Главные вкладки

    ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год
    календарно-тематическое планирование по психологии на тему

    Касаткина Ирина Леонидовна

    ПРОГРАММА

    психологического сопровождения образовательного процесса

    педагога – психолога  Касаткиной Ирины Леонидовны

    КОУ ВО  «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»

    на 2015 – 2016 учебный год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_psihologa_na_2015-16.docx44.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Утверждаю»

    Директор школы - интерната:  

    ______________ Подповетная Л.П.

    ПРОГРАММА

    психологического сопровождения образовательного процесса

    педагога – психолога  Касаткиной Ирины Леонидовны

    КОУ ВО  «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»

    на 2015 – 2016 учебный год

    Пояснительная записка.

    Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека.  В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

    Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.

    Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

    Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:

    • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
    • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 
    • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 
    • содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
    • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
    • профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.

    Содержание программы

    Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.

    Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

    • Беседа
    • Лекция
    • Круглый стол
    • Практические занятия с элементами тренинга
    • Тестирование
    • Ролевые и психотехнические игры
    • Арт-терапия
    • Песочная терапия

    Основные направления деятельности педагога – психолога:

    1. Диагностическая работа;

    2. Коррекционно - развивающая работа;

    3. Консультативная работа;

    4.Профилактическая и просветительская работа;

    5. Организационно - методическая работа.

    Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.

    1. Психологическая диагностика.

    Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

    Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

    Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

    Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.

    Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

    1. Подготовительный этап, включающий в себя:
      – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
      – составление плана и стратегии исследования;
      – выбор методического материала.
    2. Проведение исследования.
    3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
    4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

    Предлагается диагностика по следующим параметрам

              обучающихся:

    • исследование познавательной сферы;

    • оценка уровня тревожности;
    • исследование личностных особенностей;
    • уровень самооценки;
    • измерение мотивации достижения;
    • акцентуации личности;
    • профориентационные тесты;

      педагогов:

    • оценка психологического климата в педколлективе;
    • выявление типологических особенностей личности;
    • оценка профессиональной направленности личности;

                   

                  родителей:  

    • изучение родительско-детских отношений;
    •   стиль воспитания.

    2. Коррекционно-развивающая деятельность.

    Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

    • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
    • формирование новой позитивной «Я – концепции»;
    • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

    Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.

          Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

    Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.

            Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.

    3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

    Консультирование осуществляется в форме

    - индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

    - индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

    - индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

    Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.

    Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде.

         При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

    • информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;
    • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
    • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

    Циклограмма рабочего времени

                    Вид

    Деятельности

    Дни

    недели

    дата, часы

    Диагностическая работа

    Коррекционно-развивающая работа

    Консультационная

    работа

    Профилактическая

    работа

    Просветительская

    работа

    Организационно-методическая работа

    Понедельник

    2 ч

    1 ч

    2 ч

    1 ч

    Вторник

    2 ч

    2 ч

    Среда

    8 ч

    Четверг

    1 ч

    2 ч

    2 ч

    1 ч

    Пятница

    2 ч

    1 ч

    2 ч

    1 ч

    Суббота

    3 ч

    1 ч

                                             

    Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.

    № п/п

    Направления и мероприятия работы

    Сроки

    Предполагаемый результат

    Организационно-методическая работа

    Планирование работы на учебный год

    Август

    Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

    Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария

    Сентябрь

    Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

    Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии.

    В течение года

    Создание базы для терапевтических занятий

    Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса

    Сентябрь

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

    Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса

    Сентябрь

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

    Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей.

    В течение года

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога,

    формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

    Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога.

    Сентябрь, январь

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

    Разработка программы по работе с «трудными» подростками.

    Сентябрь

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

    Повышение психологических знаний через:

    а) обмен опытом с коллегами

    б) изучение специальной литературы

    В течение учебного года

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога

    Диагностическая    работа

    Работа с обучающимися

    Диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел

    (в онлайн режиме)

    Сентябрь

    Выявление склонности к отклоняющему поведению, организация профилактической работы.

    Исследование уровня адаптации первоклассников:

    - наблюдение

    - проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка»

    Октябрь

    Апрель

    Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации.

    Исследование уровня адаптации пятиклассников:

    - «Тест школьной тревожности Филлипса»

    - «Анкета мотивации при переходе в основную школу»

    - «Цветовой тест Люшера»

    Октябрь

    Апрель

    Выявление обучающихся с признаками дезадаптации

    Диагностика уровня тревожности

    «Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл.

    Ноябрь

    Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности

    Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся:

    - «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов

    - «Типы личности» Д. Голланд

    Март

    Оказание помощи в профессиональном самоопределении

    Групповая диагностика первоклассников:

    - «Тест К. Йиерасека»

    -  методика «Бусы»

    Сентябрь

    Май

    Выявление уровня  знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка.

    Индивидуальная диагностика детей «группы риска»:

    - «Шкала тревожности»

    - опросник Басса-Дарки

    ( диагностика состояния агрессивности у подростков)

    - тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка)

    В течение учебного года

    Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками.

    Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов,  администрации школы, родителей

    В течение учебного года

    Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе.

    Диагностика (выявление причин девиантного поведения).

    Опросник Айзенка  выявление индивидуально-психологических особенностей детей;

    Тест школьной тревожности Филлипса;

    Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье;

    методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения;

    проективная методика «Кактус», «Под  дождём», «Мой класс».

    В течение учебного года

    Снижение тревожности, рекомендации.

    Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл)

    Декабрь

    Мониторинг воспитанности, профилактическая работа.

    Работа с педагогами

    Выявление затруднений в деятельности педагогов школы

    В течение учебного года

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

    Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания

    Март  

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

    Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам .

    В течение учебного года

    Координация взаимодействия семьи и школы

    Работа с родителями

    Диагностика детско-родительских отношений по запросам

    В течение учебного года

    Координация взаимодействия семьи и школы

    Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания»

    В течение учебного года

    Координация взаимодействия семьи и школы

    Психологическое консультирование

    1

    Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

    По мере обращения

    Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей

    2

    Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.

    По мере обращения

    Повышение уровня психологической компетентности родителей

    3

    Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы

    По мере обращения

    Повышение уровня психологической компетентности родителей

    4

    Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации

    По мере обращения

    Создание комфортных психологических условий для обучающихся

    5

    Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики.

    По плану работы

    Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога

    6

    Участие в пед.консилиумах .

    1 раз в четверть

    Разработка индивидуальных программ. Рекомендации.

    7

    Участие в родительских собраниях.

    По плану

    Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.

    Психологическая коррекция

    11

    Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов)

    По мере обращения

    Нормализация психологического здоровья обучающихся

    Групповая коррекционная работа с обучающимися

    По мере обращения

    Нормализация психологического здоровья обучающихся

    Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении

    Декабрь

    Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся

    Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения

    По мере обращения

    Улучшение психологического здоровья

    Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды.

    В течение учебного года

    Улучшение психологического здоровья

    Тренинги,игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей

    Проведение  блока коррекционных занятий .

    В течение учебного года

    Улучшение психологического здоровья

     Блок занятияй«Я в этом мире» с  учащимися «группы риска»

    В течение учебного года

    Коррекция поведения обучающихся.

    Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий».

    Апрель

    Май

    Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся  в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

    Занятия в тёмной сенсорной комнате.

    В течение учебного года

    Снятие  мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

    Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье  детей с ОВЗ детей-инвалидов.

    Психологическая профилактика и просвещение

    Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи

    В течение учебного года

    Сохранение психологического здоровья детей

    Единый  классный час «Урок доверия» 9 кл.

    «Выход всегда есть»

    сентябрь

    Информирование детей,  помощь в трудной жизненной ситуации  по детскому телефону доверия.

    Профилактика отклоняющегося  поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска»

    В течение учебного года

    Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения

    Профориентационная работа с обучающимися 9 кл.

    - профориентационные консультации

    - курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии»

    В течение учебного года

    Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Выпуск буклетов, памяток.   «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?»

    Март

    Январь

    Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях

    Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл.

    Февраль-апрель

    Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов

    Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах)

    Выступление на педагогическом совете с темой «Здоровая детская сексуальность, пути коррекции поведения».

    Выступление на МО учителей

    «Особенности детей с синдромом Дауна».

    Проведение семинара среди учителей

    «Коррекционная работа  с с обучающими с ограниченными возможностями здоровья».

    По плану

    Январь

    Ноябрь

    Март

    Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи.

    Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.

     

    Раз в месяц

    Обмен опыта.

    Мини сайт педагогов -психологов  

    nsportal.ru

    Проведение  «Недели психологии»  в школе.

    Ноябрь

    Активное  участие все участников образовательного процесса.

    Участие в семинарах и вебинарах  центра психолого-педагогической поддержки детей  г. Воронеж.

    В течение учебного года

     Обмен опыта. Просвещение.

    Участие в совещаниях  при директоре  школы по возникшим проблемам, связанных с   девиантным  поведением обучающихся.

    По запросам

    Профилактическая  работа. Защита прав ребенка.

    Акция к дню инвалида  «От сердца к сердцу» 1-9 кл.

     

    Декабрь

    Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания.

    Экспертная работа

    Обработка и анализ диагностических исследований

     В течение учебного года

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований

    Оценка результатов коррекционной и развивающей работы

    В течение учебного года

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

    Участие в заседании совета по профилактике

    В течение учебного года

    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

    6

    Психологический анализ урока по запросу администрации

    В течение учебного года

    Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя

    7

    Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК.

    Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР.

    Инновационная деятельность

    1

    Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции.

    В течение учебного года

    2

    Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами.

    По плану

    Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.

    3

    Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов.

    В течение учебного года

    улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

    4

    Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и  агрессии у обучающихся начальной школы.

    В течение учебного года

    Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы

    Педагог-психолог:      Касаткина И.Л.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

    В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

    Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

    Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

    Программа психологического сопровождения образовательного процесса

    В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...

    Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

    Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

    Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

    Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

    Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года

    Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года Цели: 1.Формировать способность к творческ...