ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья по теме

Данный материал разработан для уроков по развитию речи и оружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_tema_2.docx181.67 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«СОЗДАНИЕ ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК ПО ПРЕДМЕТУ РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С  ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В ШКОЛЕ VIII ВИДА»

         Составитель: Гудовская М.В.

                                  учитель ГБС(К)ОУ школы № 46 «Центр РиМ»

Санкт-Петербург

2013

1. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе.

В этой связи и в вопросах обучения русскому языку остро ощущается несостоятельность традиционного логико-грамматического подхода, когда речевые умения (как в письменной, так и в устной форме) рассматривались как производные от языковых знаний. В такой ситуации учитель начинал работу с формирования первичного умения, под которым подразумевалось действие, выполняемое под «контролем» выученного правила, т.е. залогом правильности выполнения являлась возможность или невозможность применения учеником правила. На основе автоматизации первичных умений, которая чаще всего достигалась многократностью тренировочных упражнений, формировался навык, как автоматизированное действие. При этом навык имел характер частного действия, иначе говоря, - формировался «для» конкретного правила. Дальнейшая работа учителя направлялась на выработку вторичных умений, т.е. умений совершать комплексные действия, использовать одновременно несколько навыков.

Представленная выше система, безусловно, стройной и логичной. Вместе с тем, в психологических исследованиях (И.М.Бгажнокова, В.В.Лебединский, Ж.И.Шиф и др.) и в работах, посвященных обучению умственно отсталых школьников русскому языку (А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов,  Р.И.Лалаева и др.), описана неспособность детей с интеллектуальными нарушениями осуществлять перенос знаний в план практических действий.

Рассматривая процесс формирования речевых умений с позиций психолингвистической модели порождения речевого высказывания, очевидно, что последнее рождается не собственно из речи и ради речи, а благодаря возникновению мотива.

Мотив неразрывно связан с понятием «речевая ситуация», т.к. в его основе лежит та или иная жизненная ситуация. По сути, ситуация служит исходным и, в известной мере, определяющим этапом речевого акта. Ситуация стимулирует высказывание.

Ситуативность речи, в особенности сложного механизма внутренней речи, впервые была раскрыта Н.И. Жинкиным. Возникая в онтогенезе как «эхо» воспринимаемой и произносимой речи, речь внутренняя постепенно «сворачивается». В процессе речевой практики формируется ассоциативная связь между определенным словом и развернутым высказыванием. Опираясь на такие семантические комплексы, под влиянием цели и ситуации общения в сознании «разворачиваются» полноценные высказывания.

Таким образом, речевое умение, сформированное безотносительно ситуации общения, когда все внимание учащегося фиксировано на способе действия, а не на решении коммуникативной задачи с использованием данного действия, психологически не обеспечивает формирование полноценного речевого умения, которое ученик может использовать в повседневном общении.

Несостоятельность логико-грамматической концепции отмечается в методике обучения языку детей с нормальным интеллектуальным развитием, т.к. по мнению Е.И. Пассова она не обеспечивает переноса навыков – «ученик знает слово, но использовать не может, или использует грамматическую форму только в том виде и с тем материалом, который заучен».

В современной методике обучения русскому языку, в том числе и в специальной методике, основополагающим выступает коммуникативный подход, который предполагает изучение языка в естественных для общения целях и функциях. Основной задачей обучения признается обучение общению, в ходе которого моделируются принципиально важные, сущностные параметры ситуации общения. В практическом плане решению дидактических задач способствуют комплексы методических приемов, опирающихся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию (А.К. Аксенова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и др.).

Если в общей методике развития речи коммуникативный подход реализуется давно, то в практике обучения в школе 8 вида его эффективность еще однозначно не признана. С одной стороны, специалисты в области специальной методики (А.К.Аксенова, С.Ю.Ильина, Э.В.Якубовская и др.) отмечают явные преимущества коммуникативной методики. С другой стороны, на уроках «Развития речи и окружающего мира» развитие речи проводится на основе формирования элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширения и обогащения представлений об окружающем мире. Работа строится отстраненно от речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствуют их осмыслению. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи (фонематического слуха, лексики и др.), тогда как проблема овладению речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается.

Таким образом, выяснилась необходимость изменения форм и  методов работы по развитию речи, начиная с младшего школьного возраста. Так как именно он является одним из самых ответственных этапов развития ребенка.

Опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые по ряду причин на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Среди них  преобладают дети и с умеренной степенью интеллектуального недоразвития. Это явилось одной из причин, побудившей  в комплексе рассмотреть вопросы диагностики учебной деятельности этих групп обучающихся.

Качественная диагностика состояния учебной деятельности поможет выявить причины неуспеваемости школьника в обучении, предупредить возможные осложнения (снижение интереса, появление признаков негативизма), а также, при необходимости, поможет выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

В современной психолого-педагогической диагностике накоплен большой арсенал методического инструментария, позволяющего осуществлять оценку состояния различных компонентов педагогического процесса. Наиболее широко используются изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности детей (поделки, рисунки, учебные работы и т.д.). Каждый из них имеет свои сильные стороны и недостатки, поэтому для решения задач экспериментального изучения конструируются методики, учитывающие специфику выбранного предмета и достаточные для реализации его цели и задач.

Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов – диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил,  и умения их применять и т.д. Тестирование может применяться на разных этапах обучения:

  1. Вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.
  2. Текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний.
  3. Итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:

  1. Выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
  2. Собственно тестирование, т.е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
  3. Сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.

Формы тестовых заданий:

  1. Открытые:

- открытые задания с инструкцией «дополнить»

- с инструкцией «посчитай устно и запиши правильный ответ»

- продолжение последовательности с инструкцией «дополни ряд следующим»

2. Закрытые:

- с инструкцией «обвести кружком правильный ответ»

- задания на утверждение или отрицание с инструкцией «если верно, поставь знак «+», если неверно – знак «-»

- выделение объектов с инструкцией «подчеркни нужное»

- задания с элементами дидактической игры

- задания на соответствие с инструкцией «установить соответствие»

- задания с инструкцией «установи правильную последовательность»

- классификация с инструкцией «сгруппируй объекты по определенному принципу»

        При составлении теста нужно придерживаться следующих методических советов:

  1. Основной текст задания содержит не более 5-7 слов.
  2. Каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль.
  3. Задания должны быть четкими, краткими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму.
  4. Формулировка заданий не должна содержать двусмысленности или ловушек.
  5. Располагать задания нужно по возрастанию трудности.
  6. Правильные ответы должны располагать в случайном порядке.
  7. Ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы.
  8. Ответы не должны содержать подсказки и быть нелепыми.
  9. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

Достоинства тестов:

        Отсутствие возможности посторонних влияний на оценку, не связанных непосредственно с содержанием проверяемых знаний, в частности: оформление работы ребенком (плохой почерк, помарки и т.д.) Кроме того, тесты – это экономия по времени и затратам труда форма проверки как для учителя, так и для учеников. С их помощью удается за короткий срок выявить уровень знаний у всех учащихся класса, а отсюда вытекает еще одно преимущество – массовость проверки. Тесты выявляют не только уровень знаний, умений и навыков, но и характер работы, конкретные трудности, пробелы в знаниях и ошибки каждого ученика, так как за каждый правильный ответ ребенок получает балл и все результаты фиксируются. Отсюда широкие возможности для обоснованного индивидуального подхода к учащимся, для предупреждения их отставания и улучшении методики преподавания.

        Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно иметь в виду при использовании в процессе обучения:

- результаты теста не вскрывают понимания смысла, причин явления, а являются фактологическими;

- не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли;

- недостаточно выявляют эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе.

Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично сочетаться с ними.

Представленная ниже методика предполагает диагностирование учащихся с целью выявления пробелов в знаниях по темам, с последующим их устранением. Диагностирование предполагается проводить в новой форме – в виде тестов.

Тестовые задания составлены на основе карточек поурочного планирования по предмету,  т.е. по основным лексическим темам. Предусматривают 3 уровня усвоения ЗУН учащимися.  Например,

Лексическая тема «Овощи»:

Учащийся 1 уровня обучения должен

- рассматривать овощи и находить их изображения

- обводить трафарет овощей

        Учащийся 2 уровня обучения должен

        - образовывать существительные множественного числа родительного падежа

        - выделять звук из ряда звуков

        - составлять предложения из 2-3 слов

        Учащийся 3 уровня обучения должен

        - согласовывать существительные мужского и женского рода с числительными один, два, пять

        - составлять описательные рассказы

Результаты тестовой работы оцениваются по следующим критериям (в баллах):

3 – выполнено самостоятельно

2 -  выполнено с подсказками

1 – выполнено с помощью педагога

0 – отказ от выполнения

Результаты теста:

3 уровень – 9б – 6б

2 уровень – 5б – 3б

1 уровень – 2б – 0б

Тема «Овощи» (1 уровень обучения)

Задание №1. Обведи только овощи.

                                                                             

                            

                                   

Задание № 2. Обведи (раскрась) помидор.

                     

Тема «Овощи» (2 уровень обучения)

Задание №1. Покажи, где перец, где перцы.

                           

                                                         

Задание №2. Зачеркни овощи, которые начинаются на звук К.

                                                              

Задание №3. Назови, какого цвета овощи. Напиши.

Тыква_________________________

Помидор_______________________

Огурец_________________________

Тема «Овощи» (3 уровень обучения)

Задание №1. Посчитай и назови. Ответ запиши.

Один________________

Два_______________

Три________________________

____________________________

_____________________________

Задание №2. Опиши свой любимый овощ по плану. Запиши.

  • Название_________________________________________________
  • Цвет_____________________________________________________
  • Форма___________________________________________________
  • Вкус_____________________________________________________
  • Что можно приготовить?____________________________________
  • Что ты любишь из приготовленного?__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по швейному делу для учащихся 9х классов коррекционной школы VIII вида

В последнее время для итоговой проверки усвоения учебного материала широко применяются тестовые задания, которые позволяют выявитьстепень подготовки учащихся  усвоения знаний, умений и навы...

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Тестовая работа по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида

Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник» и может быть применена для проверки уровня усвоения содержания данного р...

Тестовая работа по рассказу Льва Толстого «После бала» для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»  и может быть применена для проверки уровня усвоения содержания да...

Тестовая работа по сказке К. Паустовского «Стальное колечко» для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида

Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по сказке К. Паустовского  «Стальное колечко» и может быть применена для проверки уровня усвоения содержан...