ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ
статья по теме

Нильсен Татьяна Андреевна

Данная статья раскрывает возможности использования полифункциональной интерактивной среды в специальном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ  ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

Татьяна Андреевна Нильсен

Государственное бюджетное образовательное учреждение      Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №442

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. Большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника – вот современные условия образовательного процесса.

Высокие запросы, предъявляемые и в специальном образовании, невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Очевидным становится тот факт, что необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедийные и интерактивные.

Как известно, интерактивность (от англ. Interaction – взаимодействие) – одна из особо значимых категорий психологии, педагогики, социологии и других наук. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами, возникающими в различных сферах бытия: человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений.

Интерактивные технологии, являясь средством искусственной стимуляции сенсорного восприятия, имеют широчайший спектр применения в педагогике.

Идея специального создания стимуляции сенсорного восприятия посредством интерактивной среды родилась в Голландии в конце 70-х годов прошлого века, а затем была развита в Великобритании. Ее стали активно использовать в абилитационных и реабилитационных целях  для занятий, с наиболее трудно поддающимися  лечению контингентом детей и подростков, имеющих различные формы психоневрологических заболеваний и интеллектуальных нарушений. Затем, круг применения интерактивной среды заметно расширился. На данном этапе развития технического прогресса трудно представить любое образовательное учреждение без каких-либо элементов информационно-коммуникативных средств обучения. Будь то сенсорная комната или интерактивная доска, не говоря о тотальной компьютеризации всех образовательных учреждений.

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри и вне нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему. Сенсорный поток, поставляя информацию, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов, в основном, зрения и слуха. При некоторых заболеваниях сенсорный поток депривирован, как например, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Таким детям необходима дополнительная сенсорная стимуляция, которую удобнее всего реализовывать, используя инновации технического прогресса.

Чтобы понять, насколько необходима детям, имеющим интеллектуальные нарушения, работа с мультимедийными средствами обучения, надо сделать небольшое отступление в психофизиологию данной категории детей.

У детей, имеющих интеллектуальную недостаточность различного генеза, базовое умственное нарушение носит резидуальный непрогредиентный характер, и поэтому дети – олигофрены способны к развитию, которое подчинено закономерностям особенного психического устройства, обусловленного типом нарушения центральной нервной системы.

При олигофрении выявляются сложные и многообразные нарушения познавательной деятельности: узость и недифференцированность восприятия микро и макросоциума,  пространственных отношений, неточность восприятия, уподобление сходных образов, трудность логического запоминания, воспроизведения и припоминания изученного. У детей проявляются недостатки наглядно – образного мышления и особенно резко выявляется недоразвитие словесно – логического мышления. Они упрощенно воспринимают и осмысливают сюжетные картинки; их затрудняют сложные формы аналитико-синтетической деятельности, такие как: сравнение и обобщение, установление причинно-следственных связей. Они крайне упрощенно отражают действительность, в их мышлении отсутствуют сложные переходы от чувственного познания к абстрактному мышлению. Частым явлением становятся дети, у которых общее недоразвитие познавательной деятельности сочетается с тяжелыми нарушениями слухо-речевой системы, двигательными расстройствами.

Поэтому, наряду с общими задачами и методами обучения и воспитания выступает специальная задача, направленная на компенсацию дефекта. В своих работах Э. Хейссерман отмечала: «Необходимо считаться с нестойкостью интереса и быстрой утомляемостью ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Многие задания следует предъявлять в таком виде, чтобы они выглядели как интересная, привлекательная и часто меняющаяся деятельность, которой интересуется и ребенок, и взрослый. Задания, требующие зрительного внимания, должны чередоваться с такими, при которых необходимо прислушиваться. Постепенность усложнения заданий помогает привлечь внимание ребенка настолько, что не смотря на то, что задания становятся все более трудными, он все же продолжает выполнять его активно».

Исходя из вышесказанного,  следует, что качество знаний, умений и навыков обучающихся специальных школ  VIII вида напрямую зависит от того, что и в каком виде будет преподнесено педагогом. Для решения данной задачи на современном этапе развития специального образования целесообразно использовать новые образовательные информационные технологии, которые позволяют в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать обучающихся, что позволит повысить качество образования детей данной категории.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Использование интерактивной доски в преподавании школьных предметов позволяет повысить эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения. Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучающегося.

Использование интерактивной доски на уроках дает возможности:

Индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;

Организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;

Компактно представить значительный объем информации, четко структурированной и последовательно организованной;

Усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;

Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя элементы анимации, компьютерного конструирования.

Работу с интерактивной доской  на уроках можно представить в виде схемы.

Рис. 1. Возможности интерактивной доски.

Конкретизируя вышеизложенную информацию приведем примеры использования интерактивной доски на уроках русского языка в среднем звене специальной школы:

Делаем пометки и записи поверх выводимых на экран изображений, например, при разборе сложных синтаксических конструкций, когда предложение очень объёмно и его запись занимает много времени на уроке. Заранее подготовив материал на интерактивной доске, напечатав на странице предложение, ведем  разбор данного предложения на уроке. При коллективной работе мы выделяем разными цветами грамматическую основу, средства связи в предложении, выделяем границы предложений, чертим схему. Все изменения, сделанные в документе, не сохраняются, поэтому его можно использовать на уроках в других классах.

Использование групповых форм работы.

Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (Например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется).

 Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на   принтере.

Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски.  (Эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом). 

 Демонстрация учебных видеороликов.

Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

 Создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши.  (При объяснении некоторых тем по чтению материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, которые заранее выполняются на интерактивной доске.). 

Подводя итог, стоит отметить что применение интерактивной доски, в частности, может использоваться на уроках в различных режимах: обучающем – в виде презентаций теоретического материала; развивающем – в виде интерактивных упражнений; контролирующем – в виде интерактивных контрольных заданий с функциями самоконтроля.

Интерактивные и мультимедийные технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, помогающие обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе, как общего, так  и специального образования. Имеющиеся технологии позволяют учителю повысить эффективность обучения, что особенно важно для детей, имеющих особые возможности здоровья.
                                                Литература

Хейссерман Э.  Потенциальные возможности психического развития  нормального и аномального ребенка. – М., 1964.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – Спб.:Питер, 2001. – с. 479- 511.

Вестник образования. Мечты сбываются: школьные доски стали интерактивными.  – М., 16.11.2010.

Вестник образования. Интерактивные технологии в традиционном образовании. – М., 19.08.2009.

Компьютер в школе. Использование интерактивной доски на уроках. – М., 28.05.2009.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитатель...

Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций

В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...

ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

Данный материал разработан для уроков по развитию речи и оружающего мира...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт

Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...

Использование интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации и качества знаний по предмету

В  статье представлен наработанный опыт работы по использованию интерактивной доски на уроках математики....