Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
методическая разработка по психологии по теме

Коршунова Наталья Владимировна

 

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:

I.                  Психологическое просвещение и  образование

II.               Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое)

III.           Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая)

IV.           Психологическая профилактическая работа

V.               Психологическая коррекционная и развивающая работа

VI.           Психологическая деятельность в эксперименте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОСНОВАНИЕ ВЕДУЩИХ  ИДЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работая в школе педагогом-психологом, я имею дело с детьми разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом я вижу возраст учащихся в динамике – дети переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высокую. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач школьного психолога.

Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих потенций.

Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества образования, которое связывается с воспитанием, с понятием «качество жизни», раскрывающимся через категории «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». 

Для реализации этой цели своей деятельностью выбрала психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Цель психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе - обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, содействие повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, работа с педагогическим коллективом, и  родителями в интересах школьника.

Задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков:

1) Оценка  и развитие познавательных процессов и способностей, анализ динамики развития познавательных процессов и способностей.

2) Выявление причин неуспеваемости, особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, отсутствие учебной мотивации.

3) психологическая экспертиза новых педагогических технологий, их влияние на уровень развития, психологическое и физическое состояние учащихся.

4) Анализ проблем личностного развития (конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, трудности в общении, тревожность, импульсивность, гиперактивность, дезадаптация)

5) Личностно-ориентированное образование, учет индивидуальных особенностей учащихся.

6) Анализ текущего психологического и физического состояния учащихся.

7) Анализ межличностных отношений учащихся со сверстниками и педагогами.

8) Разрешение конфликтов между учащимися и педагогами.

9) Психологический анализ родительско-детских отношений у проблемных детей и разработка конкретных рекомендаций по их нормализации.

10) Профессиональная ориентация школьников, помощь в профессиональном самоопределении.

11) Статистический и групповой анализ психологических исследований.

Преимущество выбранной темы психологической  деятельности заключается:

  1. в процессе психолого-педагогического сопровождения обеспечивается мониторинг образования и воспитания, на результатах которых строятся индивидуальные и групповые программы личностного, интеллектуального и социального развития детей и подростков;
  2. в экспертизе и создании условий для охраны психического здоровья всех участников образовательного процесса;
  3. в оказании психологической поддержки всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.
  4. в оказании помощи обучающимся, воспитанникам:

-   в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

- в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи;

- в воспитании стремления к взаимопомощи, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

  1. во взаимодополняемости позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в тесном сотрудничестве на всех стадиях работы и с отдельными учащимися и с классными коллективами.

Функционирование созданной  психолого-педагогической системы оптимально и заключается в следующих аспектах:

  1. учитывается актуальный уровень развития каждого учащегося;
  2. ориентированность на «зону ближайшего развития» каждого учащегося, способствование к достижению им более высокого уровня развития;
  3. создание условий для саморазвития каждого учащегося и педагога.

Исходя из вышеперечисленных целей и задач, основными направлениями моей деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:

  1. Психологическое просвещение и  образование
  2. Психологическое консультирование (индивидуальное                    и групповое)
  3. Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая)
  4. Психологическая профилактическая работа
  5. Психологическая коррекционная и развивающая работа
  6. Психологическая деятельность в эксперименте

Направления работы

Психологическое просвещение и консультирование

Психологическое просвещение и консультирование проводится:

  1. для администрации школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания школьников;
  2. для учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  3. для групп учащихся по проблемам профессиональной ориентации, культуры умственного труда, самовоспитания.

Через психологическое просвещение, путем участия в семинарах и конференциях по проблемам детства, педсоветах, методических объединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, способствую повышению психологической культуры педагогов и родителей.

Консультирование носит индивидуальный и групповой характер; способствует улучшению условий проведения образовательного процесса.

Консультирование педагогов

Консультирование педагогов укладывается в рамки двух основных ситуаций консультативной работы. Первая ситуация возникает при необходимости донести до педагога определенную информацию о школьнике, которая должна быть учтена в процессе обучения и общения. Речь идет о психолого-педагогических проблемах, которые возникли у ребенка в связи с обстоятельствами жизни. Как психолог я здесь выступаю в роли советчика, знающего специалиста. Консультирование обеспечивает понимание педагогом проблемы школьника, создает щадящие условия на период поддерживающей работы со школьником.

Вторая ситуация консультирования связана с необходимостью переструктурирования самого содержания или стиля преподавания в процессе сопровождения конкретного учащегося или класса. Такое консультирование предполагает, что психологическая информация послужит отправной точкой для разработки педагогом стратегии и тактики собственной деятельности в рамках сопровождения, и проводится по результатам диагностики школьников. Взяв за основу предложенные рекомендации, педагог может поставить перед собой конкретные педагогические задачи, наметить сроки их решения, проанализировать и осмыслить результаты.

Консультирование педагогов представляется мне чрезвычайно важным, так как эта форма работы позволяет непосредственно включить педагога в процесс сопровождения детей и подростков в школе и повысить эффективность работы учителя с детьми.

Консультирование учащихся (индивидуальные, групповые)

Консультирование учащихся проходит в двух основных направлениях:

Первое направление – беседа с учащимися и рекомендации по результатам проведенных  в классе или индивидуально психодиагностики.

Такое направление подразумевает как единичные консультации, так и дальнейшую продолжительную работу с учащимися через планирование и проведение развивающих или коррекционных занятий, повторных диагностических исследований, проведение классных часов, родительских собраний, совместную деятельность классного руководителя и психолога.

В работе с учащимися 9-х классов особое внимание уделяю оказанию помощи в выборе профиля обучения: определению интересов и склонностей учащихся к изучению учебных предметов, провожу консультации по проблемам определения дальнейшего маршрута образования, самопознания личности, психологической подготовки к экзаменам, поддержки позитивной «Я-концепции».

Информирование учащихся о мире профессий, рынке труда, ошибках при выборе профессии, самопознание профессиональных склонностей, знакомство  с требованиями к профессии, учебными заведениями области проходит на занятиях по профкурсу «Я сегодня и завтра» для учащихся 9, 10, 11 классов.

На психологическом курсе «Я сегодня и завтра» (Приложение №1), который проводится с целью активизации процессов профессионального и личностного самоопределения учащихся, формирования умения принимать решения, развития профессиональной зрелости,  использую деловые игры и упражнения, тренинг осознанного выбора.

Кроме этого, на встречах с учащимися я провожу ежегодно тематические занятия, направленные на психологическое просвещение школьников:

- Технология превращения мечты в цель.

- Культура умственного труда.

- Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

- Мои интересы и мои возможности.

- С чем могут быть связаны проблемы в общении.

- Мир моих способностей.

- Цели и ценности.

- Конфликтный человек. Как измениться?      

Консультирование родителей

Проводится по запросу родителей или по инициативе психолога и классного руководителя. Выполняет различные функции:

  1. информирование родителей о школьных проблемах ребенка, дающее полное и объективное представление;
  2. консультативно-методическая помощь в организации эффективного общения с детьми;
  3. необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей;
  4. психологическая поддержка родителей в случае обнаружения психологических  проблем у их ребенка;
  5. психологическое образование и просвещение по вопросам возрастных особенностей детей с целью повышения психологической культуры.

При подготовке психолого-педагогической информации к родительским собраниям или индивидуальным консультациям учитываю следующие психологические аспекты, на которые нужно обратить внимание родителей:

  1. Психологические особенности возраста, его новообразования, кризисы.
  2. Особенности протекания адаптационного периода.
  3. Особенности восприятия, запоминания, обработки, сохранения и использования учебной информации.
  4. Методы и приемы эффективного учения.
  5. Причины неуспеваемости детей (кому и почему трудно учиться).
  6. Особенности общения ребенка с учителями и сверстниками.
  7. Как влиять на детей, проявляющих негативное поведение.
  8. Как наладить позитивные взаимоотношения с ребенком в семье.
  9. Как  и чем родители могут помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. Составление рекомендаций.
  10. Как подготовить ребенка к профессиональному самоопределению.
  11.  Диагностика существующей проблемы с использованием методик.

Статистические данные по работе с родителями

Год

Количество родительских собраний

Количество индивидуальных консультаций

Количество

диагностики

2008/2009

7

43

2

2009/2010

10

53

10

2010/2011

9

47

4

2011/2012

6

39

2

Психологическая диагностика

Основной задачей  информационного сопровождения учебного процесса является осуществление психологического мониторинга.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг позволяет получить максимально полную психологическую информацию, которая обеспечивает педагогический коллектив знаниями психической организации учащихся, его психолого-педагогического статуса, определением учебных, поведенческих проблем.

Полученная в ходе исследований информация представляется пользователям разного уровня в наиболее удобном виде: результаты диагностики анализируются, составляется психологическое заключение с рекомендациями, которое предоставляется для работы классным руководителям и педагогам-предметникам.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  1. познавательная сфера ученика (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  2. мотивационная сфера учащихся и динамика ее развития;
  3. эмоционально-волевая сфера учащихся (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  4. личностная сфера учащихся (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Периодичность проведения психологической диагностики:

1. Диагностика познавательной сферы учащихся. 

Психологическая диагностика познавательной сферы позволяет выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников.

  1. 1 этап обучение в первом классе

 Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

Каждый год проводится скрининг по определению:

  1. уровней готовности первоклассников к обучению в школе с целью определения актуального уровня развития каждого ребенка и построения индивидуальной траектории образования с учетом его особенностей;
  2. уровней школьной мотивации и тревожности
  1. 2 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы

Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

  1. 3 этап – переход из начальной школы в среднюю 

Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

  1. 4 этап – обучение в среднем звене школы 

Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

  1. 5 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение учащихся 9 классов.

 Задачи: определить профиль обучения и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта. 

  1. 6 этап – итоговый 10-11 классы.

 Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).

Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, провожу изучение ее:

  1. в начале и по окончании 1-го класса;
  2. по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
  3. в период обучения в 7-м классе;
  4. по окончании 9-го класса

3. Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы. 

Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения учащегося в школе, иногда препятствуя нормальному протеканию процесса воспитания и обучения, формированию социально активной личности.

Диагностику эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся провожу изучение в адаптационные периоды:

  1. поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
  2. в период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
  3. в период обучения в 8-9-х классах.

Для реализации поставленных задач я использую специально подобранный инструментарий.

Психологическая профилактическая работа

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Психологическая профилактика направлена на предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся и включает в себя предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии учащихся.

В данном направлении работаю совместно с учителями:

  1. провожу занятия, направленные на формирование установок здорового образа жизни: профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  2. провожу занятия по развитию навыков саморегуляции и управления стрессом во время экзаменов, публичных выступлений, в различных жизненных ситуациях;
  3. провожу занятия по профилактике дезадаптации в 1 и 5 классах;
  4. провожу родительские собрания и семинары для учителей по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся, по профилактике неврозов; 
  5. в рамках семинаров-практикумов для педагогов провожу обучение  практическим приемам по профилактике и преодолению эмоционального выгорания;
  6. разрабатываю конкретные рекомендации педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Использую здоровьесберегающие программы, профилактические тренинговые мероприятия.

Реализация здоровьесберегающих программ

Программа

Краткая аннотация

Продуктивность

Тропинка к своему Я.

1-4 классы

Автор: О.В. Хухлаева

Цель программы:

формирование у детей

позитивной Я-концепции, развитие эмпатии,

представления о собственных достоинствах и недостатках.

Программа способствует развитию компетенции личностного самосовершенствования

Уроки психологического развития в начальной школе.

Автор: Н. Локалова,

кандидат психол. наук

Программа обеспечивает необходимый уровень психологического развития как эффективный путь помощи слабоуспевающим школьникам.

Программа способствует повышению интереса к урокам у учащихся, возникновению устойчивой положительной школьной мотивации, возрастанию внимания, повышению учебной активности.

Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа»

Автор: М. Панфилова




Программа направлена на адаптацию младших школьников к школе:

снижение школьной тревоги у детей, обучение позитивной модели поведения, оказание психологической помощи в решении школьных конфликтов.

Программа способствует успешной адаптации, снижению школьной тревожности.

Уроки общения для младших подростков.

Автор: Н. Слободяник

Программа направлена на решение проблем подростков с трудностями в обучении и общении: обучение уверенной модели поведения, представление о собственных достоинствах и недостатках.

Программа способствует формированию самопознания, повышению самооценки, преодолению барьеров общения.

Первый раз в пятый класс!

Автор: Е.Г. Коблик

Программа направлена на успешную адаптацию учащихся к условиям средней школы:

формирование позитивной Я-концепции, формирование устойчивой учебной мотивации,

создание классного коллектива,

усвоение детьми школьных правил.

Программа способствует повышению уровня психологической готовности к обучению, познавательному развитию, общению.

Тренинг предупреждения вредных привычек у детей 6-12 лет.

Автор: Н.А.Гусева

Программа направлена на гармонизацию личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

Программа способствует:

- формированию и укреплению антинаркотических установок у детей;

- формированию и развитию навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ;

- развитию умения регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение.

Путь к успеху.

Программа работы с подростками аддиктивного поведения (для 8-11 классов).

Авторы: Т.А.Фалькович, Н.С. Толстоухова

Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни, профилактику правонарушений подростков, формирование у них личностных нравственных качеств.

Программа способствует вовлечению подростков в позитивную деятельность, соответствующую их интересам;

Сдерживанию вовлечения подростков в употребление ПАВ

Учимся жить в современном мире

(для учащихся 6-11 классов).

Автор: Н.И. Дереклеева

Целью данного курса является расширение знаний учащихся о себе, развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Программа способствует:

- развитию желания учащихся работать над саморазвитием, самовоспитанием;

- развитию умения анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.

В зависимости от возраста использую различные методы профилактики:

  1. познавательные игры;
  2. психолого-педагогическая поддержка;
  3. создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
  4. создание ситуаций успеха в деятельности учащегося;
  5. создание ситуаций эмоционального переживания;
  6. решение конфликтных ситуаций;
  7. стимулирование активности учащегося: снятие напряжения, требование, внушение, обращение к самоуважению.

За три года комфортность образовательной среды повысилась

(по результатам опроса учащихся 5-11 классов).

Психологическая развивающая и коррекционная работа

Психологическая развивающая и коррекционная работа проводится с целью активного воздействия на процесс формирования личности учащегося, сохранения его индивидуальности и ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни учащегося.

В учебной деятельности развивающая работа проводится как совместно с педагогами, когда в учебный процесс внедряются развивающие психологические формы работы, позволяющие учащимся максимально развивать задатки и способности, так и на специальных психологических занятиях, психологических классных часах.

Психокоррекционная работа ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Очевидно, что не все проблемы могут быть решены, прежде всего, развивающая и коррекционная работа направлена на решение проблем адаптации учащихся и трудностей в их познавательной сфере.

Развивающую и коррекционную работу с учащимися провожу в 2-х направлениях:

  1. общая (фронтальная) работа.

Цель: преодоление общих для всех учащихся недостатков познавательной и эмоциональной сферы, создание условий для их развития.

  1. индивидуальная или подгрупповая работа.

Цель: исправление или ослабление недостатков познавательной и эмоциональной сферы отдельных учащихся, индивидуальная работа по развитию отдельных познавательных процессов.

Содержание фронтальной коррекционно-развивающей работы:

1. Коррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь)

2. Коррекция познавательной (когнитивной) сферы учащихся.

3. Коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения.

4. Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.  Проведение занятий с использованием мозговой гимнастики. (Приложение).

Используемые методы и техники психологического воздействия:

  1. сказкотерапия (анализ сказок, сочинение историй, драматизация сказок);
  2. арт-терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка, конструирование из бумаги);
  3. визуализация;
  4. психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
  5. телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, психологический массаж, мозговая гимнастика);
  6. игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
  7. моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  8. беседа, групповая дискуссия;

самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду»)

Индивидуальная программа работы с учащимся

Исходный уровень

Не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству, демонстрация диссоциального поведения в педагогических ситуациях: никакого согласия на предложения педагога, обход учебных заданий, отказ от  контакта с педагогами, игнорирование необходимости помогать окружающим.

Требуемое:

специальные педагогические ожидания

Привить готовность к учёбе;

Привить социальную способность к групповой активности в школьно-педагогических ситуациях.

Просветительная программа

Содержание:

Фаза подготовки учёбы:

  1. снижение требований к школьнику, пока они не будут соответствовать его актуальному уровню;
  2. смена педагогической установки с «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося»;
  3. инициирование и содействие индивидуальной работе, развитию интересов;
  4. разрешение школьнику выполнять задания в несколько меньшем объёме.

принцип

Постепенность (самые малые шаги).

Педагогический ритм.

Внимание к ручной работе.

Ориентация на самодеятельность учащегося.

форма

Индивидуальная работа с учащимися.

средства

Словесная информация

Рабочая карта

Игры и книги

стиль

Обращён на учащегося.

Воспитательная программа

Содержание:

Подготовительная групповая фаза:

  1. создание товарищеских контактов;
  2. сообщения учащихся о собственном опыте и знаниях;
  3. специальные формы поощрения каждого;
  4. организация свободного времени в классе;
  5. организация помощи каждому члену группы в любое время.

способ

Узнавать,

упражняться,

повторять положительные элементы поведения.

стиль

Преимущественно по-товарищески

Опросник учителей

Способности и профессиональные качества педагогов в динамике развития

мет. В.И. Андреева

Дата исследования: первичное 2009г., декабрь

                                   повторное 2012г., ноябрь

Цель исследования: диагностирование спектра способностей, построение профиля личностных качеств педагогов-исследователей ОЭР.

Заключение: 

в процессе опытно-экспериментальной работы произошло развитие способностей и профессиональных качеств педагогов: способность к саморазвитию возросла на 15%, стремление к профессиональному росту – на 6%, стремление к высокому качеству образования – на 5%, способность к творчеству возросла на 3%.

Опытно-экспериментальное исследование

по теме: «Мотивы профессионального и жизненного самоопределения

старшеклассников»

1.Тема

исследования.

Становление индивидуальности учащегося адаптивной профильной школы в процессе подготовки к выбору профессионального образования и карьеры.

Мотивы профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников.

2. Предмет

исследования.

Психолого-педагогические условия становления и развития индивидуальности, подготовленной к осознанному выбору профессионального образования и карьеры.

Психолого-педагогические условия поддержки выпускников для активизации процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

3. Объект

исследования.

Процесс образовательной деятельности профильной школы в условиях профилизации.

Профессиональная и жизненная мотивация старшеклассников в динамике развития в 9А-10А классе.

4. Гипотеза

исследования.

  1. Педагогам и учащимся своевременно предоставлен выбор в определении профиля на старшей ступени обучения;
  2. В основе УВП – индивидуальные образовательные маршруты учащихся, содержащие личностную специфику, интерес к учебной и внеучебной деятельности;
  3. Осуществление психолого-педагогической поддержки в развитии и укреплении индивидуальности учащихся, использование адекватных способностям конкретного учащегося приемов поэтапного самоопределения и социально-профессионального становления выпускника;
  4. Включение в процесс управления и методической службы стимулирующих организационно-деятельностных форм, приемов и способов обучения школьников навыкам планирования профессионального будущего, перспектив получения профессионального образования и карьерного роста.

Осуществляя психолого-педагогическую поддержку учащихся в поэтапном самоопределении,  способствуем формированию личности выпускника, подготовленной к осознанному выбору профессионального образования.

5. Цель

исследования.

Выявить и апробировать организационные, психолого-педагогические и методические условия становления индивидуальности личности учащегося в процессе подготовки к выбору профессионального образования и карьеры.

Апробирование психолого-педагогических условий поддержки выпускников для активизации процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

6. Задачи

исследования.

  1. Разработать систему диагностических методик и процедур для выявления уровня сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся, навыков самоопределения;
  2. Разработать содержание и структуру предпрофильной подготовки, профессиональной ориентации, профильного обучения;
  3. Обеспечить методическую поддержку и мониторинг процесса становления индивидуальности учащихся, подбор эффективных форм и способов обучения учащихся навыкам самоопределения, социально-профессионального становления, принятия решения о выборе образовательного маршрута;
  4. Создать структуру и содержание психолого-педагогической службы для оказания консультативной помощи учащимся, педагогам, родителям.

- определить доминирующие мотивы учения и профессионального самоопределения;

- определить ценностные ориентации выпускников и влияние их на мотивацию профессионального самоопределения;

- обеспечить методическую поддержку и мониторинг процесса профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников.


7. Критерии оценки ожидаемых результатов.

  1. Формирование профессионального и личностного самоопределения, самооценка, навыки самопрезентации, готовность самостоятельно принять решение и найти путь к его решению;
  2. Сформированность у большинства учащихся качеств внутренне свободного, здорового человека, свободного к саморазвитию, к самоактуализации, самореализации, чувств комфортности и уверенности при становлении своего «Я»;
  3. Социализация личности, степень овладения и выраженности гражданско-правовой культуры, формирование определенного типа личности, усвоившей социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, способной активно и продуктивно участвовать во взаимодействии с другими людьми при планировании своего образовательного маршрута;
  4. Создание нового типа школы как учебного заведения, которое соответствует устремлениям и мечтам большинства учащихся и их родителей;
  5. Сотрудничество учителя и учащегося в составлении программ профессионального и образовательного роста.

- Первичное профессиональное самоопределение;

- готовность самостоятельно принять решение и найти путь к его реализации;

 - формирование способности к саморазвитию, к самоактуализации, самореализации.

Приложение

Комплекс мозговой гимнастики (ГМ)

Все движения комплексов ГМ воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:

  1. Упражнения, увеличивающие тонус коры г/м (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Цель: повышение энергетики коры г/м.

  1. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

  1. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности  (движения и позы перекрёстного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Комплекс 1

Горизонтальная восьмёрка

Вначале нужно нарисовать мелом на доске горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности).

Потренируйтесь рисовать восьмёрку в воздухе. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на левое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Левой рукой захватите нижнюю часть голени правой ноги, а за её стопу возьмитесь правой рукой, рот полуоткрыт, язык на нёбе, глаза закрыты. Сделать вдох носом на счёт «1-2-3-4» и представьте кольцо восьмёрки, идущее сверху вправо и вниз, а на выдохе кольцо, идущее снизу влево и вверх (счёт «5-6-7-8»). В дальнейшем эта восьмёрка с уровня представления должна перерести в чёткую образную картину.

Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Если даже просто посидеть в этой перекрёстной позе несколько минут то произойдёт гармонизация эмоционального состояния, спокойствие постепенно охватит тело и душу. Хорошо выполнять его для снятия стресса и перед сном.

2.Доминирующее опускание руки

Упражнение выполняется стоя вдвоём. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счёт «1-2-3-4»), после чего другой опускает эту руку в три шага:

Первый шаг: медленно, за 7 сек., на счёт «1-2-3-4-5-6-7», преодолевая лёгкое сопротивление мышцы руки партнёра.

Второй шаг: то же самое, но уже с чуть большим напряжением.

Третий шаг: доминирующее опускание руки, т.е. преодолевается сильное напряжение мышц руки партнёра.

Т.о. опускание руки происходит 3 раза. При этом нельзя брать за суставы, упражнение должно доставлять не боль, а удовольствие. Левую руку можно включить вместо правой руки, если нужно усилить работу правого полушария. Праворукость и леворукость не учитываются.

3. Перекрёстная марионетка (для правого полушария).

Упражнение выполняется стоя. На счёт «1-2-3-4-5-6-7» медленно и равномерно поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте усилие для ноги в три шага:

Первый шаг: лёгкое усилие мышцы ноги – 7 сек.

Второй шаг: сильное усиление – 7 сек.

Третий шаг: доминирующее опускание ноги – 7 сек. Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опереться или держать её, отставив в сторону и, согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

4. Перекрёстная марионетка (для левого полушария).

Выполняется как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.

5. Односторонняя марионетка

Выполняется стоя. Медленно на счёт «1-2-3-4-5-6-7»

Поднимается правая нога, усиление в три шага создаётся тоже правой ногой. Спина прямая. Дети повторяют 3 раза, взрослые – 8 раз.

6. Крюки

Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в “замок” и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает нервы. Это сложное перекрёстное движение активизирует моторные и сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твёрдым нёбом. Т.о. достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Комплекс 2

Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

1. Кнопки мозга

Это серия упражнений, которая включает «электрическую систему» организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по 20-30 сек. каждой рукой.

- Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая рука в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево-вверх, вправо-вниз и т.д.

- Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над нижней губой. Пальцы другой руки массируют область копчика.

2. Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает сосредоточиться на запоминании нового материала.

- Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки массируют область копчика. Через 20-30 сек. положение рук меняется. Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со всеми меридианами тела, т. к. это точка центрального меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.

3.Слон

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания.

МОУ «СОШ №1 им. А.П. Гайдара»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения образовательного процесса

В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...

Психологическое сопровождение образовательного процесса профессиональной подготовки автоводителей

Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества  б...

ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год

ПРОГРАММАпсихологического сопровождения образовательного процессапедагога – психолога  Касаткиной Ирины ЛеонидовныКОУ ВО  «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»на 2015 – 2016 учебный год...

Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.

Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. Примерные программы для 5х и 10 х классов....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...