Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
материал на тему

Холодова Елена Анатольевна

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? 
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества

Б.П. Никитин, педагог-новатор

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

на дефектологическом семинаре

Тема: «Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната»

Подготовил:

учитель швейного дела

Холодова Е.А.

Декабрь 2015 год

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? 
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества
 

Б.П. Никитин, педагог-новатор

     Одной из главных задач  коррекционной школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

    Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

      Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

      Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

      Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия    дополнительного образования, так как зачастую это  прекрасная  возможность  для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

      Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить  жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

           Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

      Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

     Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

       Творческие способности  развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной. 

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. игры;
  1. конкурсы; творческий труд
  1. проекты, исследовательская деятельность
  1. экскурсии  
  1. индивидуальные занятия

    Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство.       Большинство педагогов нашей школы, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно - прикладным творчеством. В нашей школе хорошо отлажена система кружковой работы. Ежегодно работают кружки «Бисероплетение», «Волшебная игла», «Модульное оригами», «Юный столяр», «Юный художник». Кружковая работа, а также занятия, проводимые воспитателями во внеурочное время прикладным творчеством, направлены на  эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе  усвоения детьми ряда  навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

        Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками и утюгом; витраж, коллаж с применением стружки, соломы, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д.), экспериментирование с различными художественными материалами,  дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству и  является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов обучающиеся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.

       Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладным  творчеством создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.  Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают  огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Главная цель педагога:

-формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

 Задачи, способствующие достижению цели:

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе  изобразительной деятельности;

- формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

- стимулирование интереса к прикладному творчеству;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

В нашей школе стало доброй традицией проводить творческие выставки  детских работ такие, как «Неделя золотой осени», «Мастерская Деда Мороза», «Неделя игры и игрушки», выставки кружковых работ, а также наиболее самая яркая выставка организуется во время проведения конкурса «Созвездие». Также успешными результатами деятельности по развитию прикладного творчества можно считать многочисленное участие в городских выставках, в выставках на республиканском уровне и большой успех – это участие в межрегиональных выставках по Приволжскому федеральному округу в г. Казани «На берегах Волги семьёй единою живём» (участие с 2010 года), творческий конкурс по прикладному искусству «Мастерок» в г. Ижевске 2014 год, в г.Ульяновске 2015 год. Такие конкурсы стимулируют  инициативу учащихся  мотивируют на положительные поступки и обучение.

     

        Работая с обучающимися нашей школы, мы наблюдаем, что среди детей с дефектами в развитии есть ученики, имеющие определённые способности.

              Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями развития подтвердил идею Л.С. Выготского о том, что раннее включение ребенка в процесс коррекционно – воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития.

               В школе созданы все условия, способствующие раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка: небольшая наполняемость классов; содержание воспитания, способствующее разностороннему воздействию на детей и включение их в разнообразные виды деятельности; многообразие форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные); участие в работе ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, медицинского персонала, учителя – дефектолога, учителя лечебной физической культуры, ритмики, музыки)

               Особенности речи с нарушениями интеллектуального развития рассматриваются многими исследователями (В.В. Воронкова, А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов). Неумение многих детей с ограниченными возможностями здоровья правильно пользоваться акцентным членением фразы и интонацией обедняет и без того несовершенную устную речь, лишая ее эмоциональной окрашенности, выражения личностного отношения к сказанному.

            Существует ряд методик по развитию выразительной речи, но они как правило предназначены для занятий в урочное время. В связи с этим существует необходимость в разработке методических подходов во внеурочное время. Такие подходы разработаны в нашей школе - проведение тематических внеклассных мероприятий, театральные праздники – Осенний бал, Фольклорная неделя, Неделя сказок, Новогодние праздники, праздники, приуроченные к значимым датам (8 марта, день учителя, 23 февраля и др.) и, конечно же, ежегодная подготовка к конкурсу «Созвездие». На таких мероприятиях  у детей  появляется возможность проявить интерес к сценическому мастерству.

             Искусство занимает ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Театрализованная деятельность относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, которая предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации их индивидуальных возможностей. Театральное искусство близко и понятно умственно отсталым детям, ведь в основе театра лежит игра. Разностороннее влияние этой деятельности на личность умственно отсталого ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств.

          На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (родители, дети из других классов, гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках.

           В своей работе мы – педагоги стремимся использовать любые способности и возможности детей. Дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения, играют на музыкальных инструментах. Для развития творческих способностей в театрализованной деятельности у нас в школе работают кружки «Домисолька», «Танцевальный», преподаются уроки пения и дети обучаются игре на музыкальных инструментах.

         Занятия, по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития умственно отсталого ребенка. По результатам проделанной коррекционно-развивающей (в течение нескольких лет) работе, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность положительно влияет на многие факторы в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:

• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются

• развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

• активизируется собственная речь

• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения

• обогащается словарный запас

• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений • развивается эмоционально-волевая сфера

• корректируется поведение

• формируется самостоятельность и активность

• научились проявлять свои творческие возможности

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Занимаясь с умственно отсталыми детьми, мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, наши дети смогли использовать и в повседневной жизни. Надеемся, что искренность и доброту они пронесут через всю свою жизнь.

Успешным результатом работы по направлению в театрализованной деятельности можно считать многочисленные выступления с призовыми местами на республиканском конкурсе «Созвездие» в г. Саранске, выступление наших обучающихся Суслина Андрея и Корнева Шарифжана на открытом межрегиональном фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек» в 2015 году.

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения

    Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, СБО, коррекционные занятия.

    Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

    Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения»,  который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.  Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься  этой деятельностью.

    Все формы детского творчества для ребёнка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.

        Во время занятий трудом решаются следующие задачи:

  • Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;
  • Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
  • Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно- прикладного искусства;
  • Воспитание активного эмоционального - эстетического отношения к видам искусства;
  • Развитие интереса к духовному миру человека;
  • Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

      Для развития творческой деятельности существует несколько принципов: прежде всего, следует сформировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки; новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании; содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми; в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики; следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства; стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

        Раскрывая понятие «опыт творческой деятельности», выделяются следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой функции знакомого объекта; альтернативное мышление, т. е. видение возможных решений данной проблемы различными способами .

Коррекция недостатков умственного развития обучающихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) будет заключаться в том, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания, практическом их выполнении.

Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить обучающихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.

Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.  

       Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках швейного дела. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребёнка в школе. Из моих многолетних наблюдений обучающиеся нашей школы не понимают и не принимают общественные значимости работы.

Любую работу, которую они делают, они связывают с собой, т.е. они выполняют её либо для себя, а, если работа выполняется для школы, у них интерес пропадает и моя задача, как учителя, активизировать обучающихся, развить интерес к этой работе и убедить в необходимости общественной значимости любой работы. Наиболее эффективными с моей точки зрения должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направлено на развитие познавательных процессов обучающихся и их творческой активности.

Выдающиеся педагоги М.С. Певзнер, В. А. Сухомлинский, К.Д Ушинский, К.С. Лебединская, Выготский и другие показали, что влияние деятельности на развитие детей зависит от эмоционального отношения к ней. Деятельность, выполняемая с охотой, увлечением мобилизует психические и физически силы организма и способствует их развитию, радует детей, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка, положительное отношение к работе. Для детей со сниженным интеллектом это имеет особенно большое значение, т.к. не интересная монотонная работа способствует тому, что у них пропадает интерес к ней и сколько бы, потом учитель не стремился убедить в полезности этой работы, интерес к ней у обучающиеся не восстанавливается.

        За годы работы, убедилась, что успешность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от формирования у обучающихся активной позиции в отношении познавательной деятельности. Вот почему роль первого года обучения в швейных мастерских очень велика в деле формирования положительно отношения обучающихся к занятиям, и задача моя, как педагога развить у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности. Для решения этих задач выявляю умения, и навыки делю на три группы и на основе этого провожу коррекционную работу.

К I группе относятся сильные обучающиеся, где большой упор делаю на самостоятельность в выполнении той или иной работы. Дифференцированный подход применим ко II группе. Индивидуальная работа систематически проводится с отстающими обучающимися, которые и определены в III группу. На уроках труда обучающиеся 5 класса овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Когда у детей впервые возникает желание шить? Чаще всего в тот момент, когда они видят перед собой необычное готовое изделие, поразившее их изысканностью линий. Красивые, аккуратно выполненные образцы. После этого руки сами тянутся к ниткам, ткани. Как подметил В.А. Сухомлинский, истоки способности и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем больше наблюдательности, пытливости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка. Это полностью отвечает и работе с нашими обучающимися.

     В системе обучения школьному швейному делу важное место занимает первый год, так как именно здесь закладывается фундамент трудового обучения в последующих классах. От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения, отношение к трудовой деятельности вообще. На данном этапе обучения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья поддерживается познавательный интерес, они выполняют все виды работы с охотой, увлечённо, особенно при изучении темы «Швейные машины» и работа на них. Новые для данного периода задачи связаны, прежде всего, с тем, что уроки проводятся в профессиональных мастерских. Наиболее важное из них - воспитание у обучающихся организационных умений и навыков в работе в швейной мастерской. Например, обучающиеся должны научиться организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться машинным оборудованием только по разрешению учителя, правильно одеваться для работы (спец. одежда), убирать своё рабочее место. Изучение, а за тем строгое выполнение правил техники безопасности при работе с различными инструментами, тем самым формирую дисциплинарные навыки у обучающихся. В первый и второй год обучения, я воспитываю в детях такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая сверстникам, выполнять любые задания, предложенные учителем, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Добиваюсь и считаю главным, что настойчивость в работе добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и навыков по швейному делу. В течение всех пяти лет обучения я провожу беседы с детьми о том, как важно умение шить в дальнейшей жизни.

      Одним из главных направлений в моей работе является создание развивающей среды, активизация познавательных интересов как факторов эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления ребенка, т.е. атмосфера психологической защищенности, способствующая развитию индивидуальности ребенка, что обеспечивается, прежде всего, манерой взаимодействия учителя и обучающихся: спокойный голос. Внушать детям уверенность, что с работой они справятся. Подбирать для работы тот фасон и ткань, которые им нравятся, во время контроля только похвала, даже если работа выполнена не совсем правильно. После похвалы указать на то, что нужно исправлять и как это сделать.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

       Активизация познавательных интересов и творческих способностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в большей степени от методов обучения, которые я использую на уроках труда. Для того чтобы обучающиеся научились пользоваться иглой, напёрстком, измерительными инструментами, составлять упрощённым способом простые выкройки понимать их чертежи и уметь применять при раскрое готовую выкройку, программа по швейному делу предусматривает применение на уроках наглядных пособий «Принцип наглядности» является одним из важнейших методов активизации познавательных интересов и творческих способностей наших школьников. Это и образцы изделий, чертежи, карточки-задания, инструкционные, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия, помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал, который даёт учитель. В специальной (коррекционной) школе этот принцип  имеет особенно большое значение. Это связанно с конкретностью мышления наших обучающихся, с характерными для их психики нарушениями процессов абстрагирования и обобщения.

      В учебно-воспитательной работе с обучающимися нашей школы необходимо учитывать, что сам по себе показ предмета не создаёт у них точные и дифференцированные образцы. Задача формирования предметных образов у обучающихся нашей школы решается путем специальной организации восприятия, когда наглядность сочетается с объяснениями учителя.

Наглядные пособия в школе создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности школьников.  «Предмет, стоящий перед глазами ученика,  сам собой, без посредства чужого слова  пробуждает в обучающиеся мысль,   исправляет её, если она ошибочна,  дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную систему, если  она расположена не логически....» - писал Ушинский.  Дифференцированный подход к обучающимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно - технологических карт, раздаточного материала, карточек - заданий, различных по степени трудности. Компьютер в школьной мастерской – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности для учеников VIII вида, повысить уровень мотивации обучающихся, применить различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое  участие детей в учебном процессе. Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.  Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод.

        Интерес, вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение, утомляемость. Использование ИКТ помогает в проведении физминуток.

Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает обучающихся к работе, чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное - вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками. Это очень важно - воспитание мотивов учения.

На занятиях по швейному делу имеются широкие возможности для использования проблемности. Это обусловлено тем, что изготовление швейных изделий требует творческого подхода. Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. Например, при описании модели платья, автор предлагает клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из полосатой ткани. Возникает ряд вопросов:

-        Можно ли заменить предложенную модель тканью в полоску?                                        -        Как разместить фасонные линии на платье?                                                                     -        Какие элементы платья изменить?                                                                                            -        Как расположить рисунок на ткани?

Обучающиеся должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их. Вот вам еще один элемент творчества и самостоятельности.

    Большое внимание уделяю в своей работе занятиям по рукоделию, где обучаю детей вышивке крестом, гладью, бисером, работе с лентами и разным техникам. Для того, чтобы учащиеся видели свои результаты в мастерской организован «Уголок творчества», который пополняется ежегодно новыми работами.

     И в заключении хочется сказать, что развитие творческих способностей у детей с ОВЗ формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации  детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе

Одной из самых главных задач  в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческ...