Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации
методическая разработка по психологии на тему

Полякова Ольга Владимировна

В сообщение раскрываются цель, задачи, функции психологической службы ДОО. Дано подробное описание направлений работы педагога-психолога в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takoy_psiholog.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации

Кто такой психолог?

  • ПСИХИАТР - врач, занимающийся отклонениями в психической сфере человека.
  • ПСИХОЛОГ (детский)  - не врач, а педагог

    работает с детьми, не имеющими нарушений в психическом развитии;

    помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком.

Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения.

Цель психологической службы ДОУ создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения

 В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи:

Задачи психологической службы в ДОУ

  1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
    2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально
    психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
    3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

Функции психологической службы в ДОУ

  • Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и 
    эмоционального благополучия детей.
  • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
  • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
  • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
  • Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
  • Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
  • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и 
    родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Принципы

  • Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!».
  • Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии.
  • Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени.
  • Принцип детерменизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.
  • Принцип развития психики - все психические особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность.
  • Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что:

  • 1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
  • 2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы;
  • 3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
  • 4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
  • 5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
  • 6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
  • 7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;
  • 8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
  • 9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.

Основные направления работы педагога-психолога в ДОУ

  • Психодиагностика;
  • Коррекция и развитие;
  • Психопрофилактика;
  • Психологическое консультирование;
  • Психологическое просвещение и обучение.

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

На практике диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу родителей, воспитателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и воспитателей, психокоррекции и психотерапии, организации работы психолого-педагогического консилиума и педагогического совета ДОУ (особенно в начале и в конце учебного года).

Задачи психодиагностики

  • исследование познавательной деятельности; 
  • исследование аффективно-эмоциональной сферы;
  • исследование уровня личностного развития (диагностика тревожности, диагностика страхов, уровня межличностной агрессии и др.);
  • исследование уровня межличностных отношений;
  • исследование психологической готовности к обучению в школе;
  • выявление причин неуспеваемости;
  • оценка общего психического развития ребенка (анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).
  • социометрия.

Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста:

  • удержание единой пространственной позиции психолога с ребенком («глаза в глаза»);
  • предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.);
  • чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение—конструирование—движение—рисование);
  • временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка); #
  • регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечивается чередованием вербальных и невербальных средств;
  • регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках;
  • дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов;
  • варьирование процедуры тестирования, которое обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при выполнении тестовых заданий.

Ф. Гудинаф выделяет следующие условия проведения обследования. Необходимо учитывать возможное влияние деятельности ребенка, непосредственно предшествующей обследованию. Обязательно наличие специально оборудованного помещения, которым может быть тихая светлая комната, по возможности лишенная особенно ярких или необычных предметов, которые могут надолго задержать внимание ребенка. Необходимо предусмотреть и детали обстановки: не стоит, к примеру, сажать ребенка лицом к окну, где в поле его зрения в любой момент могут появиться предметы или люди. При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, следует учесть необходимость использования картинок с крупными изображениями, имеющими четкие контуры. Картинки не должны быть ламинированными или «одетыми» в файлы, чтобы не отбрасывать бликов. При сходящемся и расходящемся косоглазии, кроме того, учитывается плоскость предъявления картинки: в первом случае она демонстрируется ребенку вертикально, во втором — горизонтально.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов.

1. Подготовительный:

  • медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;
  • социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
  • педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;
  • семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка.

2. Адаптационный:

  • знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной: тестирование.

4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных.

5. Заключительный:

  • констатация результатов обследования в процессе беседы;
  • рекомендации родителям или воспитателям.

По результатам проведения психолого-педагогического обследования психолог ДОУ пишет заключение. В него входят:

  • анкетные данные ребенка;
  • первичный диагноз;
  • запрос со стороны родителей, воспитателей или администрации ДОУ (цель проведения обследования);
  • характеристика ребенка, полученная с помощью конкретных методик (при этом каждый тезис должен найти подтверждение);
  • выводы (без упоминания диагноза);
  • рекомендации (с указанием сферы предполагаемого воздействия, приоритетного типа деятельности, в рамках которого рекомендуется осуществлять коррекционно-развивающее или психотерапевтическое воздействие, характеристики социально-психологических условий развития ребенка).

Коррекция и развитие

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:

1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;

2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;

3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;

4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.

Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия.

В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобрази­тельно-графические, музыкально-ритмические, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные. Она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др.

Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции.

Факторы и условия, влияющие на эффективность коррекционной работы

  1. Интенсивность коррекционных мероприятий (стандартная программа – 10-12 занятий не менее 1 раза в неделю по 1-1,5 часа). Важна не только продолжительность, но и насыщенность занятий.
  2. Пролонгированность коррекционных занятий. Коррекционное воздействие не заканчивается на последнем занятии. Важны результаты через 2-3 месяца, полгода.
  3. Особенности родительской позиции и мера их (и педагогов) участия в коррекционной работе.
  4. Время осуществления коррекционной работы (возраст ребенка). Чем раньше выявлено отклонение, тем эффективнее будет коррекционная работа.
  5. Основные этапы коррекционной работы
  6. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании диагностического исследования и психологического заключения об особенностях развития ребенка.
  7. Разработка программы и содержания коррекционных занятий. Выбор формы коррекционной работы. Отбор методик и техник работы, планирования форм участия взрослых в коррекционной работе.
  8. Организация условий осуществления коррекционной программы: консультирование родителей и педагогов, подбор детей в группу, информирование педагогов и администрации о проведении коррекционной работы, обсуждение коррекционной программы с педагогами и администрацией ДОУ.
  9. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми, контроль за ходом коррекционной работы, предоставление взрослым «обратной связи» о ходе коррекционной работы. Информирование по запросу администрации по промежуточным результатам коррекционной работы. Внесение необходимых корректив в программу работы.
  10. Оценка эффективности коррекционной работы: результатов работы с точки зрения запланированных целей, составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитания и обучению детей, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итого коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

 Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях дошкольного учреждения. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка. В этой связи проанализируем основные виды «реальных» запросов в психологической помощи родителей и других членов семьи с целью возможности выхода на проблемы ребенка.

Запрос 1. Необходимость подтверждения обвинительной позиции

Возможные позиции обвинения:

Реальным мотивом является получение признания собственной позиции. Действительное отношение к ситуации - драматизация с отсутствием перспективы ее исправления.

Рекомендательная стратегия заключается в облегчении драматизма ситуации (выяснении) истошного запроса. В случае необходимости (обвинение ребенка) вводится программа диагностического обследования ребенка с последующим снятием обвинения.

Запрос 2. Необходимость психоэмоциональной поддержки

Реальным мотивом является утешение, сочувствие. Отношение к ситуации - пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, своих силах.

Рекомендательная стратегия заключается в поддержке, совместном нахождении средств и возможностей решения проблемы.

Запрос 3. Потребность в совете

Реальным мотивом является раздел ответственности за принятие решения, обоснованность решения. Отношение к ситуации - неопределённое.

Рекомендательная стратегия заключается в определении и формулировании профессионально-личностной позиции психолога без принятия ответственности за последующие действия запрашиваемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.

Запрос 4. Необходимость психосоматического лечения ребенка

Реальным мотивом является получение совета и рекомендаций по лечению ребенка. Отношение к ситуации - реалистическое.

Рекомендательная стратегия заключается в удовлетворении реального мотива, если проблема лежит в профессиональном пространстве детского практического психолога. При выходе проблемы за рамки профессиональной компетентности - направить ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Таким образом, анализ запроса позволяет психологу выявить реальную трудность взрослого по отношению к ребенку и построить обоснованную стратегию психологических воздействий. Следует отметить, что не всегда обработка запроса инициирует диагностико-коррекционные мероприятия. В некоторых случаях психолог может ограничиться рекомендациями.

Консультирование может проводиться индивидуально или в группе.

Индивидуальные консультации подразделяются на:

· однократные и многократные;

· по личному обращению и по вызову или направлению;

· без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием;

· без привлечения и с привлечением методов психологической коррекции.

Индивидуальные консультации могут комбинироваться с тренингами. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для людей со сходными психологическими проблемами.

Условия эффективности психологического консультирования:

· умение психолога профессионально выслушивать клиента и расширять его представления о себе и собственной ситуации;

· проведение в заранее оговоренные часы;

· конфиденциальная обстановка;

· специально оборудованное помещение

Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
  •  Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Дополнительно:

  •  Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

 — знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;

— формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера. К вербальным относятся:

 —беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

 — выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

 — выступления на методических совещаниях, деловые игры. Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.

Варианты тем для психологического просвещения педагогов:

— Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;

— Закономерности развития детского коллектива;

— Стили педагогического общения;

— Психологические основы работы с семьей;

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада. Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).

Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание. Как же правильно организовать и провести родительское собрание? Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями. Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание. Именно на собраниях у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Важно знать и помнить о таком важном моменте, как культура речи педагога. Речь педагога-психолога должна быть:

— доступной

— адекватной

— профессиональной .

От этого, во многом зависит качество общения и взаимопонимания между родителями и специалистом. Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей и др.

Подготовка родительского собрания.

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

 К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся:

— стендовая информация;

 — памятки для родителей, сайт педагога.

Как оформить стенд «Рекомендации психолога":

— Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами.

— Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми.

 — Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций.

— На стенде указателе обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии.

 Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования. Таким стендом психолог обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки (формат А4) информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки. Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы. Это может быть:

— помощь в общении родителей и детей,

— тревожный ребенок,

— способы преодоления застенчивости,

— советы по саморегуляции.

 Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей. Например: 1. «Как помочь ребенку адаптироваться в ДОУ». 2. «Рекомендации родителям по развитию внимания ребенка». 3. «Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок успешно подготовился к школе».

Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго. В заключении хочется отметить, что психологическое просвещение в ДОУ это одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога. При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами родители и педагоги. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи). При желании, психолог сам может внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди родителей, воспитанников и педагогов ДОУ.

Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования

  • Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).
  • Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".
  • Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  • Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
  • Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".
  • Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования.
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.
  • В своей работе педагог-психолог руководствуется должностной инструкцией

Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов

Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

3. Журнал консультаций психолога.

4. Журнал учета групповых форм работы.

5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.

6. Программа работы педагога - психолога с группой.

7. Коррекционная работа.

8. Программа коррекционно-развивающих занятий.

9. Требования к авторским программам.

10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....

Особенности работы педагога-психолога по анализу результатов и организации работы после социально-психологического тестирования

Работа психолога по социально-психологическому тестированию. Представление проделанной работы, анализ полученных результатов и необходимые документы....

План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса  в период подготовки к ОГ...