Программа психологического сопровождения образовательного процесса
рабочая программа по психологии по теме

Первушина Наталья Николаевна

В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения педагога-психолога учреждения дополнительного образования детей с учетом специфики работы параллельного сотрудничества с несколькими общеобразовательными учреждениями района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologicheskogo_soprovozhdeniya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дебесский Центр детского творчества»

Программа

психологического сопровождения

образовательного процесса.

                                                                                   

                                                              -

                                                                                             - составитель:

                                                                                Первушина Наталья Николаевна,

                                                      педагог-психолог

                                                                        Центра детского творчества

с. Дебесы 2011 г.

Пояснительная записка.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.

Цель программы: создание условий для развития личности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей)

Задачи программы:

  1. содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей;
  2. профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем;
  3. изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик участников образовательного процесса;
  4. содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
  5. содействие развитию готовности учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
  6. развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Программа адресована педагогам, учащимся и их родителям.

Срок реализации программы – 3 года.

Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  1. Беседа
  2. Лекция
  3. Круглый стол
  4. Занятия с элементами тренинга
  5. Тестирование
  6. Ролевые и психотехнические игры

Материально-техническое обеспечение.

Материальная база должна отвечать современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности необходимо назвать:

  1. меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
  2. средства психодиагностики;
  3. предметы и пособия для занятий с детьми (настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты);
  4. персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других сотрудников учреждения;
  5. телефон, магнитофон, фоно- и видеотека.

Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.

Содержание программы

Основными направлениями работы психолога являются: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, организационно-просветительское.

1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.
  2. Проведение исследования.
  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Предлагается диагностика по следующим параметрам

                   

обучающихся:

  1. исследование познавательной сферы;
  2. оценка уровня тревожности;
  3. исследование личностных особенностей;
  4. уровень самооценки;
  5. измерение мотивации достижения;
  6. акцентуации личности;
  7. профориентационные тесты;
  8. выявление одаренных детей

                педагогов:

  1. оценка психологического климата в педколлективе;
  2. выявление типологических особенностей личности;
  3. оценка профессиональной направленности личности;

                         родителей:  

  1. изучение родительско-детских отношений;
  2. стиль воспитания.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  1. оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
  2. формирование новой позитивной «Я – концепции»;
  3. помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.

      Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы  проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.

        Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.

3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это учащиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Консультирование осуществляется в форме

- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

- индивидуального и группового консультирования учащихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

- индивидуального консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями учащихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде. Примерная подборка тем родительских собраний может представлять следующее:

1 класс
Базовая задача: адаптация ребенка к школе.
      В начале первого класса  проводится  собрание, в рамках которого психолог рассказывает родителям о том, как родители  могут помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе.
     В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям  об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.
    Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

2-3 классы 
Базовая задача: развитие познавательных процессов, умений учебной деятельности, формирование классных коллективов, навыков конструктивного взаимодействия, эмоционально – волевой сферы

2-3 классы - стабильный период  для развития детей: никак кризисов нет и мы можем свободно решать вопросы развития ребенка. С одной стороны, тематика может определяться возрастными задачами и технологиями их решения, а с другой стороны, реальными проблемами, которые есть в классе.
4 класс
Базовая задача: подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также начало кризиса младшего подростка.
Это определяет и тематику  собраний…

  1. В рамках собрания первой четверти важно проговорить вопросы, касающиеся тех факторов и характеристик, которые определяют успех адаптации в 5 классе и дать рекомендации по их развитию или коррекции.
  2. В 3-4 четверти психолог на  собрании представляет родителям итоги диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено и дает рекомендации по коррекции( развитию) тех или иных процессов и характеристик

5 класс
Базовая задача: Адаптация ребенка к средней школе

В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям  об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.
     Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

6-8 классы
Базовая задача: Личностное самоопределение школьника, простраивание школьником системы межличностных отношений со сверстниками, родителями на новом уровне и другие проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста

Отсюда тематика собраний

  1. Особенности подросткового кризиса
  2. Как помочь ребенку найти самого себя
  3. Наш ребенок – подросток
  4. Психологические особенности воспитания подростка  в семье
  5. Как найти общий язык с подростком?
  6. Профилактика девиантных форм поведения подростков
  7. Формирование толерантности подростков
  8. Что такое акцентуации характера подростков и как  с ними бороться? И т.д.

Кроме того,  если  выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

9 классы
Базовая задача: Профессиональное самоопределение ребенка, подготовка ребенка к выбору дальнейшего маршрута обучения. Кроме того, девятиклассники впервые сдают государственные экзамены и ведется работа по психологической подготовке к сдаче экзаменов.
В конце первой четверти проводится родительское собрание на тему « Как помочь ребенку выбрать профессию?».
В третьей четверти психолог рассказывает об итогах профориентационной диагностики
В четвертой четверти, когда проводится итоговое собрание для родителей по профильным классам, психолог также готовит сообщение для родителей
Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов

10 класс
Базовая задача: адаптация в профильной школе, а также всем известная проблема –когда дети после 9 класса расслабляются в 10..

Поэтому одно из собраний 2 четверти посвящается итогам диагностики адаптации учащихся в профильной школе.
Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

11 класс
Базовые задача: подготовка школьника к выбору жизненного пути на новом уровне, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ

В 11 классе на новом уровне встают проблемы выбора ребенком своего жизненного пути, поэтому на родительском собрании вновь поднимаются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и простраиванием жизненной перспективы.

Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов.

При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  1. информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;
  2. плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
  3. возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

Отдельным направлением работы психолога является психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. По данному направлению прописана отдельная подпрограмма, которая прилагается далее.

Подпрограмма

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки

и профильного обучения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и включает в себя следующие задачи:

      -поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;

      - усилить интеграцию предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;

      -реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования.

        Профильная ориентация  – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы,  в учреждениях профессионального образования.  Профильная

ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

В соответствии с вышесказанным цель работы - создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников.

Задачи:

  1. оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
  2. поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности);
  3. развитие временной перспективы, способности у целеполаганию;
  4. развитие социальной компетентности учащихся;
  5. развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Программа интегрирует диагностическую, консультативную, развивающую работу и психологическое просвещение и образование.

Диагностика.

Цель данной работы помощь учащемуся в осуществлении своего выбора профиля и в формировании его собственной аргументированной позиции по данному вопросу.

В соответствии с возрастными особенностями диагностика предпрофильной подготовки на разных этапах предполагает обращение к разным сторонам личности ребенка:

  1. 5-7 класс – изучение ориентирования ребенка в мире профессий;
  2. 8 класс – изучение мотивационной, коммуникативно-поведенческой сферы, изучение личностных особенностей, познавательной сферы;
  3. 9 класс – собственно профориентационные тесты.

Диагностика может быть как самостоятельной формой работы, так и частью следующей формы – консультирования.

Консультирование.

Цель данной работы в оказании помощи учащемуся увидеть и осознать свои        проблемы,  стимуляция  развития личности через высвечивание сильных и слабых сторон; помощь педагогам и родителям.  

Консультирование – это форма работы со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.

Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым.

 

Развивающая работа.

Цель: активизация процессов  профессионального и личностного самосознания старшеклассников.

Данная форма работы проводится либо по запросу классных руководителей, либо по результатам диагностики.

Психологическое просвещение и образование.

Цель: организация работы с педагогами, родителями, учащимися по вопросам профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Психологическое просвещение и образование предполагает участие в работе педагогических консилиумов, педсоветов, проведение классных часов, выступления на родительских собраниях и т.п.

Психолого-педагогическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: учащиеся, педагоги, родители.

Работа с учащимися.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения:

1. Социально-ориентированный (работа с учащимися 5-7 классов).

Цель данной работы - постепенное расширение представлений о мире профессионального труда, оказание помощи в выборе увлечения, хобби ребенка.  Работа проводится с использованием различных форм:

  1. Профориентационные и ролевые игры;
  2. Конкурсы;
  3. Презентация различных профессий;
  4. Увлекательные рассказы об интересующих профессиях;
  5. Встреча с представителями профессий и так далее.

2. Профильно-определяющий - это оказание помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, развитие способностей, позволяющих успешно адаптироваться к условиям профильного обучения (8-9 классы);

Работа с учащимися 8 классов предполагает предварительную диагностику образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

Работа с учащимися 9 классов предполагает:

- обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности

- психологическая диагностика предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности

- выявление основных затруднений, проблем в выборе профиля обучения

- выявление соответствия возможностей школьника требованиям избираемого профиля

- заполнение индивидуальной карты.

  1. Профильно-адаптационный – это ориентирование на формирование готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру (10 -11 классы);

Работа с родителями.

Для работы с родителями предлагаются следующие формы работы:

- выступления на родительских собраниях;

- индивидуальные и групповые консультации.

Работа с педагогами.

Формы работы с педагогами:

- участие в работе консилиумов;

- участие в работе педсоветов;

- индивидуальные и групповые консультации.

Литература

  1. Аспекты деятельности психолога// Внешкольник № 8, 2001
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.
  3. Интернет-ресурсы
  4. Подпрограмма психологического сопровождения детей и подростков// Бюллетень № 1, 2007
  5. Программа психологического сопровождения образовательного процесса Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской// Бюллетень № 2, 2003