоречивые, часто взаимоисключающие представления об опасности наркотизации, в их среде распространяются различные мифы и заблуждения, порождаемые «запретностыо» темы. С одной стороны, учащиеся знают, что курение, употребление алкоголя и наркотиков наносят вред здоровью, с другой стороны, дети убеждены в том, что этой опасности можно избежать, если курить или употреблять спиртное «не часто» или употреблять «неопасные» вещества (например, младшие подростки убеждены в том, что «пиво», «сигареты с фильтром» не представляют опасности).

      При организации педагогической профилактики также следует учитывать возможное наличие у учащихся определенных «пронаркогенных» установок и представлений. В этом случае задача педагога заключается в том, чтобы, избегая воздействия «в лоб» и прямого навязывания оценок и мнений, в процессе профилактической работы создавать ситуации, помогающие подросткам проанализировать и пересмотреть собственную «либеральную» позицию в отношении проблемы наркотизма.

 

     Факторы риска раннего знакомства

     с наркогенными веществами

    К биологическим факторам риска развития наркотизма относят различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального развития ребенка. Токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, болезни в первый год жизни — все это накладывает отпечаток на дальнейшее развитие ребенка, создает физиологический дискомфорт (в той или иной мере выраженный). Стремясь избавиться от неприятных ощущений, ребенок подсознательно начинает искать во внешнем мире способы компенсации.

    Особое внимание при проведении профилактики наркотизации следует уделить детям с нарушениями нервной системы. Эти нарушения определяются у 70 % детей дошкольного и младшего школьного возраста. Признаки их наличия у ребенка часто носят неявный, «смазанный» характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что малыш плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, легко отвлекается и пр. Обычно эти проблемы взрослые решают с помощью воспитательных мер. Между тем эти дети нуждаются в специализированной помощи невропатолога, причем чем раньше она будет оказана, тем больше шансов на успех. В дальнейшем это может стать основной причиной школьной неуспеваемости, агрессивного поведения, серьезных невротических расстройств. Такие дети или подростки нуждаются во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, не всегда разборчиво и разумно выбирая средства.

    Передается или не передается склонность к наркотизации «но наследству»? Вопрос этот до сих пор остается открытым. Действительно, дети из семей алкоголиков и наркоманов значительно чаще приобщаются к наркогенным веществам, чем дети из «обычных» семей (по данным клинических исследований — в 5-6 раз). Однако определить однозначно, какой из факторов играет ведущую роль, невозможно. Генетическая предрасположенность, хронические заболевания ребенка (у наркозависимых родителей в принципе не бывает здоровых детей), дурной пример родителей, а также неблагоприятная семейная обстановка — любой из этих факторов, а тем более их совокупность так или иначе не способствуют нормальной адаптации ребенка в обществе. А генетический маркер (проще говоря — ген или комплекс генов) наркозависимости до сих пор не найден.

     Перечень биологических факторов риска в развитии наркозависимости оказывается довольно широким. Однако следует понимать, что ни один из них не определяет обязательное знакомство с одурманивающими веществами. Биологические факторы влияют лишь на вероятность развития зависимости, а также скорость ее формирования. Никакая биологическая предрасположенность не является «диагнозом» ребенка! Но она резко увеличивает опасность даже однократной пробы одурманивающего вещества. Поэтому дети с биологической предрасположенностью нуждаются в особом внимании со стороны взрослых.

    Как серьезный фактор риска можно рассматривать некоторые особенности воспитания и взаимоотношений в семье подростка. Бытует мнение, что большинство детей и подростков, употребляющих наркотические или токсикомани-ческие вещества, воспитываются в неполных семьях. Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность, так как по статистике значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации, живут вместе с обоими родителями. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи,  а характер атмосферы, складывающейся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия между членами семьи.

     Чаще всего (и раньше всех) к одурманивающим веществам приобщаются несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Проще говоря — это те дети и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен разными причинами. Одна из них — конфликтные взаимоотношения между родителями, когда на ребенка у них просто не остается времени. Как бы ни старались родители скрывать свои разногласия, по мельчайшим деталям — взгляду, интонации, даже жесту—дети способны уловить признаки ссоры. Особенно чувствительны и ранимы в этом отношении младшие подростки. Их реакция на затянувшийся конфликт может быть непредсказуемой. Известен случай, когда вполне благополучный, «положительный» 13-летний мальчик почти открыто стал употреблять наркотики, подружившись с ребятами во дворе. Только опытный психолог сумел установить причину случившегося — мальчик решил таким образом помирить родителей. Рассуждал он просто: если постоянные ссоры родителей прекращаются на время его болезни, то такая беда, как наркомания, непременно сплотит налу и маму.

    Гипоопека может быть связана не только с психологическими, но и с материальными проблемами. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим деятельности обязательно отразится на бюджете семьи. Что же делать? Конечно, помочь могут бабушки и дедушки, однако не у всех они есть. Можно порекомендовать родителям составить хорошо продуманный и четкий план организации досуга сына или дочери. Секции, кружки, тренировки — пусть у ребенка будет полная свобода выбора, но времени на безделье и скуку у него быть не должно. Кроме того, успех воспитания определяется не только количеством времени, проведенным с ребенком, но и его качеством. Пример жизни родителей, их привычки и взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы.

    Особое место среди семей с гипоопекой составляют «неблагополучные» семьи. О возможности существования наследственной предрасположенности к болезни мы уже говорили, поэтому здесь остановимся на «воспитательном потенциале» такой семьи. С одной стороны, дети алкоголиков и наркоманов с младенчества имеют доступ к нар ко генным веществам. С другой — дети видят, к каким последствиям приводит употребление алкоголя (наркотиков), и потому воспринимают их как причину семейной трагедии. Очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики и девочки из неблагополучных семей утверждают, что никогда и ни за что не будут употреблять одурманивающие вещества, мечтают спасти своих родителей от болезни. Порой из них действительно вырастают ярые сторонники здорового образа жизни, избегающие любых форм наркотизации. Для них непереносимы (и психологически, и физиологически) даже небольшие дозы одурманивающих веществ. Однако чав;е всего события развиваются по иному сценарию.

Как ни странно, нередки случаи приобщения детей к наркогенным веществам и в семьях с противоположным типом воспитания (гиперопекой). Если ребенка с раннего детства излишне опекают и контролируют, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность, его тоже можно причислить к группе риска. Избалованный, «залюбленный» ребенок — предмет неистощимого восхищения, оказывается совершенно не готов к тому, что не все и не всегда будут относиться к нему так же, как родители. Ребенок растет эгоистом, убежденным в своей исключительности. Отсюда трудности в общении с другими людьми, конфликты, которые требуют «выхода». Привыкшие к гиперопеке дети порой бывают и совершенно беспомощными (за них всегда все реи!ают другие) и потому легко подчиняются любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают «неправильными», «нехорошими», и делают это просто потому, что не умеют отказываться, отстаивать свою позицию.

             Риск употребления ПАВ и наркотических веществ может быть связан и с особенностями характера подростка.

   Наиболее неблагополучными в плане приобщения к одурманивающим веществам являются дети, которых отличает чрезвычайная леность. Любая деятельность, требующая хотя бы незначительного приложения сил и настойчивости, для них непосильна. Они бегут от труда и учебы, никогда не доводят дело до конца. Для таких детей характерна жажда легких развлечений и наслаждений, гедонистические установки: «удовольствие—любой ценой'». Часто привычные, социально приемлемые источники удовольствия надоедают, на смену им приходит стремление к переживаниям иного рода. Такие особенности характера имеют под собой «физиологическую» основу и связаны со слабостью, истощаемостью нервной системы. Такие дети и подростки нуждаются в постоянной внешней стимуляции, поддерживающей тонус нервной системы.

   К группе риска относят и подростков, которым свойственно сильнейшее стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Им даже не важно, хвалят их или осуждают, — главное, чтобы именно они являлись «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Приобщение к наркотикам для них лишь способ выделиться, привлечь к себе внимание, попытка завоевать авторитет в глазах окружающих. Поэтому такие подростки склонны к публичной демонстрации своих дурных привычек. Они могут открыто закурить во время школьной перемены, на вечеринке молодецки выпить большую дозу спиртного. При этом они любят преувеличивать свой «опыт», изображая «бывалых», в отличие от большинства молодых людей, которые всячески скрывают свое приобщение к одурманивающим веществам. Педагог должен учитывать это, строя свою беседу с подростком, ведь реальные масштабы бедствия могут быть значительно меньшими, чем это описывается самим молодым человеком.

Риск приобщения к одурманивающим веществам велик и для детей, которые предпочитают своим сверстникам общество взрослых людей. Им присуща недетская сдержанность эмоций, доходящая до холодности. В коллективе (классе) они держатся особняком, одиночество тяготит их, но приспособиться к другим они не могут.

    Программа рассчитана на 9 часов в год – 1 раз в месяц.

    Темы построены по модульному принципу.  Модульная структура программы позволяет использовать различные модели обучения, дает возможность педагогу строить работу с детьми в зависимости от того, насколько актуальна та или иная тема в конкретной группе детей, классе.

Тематическое планирование

5 класс

№пп

Тема

Сроки

Ответственный

1

Кто жить умеет по часам

сентябрь

Кл.руководитель

2

Внимание: внимание!

октябрь

Кл.руководитель

3

Секреты нашей памяти

ноябрь

Кл.руководитель

Психолог

4

Какой ты человек

декабрь

Кл.руководитель

5

Что я знаю о себе

январь

Кл.руководитель

Учитель биологии

6

Как научиться понимать друг друга

февраль

Кл.руководитель

Родители

7

Секреты сотрудничества

март

Кл.руководитель

8

Как избежать конфликтов

апрель

Кл.руководитель Родители

9

Радуга эмоций и чувств

май

Кл.руководитель

6 класс

№пп

Тема

Сроки

Ответственный

1

Homo sapiens – человек разумный

сентябрь

Кл.руководитель

2

Познаю свои способности

октябрь

Кл.руководитель

3

Я рисую мир

ноябрь

Кл.руководитель

4

Учусь владеть собой

декабрь

Кл.руководитель

5

Учусь сотрудничать с людьми

январь

Кл.руководитель

6

Пьянство. Наркомания. СПИД – почему это опасно

февраль

Кл.руководитель

Учитель биологии

7

Практикум «Суд над наркоманией»

март

Кл.руководитель

Медсестра ФАПа

8

Не допустить беды

апрель

Кл.руководитель Родители

9

Твоя будущая профессия

май

Кл.руководитель

Список рекомендуемой литературы

1.  Андрианова-Голицына И.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: театр. — М., 2000.

2.  Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. — М., 1988.

3.  Белинская Е.П. Как стать лидером. — М., 2000.

4.  Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. — Киев, 1989.

5.  Буянов ММ. Размышления о наркомании. — М., 1990.

6.  ГенковаЛ.Л., Стеков Н.Б. Почему это опасно. — М., 1989.

7.  Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.

8.  Колесов Д.В. Не допустить беды. — М„ 1988.

9.  Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.     М., 1984.

10.  Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. — М., 1991.

11.  Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: Тренинг для педагогов. — М., 2004.

12.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 5-е изд. — М., 1999.

13.  Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие . — СПб., 1996.

14.  Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. Психологическая работа с родителями. — М., 2004.

15.  Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. — М., 1991.

16.  Левин Б.М., Левин М.Б. Не оступись... — М., 1988.

17.  Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.

18.   Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. — М., 2004.

19.  Макеева А.Г. Не допустить беды: 15 ответов на трудные вопросы: Пособие для работы с учащимися 10-11 кл. — М., 2004.

20.  Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися — М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики употребления ПАВ среди обучающихся "Полезные навыки"

Профилактика в школе является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и формирования здорового образа жизни в обществе.Данная программа, как одна из форм ор...

Программа «Профилактика употребления ПАВ»

Появление программы вызвано проблемой ухудшения здоровья подрастающего поколения. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прог...

Программа профилактики употребления нсовершеннолетними наркотических веществ, СПАЙС.

Программа по профилактике употребления несовершеннолетними наркотических веществ, СПАЙС....

Программа профилактики употребления нсовершеннолетними наркотических веществ, СПАЙС.

Программа по профилактике употребления несовершеннолетними наркотических веществ, СПАЙС. Программа направлена на предупреждение употребления несовершеннолетними наркотических веществ. на реабилит...

ПРОГРАММА профилактики употребления и распространения психоактивных веществ (ПАВ) среди обучающихся ГБОУ СПО Юридический колледж «ГЛАВНОЕ –ЖИЗНЬ!»

Программа «ГЛАВНОЕ – ЖИЗНЬ!» направлена на профилактическую и развивающую работу с обучающимися колледжа, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные воспитательные и педаго...

Программа профилактики употребления ПАВ среди подростков "Школа территория безопасности"

Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов - психологов, социальных педагогов....

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...