Трезво жить - век не тужить!
методическая разработка (10 класс) по теме

Уймина Татьяна Алексеевна

Цели: Формировать негативное отношение к пагубным привычкам: алкоголь, курение, наркомания. Воспитывать потребность в правильном образе жизни. Формировать правильную гражданскую позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trezvo_zhit.doc62.5 КБ
Office presentation icon trezvo_zhit_-_vek_ne_tuzhit.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Цели: Формировать негативное отношение к пагубным привычкам: алкоголь, курение, наркомания. Воспитывать потребность в правильном образе жизни. Формировать правильную гражданскую позицию. 

Раздаются удары набатного колокола. (Слайд 1)

1-й учащийся. По ком звонит колокол?

Голос (из зала). По ком звонит колокол? Не спрашивай об этом: быть может, он звонит по тебе!!

2-й учащийся. Мы все слышали о заболеваниях, которые называют «чумой ХХI века»... Они плохо поддаются лечению, косят людей миллионами. Среди них есть и те, что приобретаются добровольно, такие как алкоголизм, наркомания... Конечно, пока мы молоды, полны сил, нам кажется, что все это нас не коснется. Умирают, дескать, другие где-то далеко... Но статистика утверждает, что в 90-е годы прошлого века в России смертность от случайных отравлений алкоголем росла ежегодно в среднем на 38 % в год, заболеваемость алкогольными психозами на 88 %,. В 1993 г. количество смертельных отравлений увеличилось на 75,6 %, а психозов соответственно на 141,4 %..

3-и учащийся. Неужели мы будем говорить об этой безрадостной статистик ?

1-й учащийся. Нет, мы будем говорить о том, что пагубно влияет на наше и душу, а в конечном итоге на судьбу.

                                                 СТРАНИЧКА 1-Я

                                               (ОБ АЛКОГОЛИЗМЕ) (Слайд 2)

                                                                                          Еще попей увидишь чертей. 

                                                                                                     (Русская пословица)

2-й учащийся. Как известно, первым коварство вина испытал на себе Ной. Из Библии мы знаем, что этот пожилой человек, впервые отведав забродившего сока виноградной лозы, охмелел и погрузился в крепкий сон... Обессилившего старца увидел сын. Найдя зрелище забавным, он пригласил двух братьев, чтобы посмеяться вместе. С этого момента потянулась цепь несчастий. Удивительное наказание постигло глупого сына. Его потомство было определено в услужение потомкам более умных братьев... Все поняли, что речь идет о Хаме?

3-й учащийся. Впрочем, если говорить про действие вина на судьбы люден и народов, то в самый раз вспомнить про изобретение араба Рагеда. который в 860 г. изготовил то, что теперь называют водкой. В средние века открытие араба повторил итальянский алхимик Валентиус. Полученный им спирт за его летучесть и обжигающее воздействие был назван целительным средством. Не без рекламного пафоса новую жидкость назвали «водой жизни» и начали продавать в аптеках.

Слово «водка», быстро входившее в оборот, означало всего лишь настойку лекарственных трав для наружного и внутреннего употребления. Пользовалась спросом водка «желудочная», «легочная», «сердечная», даже «супружеская» и «любовная»... Каждый мог найти себе по вкусу. Доза же не превышала столовой ложки.

1-й учащийся. Наркотическое воздействие этилового спирта не могло не привлечь внимание тех, кто умел зарабатывать деньги и искал к тому возможности. И водку стали производить для массового потребителя... Тех, кто ищет приключений и не боится сломать собственной шеи, оказалось более чем достаточно.

2-й учащийся. В ХVIII веке в Западной Европе водку уже именовали не «водой жизни», а «водой смерти». В это время европейские негоцианты принялись с настойчивостью, достойной лучшего применения, проталкивать свой товар на российские рынки. Говорят, что вопрос о получении «высоких технологий», поднятый Петром I (страна нуждалась в быстром перевооружении армии), был увязан в один узел с разрешением вести торговлю спиртными напитками на территории России. И якобы царю пришлось принять эти условия. Так водка потекла к нам из- за границы, а когда питейные навыки привились и винокурение стало приносить баснословные прибыли...

3-й учащийся. Появились и собственные, российские винокуренные заводы... Спаивание народа шло по нарастающей. Впрочем, государство пыталось бороться с пьянством. Известно, что в годы правления Петра I попавшим в тюрьму пьяницам вешали на грудь медаль в 18 фунтов весом с лаконичной надписью «За пьянство». Но любителей горячительных напитков, готовых заложить последнюю рубаху, становилось все больше.

1-й учащийся. Для пьянства всегда можно найти повод. Кто-то сочинил об этом такие вот строки: (Слайд 3)

Поминки, праздник.

Встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Успех, награда, новый чин

И просто пьянство без причин...

2-й учащийся. (Слайд 4) К сожалению, Многие взрослые люди обрели дурную привычку заглядывать в стакан еще в подростковом возрасте. Детство — это период бурного развития. Алкогольный яд действует в это время в несколько раз сильнее. У подростка быстрее происходит обмен веществ, быстрее течет кровь... И алкоголь скорее проникает в мозг, печень, легкие. Статистика утверждает, что путь подростка к алкоголизму в 3- 4 раза короче. Ложная веселость быстро сменяется агрессивностью. Хулиганство, кражи, драки — далеко не полный перечень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения. Тюрьмы и колонии полны теми, кто совершил самые страшные преступления под воздействием этой веселости. Причем, по словам преступников, они сами не понимали того, что делали...

3-й учащийся. Не случайно в Древней Греции и Риме законы запрещали употреблять хмельные напитки молодым людям. На Руси с древних времен не позволялось пить хмельное на собственной свадьбе. Медики говорят, что если будущая мать регулярно употребляет алкоголь в период беременности, то ребенок еще в материнской утробе подвергается винному отравлению, как запойный пьяница. Едва родившись на свет, он будет испытывать похмелье — у него дрожат руки, нарушен ритм сердцебиения, болит голова.

1-й учащийся. Давно замечено, что у пьющих матерей чаще случаются мертворожденные дети или выкидыши. У их детей наблюдается отставание в развитии, они нередко наследуют предрасположенность к пьянству и, как следствие, попадают в дурные истории.

2-й учащийся. Значит, пьющая мать пропивает не только свое здоровье...

3-й учащийся. Но мы спокойны: подумаешь, одна рюмка... Но именно с нее-то все и начинается. Есть множество ситуаций, когда употребление спиртного становится не только твоим личным делом: «хочу пью, хочу нет!». Как известно, по вине пьяных водителей ежегодно случаются тысячи аварий... По вине пьющих машинистов поезда сходят с рельсов... Из-за Езды в пьяном виде ежегодно гибнет в десять раз больше людей, чем во всех горячих точках планеты, вместе взятых.

1-й учащийся. (Слайд 5) Говорят, что трезвость это здоровье нации, ее мудрость нее будущее. Кто же заставляет человека еще в юном возрасте прикоснуться к пиву или водке?

2-й учащийся. Вспомним о таких факторах, как авторитет компании и психологическая неспособность, точнее неготовность, противостоять ему. Только 5 0 мальчиков и менее 20о девочек, попробовавших крепкие алкогольные напитки, называют их приятными на вкус (наверное, это те, кто привык к воздействию спиртного еще во чреве матери).

3-й учащийся. Словом, «не хотим, не любим, но пьем».

1-й учащийся. Невоздержанность в употреблении алкоголя может сказаться не только на твоей личной судьбе, но и на судьбе твоих будущих детей. Огромный урон пагубное пристрастие наносит семье. Половина разводов происходит именно по причине пьянства одного из супругов. Жизнь в семье, где есть пьющие, превращается в ад, особенно для детей. За примерами далеко ходить не следует. Они вам известны.

2-й учащийся. (Слайд 6)

Не в войну потеряла девчонка отца.

Не запомнила рук и не помнит лица,

Только память, как будто из горького сна,

Ей приносит тревогу и запах вина.

Слышит голос беды, что сидит за столом:

«Я вошла, я разрушила счастье и дом».

И жалеют соседи, четвертый этаж:

«Был отец твой, родная, последний алкаша.

Ох, не слышать бы горькие эти слова,

Но гуляет по свету людская молва.

В школе, дома, везде об отце говорят,

И опять на щеках две слезинки блестят.

Знает лишь об отце, что он горькую пил,

От него лишь осталось короткое «был».

Был, пропал, не вернется, наверно, вовек...

Этот ставший чужим для нее человек...

не в войну потеряла девчонка отца...

Не запомнила рук и не помнит лица.

Только память, как будто из горького сна.

Ей приносит тревогу и запах вина.

Учитель. Можно ли придумать какую-то альтернативу спиртному? Чем, скажем, я для самой себя могу заменить его? Очень трудно разорвать порочный круг, в который мы попали с первых шагов самостоятельной жизни. Многие из вас, собираясь на танцы или в компанию, наверное, не прочь с помощью рюмки повысить свой тонус. С детства мы много раз видели, как это делают другие люди. Но лично я для себя открыла несколько секретов. Для того чтобы поднять себе настроение, мне достаточно сделать что-то приятное близкому человеку, хотя бы сказать ему пару добрых слов... А для повышения тонуса достаточно чашки ароматного зеленого чая, от которого, кстати, на следующий день не болит голова и не бывает дурного настроения.

Каждый при желании может сделать для себя подобные открытия, чтобы расстаться с необходимостью пить дежурную рюмку, количество которых с годами начинает расти. Если же вы уже слишком далеко ушли по пути привыкания к спиртному, тут уже необходимы мужество, сила и терпение.

3-й учащийся. (Слайд 7) А сейчас объявляем рекламную паузу. (Звучит музыка.) Полезны все соки, но особенно тыквенный. В нем содержится букет различных витаминов, а больше всего «А» и «С», есть эфирные масла, 7 – 8 % сахара. Тыквенный сок улучшает работу органов пищеварения, печени, он утоляет жажду и снимает усталость! Разве этого мало для поднятия настроения?

1-й учащийся. Травяные чаи совершают чудеса, они оказывают потогонное действие, удаляя из организма токсины... Чайная смесь может состоять из трав, обладающих противовоспалительными, жаропонижающими, смягчающими кашель свойствами, которые усиливают защитные функции организма.

Наш рецепт: 25 г липового цвета, 10 ягод шиповника, 5 г ромашки, 10 г мать-и-мачехи, 20 г подорожника, 4 ч.л. этой смеси залить кипятком, дать постоять 10 мин и подсластить медом. Пейте на здоровье!

Учитель. Следующая страничка устного журнала посвящена табакокурению.

                                                 СТРАНИЧКА  2-Я

                                   (В ТАБАЧНОМ ЧАДУ И УГАРЕ) (Слайд 8)

                                                                                      В здоровом теле здоровый дух.

                                                                                                (Русская пословица)

2-й учащийся. С удивлением смотрю я на людей, которые дня не могут прожить без сигареты. Как же легко попасть в рабство к злой привычке...

3-й учащийся. Медики говорят, что табакокурение это один из видов химической зависимости. В табачном дыме насчитывается несколько сотен различных компонентов, многие из которых не так уж вредны, но 40 способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасным считается радиоактивный полоний 210. Попадая с табачным дымом в организм, он постепенно накапливается в бронхах и легких, а также в печени и почках... Что же касается никотина, то это тот яд, который вызывает болезненное привыкание и, наконец, токсикоманию. (Далее следует небольшая инсценировка.)

Учитель.

Что случилось в нашем классе?

Почему огонь и дым?

Дети.

Это мы сигару курим,

Повзрослеть скорей хотим...

Учитель (испуганно).

Вы не знаете, что такое курение!

Все это, дети, заблуждение.

От курения не взрослеют,

А стареют и худеют,

Пройдет немного лет,

И станете как дряхлый дед.

1-й курильщик (падает).

У меня изнеможение:

Не прекратить ли мне курение?

2-й курильщик.

Пожелтели наши лица,

Мы же не самоубийцы!

Все дети.

Стал противен этот дым!

Курить больше не хотим!

Главный курильщик.

Испугались наставленья?

Продолжаю я куренье.

Я не хлюпик, не сопляк -

Буду я курить табак!

(Затягивается сигарой и падает в обморок.)

Дети. Доктор, доктор!

Курильщики.

Дайте, доктор, нам ответ,

Будет жить он или нет?

Доктор (щекочет пострадавшего).

Нет, он ноги не протянет,

Может, инвалидом станет...

Главный курильщик (испуганно вскакивает).

Объясните — что со мной?

Где я? Кто это такой?

Доктор.

Что, приятель, за вопросы,

Это все от папиросы!

Дети. А что же такое курение?

Доктор.

Дым из носа, изо рта,

В легких сажа, чернота...

Учитель.

Чтобы быстро постареть,

Разум надо ли иметь?!

4-й учащийся.

Твое имя — сигарета,

Ты красива, ты сильна!

Ты знакома с целым светом,

Очень многим ты нужна:

Мозг и сердце ты дурманишь

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо слабакам.

Но помни — человек не слаб,

Рожден свободным и не раб.

1-й учащийся.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить,

Я человек!

Я БУДУ ЖИТЬ»!

Учитель. Конечно, ребятам, у которых есть серьезные, интересные увлечения, кто посещает кружки, спортивные секции, легче обойтись без сигареты. Им думать о табаке некогда. Предлагаю тем, кто еще не бросил курить, заняться спортом или начать с гимнастики. (Слайд 9)

 

                                                   СТРАНИЧКА  3-Я

                                            (НАРКОМАНИЯ И СПИД) (Слайд 10)

 

Учитель. Очень часто рядом с наркоманией шагает страшный попутчик СПИД... Ребята, как вы думаете, почему СПИД называют «чумой ХХI века»? И вообще, что такое СПИД? (Идет обмен мнениями.)

СПИД это болезнь поведения, образа жизни, болезнь заразная, смертельная...

Школьникам раздают плакаты, рассказывающие о СПИДе. Пока ребята знакомятся с их содержанием, слово предоставляется врачу-венерологу. Врач отвечает на вопросы школьников. На одном из плакатов можно поместить стихотворение о трагической судьбе наркомана. (Слайд 11)

Переступили жизни край —

Увы, душа не божий рай!

Людьми вновь стать предельно трудно,

Дурман проходит через миг,

И вот тогда услышать можно

Их сердца стук, сознанья крик.

Предать, убить, унизить могут,

Таков звериный их удел!

Кто виноват? Кто прав? Не знают!

Их жизнь — тупик! Их жизнь предел!

Не допустить такое можно!

Об этом помни человек

В ваш новый и проблемный век!

Учитель. Вот мы и пролистали все странички нашего журнала. Тех, кто хочет что-то уточнить, приглашаем посетить выставку книг и рефератов. Смотрите, читайте и потом делитесь своими знаниями с друзьями, с теми, чья судьба вам небезразлична. И пусть колокол, который звучал в начале нашей встречи, звонит по другим. Последнее слово за вами. Умейте сказать твердое «нет» тем, кто предложит вам совершить опрометчивый шаг. Ведь вы выбрали ЖИЗНЬ, а не СМЕРТЬ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трезво жить - век не тужить"

Форма проведения воспитательского часа: устный журнал. Данное занятие проводится в рамках профилактики здорового образа жизни. Учащимся коррекционной школы - интернат в преподнесении материала н...

Верно служу - ни о чем не тужу

Классный час, посвященный Дню защитника Отечества...

Сценарий праздника "С книжкой жить-век не тужить"

Праздник проведен в рамках предметной недели...

Трезво жить - век не тужить

Устный журнал для учащихся...

Сценарий воспитательного мероприятия «Здоровым жить – век не тужить!»

Сценарий воспитательного мероприятия «Здоровым жить – век не тужить!»Цель: выявление у контингента детей уровня представлений о здоровом образе жизни; выявление у детей отношения к собственному здоров...

"Трезво жить - здорово!"

Ранняя профилактика алкоголизма среди воспитанников....