Родительское собрание в 5 классе "Уроки родительства" или "Педагогика на каждый день"
материал (5 класс) на тему

Обухова Любовь Николаевна

Цель: показать значимость единства требований в семье и школе осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка. Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье. Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания. Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации. Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_raboty_s_rod.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Уроки родительства» или «Педагогика на каждый день»

«Трагедия нашего воспитания состоит в том,

   что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки»

                                                             В.А.Сухомлинский.

«По моему глубокому убеждению,

педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.»           В.А.Сухомлинский                        

Цель: показать  значимость единства требований в семье и школе

осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.

Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к

            методам и приёмам воспитания детей в семье.

Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.

Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации.

Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.        

Подготовительная работа: анкетирование  детей, подготовка памяток для родителей, создание мультимедийной презентации. (Слайд  2)

Ход собрания

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем уже почти семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, вы пришли, чтобы поговорить о самом дорогом для нас - о наших детях, получить новые знания о воспитании наших любимых детей, поделиться собственным родительским опытом и приобщиться к опыту других родителей.

Сегодняшний наш разговор мы посвятим «педагогике на каждый день».

 Наша цель состоит в том, чтобы осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка. А поможет нам в этом «погружение» в типичные для семьи воспитательные ситуации.

 Итак, мы начинаем!

       Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы?

Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на других...

Мы начинаем заставлять его заниматься тем, что ребенку не свойственно, давая ему свои установки, мы ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.

Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Для этого нам нужны 2 участника. Ребенок и родитель.

              ИГРА «Связанный ребенок». (2 участника)

Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади... Мы связываем ему ноги (родителю ленточкой связывают ноги).

НЕ трогай то, не трогай это... Мы связываем ему руки.

НЕ слушай, это не для твоих ушей... Завяжем ему уши.

НЕ кричи, не разговаривай громко... Завяжем ему рот.

НЕ смотри этот фильм... Завяжем ему глаза.

Давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует?

Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?

  1. То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих (например, не бегай с ножом).
  2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол).
  3.  То, что противоречит нравственным нормам.(не читай чужих писем)

И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.

                                          Ассоциации

На доске записаны 2 слова: «взрослые» и «дети». 

Назовите ваши ассоциации на эти слова...

Такое же задание выполняли и ваши дети. При слове «дети» они назвали игрушки,смех, школа, шалости, т.е. Здесь ваши ассоциации почти совпадают. А вот какие ассоциации возникают у детей на слово «взрослые»: взрослые ругаются, кричат,работают, заботятся, пьют, деруться, не пускают гулять, воспитывают...

Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не преувеличивая значение его неудач, но в то же время не закрывать глаза на промахи своего ребенка. Готовясь к родительскому собранию, я встретила формулу, в которой своеобразно были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Попытайтесь и вы ее расшифровать.

(Слайд 3)

Законы семьи = (ед. тр.) + (зн. похв.) + (тр. уч.) + (разд. бл.)

 - У кого что получилось ?  (обмен мнениями)

Подведем итог:      (Слайд 4)

1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку

2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

      Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

  Но, как и в любом деле, так и в воспитательном процессе не следует перегибать палку.

 Ролевая игра «Услышать ребенка».

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».

Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:

«ребенок»: злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;

«отец» :  демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);

«мать» : принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);

«бабушка» : демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Проигрывание ролевой игры.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

Что вы чувствуете сейчас?

Что вы чувствовали, исполняя свою роль?

Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  - это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);

  - морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);

  - выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);

  - «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

  - предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения  делаем акцент на следующих моментах:

несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;

.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Вопросы к родителям:

  Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан?

  Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?

  Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?

  В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

  Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

 Домашнее задание для родителей.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

В подарок я хочу вам подарить  притчу:

1. Китайская притча: «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и что-то стал писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

-И все? -Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Способы сказать ребенку «Я тебя люблю»:

родителям предлагается выразить свою любовь к ребенку не используя этого выражения. Задание выполняется по цепочке, передавая предмет (сердце).

Видеопослание детей своим родителям. «Памятка родителям от ребенка»


Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

Вечная детская мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Это должен знать каждый"

Совместное с учениками родительское собраниес целью повышени\ социально - правовой компетентности старшеклассников  и их родителей посредством обучения навыкам реализации и защиты своих прав....

Родительское собрание "Педагогика на каждый день"

Данное родительское собрание направлено на выявления основных условиях здорового образа жизни. Разработка принципов  поддержки подростка. Предложены правила воспитания....

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Презентация родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья"

Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления  любви к нему. Способствов...

Родительское собрание: «Личная безопасность на каждый день (безопасность в школе и дома)»

Тема: «Безопасность на каждый день: личная безопасность школьника в школе и дома» Цель: • объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников ответственного отношения ...