Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
материал

Авдеева Светлана Александровна

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoy_doklad.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся.

  Проблема трудоустройства обучающихся  с интеллектуальными нарушениями остается достаточно актуальной, так как помимо когнитивных нарушений, у них прослеживается целый ряд сопутствующих заболеваний, которые ведут к затруднениям как в овладении профессиональными навыками, так и к трудностям адаптации в трудовом коллективе.

 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются инфантилизмом, искаженным формированием образа себя, неумением планировать свое время и управлять им, низкой готовностью к самостоятельному решению проблем, невысоким уровнем самоорганизации, отсутствием мотивации к социальной реализации.  Небольшой практический опыт и слабое его осмысление, интуитивность поступков, непонимание индивидуальных жизненных интересов и целей определяет основные трудности их социально-трудовой адаптации. Таким образом, выбор профессии для данной категории выпускников,  сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

  В МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» подготовка детей  к самостоятельной жизни,  производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. В школе осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом своих особенностей и потребности общества. Наше учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

 В связи с этим задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций в нашем учреждении теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания и обучения. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд. Значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в ТОГБПОУ «Мичуринском аграрном техникуме» и получают профессию: рабочий зеленого хозяйства, садовник, маляр строительный, штукатур.

 В нашей школе обучающиеся с первого класса  попадают в воспитательную среду, которая направлена на формирование их трудовых навыков. В начальном звене – это навыки самообслуживания, в среднем и старшем звене – социально-бытовая ориентировка автоматизация навыков самообслуживания, общественно-полезный труд, профессионально-трудовое обучение и воспитание, предусмотренное обязательной программой. Проводится профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями, их общественной значимостью. В старших классах возникает необходимость профессиональной ориентации, ознакомления с рядом доступных для обучающихся профессий. В 8-х -9-х классах происходит нацеливание на необходимость получения профессионального образования.

 Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, развивают их творческие способности.

 Основными направлениями профориентационной работы в школе являются: профессиональное просвещение обучающихся «Программа по профориентации «Мой выбор», организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий кружок «Кем я хочу быть», развитие творческого потенциала детей, участие в школьных конкурсах и муниципальных этапах конкурса «Охрана труда». Наиболее эффективные формы работы: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий и представителями ТОГКУ Центр занятости населения, экскурсии на предприятие - ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум», анкетирование, тестирование выпускников школы.

 Пространство, которое оказывает влияние на профессиональную ориентацию ребенка это: администрация школы, педагоги-психологи, ТОГКУ Центр занятости населения, классные руководители, классный коллектив, родители.

 Моя работа по профессиональному самоопределению учащихся в 2019-2020 уч.г. была направлена как на работу с родителями (законными представителями), так и на обучающихся и состоит из:

- изучения личностных качеств и интересов учащихся 8-9 классов;

- выявления склонностей, способностей и профессиональных предпочтений;

- оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, разработку рекомендаций учащимся и родителям (законным представителям).

 В начале курса по профессиональному самоопределению с учащимися 8 – 9-х классов было проведено входное анкетирование, которое показало, что с выбором дальнейшей профессии определились  70 %.

 Большая часть обучающихся 8-х - 9-х классов продемонстрировали заинтересованность в знаниях о своих способностях, информации о различных профессиях и перспективах дальнейшего профессионального роста, что показывают их ответы в анкете. Эти данные доказывают высокий уровень мотивации воспитанников школы  на участие в занятиях по профориентации.

 Среди обучающихся  8-9 классов проведены коррекционно-развивающие групповые занятия по профориентации, направленные на изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого, уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагался бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Основываясь на полученных результатах, я провела следующую работу:

- Консультативная работа – проведено индивидуальное консультирование обучающихся по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.

- Практическая работа – проведены групповые профориентационные занятия с детьми, преимущественно в форме тренингов. На занятиях проводилось анкетирование, в группах обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный выбор каждого обучающегося. Использовались: методики Климова Е.А., Айзенка Г.

- Сформированы представления о направлениях и видах профессиональной деятельности, оказана помощь в личностном самоопределении и самоактуализации.

- Социально–просветительская работа – организованы беседы с обучающимися  по ознакомлению с различными профессиями. На родительских собраниях проведены беседы с родителями, которые были направлены на повышение психологической компетенции по вопросам профессионального самоопределения.

 На родительских собраниях проведены беседы по профориентации:

- «Профориентационная работа в МБОУ « Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Как помочь ребёнку выбрать профессию».

 Для детей была использована методика «Незаконченное предложение» (Я бы хотел (а) выбрать профессию__________потому, что….)

(Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли обучающийся выбор профессии. Кроме того, дописанное предложение свидетельствует об осознанном выборе. К отсутствию ответа часто приводит утомляемость, нежелание задумываться о себе, низкие коммуникативные способности.)

 В ходе повторного мониторинга, проведенного в конце марта 2020г,  было обследовано 25 человек.

Анализ полученных данных показал следующие результаты. Количество выбравших профессию на данный момент составляет 22 человека, т.е. 88% из общего числа.

Таким образом, только системная профориентационная работа может подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору своей будущей профессии. Детей необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. В связи с этим профориентационная работа с нашими обучающимися  нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занимательные задания для проведения мероприятия на недели математики. Задания подходят для учащихся 5-9 классов....

Статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В материале представлена статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...