ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ V ВИДА
статья на тему

Аширова Елена Васильевна

Главная задача школы для детей с ОВЗ заключается в успешной социализации и трудовой реабилитации выпускников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ashirova_e.v._statya.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ        ШКОЛЫ V ВИДА

Аширова Е.В., Государственное общеобразовательное казённое учреждение «Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с нарушениями речи     № 11г. Иркутска»

Обучение и воспитание учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в системе специального образования показывает, что  существуют проблемы, связанные с формированием основ коммуникативной культуры.  Проблема выражается не только в овладении вербальными и невербальными средствами общения, но и в соблюдении социальных норм и правил коммуникативного поведения. Наличие речевой патологии и её вторичных последствий, выражающихся в недостаточном уровне сформированности высших психических функций и наличии индивидуально-психологических особенностей, отражаются на процессе межличностного общения, и как следствие этого, осложняют процесс социализации  учеников школы V вида.

Успешная социализация выпускников школы возможна при достаточном уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Чем выше уровень сформированных  знаний, усвоенных  на уроках и во  внеурочное время, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, тем выше качество его жизни.

Для успешной социально-трудовой  реабилитации и дальнейшего профессионального самоопределения будущих выпускников в нашей специальной (коррекционной) школе V вида была разработана Программа «Путь к успешной личности» (2009г.), включающей в себя несколько направлений: личностно-ориентированное развитие, диагностика и мониторинг, коррекционно-развивающее, физическое и психологическое здоровье. Нами  выявлены проблемы учащихся : несформированность на должном уровне монологической, связной и письменной речи; недостаточный уровень развития высших психических функций познавательных процессов; недостаточная потребность в полноценной коммуникативной деятельности; личностная незрелость учащихся; низкая мотивация  к коррекционно-развивающим занятиям; недостаточная социальная активность; низкая мотивация в предпрофильной ориентации.

Анализируя проблемы, мы нашли и причины, связанные с особенностями речевого, психического развития учащихся с речевой патологией: перинатальная патология и как следствие физически и психически ослабленные дети; замедленный темп психофизиологического развития; системное недоразвитие речи, низкая активность речевой деятельности; слабая готовность к школе: интеллектуальная, психическая, физиологическая, социальная;  гиперопека учащихся родителями и педагогическим коллективом; низкая осведомлённость в различных видах предпрофильной ориентации.

Для успешного решения проблем мы поставили задачи: повышение уровня мотивации к учебной деятельности; создание ситуации для активизации полноценной коммуникативной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях, уроках, внеклассных и общешкольных мероприятиях, конференциях; использование воспитателями комплекса коррекционно-логопедических мероприятий для развития монологической, связной речи - часы развития речи, часы звуковой культуры речи, информационные часы; формирование социально-адаптированной личности через систему психологических развивающих тренингов; повышение мотивации учащихся к самоопределению дальнейшего образования, получения профессии; привлечение к сотрудничеству родителей, педагога-психолога  при профориентации выпускников.

Особую значимость в аспекте социального взаимодействия будущих выпускников приобретают внеурочные мероприятия, которые осуществляются посредством постановки и решения усложняющихся коммуникативных задач в изменяющейся ситуации общения. Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения.

Для  адекватного оценивания результатов речевой деятельности школьников, нами были определены критерии эффективности: положительная динамика развития речи и высших психических функций; успешная адаптация учащихся в школе, в какой-либо деятельности; снятие учащихся с внутришкольного ППМС сопровождения; удовлетворённость родителей результатами коррекционно-развивающей работы; успешное устройство выпускников по окончанию школы – катамнез.

Катамнез - это сложившаяся определенная система изучения деятельности и результатов социальной адаптации выпускников школы. Цель данной формы работы педагогического коллектива является     сбор, анализ и обработка данных о трудоустройстве учащихся; о продолжении обучения их в системе начального профессионального обучения, об их социально-бытовых условиях.

В старших классах большое внимание уделяется вопросу профориентации. Она способствует решению важнейшей задачи школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Известно, что оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов (алкоголь, наркотики и т.д.). Таким образом, профориентационная работа со старшими школьниками – это также вклад в решение острых социальных проблем.

Анализируя данные за последние 5 лет о дальнейшем определении выпускников с ТНР, можно утверждать, что все старшеклассники (100%) продолжают обучение в средне-специальных образовательных учреждениях или в общеобразовательных школах. Ребята выбирают различные образовательные учреждения в зависимости от наклонностей: колледж строительства и  предпринимательства, колледж экономики и права, геологоразведочный техникум, авиационный техникум, энергетический, медицинский, педагогический колледжи и др. Меньшее количество выпускников выбирают обучение в общеобразовательных учреждениях, таких как, СОШ № 15, 23, 8, лицей № 1. После получения среднего образования повзрослевшие дети-логопаты продолжают обучение в высших учебных заведениях: медицинский, педагогический, народного хозяйства институтах, государственном университете.

Из выше сказанного делаем вывод, что под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной школы V вида происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. У большинства учеников прослеживается активность в общественной жизни, добросовестное отношение к труду и стремление к дальнейшему образованию. Всё это позволяет положительно оценить возможности  полной социальной адаптации выпускников с тяжёлыми нарушениями речи.

Литература:

1.Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры : азбука профориентации. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с. (С. 65-70)

2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М. : Вако, 2005. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по соци...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитатель...

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...