"Овеянные славою наш флаг и герб"
классный час по теме

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 262_klassnyy_chas_1.doc634 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3.

Классный  час

«Овеянные славою флаг наш и герб»

Выполнила:

классный руководитель

7 «А» класса

                                            Баязитова Ботакоз Еркановна

МБОУ СОШ № 3

Номинация: сценарий.

Жанр -устный журнал, викторина.

Цели и задачи классного часа:

  • познакомить детей с историей становления государственных символов страны;
  • прививать интерес к истории своей страны;
  • расширять знания о государственных символах России – гербе, флаге и гимне;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Отечеству.

Формы проведения:

Устный журнал,беседа, викторина.

Возраст учащихся:

13-14 лет

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,

Ход классного часа:

  1. Вступление
  • На фоне лирической музыки(Моцарт «Душа»)

Учитель 

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первые уроки.

Что вашу прелесть заменит?

-О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Учитель;. С чего же начинается Родина?

(ответы детей)

1-й ученик. Родина бывает разная, но у всех она одна. А наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём и учимся.

2-й ученик  

 На фоне лирической музыки.

И поля цветут, и леса шумят…

И лежат в земле груды золота

И во всех концах света белого

Про тебя молва

Слава громкая

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью!

1-й ученик. Каждая страна мира имеет  символы,  отражающие историю народа. С XIX-го века  складывается триединство символов – это герб, флаг и гимн. Они  называются  символами государственного суверенитета, в которых отражаются исторические традиции, религиозные, политические и другие особенности страны.

Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, 
С уваженья заветов святых.


Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.


Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина

 2-й ученик. Что представляет государственную символику России в наше время?  (ответы детей)

1-й ученик.  Каждый  символ государства имеет свою  историю. При звуках гимна  учащенно бьется сердце. Спортивные болельщики  раскрашивают свои лица в “государственные” цвета.  Победители  соревнований не могут сдерживать   слезы, когда  взмывает флаг их родной страны.

2-й ученик :Гордость и  любовь  к своей Родине проявляется через знание и уважение к ее символам. Без знания их истории, без понимания заложенного в них смысла невозможно социальное и личностное становление юного гражданина России.

Классный руководитель. Сегодня мы с вами проведем устный журнал, который называется «  Государственные символы России». И вас ожидает викторина, в которой вам нужно ответить на  вопросы.

II. Основная часть.

1 страница.»Герб России»

 1-й ученик:

У России величавый

На гербе орел двуглавый

Что на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный , мудрый он и гордый

Он - России дух свободный.

(Сообщение учащихся).

  История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси. Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к 12-13 векам (он встречается на декоративной плитке того времени).

 Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает в 15 веке. Впервые на российском гербе оно появилось, когда Московский князь Иван 3 Васильевич, женившись на византийской царевне, племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог, принял этот символ как знак преемственности религиозных и государственных ценностей Великого Рима и Византии. Именно в это время произошло объединение русских земель вокруг Москвы, присоединение к великому московскому княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро-монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб – чёрный двуглавый орёл.. Детали герба со временем изменялись. При Иване 4 Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб – всадник, поражающий копьём змея.

При первом царе династии Романовых, Михаиле Фёдоровиче, в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче орёл расправил крылья, а в его лапах появились символы власти – скипетр и держава.

 При Петре 1 на красном фоне был помещён золотой орёл. При Екатерине 1 орёл снова стал чёрного цвета, но помещён на золотом фоне. Позднее на  крыльях орла появились гербы российских земель. В июне 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было записано: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики  состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и молота, помещённых крест – накрест рукоятками книзу, окружённых венцом колосьев с надписями: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Первый государственный герб СССР был принят в 1923 году, вот его описание: «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах и обрамлённом колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Окончательный вариант герба Советской Росии появился позднее, когда в верхней его части поместили пятиконечную красную звезду. В 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик, немного позднее было объявлено об образовании Российской Социалистической Федеративной Советской Республике. При сравнении гербов СССР и РСФСР видно, что основная символика в них была одинакова: серп и молот, красная звезда, пшеничные колосья, восходящее солнце, девиз. Вместе с тем есть различия. На гербе СССР помещено изображение земного шара, а также ленты в девизом на языках народов союзных республик.. После распада СССР вновь встал вопрос о государственных символах. В ноябре 1993 г. Первый Президент России Борис Ельцин указом утвердил двуглавого орла в качестве Государственного герба. В 2000 г. закон о гербе был одобрен Советом Федерации и подписан президентом России В.В. Путиным.Герб говорит об исторической преемственности современной России. Короны на гербе можно трактовать как символы трёх ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.

Скипетр – это символ защиты суверенитета.

Держава – символ единства, целостности государства.

Всадник, поражающий змея – символ победы добра над злом.

Классный руководитель.

- Ребята, а где используется изображение герба государства?

(На фасадах зданий государственных учреждений, на официальных документах, на денежных знаках, орденах и медалях, на знамёнах, флагах, на пограничных столбах, на форменной одежде).

Ученик.

На герб посмотрим: здесь орел, 
Да не простой – двуглавый, 
Символизирует страну – 
Могучий, величавый. 
В Европе с Азией страна 

Раскинулась широко - 
Меж океанов и морей, 
От запада к востоку. 
Вот и взирает птица-царь 

В две стороны внимательно: 
В порядке ль все, не шел чтоб враг, 
Следит он обязательно. 
В руках держава, скипетр есть, 
Над главами – короны. 
И всадник на коне верхом, 
И змей, копьем сражены

1-й ученик. Открываем  вторую  страницу  нашего журнала. Послушайте стихотворение и ответьте, о чем оно.

Белый цвет-березка,

Синий неба -цвет,

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

(Ответы учащихся)

2-й ученик: Страница нашего журнала-«Флаг России»

(Сообщения учащихся)

Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета.

Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Флаг – это полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.

Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было. В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича (РИС. 22) представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель

 Гербовое знамя Петра 1 было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром 1-м был установлен императорский штандарт жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла.  1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом .В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.  История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги.

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота

1-й ученик:

Гимн - символ! Без него страна,
как президент, лишённый власти;
в нём - жизнь и мысли глубина,
защита от любой напасти.
Он прост, велик одновременно
и музыкой, и силой слов.
Всё в этой жизни переменно,
но вечна к Родине ЛЮБОВЬ!
Вот это не по нраву "правым",
виновным за развал страны.
И мечутся путём кровавым,
но заглушить Гимн не вольны.

2-й ученик:

Открываем последнюю страницу нашего журнала «Гимн России».

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Классный руководитель.  Кто из вас знает, что такое государственный гимн?  (учащиеся высказывают свое мнение)

(Сообщения учащихся).

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

 Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание. На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”(прослушивание).

В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк (прослушивание).В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером (прослушивание). В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана (прослушивание).

 После распада СССР в 1991 г. гимном России стала “Патриотическая песня” М.И. Глинки (прослушивание). После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков (прослушивание)

Ученик:

Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, 
С уваженья заветов святых.


Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.


Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.


Классный руководитель.

А теперь давайте вспомним основные понятия. Викторина

1. Когда появилось изображение всадника, поражающего копьём змея?

  1. при Иване Третьем
  2. в XVI в. при Иване Грозном 
  3. при Александре Втором

2. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?

  1. православие 
  2. имперскую власть

3. Что такое скипетр?

Скипетр - это жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Скипетр – символ государственной власти.

4. Что такое держава?

Держава – золотой шар с крестом или короной наверху. Держава – символ единства нашего государства. Всадник традиционно считается защитником Отечества.

5. Что такое флаг?

  1. полотнище на древке или шнуре
  2. древка или шнур, определённой раскраски
  3. полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски 

6. Кто или что получил Андреевский флаг?

  1. военно-морские корабли 
  2. сухопутные войска
  3. дворцовая стража

7. Что означают цвета Российского флага?

(Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).

III. Заключение.

Классный руководитель. Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая Россия!

        Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода - неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги - нет половинок.
И если волна- то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.

Литература

  1. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002.
  2. Гражданско – патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В.Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся: (для сред. шк. возраста)/А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
  5. Амусина Л.Е. Славься, Отечество!/ж. Последний звонок, №4, 2006.
  6. Засекина Л.Н. Российский флаг/ж. Педсовет, №9, 2004.
  7. О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации//ж. Воспитание школьников, №9, 2003.
  8. Тихонова И. Государственный флаг России/ж. Воспитание школьников, №7, 2003.

Приложение 2

Викторина

1. Когда появилось изображение всадника, поражающего копьём змея?

  1. при Иване Третьем
  2. в XVI в. при Иване Грозном
  3. при Александре Втором

2. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?

  1. православие
  2. имперскую власть

3. Что такое скипетр?

4. Что такое держава?

5. Что такое флаг?

  1. полотнище на древке или шнуре
  2. древка или шнур, определённой раскраски
  3. полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

6. Кто или что получил Андреевский флаг?

  1. военно-морские корабли
  2. сухопутные войска
  3. дворцовая стража

7. Что означают цвета Российского флага?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Овеянные славою флаг наш и герб"

Цели и задачи классного часа:познакомить детей с историей становления государственных символов страны;прививать интерес к истории своей страны;расширять знания о государственных символах России ...

Овеянные славою герб наш и флаг

Методическая разработка классного часа...

Внеклассное мероприятие"Овеянные славой флаг и герб наш"(литературно-музыкальная композиция)

Внеклассное мероприятие по изучению государственной символики....

«Овеянные славою флаг и герб»

Познавательно – игровая программа о государственной символике России....

КЛАССНЫЙ ЧАС «Овеянные славою наш флаг и герб».

познакомить  символикой   Российского    государства и Адыгеи: флагом,гербом, гимном. -формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоцион...