РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
статья по алгебре на тему

            Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитательный процесс, интеграция их в общество и производственные отношения. Создание условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, повышения интереса к учению, в частности, к математике, как основе развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lichnosti_obuchayushchihsya_specialnoy.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное                                                   учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 10 VIII вида»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ЗДУР, учитель – дефектолог  Якупова Д.И.

 Апрель, 2012 год

         Процессы, происходящие сегодня в обществе, предусматривают необходимость создания для каждого человека и тем более для лиц с нарушениями интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. Интеграция лиц с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых считается высшей степенью социально-трудовой и профессиональной адаптации наших детей.                

           В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Действующая в стране система специального образования детей имеет положительный опыт создания благоприятных условий для коррекции дефекта. В то же время, как показывает анализ ее деятельности, на фоне этих достижений существенно страдает общая образовательная подготовка ребенка и умение работать с ним как с развивающейся личностью. Не получив качественного образования и не выработав личностных свойств, необходимых для самостоятельной жизни в современном мире, человек, имеющий стойкие функциональные нарушения, изначально не конкурентоспособен на рынке труда.

            Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитательный процесс, интеграция их в общество и производственные отношения. Создание условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, повышения интереса к учению, в частности, к математике, как основе развития личности.

          Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для детей с интеллектуальной недостаточностью. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися. Ведь овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

            Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним). Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей учащихся.

              Моё педагогическое кредо - приоритет личности ребёнка, развитие его творческих способностей, создание атмосферы сотрудничества, комфортной психологической среды, способствующей активному вовлечению каждого учащегося в учебно-познавательный процесс. Для этого использую индивидуальный подход к ребёнку во время урока, применяю  технологию уровневой дифференциации (УД), в которой:                                                                    - признание права ученика на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения;                                                                                                                                             - обеспечение учителем своевременного достижения каждым учащимся, как минимум, обязательного уровня;                                                                                                                            - формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;                                                                                                                                  - формирование положительной мотивации школьников (все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения);                                                                                                  - применение технологии УД как здоровье сберегающей технологии обучения.

               При обучении математике учащихся специальной (коррекционной) школой VIII вида технология уровневой дифференциации имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения детей с нарушением интеллекта математике, учитывала потребности всех школьников. Если в основу обучения математике положить личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися с нарушением интеллекта образовательным процессом.

                На своих уроках применяю следующие дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:                                                                                                                         - групповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);                                                                       - индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально, и оценивается работа каждого учащегося).                                                                                  Дидактический материал разрабатывается по типологическим группам учащихся:                                                                                                                             - группа А (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений);                                                         - группа В (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений);                                                                  - группа С (учащиеся, не достигшие минимального уровня).                                                         Разработка дидактического материала выстраивается с учётом:                                                           - возрастных психологических особенностей детей с нарушением интеллекта;                                   - индивидуальных особенностей детей;                                                                                                       - особенностей общеобразовательного учреждения.                                                                            Виды материалов:                                                                                                                                        - тесты;                                                                                                                                                             - карточки для самостоятельной работы.

                 Так, например, на уроках математики в 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» учащимся предлагаются задания 3-х уровней на карточках разного цвета: группе С (учащиеся, не достигшие минимального уровня) – карточка розового цвета, группе В (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений) – карточка желтого цвета, группе А (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений) – карточка зеленого цвета. Со слабоуспевающими детьми веду индивидуальные занятия во внеурочное время.

               Оценка работы ученика на уроке складывается из оценок отдельных его этапов: работа при проверке домашнего задания, устная работа, работа ученика при изучении нового материала, при закреплении, при повторении изученного. При этом оцениваю собственные достижения учащегося, никогда не сравнивая его с другими, не оставляю без внимания даже маленькие успехи. Убеждена, что похвала - лучшая оценка.

              Развитие стало ключевым словом всего педагогического процесса. Именно поэтому перед собой я поставила задачу: учить ученика учиться. Учащиеся одного и того класса отличаются друг от друга интересами, способностями, темпами мышления, отношением к учению и т.д. Мне, как учителю, важно изучить возрастные особенности обучающихся для правильного выбора формы проведения урока. Учащиеся  5-6 классов любят занимательные уроки: уроки - путешествия, игры, турниры. Большую роль в развитии познавательного интереса к  математике играют домашние задания практического или творческого характера. Учащиеся выполняли практические работы по теме «Масштаб», творческие работы при изучении темы «Геометрические тела» все учащиеся изготавливали модели различных многогранников, склеивая их из бумаги, картона, выпиливая из дерева. Ребятам эта работа нравится. Выполняя творческие работы, учащиеся описывают свойства, сравнивают, анализируют, делают выводы.  Таким образом, выполняя различные творческие задания, все учащиеся вовлекаются в образовательный процесс.

               Тенденция ухудшения здоровья среди учащихся требует применения элементов здоровье сберегающих технологий. На каждом уроке провожу физкультурные паузы, внимательно слежу за осанкой детей, выполняю упражнения по профилактике близорукости. Придерживаюсь режима работы обучающихся на уроке, частоты чередования различных видов деятельности, соблюдаю дозировку домашних заданий.

        Успех урока во многом определяется сложившимися взаимоотношениями между ученическим коллективом и учителем. Я считаю, что учитель обязан не только научить школьников считать, писать, умению применять те или иные знания при решении задач, но учитель - это и воспитатель. В учителе важно всё: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Ребёнок чувствует, радуется ли учитель его успехам или он - просто преподаватель, или точнее, урокодатель. Урок можно считать удачным, если прослеживается обратная связь: «учитель – ученик», когда в классе царят взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка; когда есть коллектив, работающий над одной темой и ждущий общего положительного результата; когда успех одного члена принимается как успех всего классного коллектива, а учитель - дирижёр, наставник, советчик.

          При этом моя заповедь такова - относись к своей работе, как к строительству храма, а в центре этой работы пусть стоит личность ученика. «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо наполнить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

Данная статья раскрывает возможности использования полифункциональной интерактивной среды в специальном образовании....

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...

Проект создания тестов по математике для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Формирование математических  у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида имеет большое практическое значение.В настоящее время в школах усилилась тенденция использо...

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....