ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».
методическая разработка по теме

Наседкина Елена Геннадьевна

                                                   «Настоящее искусство воспитания состоит

                                                     в том, чтобы так влиять на идеалы и цели,

                                                     а также мотивы ежедневного поведения,

                                                      чтобы воспитанник хотел идти путём, который

                                                     показывает ему опытный воспитатель, и

                                                    одновременно, чтобы он усиленно работал

                                                           над своим умственным развитием, над

                                                    собственным характером, над                                         

                                                    усовершенствованием мотивов собственного

                                                     поведения»   

                                                                 (В.Оконь. основы проблемного обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_i_razvitie_sotsialno.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы.

                                                    «Настоящее искусство воспитания состоит

                                                     в том, чтобы так влиять на идеалы и цели,

                                                     а также мотивы ежедневного поведения,

                                                  чтобы воспитанник хотел идти путём, который

                                                     показывает ему опытный воспитатель, и

                                                    одновременно, чтобы он усиленно работал

                                                  над своим умственным развитием, над

                                                    собственным характером, над         

                                                    усовершенствованием мотивов собственного

                                                     поведения»         

                                                                 (В.Оконь. основы проблемного обучения).

Актуальность темы проекта обусловлена следующими причинами:        

  1. Современная жизнь требует от человека, не только деловых и организационных качеств, но и способность ориентироваться в изменяющихся условиях, умение общаться, сотрудничать, умение сделать карьеру -  быть успешной личностью.
  2. Культурная интеграция, обмен опытом, высокие интеллектуальные требования, большая конкуренция, умения взаимодействовать с широким кругом людей выступают важнейшими факторами успеха в нашей современной жизни.
  3. Для эффективного выполнения жизненных задач и для полноценной актуализации жизненных планов  выпускнику школы необходимо кроме предметных знаний,  умений и навыков ещё и оптимально развитые социально-личностные качества.

Таким образом, очевидна необходимость проекта, цель которого –         

Формирование, развитие и становление самосовершенствующейся социально-успешной личности, умеющей и способной приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям, соблюдая все нормы цивилизованного общества.

Задачи:

  1. Формирование нравственных представлений о личности, её проявлениях и побуждение к осмыслению своих личностных качеств.
  2. Выявление собственных противоречий и проблем учащихся на пути к личностному росту и успеху, с помощью различных диагностических методик.
  3. Формирование и развитие таких умений как сотрудничество, ответственность, законопослушание.
  4. Обучение умениям  достигать поставленных целей, анализировать, выбирать методы успешных достижений целей.
  5. Формирование мотивации (желания) быть успешным.
  6. Воспитание уверенности в достижении целей (позитивная Я-концепция).
  7. Моделирование  действий учащихся по формированию собственной личности.

Теоретические  основы  проекта:

Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники, но основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит классному руководителю. Именно классный руководитель является ключевой фигурой в воспитании школьника, так как каждый день «прикасается к его личности». Процесс воспитания в современной школе направлен сейчас, в первую очередь,  на формирование личности, в котором важно участие каждого педагога школы. В формировании личности можно выделить много направлений, но я бы согласилась с таким учёным, как Н.Д. Талызина, психологом   А.Маслоу, которые убеждены, что необходимо сконцентрироваться  вокруг следующих личностных образований:

  1. Я-концепция (здоровое самоуважение);
  2. Сотрудничество (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей, на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений);
  3. Законопослушание (ответственность, дисциплина).
  4. Достижение успеха в жизни.

Эти блоки наполняются более частными личностными качествами необходимыми учащемуся в этом мире:

  • Аутентичность;
  • Нравственность;
  • Чувствительное отношение к событиям;
  • Эмпатию (проникновенное понимание других);
  • Доверие;
  • Доброжелательное чувство юмора;
  • Творчество.

Я-концепция – это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе (А,Маслоу, Д,Снигг, К.Роджерс.) Работая над формированием позитивной Я – концепции важно учитывать общие закономерности развития психики ребёнка и опираться уже на созревшие механизмы и функции, которые выявлялись с помощью тестовых методик. Тестовые методики   позволяют  выявить уровень самооценки, наличие тревог, страхов, напряжения.

 Необходимые  принципы  работы с детьми по формированию позитивной  Я-концепции:

  •  Подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», то есть опираться на лучшее в нём, верить в его возможности.
  •  Поддерживать всё положительное, вызывать активное стремление стать лучше.
  •  Отказаться от сравнения с другими детьми. Не противопоставлять, а сравнивать с самим собой, то есть его новые достижения с прежними, что будет ориентировать ребёнка на вполне достижимую цель, даст ощущения роста своих возможностей.
  •  Постоянно обогащать личный опыт участия в различных видах деятельности, в общении, в познании, то есть неуклонно развивать самостоятельность и творческие проявления.
  •  Дать каждому возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей достижений.
  • Дать почувствовать заинтересованное отношение к нему: радость в случаи успеха, огорчение в случаи не правильного поступка, озабоченность в случаи неудачи. Это создаёт ощущение защищённости, уверенности в своих силах.
  • Стимулировать и поощрять проявления творчества и самостоятельности.

Основная проблема, которая возникает сейчас у современного человека, это конфликтные ситуации с окружающими. Решить эту проблему возможно лишь расширяя диапазон поведения учащихся. Которые вырабатываются на занятиях психологического цикла и здесь большая работа будет возложена на классные часы и мероприятия, а также занятия с психологом.

Позитивная Я-концепция, вера в свои силы, чувство собственного достоинства, чувство значимости – это близкие понятия, которые обеспечивают успешный жизненный стиль и с этим трудно не согласиться.

Развитие у учащихся умений и желаний сотрудничать с другими людьми  также, на мой взгляд, является одной из важнейших целей школы.  В различных странах эта цель стоит на одном из первых мест в формировании личности школьника. На этом этапе работы важно  диагностировать степень сформированности личностных качеств, обеспечивающих  успешность сотрудничества, и содействовать их развитию в разных групповых видах деятельности, на классных часах, на занятиях социально-психологических тренингов, а также ежедневная работа на предметных уроках, где преобладает коллективная деятельность. Основными параметрами, которые характеризуют сотрудничество человека с другими людьми и которые выделяют психологи  А.Маслоу и К.Роджерс  являются:

  1. Сочувствие и сопереживание.
  2. Уважение всех, с кем устанавливаются какие-то отношения, принятие всех такими. Какие они есть, не критикуя других.
  3. Эмоциональная независимость от других.
  4. Не агрессивность.
  5. Открытость в общении.
  6. Поиск обратной связи.
  7. Поиск новых способов поведения и вследствие этого широкий поведенческий репертуар.

Н.П. Симонов считал, и с ним невозможно не согласиться, что существование любого человеческого общества невозможно без соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и обязанности.

В связи с этим он считал необходимым  приучать детей к дисциплине, через выполнение определённых норм поведения. Обучение дисциплине отличается от муштры тем, что есть выбор и он должен быть всегда. Дисциплина исключает произвол, она требует от ученика критического анализа своих действий и принятие на себя обязательств по исправлению своего поведения.  Дисциплина и ответственность тесно связаны с законопослушанием.  С моей точки зрения, чтобы дисциплина возымела должный эффект ни в коем случаи нельзя прощать невыполнения обязательств и поведенческих норм. Если мы принимаем оправдания, значит, теряем доверие, так как ребёнок понимает – на самом деле учителю всё равно. Цель воспитания в широком смысле, также со слов П.В. Симонова, и состоит в том, чтобы каждый вновь входящий в общество новый гражданин знал бы нормы цивилизованного общества и следовал им.

Сейчас существует высокий стандарт успеха в обществе. И, к несчастью, еще много людей, не добившихся успеха в карьере или семейной жизни. Почему так происходит?  Дети не получают ни в школе, ни в семье знаний в виде конкретных инструкций,  руководств по достижению успеха в жизни. Они также не получают умений в этой области.

Я считаю, что каждый ребёнок должен получить руководство в следующих областях деятельности, которые выделил психолог Б.Трейси:

  1. Общеучебные умения.
  • Как эффективно (успешно) учиться в школе?
  • Как научиться учиться жить?
  1. Социальные умения.

Как эффективно (успешно) общаться:

  • с товарищами, сверстниками, друзьями, с противоположным полом, с педагогами, с родителями.
  1. Познание себя.
  • Кто я?
  • Мои физические и психические особенности.
  • Как управлять собой?
  • Умение сделать карьеру.
  • Как сохранить своё здоровье и т.д.?

Можно с уверенностью утверждать, что обучение успешности в школе может программировать жизненный успех ребёнка.

Этапы реализации проекта.

Проект  рассчитан на пять лет и реализуется в четыре этапа:

Первый этап (сентябрь 2008 Г. – июнь2009 г.) – организационно- подготовительный:

  • подбор диагностического материала и диагностирование учащихся;
  • выявление собственных противоречий и проблем на пути к личностному росту;
  • разработка, совместно с педагогами, принципов работы с детьми по формированию Я-концепции, сотрудничества, дисциплины, успешности;
  • Изучение и разработка, совместно с психологом, социально-психологических тренингов, занятий, семинаров, классных мероприятий, способствующих личностному  развитию;
  • Поиск путей взаимодействия с другими институтами, участвующими в процессе воспитания и становления личности;
  • Привлечение к реализации проекта администрацию и  педагогов школы, родителей и другие социально-воспитательные структуры;
  • Разработка системы критериев и показателей эффективности проекта.

Второй этап рассчитан на два года (сентябрь 2009 г.- июнь 2010г.) и (сентябрь2010 г.  – июнь 2011г.)-  этап реализации, этап психологического обеспечения, развития и воспитания:

1.Проведение занятий, классных часов, мероприятий по формированию и  развитию личностной, поведенческой, эмоциональной сфер:

  • Я-концепция;
  • Саморазвитие;
  • Сотрудничество;
  • Дисциплина;
  • Ответственность;

2.Обучение достижению успеха в жизни по методу Хосе Сильвы «Искусство постановки целей или маршрутов успеха»(занятия с психологами Центра помощи семье и детям);

3. Сотрудничество со всеми воспитательными институтами посёлка:

  • ежемесячные экскурсии  в Старину Сибирскую, музей, картинную галерею, театр и т.д.
  • вовлечение всех детей во внеурочную деятельность.

4.Внеклассная работа:

  • еженедельные классные часы, семинары, круглые столы;
  • ежемесячная семейная гостиная «Духовные традиции русской семьи»;
  • сезонные походы на природу;
  • совместные коллективные мероприятия.

Третий  этап – (сентябрь 2011г.- июнь 2012г) -  анализационный этап:

анализ полученных результатов по критериям и показателям эффективности проекта;

итоговое  диагностирования;

оценивание уровня достижения успехов и неудач;

анализ сформированности Я-концепции, сотрудничества, законопослушания, социальной компетентности и умений в области достижения успеха.

показатели удовлетворённости детей и родителей образовательным и воспитательным процессом;

анализ успеха и неудач.

Четвёртый этап (cентябрь 2012г.- июнь 2013г.)- итоговый:

Сформированность  собственной личности по всем направлениям;

Постановка новых целей и успехов;

Составление собственного алгоритма «путь к успеху»;

Предполагаемые результаты:        

Сформированность  личностной, эмоциональной, коммуникативной сфер;

Сформированная адекватная Я-концепция;

Личность ориентированная на достижимые цели и успех;

Личность умеющая и желающая сотрудничать с другими людьми;

Сформированность ответственности;

Совершенствующаяся социально-успешная личность.

Основные концептуальные положения:

воспитание Я-Концепции (А.Маслоу, К.Роджерс);

принципы терапии реальностью(У.Глассер.);

формирование норм поведения (Дж.Элиум и Э.Элиум.);

формирование ответственности (И.П.Иванов,С.Д.Шевченко.);

программирование жизненного успеха (Б.Трейси, Хосе Сильвы.);

социальная компетентность (Т.Пауэлл и Дж. Пауэлл.) и др.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая культура русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности

Повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа...

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ V ВИДА

Главная задача школы для детей с ОВЗ заключается в успешной социализации и трудовой реабилитации выпускников....

"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

В современном общественном сознании происходит изменение взглядов, касающихся роли личности в обществе. В условиях, когда общество и государство не способны в достаточной мере защитить своих граждан, ...

«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».

 Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...

Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности.

Урок русского языка в 11 классе "Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности."...