Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому
статья

Беспалова Людмила Матвеевна

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому

Социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. Причем изменения поведения зачастую являются первыми признаками врожденного слабоумия.

Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, классифицируется как девиантное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №432

Статья на тему: «Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому»

Учитель: Беспалова Л.М.

Санкт-Петербург

2019 г.

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому

Социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. Причем изменения поведения зачастую являются первыми признаками врожденного слабоумия.

Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, классифицируется как девиантное.

Девиантное поведение - ведущий к углублению средовой дезадаптации, стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных и других социальных групп (Вострокнужов Н.В. 1996).

Происхождение нарушенного поведения у разных детей с умственной отсталостью различно. Искаженные семейные отношения и негативное воспитание в семье являются чаще всего источником психических расстройств с разнообразными девиациями поведения. У детей из неблагополучных семей, к тому же с теми или иными дефектами развития, наблюдаются, как правило, высокий уровень тревожности, агрессивность, недоверие к взрослым.

Выделяют различные виды поведенческих расстройств: - побеги из дома и бродяжничество. В трети случаев побеги сочетаются с делинквентностью. Уходы эти не обдуманы, не планируются и не готовятся, нередко совершаются под давлением сверстников и старших; - агрессия. Агрессия к родителям, сверстникам, воспитателям умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Упрочению агрессивного поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в школе; - повышенная аффективная возбудимость. Часто возникающие по незначительному поводу или без видимой причины вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями, грубостью, необдуманными поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности; - грубость. Грубость, как правило, возникающая на фоне аффективной неустойчивости, раздражительности, выражается в дерзких оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их замечания или просьбы. Чаще проявляют грубость старшие дети и подростки; - недисциплинированность. Проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения поручений, просьб и нежеланием обслуживать себя; - воровство; - табакокурение, алкоголизация; - токсикоматическое поведение; - активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение.

С целью предупреждения антиправовых действий и асоциальных поступков лиц с умственной отсталостью, а также для своевременного проведения медицинских мероприятий и психолго-педагогической коррекции, специалистам при общении с такими детьми необходимо обращать внимание на их личностные особенности и особенности их поведения.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:

  • снижение уровня личностной тревожности.
  • формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
  • развитие позитивной самооценки.
  • обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реагированию негативной ситуации в целом.
  • обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  • обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Отдельным блоком она выделила консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю.

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на реагирование на негативную ситуацию в целом.

Для первой стадии выражения гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

1) комкать и рвать бумагу;

2) бить подушку или боксерскую грушу;

3) топать ногами;

4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);

6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

7) втирать пластилин в картонку или бумагу;

8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Для того чтобы коррекционная работа по выражению гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрессивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам управления собственным гневом и контроля над ним.

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки управления собственным гневом и контроля над ним, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей очень высок.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

2) закрепление этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению          своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Работа  с родителями агрессивного ребенка.

Эта работа является очень сложной, т. к. часто родители, имеющие агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются в психологическую консультацию лишь для «усмирения» ребенка, а не за помощью ему. Их вполне бы устроило дать ребенку успокоительную таблетку, действие которой было бы очень длительным, и ребенок перестал бы приносить им досадные неприятности.

 Книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» может помочь родителям и учителям приобрести знания, которые помогут им лучше общаться с детьми.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

 • «Выбиваем пыль»

Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, ее почистить.

• «Уходи злость, уходи»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громкими криками «Уходи злость, уходи». Упражнение делается 3 минуты, затем они ложатся в позу звезды и отдыхают, слушая музыку 3 минуты.

• «Ругаемся овощами»

 Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а ... овощами: «Ты-огурец», «А ты-редиска» и т.д.

Метод игнорирования

 - не показывать детям, что в них видят исключительность;

 - не делать ребенка центром внимания, кажущееся невнимание ведет к подавлению проявлений; - ребенок не должен знать, что его считают ненормальным;

 - комплексное выполнение данного метода.

Метод культуры, здорового смеха

 Смех, радость – физиологически оживляют весь организм, оздоравливают душу, питают разум.

 - создание вокруг ребенка радостной атмосферы;

- здоровый смех – лекарство;

 - специальный подбор книг для чтения;

- шутки, загадки, прибаутки;

 - но! смех должен быть без сарказма.

Необходимо:  Как можно больше разговаривать с ребенком.

  Читать ребенку книги

.  Сообщать важные сведения об окружающем мире

.  Не ограничивать контакты со сверстниками

АРТПЕДАГОГИКА

Если говорить о классической арттерапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография.

К современным артпедагогическим технологиям относят игротерапию, куклотерапию, изотворчество (пальцевая живопись, рисунки из ладошки, кляксография) сказкотерапию (постановка сказок с помощью кукол;  сочинение сказок;  рисование сказок), оригами, маскотерапию, драмотерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцеваль-двигательное творчество (танцы,  придумать свое животное и изобразить его или передать характерные движения группы животных) и др.

Памятка работы педагога с проблемными детьми.

 1. Систематическая комплексная индивидуальная психолого-педагогическая коррекция.

 2. Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.

3. Обучение должно сочетаться с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

 4. По возможности создание специальных условий обучения и воспитания (отдельные комната, свет, игровая деятельность, т.п.).

5. Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.

6. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

 7. Задания с опорой на образцы.

8. Использование доступных инструкций.

9. Использование максимума наглядности.

 10. Динамическое наблюдение за продвижением  ребенка.

Памятка работы педагога с проблемными детьми.

 1. Систематическая комплексная индивидуальная психолого-педагогическая коррекция.

 2. Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.

3. Обучение должно сочетаться с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

 4. По возможности создание специальных условий обучения и воспитания (отдельные комната, свет, игровая деятельность, т.п.).

5. Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.

6. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

 7. Задания с опорой на образцы.

8. Использование доступных инструкций.

9. Использование максимума наглядности.

 10. Динамическое наблюдение за продвижением  ребенка.

Памятка работы педагога с проблемными детьми.

 1. Систематическая комплексная индивидуальная психолого-педагогическая коррекция.

 2. Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.

3. Обучение должно сочетаться с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

 4. По возможности создание специальных условий обучения и воспитания (отдельные комната, свет, игровая деятельность, т.п.).

5. Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.

6. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

 7. Задания с опорой на образцы.

8. Использование доступных инструкций.

9. Использование максимума наглядности.

 10. Динамическое наблюдение за продвижением  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....

Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения  в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможн...