Главные вкладки

    Особенности воспитательной работы в медико-биологическом классе
    статья (10 класс) по теме

    Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

    В статье рассмотрены особенности медико-биологического класса в сравнении с другими профильными классами гимназии. Кратко описаны принципы работы классного руководителя с учетом этих особенностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности медико-биологического класса и специфика воспитательной работы в МБК.

    Не секрет, что для многих людей годы, проведенные в школе, – это самые лучшие, светлые и памятные годы жизни, которые вспоминаются с теплотой и радостью по прошествии многих лет. Задача учительского коллектива и, главное, классного руководителя сделать так, чтобы не отдельные ребята, а все ученики могли найти приятные моменты в своей школьной жизни, о которых хотелось бы рассказать друзьям, товарищам, родственникам и своим детям. Школа – это не только место, где ребенок получает крепкие знания, умения и навыки по разным предметам, но и место, где рождается личность, формируется характер человека, место, где осмысливаются человеческие ценности, прививаются нравственные принципы и нормы морали.

    Очевидно то, что классный руководитель должен быть проводником ребенка по школьной жизни, помощником в трудных ситуациях, советчиком в спорах. В идеале именно к классному руководителю должен идти ученик, если у него возникают проблемы с  одноклассниками, учителями и даже родителями. Конечно, найти подход к каждому ребенку, понять его трудности, озаботиться его проблемами нелегко, ведь параллельно с воспитательной деятельностью классный руководитель должен качественно преподавать свой предмет, выполнять общественные поручения в школе. Как у каждого человека, у классного руководителя есть личные заботы, семейные неурядицы, которые нужно своевременно разрешать.

     В современной школе в классах обучаются порядка 30 учеников, каждый со своим характером, темпераментом, складом ума, уровнем воспитанности, своими взглядами на жизнь. Правильно выбрать тактику отношений с каждым ребенком – это нелегкая обязанность классного руководителя. Когда ученики в пятом классе переходят к новому педагогу, то до выпускного бала у него достаточно времени, чтобы понять характер каждого ребенка, его особенности, найти рычаги воздействия на своих учеников, найти общие точки соприкосновения с каждым.

    Совсем иная ситуация у классного руководителя профильного медико-биологического класса, в который приходят ребята из разных школ города и лишь на два года. Работа педагога в таком классе имеет свою специфику, и в первую очередь, это связано с особенностями самого класса.

    Ученики, обучающиеся в 6 гимназии с первого класса, имеют много общего:

    • у них примерно одинаковый уровень обученности
    • они владеют сходными навыками организовывать свой учебный процесс
    • ребятам привиты единые школьные традиции
    • ученики придерживаются единых правил поведения в школе
    • проживают ребята преимущественно в центральной части города или в округах, близких к центру
    • родители школьников имеют примерно одинаковый уровень доходов, часто достаточно высокий, и одинаковое образование, преимущественно высшее.

    В итоге это приводит к формированию сходной культуры поведения учеников, похожих устремлений, целей и задач в жизни, одинаковых интересов.

    В медико-биологическом классе обучаются  ребята из разных школ города. В связи с этим можно выделить особенности такого класса:

    • разный начальный уровень обученности школьников
    • зачастую, неумение четко планировать свой день и внеурочное время
    • разный начальный уровень культуры общения
    • ребята приходят в 6 гимназию с традициями своей школы
    • ученики приучены к гласным и негласным правилам поведения в своей школе, что может отличаться от принятых в новом учебном заведении
    • в классе всегда есть несколько учеников из отдаленных районов города (Маймакса, Сульфат, Фактория, Варавино, Лесная Речка, Катунино, Цигломень, Лахтинское Шоссе)
    • большинство родителей учащихся МБК имеют средний уровень доходов
    • количество родителей с высшим образованием гораздо ниже, в основном, родители имеют средне-специальное или среднетехническое образование.

    Следствием вышесказанного является то, что в начале десятого класса ребята в  МБК   еще не имеют общих интересов, их еще не связывают общие дела, им трудно соответствовать требованиям учителей и администрации новой школы. Тот факт, что свой внешний вид, свои привычки, характер и культуру поведения  нужно  корректировать в соответствии с окружением, может добавлять лишние неудобства, рождать неуверенность в себе у отдельных ребят. Кроме того различия в начальном уровне подготовки учащихся и частое несоответствие оценок в аттестате с истинными знаниями ребят тоже приводит к падению самооценки, к появлению комплексов у некоторых учеников. Еще одна особенность медико-биологического класса – это наличие обязательных седьмых-восьмых уроков-факультативов, которые проходят пять раз в неделю. Это, безусловно, ведет к большей загруженности и усталости учеников по сравнению с другими классами, где седьмые-восьмые уроки-спецкурсы бывают лишь пару раз в неделю, и посещаются эти занятия по желанию учащихся.

    В свете вышесказанного становится очевидным, что задача классного руководителя медико-биологического класса так спланировать работу с коллективом, чтобы

    • не допустить развития комплекса неполноценности
    • не допустить проявления социального неравенства
    • познакомить ребят с правилами, общепринятыми в гимназии
    • познакомить с традициями школы
    • поскорее выявить особенности личности каждого ученика
    • помочь грамотно организовать свой учебный процесс
    • научить ребят экономить свое время
    • помочь справляться с переутомлением и усталостью
    • довести до сведения учителей-предметников особенности своего класса и его отдельных учеников
    • выяснить условия проживания и атмосферу в семье каждого ребенка
    • организовать деятельность коллектива, направленную на его сплочение, на формирование дружеских отношений, на поддержание здоровой атмосферы в классе

    Каждый классный руководитель, начиная работу с новым классом и продолжая её вплоть до выпускного вечера, ставит перед собой определенную цель и выделяет отдельные задачи. План работы классного коллектива на год строится, исходя из них. Планирование же работы  с учащимися МБК должно опираться также и на особенности данного класса, перечисленные выше. Чтобы добиться максимальных результатов, нужно ставить перед собой максимальные задачи, пусть даже и несколько пафосные.  

    Ниже приведены воспитательные и развивающие цели и задачи работы классного руководителя 11-го медико-биологического класса на 2007-2008 учебный год:

    Цель - формирование коллектива, состоящего из культурно развитых, нравственно воспитанных и способных к самоорганизации личностей.

    Задачи:

    • продолжить работу по сплочению коллектива;
    • поддерживать здоровую и дружескую атмосферу в классе;
    • способствовать проявлению интеллектуальных и творческих способностей ребят;
    • нацеливать учеников на достижение положительных результатов в их деятельности;
    • стимулировать проявление положительных черт характера;
    • развивать ответственность за свои слова и поступки;
    • помогать в дальнейшей профессиональной ориентации;
    • развивать навыки  самоуправления
    • пропагандировать в коллективе здоровый образ жизни;
    • активизировать совместную работу с родителями по воспитанию школьников.

    Для достижения поставленной цели и решения перечисленных задач классный руководитель МБК планирует систему мероприятий, которые сходны с теми, что проводятся в классах других профилей -  это рабочие  и тематические классные часы, классные вечера, посвященные Дню именинника, 8 Марта, 23 февраля, Новому году, 9 мая. Устраиваются чаепития в дни окончания четверти, организуются посещения городских музеев, выставок, походы в театр и кинотеатры, поездки на природу, на базы отдыха, проходят встречи с интересными людьми и т.д. Однако при организации этих мероприятий учитель может столкнуться с некоторыми трудностями, связанными со спецификой медико-биологического класса, как например,

    • разобщенность ребят в первые месяцы учебы
    • отсутствие сплоченности
    • неумение, а то и нежелание демонстрировать свои таланты и способности перед одноклассниками
    • скованность и застенчивость отдельных учеников, которая проявляется в пока еще незнакомом коллективе
    • невозможность планировать длительные мероприятия из-за удаленности проживания отдельных учеников
    • различное материальное положение школьников
    • загруженность учеников факультативами после 6-го урока
    • даже наличие работы в вечернее время у некоторых ребят

    Чтобы учесть вышеперечисленные нюансы, сделать внеклассную воспитательную работу интересной и доступной для всех учеников МБК, классному руководителю приходится продумывать и свою деятельность, и деятельность ребят. Вот некоторые решения вышеизложенных трудностей:

    • при подготовке мероприятия загружать работой всех учеников в классе, чтобы каждый чувствовал свою нужность и значимость
    • для повышения продуктивности работы разбивать ребят на группы, чтобы каждая отвечала за свое конкретное задание
    • обязательно устраивать обсуждение итогов работы каждой группы, чтобы положительные результаты одних учеников подстегивали других ребят также быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи
    • периодически направлять ребят из одной творческой лаборатории в другую, чтобы генерировались новые идеи, была здоровая конкуренция, и группы теснее общались друг с другом
    • обязательно классному руководителю помогать каждой творческой группе и своим примером доказывать, что скромность и стеснительность в классных делах – качество лишнее и неуместное
    • на вечерах и чаепитиях обязательно организовывать игры, в которых участвует большое количество ребят, например, «Сломанный телефон», «Вычисли мафию», «Есть контакт», «Распутай узел», «Крокодил» и т.д. – это способствует сплочению коллектива, быстрому знакомству учащихся друг с другом и раскрепощению ребят
    • начинать классные мероприятия следует сразу после 6-го урока, чтобы ребята после них не приходили домой поздно
    • если поход в театр или на кинофильм все же предполагает позднее возвращение домой, то с разрешения  родителей отдельные ребята могут оставаться ночевать у своих друзей-одноклассников или у родственников
    • материальные затруднения некоторых школьников можно решать с помощью классного фонда, чтобы все могли посетить запланированные мероприятия, и никто не чувствовал себя ущербным
    • высвободить 7-8 уроки для внеклассных дел можно за счет переноса факультативов по договоренности с учителем на другие дни или на другое время, а иногда, и на каникулы.

    Безусловно, для организации качественной внеклассной работы в медико-биологическом классе, для преодоления всех трудностей, возникающих при этом, для полного учета всех особенностей МБК указанные выше способы решения проблем можно и нужно дополнять, находить новые виды деятельности школьников и новые формы работы. Но, как показывает практика, и вышеперечисленные советы во многом помогают объединению ребят, поддержанию в коллективе здоровой атмосферы, снятию комплексов у отдельных учеников, формированию дружеских отношений в классе. Вот почему медико-биологический класс – это, в большинстве своем, сплоченный коллектив, ребята из которого поддерживают тесные отношения друг с другом и после поступления в ВУЗы, часто навещают шестую школу, с удовольствием общаются со своими бывшими учителями и выносят из двух лет совместной учебы только теплые и светлые воспоминания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

    В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

    Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 10 классе

    В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

    Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 11 классе

    В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

    "Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"

    Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена....

    Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

    Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

    Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

    «Особенности воспитательной работы с учащимися 7 класса подросткового возраста».

    Специфика воспитательной работы с учащимися подросткового возраста. Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и п...