программа МКОУ СКОШ VIII вида № 9 «Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка (9 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_suitsida.docx52.95 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

комплексной программы МКОУ СКОШ VIII вида № 9

«Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

на 2012 /2015 гг.

Наименование Программы

«Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Разработчик

Программы

Скорикова Л.А., зам. по УВР,

Мартынова Н.Е., социальный педагог

Цель Программы

Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков; сохранение и укрепление психического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи Программы

  1. Выявлять школьников, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации и оказывать им экстренную социально-психологическую, педагогическую помощь.
  2. Изучать особенности психолого-педагогического статуса воспитанников «группы риска» с целью установления проблем в личностной, эмоционально-волевой сфере и конструктивного их решения.
  3. Организовать социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и их семьи.
  4. Формировать у школьников с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-ценностного отношения к себе, другим людям и к миру в целом.
  5. Вырабатывать у воспитанников навыки контроля и самоконтроля в отношении неадаптивных социально-психологических установок.
  6. Осуществлять сетевое взаимодействие с ОПДН, КДНиЗП и городской ПМПК по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Основание для разработки Программы

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный закон  от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Письмо  Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков».

Сроки реализации Программы

2112 /2015 гг.

Ожидаемые конечные результаты Программы

В результате реализации Программы ожидается:

  • Совершенствование работы по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков «группы риска».
  • Внедрение в образовательно-воспитательный процесс новых технологий по профилактике, диагностике суицидального поведения и коррекции кризисных состояний воспитанников.
  • Повышение уровня социально-психологической адаптации у обучающихся (на 10%).
  • Снижение количества школьников с девиантным поведением (на 10%).
  • Снижение количества педагогически запущенных несовершеннолетних и неблагополучных семей, состоящих на учете в КДНиЗП и в школе (на 5%).
  • Снижение уровня тревожности у обучающихся (на 15%).
  • Повышение уровня самооценки (на 15%).
  • Оптимизация детско-родительских взаимоотношений.

Механизм реализации Программы

Программа реализуется через комплекс мероприятий, направленный на профилактику суицидального поведения и кризисную поддержку школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе планирования при едином взаимодействии всех участников и заинтересованных лиц.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация ОУ через:

  • мониторинг реализации программных мероприятий;
  • отчет об исполнении Программы – периодичность 1 раз в полугодие

Содержание Программы

                        

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,

но отдельного человека всегда можно»

Иосиф Бродский.

Введение.

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.

Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.

Наметившийся в последние годы в Российской Федерации рост психических расстройств и связанных с этим последствий в виде увеличения депрессивных состояний, алкоголизма, наркомании, а также суицидов и т.п.

заставляют задуматься о мерах не только по лечению этих явлений, но и об их эффективной профилактике.

Кемеровская область не является исключением, кроме того, в связи с целым рядом особенностей региона вышеуказанные тенденции в Кузбассе имеют более выраженный характер.  В частности, это касается значительного роста завершенных суицидов, превышающего общероссийский более чем в 1,5 раза. При этом нужно иметь в виду, что рост суицидов среди здорового контингента населения есть серьезный показатель нарастания кризисных состояний в обществе, так как на один завершенный случай суицида приходится 10 попыток, а среди молодежи этот показатель равен 100.

Распространенность завершенных суицидов в Кузбассе значительно превышает таковые и по Западносибирскому региону. Начиная с 2000 года эти показатели не опускаются ниже 46 случаев на 100 тысяч населения. Среди лиц, совершивших завершенные суициды, подростки и молодые люди до 20 лет составили 6,1%. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что Кемеровская область является регионом с повышенным суицидальным риском. Следует отметить, что неблагоприятным является тот факт, что в Кузбассе наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечаются в группах лиц молодого возраста.

Особое внимание в этой ситуации следует обратить на проведение профилактических мероприятий в образовательных учреждений по предупреждению суицидальных действий детей и подростков.

Ведь именно школьники являются наиболее уязвимыми к стрессовым ситуациям в силу неустойчивости своей психики, отсутствия эмоциональной поддержки со стороны взрослых. И порой их протест, вплоть до суицидальных действий – это всего лишь способ обратить на себя внимание, которого в большинстве случаев им не хватает. По данным статистики Генпрокуратуры, в 10% случаев суицидальное поведение несовершеннолетних имеет цель покончить с собой, а в 90% – подросток пытается привлечь к себе внимание.

В связи с этим особое значение приобретает формирование, сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников – одно из приоритетных направлений в работе нашего учреждения, в реализации которого важное место отводится профилактической работе по выявлению и предупреждению кризисных состояний обучающихся и коррекции неадаптивных установок, приводящих к их развитию.

Комплексная программа «Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой методологический модуль, успешное взаимодействие структурных элементов и направлений которого обеспечивает достижение требуемого результата.

Данная Программа направлена на повышение социальной адаптированности школьника, активное приспособление его к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование в ней, так и перспективу на психологическое здоровье.

Основная идея и исходное теоретическое положение Программы заключается в понимании глубокого единства и гармоничной взаимосвязи социально личностного и психологического развития воспитанника. Это позволяет не останавливаться на социально личностном развитии, а идти дальше:

  • видеть за социальным здоровьем обучающегося – его психологическое здоровье;
  • использовать потенциал самого воспитанника для осознания им ценности жизни и здоровья, необходимости выработки и закрепления социальных навыков и умений, способствующих устойчивой адаптации в социуме.

Основные принципы Программы:

  • принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
  • принцип уникальности личности, состоящий в признании его индивидуальности;
  • принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  • принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основа его жизнедеятельности – освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией;
  • принцип последовательности работы с каждым воспитанником с учетом его предыдущей социально образовательной ситуации и возможной последующей;
  • принцип комплексности – согласованного взаимодействия специалистов школы в организации сопровождения;
  • принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий.

Цель Программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков; сохранение и укрепление психического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи Программы:

  1. Выявлять школьников, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации и оказывать им экстренную социально-психологическую, педагогическую помощь.
  2. Изучать особенности психолого-педагогического статуса воспитанников «группы риска» с целью установления проблем в личностной, эмоционально-волевой сфере и конструктивного их решения.
  3. Организовать социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и их семьи.
  4. Формировать у школьников с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-ценностного отношения к себе, другим людям и к миру в целом.
  5. Вырабатывать у воспитанников навыки контроля и самоконтроля в отношении неадаптивных социально-психологических установок.
  6. Осуществлять сетевое взаимодействие с ОПДН, КДНиЗП и городской ПМПК по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Основные направления реализации Программы.

  • Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Создание социально-психологических условий, благоприятных для максимально успешной адаптации каждого воспитанника в социуме, изменение дезадаптивных и деструктивных форм поведения на социально приемлемые.

  • Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Цель: повышение валеологической компетенции у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

  • Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Цель: оказание социально-психологической помощи неблагополучным (проблемным) семьям и семьям «группы риска» по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних.

  • Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.

Цель: установление сетевых взаимоотношений с заинтересованными субъектами по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Система мероприятий по реализации Программы.

Цели и задачи Программы реализуются системой мероприятий по каждому направлению, взаимодействие которых позволит воспитанникам более успешно войти в мир социальных связей и облегчит их интеграцию в общество.

  • Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья:

– создание комфортной психологической атмосферы в школе;

– выявление социально дезадаптированных воспитанников с повышенным фактором девиантности и проведение углубленного психологического обследования их личностной, эмоционально-волевой сферы;

– коррекционная работа с личностью несовершеннолетнего в кризисный и посткризисный период;

– проведение развивающих занятий, направленных на формирование у обучающихся жизненно важных навыков и умений: позитивного отношения к себе и окружающим, уверенного поведения, саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях, самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных психологических установок;

– просветительская работа по формированию ценностно-смысловой сферы школьников.

  • Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса:

– осуществление подготовки педагогов по вопросам профилактики суицидального поведения и сохранения и укрепления психологического здоровья школьников с учетом существующих требований и специфики данного направления через организацию постоянно действующего семинара;

– повышение уровня информированности обучающихся о способах сохранения и укрепления своего психологического здоровья, о здоровом образе жизни посредством познавательных, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и проектной деятельности;

– проведение социокультурных и спортивно-массовых мероприятий внутри школы и привлечение к ним дезадаптированных воспитанников;

– занятия внеурочной деятельности по программам социальной направленности;

  • Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении:

– обучение родителей использованию ресурсов семьи и ее окружения для восстановления системы детско-родительских отношений;

– консультирование родителей по вопросам поддержки детей и подростков и преодолению социальной дезадаптации у них.

  • Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города:

– осуществление сотрудничества со службами психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения детей и подростков.

План мероприятий по реализации программы.

№ п/п

Направления и содержание работы

Сроки

Ответственные

  1. Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья.

1.1

Создание комфортной психологической атмосферы в школе и классах.

постоянно

администрация,

кл. рук,

воспитатели

1.2.

Выявление социально дезадаптированных воспитанников с повышенным фактором девиантности и проведение углубленного психологического обследования их личностной, эмоционально-волевой сферы.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

1.3

Коррекционная работа с личностью несовершеннолетнего в кризисный и посткризисный период: индивидуальные занятия, консультирование.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

1.4

Проведение развивающих занятий, направленных на формирование у обучающихся жизненно важных навыков и умений (по программам): групповые занятия, занятия с элементами тренинга.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

1.5

Просветительская работа по формированию ценностно-смысловой сферы школьников: беседы, классные часы, лекции.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог,

кл. рук,

воспитатели

1.6

Консультирование обучающихся, в том числе и по запросу.

постоянно

педагог-психолог

1.7

Разрешение кризисных ситуаций.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

  1. Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

2.1

Для педагогов:

2.1

Практико-ориентированный семинар для педагогов «Суицидальное поведение школьников: факторы риска и меры по его предупреждению».

1 раз в четверть

педагог-психолог, зам. по ВР

2.2

Для обучающихся:

2.2.1

Психологические классные часы

(цель: формирование позитивной Я-концепции; ознакомление со способами управления своим эмоциональным состоянием, конструктивными способами разрешения конфликтов):

  •  «Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл.);
  • «Поверь в себя» (7-9 кл.);
  • «Управляй собой» (5-9 кл.);
  • «Стресс в жизни человека и способы борьбы с ним (5-9 кл.);
  • «Учимся разрешать конфликты» (5-6 кл.);
  • «Подросток и конфликты» (7-9 кл.);
  • «Жизнь без конфликта» (7-9 кл.)

по плану

педагог-психолог

2.2.2

Классные часы на правовые темы

(цель: формирование правовой культуры, представлений об юридических нормах):

  • «Путешествие в мир Правовой культуры» (1-9 кл.);
  • «Мои права и обязанности» (1-5 кл.,);
  •  «Юридическая ответственность несовершеннолетних» (5-9 кл.).

по плану

социальный педагог

2.2.3

Правовой лекторий (5-9 кл, цель: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних).

в течение года

социальный педагог

2.2.4

Классные часы нравственной тематики (1-9 кл., цель: формирование нравственной культуры, морально-этических норм, здорового образа жизни)

  • «Вредные и полезные привычки»;
  • «Умей сказать нет!»;
  • «Опасные и безопасные ситуации»;
  • Азбука безопасного поведения»;
  • «Нет алкоголю, наркомании и табакокурению»;
  • «Жестокость и сочувствие»;
  • «Мораль и нравственность – знак равенства»;
  • «К чему стремятся люди?»;
  • «Добро и зло».

по плану

кл. рук,

воспитатели

2.2.5

Тренинг общения

(1-9 кл, цель: развитие навыков конструктивного общения).

по плану

педагог-психолог

2.2.6

Тренинг – «Я – само совершенство»

(5-9 кл, цель: формирование эмоционально-позитивного отношения к себе, устойчивой самооценки, уверенного поведения).

по плану

педагог-психолог

2.2.7

Тренинг «Путь к совершенству»

(7-9 кл, цель: введение в проблему жизненного и профессионального самоопределения).

по плану

педагог-психолог, социальный педагог

2.2.8

Тренинг «Быть уверенным – это здорово!»

(7-9 кл, цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению).

по плану

педагог-психолог

2.2.9

Тренинг ассертивности, или аффективно-ценностного обучения)

(7-9 кл, цель: формирование навыков принятия решения, повышение самооценки, стимулирование процессов самоопределения и развития позитивных ценностей).

по плану

педагог-психолог

2.2.10

Игра «Друзья»

(2-3 кл., цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству).

по плану

педагог-психолог

2.2.11

Игра «Две планеты»

(5-7 кл., цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека).

по плану

педагог-психолог

2.2.12

Игра «Три года с наркотиком»

(7-9 кл, цель: информирование подростков о том, что будет с ними происходить, если они начнут употреблять наркотики).

по плану

педагог-психолог, социальный педагог

2.2.13

Занятия с элементами релаксации: «Цветовой спектр радуги»

(1-9 кл., цель: гармонизация отношений с собой, другими людьми, окружающим миром).

постоянно

педагог-психолог

2.2.14

Занятия по программам внеурочной деятельности:

  • «В гармонии с собой и миром природы» (1-4 кл.);
  • «От мира знаний к миру людей» (5-9 кл).

в течение года

педагог дополнительного образования

2.2.15

Разработка и реализация групповых проектов, направленных на формирование здорового образа жизни.

в течение года

кл. рук,

воспитатели

2.2.16

Участие воспитанников в социокультурных и спортивно-массовых мероприятиях внутри школы и вне.

по плану

зам. по ВР,

воспитатели,

уч. физкультуры

  1. Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении.

3.1

Родительские собрания, лектории:

  • «Учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей в воспитании»;
  • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
  • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
  • «Серьезный мир несерьезных подростков»;
  • «Понять. Простить. Принять».

по плану

зам. по ВР,

кл. рук.

3.2

Акция «Письмо матери»

(1-9 кл., цель: гармонизация детско-родительских отношений).

по плану

зам. по ВР,

кл. рук.

3.3

Тренинг детско-родительских отношений

как составляющая психологической помощи для родителей дезадаптированных детей и подростков (цель: коррекция детско-родительских отношений).

по плану

педагог-психолог

3.4

Консультирование родителей по вопросам поддержки детей и подростков и преодолению социальной дезадаптации у них.

постоянно

педагог-психолог, соц. педагог

  1. Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.

4.1

Установление сотрудничества со службами психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения детей и подростков.

постоянно

администрация ОУ,

ОПДН, КДНиЗП, ПМПК

Литература.

  1. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997 – 116 с.
  2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М: Совершенство, 1997. – 171 с.
  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М: Совершенство, 1997. – 198 с.
  4. Игумнов С.А. Психотерапия и психокорекция детей и подростков. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с.
  5. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
  6. Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических

рекомендаций. / Составитель: Конькова Н.Л. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. – 52 с.

  1. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: Психологический взгляд. – СПб: КАРО, 2006. – 176 с.
  2. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16.

Глоссарий

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Музыкально-игровая программа для детей 2 класса в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей».

В материале представлен сценарий музыкально-игровой программы в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей» (2 класс)...

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Профилактика нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья

Среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы  профилактика нарушений поведения. ...

Включение духовно-нравственного компонента в содержание рабочей программы по музыке и пению в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН).

Статья опубликована в сборнике "Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи": в материалах Восьмых областных Благовещенских чтений (Воронежский государственный пед...

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на домуСоциальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяетс...