Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями здоровья
статья по психологии

Губенкова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения  в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                             Т.А. Губенкова,

А.В. Бурцева

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 85»,

Рудничный район,

г. Кемерово

T.A. Gubenkova.

A.V. Burtseva

MAOU "Secondary school No 85",

Rudnichny district,

Kemerovo city

E-mail: tgubenkova82@gmail.com

alena-burtseva@bk.ru

Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями  здоровья

The specifics and directions of the work of a teacher-psychologist with the family of a student with special health conditions

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения  в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Annotation.        The article deals with the main directions of interaction of a teacher-psychologist of an educational institution during the period of support for families with school-age children with disabilities.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, специфика, основные направления работы.

      Key words: limited health, psychological support, specifics, main directions of work.

    В связи с внедрением в образовательные учреждения инклюзии, с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов,  перед всеми специалистами, в том числе и психологами, встали новые цели и задачи, включая обучение детей с особыми возможностями здоровья. Каждый ребенок имеет право получить полноценное образование в нашей стране, это право обеспечивается Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в специальной статье 79 закона «Об образовании в РФ», регулирующей организацию получения образования учащимися с ОВЗ, разъясняет права ребенка с ОВЗ, а статья 44 прописывает права и обязанности родителей (законных представителей) детей.

   Статус «учащийся с ОВ3» устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). А в законе «Об образовании в РФ» этот статус сформулирован следующим образом: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Отсюда следует, что не все дети, имеющие медицинский диагноз или инвалидность, причисляются к группе детей с ОВЗ, а именно те, кому требуются специальные условия обучения: адаптированные для этого ребенка учебные программы, специальные приемы и методы обучения, определенные технические средства обучения и индивидуального пользования, услуги тьютера и т.д.

Однако многие родители отказываются принимать особенный статус своего ребенка и настаивают на обычной форме обучения.

       В связи с этим, активно растет актуальность  деятельности психолога ОУ, направленной на работу с родителями (семьями)  учащихся с особыми возможностями  здоровья (далее – ОВЗ). Подавляющее большинство семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, нормализацию психологического климата в семье, овладение необходимыми знаниями и навыками по воспитанию такого ребенка.

      Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима  объективная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Чаще всего у детей довольно легко формируются позитивные качества личности, и возрастает качество усвоения учебного материала в семье, где у родителей есть понимание и принятие своего ребенка, и все члены семьи вовлечены в процесс. В этом случае легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального общения. Следовательно, воспитание ребенка должно начинаться с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, не только как ухаживать за ребенком, но и каким образом развивать психику ребенка и формировать его как личность [3].

      Присвоение статуса «ребенка с ОВЗ» зачастую становится для родителей достаточно сильным психотравмирующим фактором, поэтому педагоги-психологи сталкиваются с сопротивлением со стороны родителей и отказом от прохождения комиссии. Так же на специфику работы с родителями влияют различные факторы, характеризующие семьи: уровень материального достатка, морально-нравственные аспекты личности, уровень интеллектуального развития, педагогическая осведомленность родителей, состав семьи.

      Учитывая выше сказанное, в своей работе с родителями детей с ОВЗ, мы ориентируемся на особенности данной конкретной семьи. Используя различные формы и методы сбора информации (анкетирование, опрос классного руководителя, консультация родителей, диагностика ребенка, беседа с медицинским работником, социальным педагогом школы), мы определяем дальнейшую специфику взаимодействия с семьей.

      Таким образом, нами были выделены основные особенности, в соответствии с которыми должна выстраиваться психолого-педагогическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     Основные особенности и направления работы психолога ОУ:

Информационное направление:

  • информирование родителя (законного представителя) о возможностях инклюзивного образования, о благополучном влиянии на результат обучения ребенка с целью формирования понимания необходимости такой формы обучения для своего ребенка;
  • знакомство с последовательностью действий, необходимых для оформления статуса ОВЗ, прохождения ПМПК;
  • составление методического и дидактического материала с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей.

Диагностическое направление:

  • исследование уровня развития учащегося для получения данных с целью определения дальнейшего маршрута работы;
  • исследование психологического климата в семье;
  • определение педагогических и воспитательных возможностей семьи.

Коррекционно-развивающее направление:

  • способствование гармонизации психологического климата в семье,
  • содействие овладению членами семьи новыми способами взаимодействия с ребенком;
  • способствование более успешному обучению и усвоению основных личностных и учебных навыков учащемуся с ОВЗ.

Поддерживающее направление:

  • оказание психологической помощи на всех этапах взаимодействия;
  • содействие восстановлению нарушенных связей внутри семьи;
  • оказание посреднической поддержки со всеми участниками образовательных отношений.

Завершая анализ проблемы, хотелось бы подчеркнуть, что успешность взаимодействия с ребенком с ОВЗ всегда начинается с успешного взаимодействия с его семьей. От того, насколько родитель (законный представитель) будет настроен на взаимное плодотворное сотрудничество, во многом предопределяется успешное обучение и развитие самого ребенка.

   

Литература

1. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / [Текст]. -2-е изд – М., 2009.

2. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебное пособие / А. Р. Малер, Г. В.Цикото. – М.: ACADEMIA, 2003. – 202 с.

3. Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. / [Электронный ресурс].//Режим доступа: https://www.google.com/search?q=%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%87%D1%83%D0%BA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.

Учащиеся старших классов это время, ко­гда осознанно начинает формироваться внутренний мир подрост­ка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...

Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях ОУ

Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях школы. В данной работе представлен материал о взаимодействии школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и ...

Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации

В сообщение раскрываются цель, задачи, функции психологической службы ДОО. Дано подробное описание направлений работы педагога-психолога в детском саду....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...