Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по психологии на тему

Макошенко Елена Евгеньевна

В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_proforientatsionnoy_raboty_v_shkole.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. Правильно сделанный профессиональный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Возможность успешного включения ребенка с интеллектуальными нарушениями в систему трудовых отношений является одним из основных механизмов социальной интеграции  и итоговой целью  обучения и воспитания. В настоящее время наметилась положительная тенденция, идет поиск путей интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, реализация их права жить, учиться, работать в соответствии их интересами и психофизическими возможностями. Являясь равноправными гражданами России, юноши и девушки с нарушениями развития имеют право на профессиональное образование, которое обеспечивает данной категории молодежи равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических, и других прав и свобод, основанных на общепринятых принципах и нормах международного права.

И все же, проблема трудоустройства обучающихся с интеллектуальными нарушениями остается достаточно актуальной, так как помимо когнитивных нарушений, у обучающихся прослеживается целый ряд сопутствующих заболеваний, которые ведут к затруднениям как в овладении профессиональными навыками, так и к трудностям адаптации в трудовом коллективе.

Молодые люди с интеллектуальной недостаточностью отличаются инфантилизмом, искаженным формированием образа себя и значимых взаимоотношений, неумением планировать свою жизнь и управлять ею, низкой готовностью к самостоятельному решению проблем, невысоким уровнем самоорганизации, отсутствием мотивации к социальной реализации.  Небольшой практический опыт и слабое его осмысление, интуитивность поступков, непонимание индивидуальных жизненных интересов и целей определяет основные трудности их социально-трудовой адаптации. Они не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте. Таким образом, выбор профессии для данной категории выпускников,  суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

Требования Специального Федерального образовательного стандарта для детей с интеллектуальными нарушениями определили обязательной организацию такой образовательно-адаптационной и реабилитационной среды образовательного учреждения, которая должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка и оказать особую помощь в развитии его способностей и реализации прав на трудовую деятельность  с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Таким образом, основным направлением профориентационной работы в нашем учебном учреждении является формирование профессионально важных качеств и оценка своих реальных возможностей  в  избранном виде деятельности, стимулирование интереса  подростков к своему будущему и проектирование его позитивного образа.

Основные задачи:

  • ориентирование обучающихся в мире профессий и подготовка их к трудовой деятельности с учетом их склонностей, возможностей и требований рынка труда;
  • повышение уровня познавательной активности детей посредством практического применения теоретических знаний в каждодневной деятельности;
  • коррекция и развитие произвольности деятельности у школьников, формирование её целенаправленности и последовательности в выполнении трудовых операций;
  • развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в детском коллективе, ориентирование детей на принципы сотрудничества и взаимопомощи;
  • повышение правовой грамотности выпускников;
  • обучение навыкам самообеспечения  и самообслуживания в быту.

С момента поступления ребенка в школу осуществляется комплексная и многоплановая работа по подготовке детей к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, где основной акцент делается на поиск и раскрытие их профессионального ресурса с учетом сохранных функции организма, проработку реальных критериев подходящей по состоянию здоровья профессии.

Система профориентационной работы делится на три этапа: информационно-подготовительный,  выбор профессионального обучения, допрофессиональная подготовка.

1 этап. Информационно-подготовительный.

Задачи:

  • Сформировать   положительное отношение к труду
  • Расширить знания детей о мире профессий и представить им возможность «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;
  • Развивать навыки самообслуживания и общественно полезного труда.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий уже в начальном звене обучения, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день представляя их на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни. Безусловно, учитывая своеобразие развития детей с интеллектуальными нарушениями в первые годы обучения, работа в этом направлении требует специально организованных усилий. В данном случае инициатива и руководящее начало должны исходить от взрослого. Используя различные виды игровой деятельности, педагогические работники в доступной форме раскрывают реальные отношения людей в процессе трудовой деятельности, воспитывают творческое воображение, формируют эмоциональные переживания результатов труда, таких как радость и удовлетворение. Особого внимания заслуживают сюжетно-ролевые игры, в которых обучающиеся, воспроизводя позаимствованные из жизни социальные отношения, различные ситуации бытового или производственного труда, учатся быть самостоятельными, деловыми, наблюдательными, учатся вести себя организованно, соответственно требованиям игры, не выходить из своей роли, творчески развивать сюжет игры.

На данном этапе профессии должны познаваться в доступной и исключительно конкретной форме. Довольно эффективно организовывать сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации на темы, которые уже обсуждались с детьми или наблюдались во время экскурсий, тематических прогулок или же взяты из жизненных ситуаций (школа, столовая, швейная или столярная мастерская, семья и т. п.) с обязательным с выполнением трудовой роли (уборка помещения, стирка, глаженье, сортировка одежды, продуктов, уход за посудой, комнатными растениями и т. п.), а также подкреплением, одобрением социально желаемых образцов поведения в решении различных ситуаций. На основе этого наглядного материала, ребенок может анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.  

Младшим школьникам не так важно постигнуть многообразие профессий, как познать суть профессиональной деятельности, а именно: каждая профессия нужна людям, любой труд почетен, каждый человек должен иметь профессию. В процессе различных видов деятельности:  игры, общения, обучения, трудовых поручений, в процессе которой дети осмысляют и решают общественно значимые задачи, коллектив школы создает  условия для развития самосознания и познания каждого ребенка, успешно формируя положительные социально значимые качества его личности, расширяя границы социальной адаптации.

Профессиональное просвещение обучающихся младших классов является органической частью образовательной программы учреждения и проводится в ходе общеобразовательного обучения и во внеурочное время, расширяя кругозор младших школьников о мире профессий, формируя интерес к трудовой деятельности и стимулируя дальнейшее развитие профессионального самосознания. Важным элементом профориентационной работы, которая продолжается и на последующем уровне, является психологическая подготовка к труду.

Существуют различные формы этой работы: беседы, викторины, игры, экскурсии, трудовые пробы, сообщение сведений о профессиях и трудовой деятельности.

Для более детального изучения профессий, взрослые вместе с детьми создают базу данных «Город мастеров». Она позволяет вести целенаправленное разъяснение по профориентационной работе, направленное на знакомство с той или иной профессией. Каждая папка собрана по единому плану:

  • предмет труда: чем занимаются люди этой профессии;
  • объект труда: где работают и какую работу они выполняют;
  • орудия труда, необходимые для работы;
  • фотографии и рисунки;
  • занимательный материал: загадки, стихи, ребусы, пословицы, поговорки, сказки, песни и т.д.

2 этап Выбор профессионального трудового обучения.

Задачи:

  • Ориентировать детей на профиль трудового обучения соответствующий их психофизическим возможностям;
  • Ознакомить обучающихся с кругом показанных профессий, условиями труда;
  • Формировать общетрудовые умения и навыки;
  • Разъяснять обучающимся общественную значимость рабочих профессий, их важность и необходимость.

На этом этапе проводится диагностика учащихся 4-5 классов и знакомство детей с различными видами труда и трудовыми мастерскими школы.

Также на этом этапе определяется основная трудовая направленность ребенка с учетом его склонностей и возможностей и  последующее трудовое обучение обучающихся в соответствие с психолого-медико-педагогическими рекомендациями. Комплексная диагностика проводится в рамках  школьного психолого-медико-педагогического консилиума в конце обучения в начальном звене школы, где задействован ряд специалистов образовательного учреждения: учитель начальных классов (успешность освоения программного материала), воспитатель (уровень воспитанности), учитель-дефектолог (уровень развития сенсомоторной и познавательной сферы), медицинские работники (психиатрия – допуск по состоянию психического здоровья, педиатр – соматическое здоровье), педагог-психолог (особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы); социальный педагог (диагностика возможностей и желаний ребят).  По итогам работы специалисты школы определяют каждому ребенку маршрут соответствующего трудового профиля, который в силу определенных обстоятельств может гибко меняться и варьировать исходя из потребностей и особенностей каждого отдельного ребенка.

3 этап Допрофессиональная подготовка. Этот этап рассчитан на учащихся 6-9 классов.

Задачи:

  • Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов как в практической деятельности, так и в процессе познавательных и профориентационных игр;
  • Ориентировать обучающихся на конкретные виды профессиональной деятельности, познакомить детей с условиями труда и производством, развивать навыки трудового общения;
  • Определить реальные критерии подходящих профессий с учетом  склонностей и возможностей детей и определить дальнейший профессиональный маршрут каждого ребенка;
  • Формировать установку на повышение чувства ответственности за себя и свое профессиональное будущее.

В общей системе профориентации - это основной этап, в процессе которого  подростки уже реально могут оценивать свои возможности в будущей трудовой деятельности. Путем различных трудовых проб на базе школьных учебных мастерских, учебных опытных участков, внеклассных трудовых мероприятии и выполнения общественно полезного труда осуществляется плановая трудовая подготовка.

Учителя трудового обучения, проводят большую работу по формированию положительного отношения к труду, обучая детей с опорой на  полученные теоретические знания выполнять практические задачи в повседневной жизни. Таким образом, воспитание профессионально важных качеств и трудовая подготовка стимулирует развитие познавательной активности в усвоении общеобразовательных предметов.

Дети получают разностороннюю информацию о видах доступного труда, о требованиях рекомендуемых профессий к кандидату, о социальной значимости профессий, условиях труда.  

Большое внимание уделяется развитию способности ребенка работать в команде, акцентируя внимание на сути и значении взаимопомощи, уважения, дружбы, товарищества в коллективе.

На данном уровне профессиональной ориентации осуществляются как подготовительный этап, который имеет место быть на всех уровнях профессиональной ориентации,  так и  завершающий этап. Важным моментом профориентационной работы на этом уровне трудовой подготовки учащихся является уточнение, конкретизация и дифференциация представлений обучающихся о выбранной профессиональной деятельности.

На предварительном этапе профориентации определяется степень сохранности психологических функций, необходимых для формирования общих профессионально важных качеств, в целях определения общих профессионально важных качеств, в целях определения зоны ближайшего развития, разработки стратегии дальнейшего развития и компенсации

Опыт работы позволил нам построить такую систему профориентационных методик выбора профессии, которая помогает учащимся в их самоопределении. Таким образом, на предварительном этапе психодиагностическое профориентационное исследование предполагает следующие составляющие:

1.Составление психологического портрета:

  • оценка уровня развития высших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление);
  • уровень развития психомоторики;
  • особенности динамики психической деятельности;
  • особенности эмоционально-волевой сферы;
  • индивидуально-личностные особенности;
  • способность к осознанию своих индивидуальных особенностей и их адекватной оценке.

2.Определение сформированности активной трудовой направленности.

3. Выявление профессиональных интересов и склонностей, а также возможности их коррекции.

4.Выявление структуры ценностно-мотивационной сферы (характер взаимоотношений со сверстниками, способность к общению и её особенности при включении в трудовую деятельность).

5.Выявление социального потенциала семьи ребенка и особенности психологического климата (характер отношений, стиль воспитания, оценка возможностей родственников в оказании помощи в профессиональном самоопределении).

В целом ряде случаев возможна компенсация имеющихся нарушений, поэтому необходимо уже на предварительном этапе профориентации выявить эти нарушения и целенаправленно работать над их коррекцией или компенсацией, осуществляя постоянный контроль за развитием психических функций, в том числе обеспечивающим формирование профессионально важных качеств. В процессе всего периода общеобразовательной деятельности продолжается изучение и формирование личности учащегося.

Профконсультации, проводимые на основе результатов диагностических процедур, индивидуальные беседы с консультируемыми  и их родителями помогают подросткам определиться с выбором дальнейшего направления образования и профессиональной деятельности.

Основными формами профессионального просвещения  на этом этапе являются беседы, лекции, обсуждения фильмов, статей, книг соответствующего содержания, встречи с выпускниками, родителями, множественные экскурсии на предприятия города, общественно полезный труд. При проведении этой работы учащихся в доступной форме знакомят с определенной профессией, ее социальной значимостью, перспективой трудоустройства, техникой безопасности, материальным обеспечением, санитарно-гигиеническими условиями труда.

Большое значение в жизни школы имеет «Праздник труда», где обучающиеся имеют возможность представить результаты своей трудовой деятельности. Приглашаются родители, гости, педагогический коллектив школы как осуществляющий образовательную деятельность, так и те, кто уже завершил свою трудовую биографию. В непосредственной и теплой обстановке взрослые рассказывают о важности и значимости многих профессий, особо отличившихся детей награждают грамотами и ценными призами. Праздник заканчивается концертом, где каждый ребенок в той или иной степени принимает непосредственной участие.

По окончанию 9 класса юноши и девушки сдают экзамен по трудовому обучению. Профессионально-трудовая подготовка оценивается путем систематического изучения динамики развития трудовых показателей: практическая готовность к бытовому и производственному труду (физические, мотивационные, практические и академические знания и умения); усвоение программного материала по профессионально-трудовому обучению.

И в период завершения общеобразовательной подготовки и перехода к профессиональному обучению, на этапе завершающей профориентации обучающиеся уже определяются со своим профессиональным маршрутом.  Предполагается, что их профессиональный выбор  будет основываться на соответствующем уровне практической трудовой подготовки, полученной в образовательном учреждении.

В силу особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профориентационная работа является достаточно сложным  и комплексным процессом, в котором задействованы различные специалисты. Она имеет важное значение, так как связывает систему образования с экономической системой общества. Очень важно, чтобы каждый выпускник школы не терял напрасно время, силы и средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. Именно самореализация в общественно значимой и профессиональной деятельности позволяет молодым людям определить свои жизненные цели, планы и  адекватно оценить возможность их реализации через сделанный профессиональный выбор.

Таким образом, при грамотно выстроенной профессиональной подготовке детей с нарушениями развития в стенах образовательного учреждения, у них появляются шансы стать не потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе своего развития. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дианова В.И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития/ Дефектология №1/2006. с.63-65
  2. Дик Н.Ф. Тематические классные часы «Человек и закон» в 9-11-х классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.-285 с.
  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-512 с.
  4. Мирский С.Л. Организация развивающего обучения  во вспомогательной школе/ Дефектология №3/2000. с.32-36
  5. Москоленко Н.В., Щербакова А.М. Подготовка воспитанников-сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной / Дефектология № 1/ 2006.  с.47-52
  6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4-е изд., испр и доп. М.: АРКТИ, 2008.-312 с.
  7. ПотаповаТ.В. Беседы о профессиях с детьми. – М.: Сфера, 2008.-64 с.
  8. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2008.-271 с.
  9. РезапкинаГ.В. Я и моя профессия: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
  10. Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии/ Школьный психолог №14/2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому  настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на домуСоциальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяетс...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....