Главные вкладки

    Психологическое сопровождение образовательного процесса профессиональной подготовки автоводителей
    статья на тему

    Могилевская Юлия Леонидовна

    Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества  был введен новый предмет "Психофизиологические основы деятельности будущего водителя" и тестирование профессионально важных качеств слушателей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психологическое сопровождение в процессе  

    профессиональной подготовки

    обучения вождению детей и  подростков

    (возрастная группа 15-17 лет)

    Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества  был введен новый предмет "Психофизиологические основы деятельности будущего водителя" и тестирование профессионально важных качеств слушателей.

    Необходимым требованием, предъявляемым самой практикой является базовое психологическое образование для раскрытия многих проблемных вопросов.

    Начиная с 2014 года Самарским областным центром детско-юношеского технического творчества разрабатывались учебно-методические средства подготовки слушателей автошколы по предмету "Психофизиологические основы деятельности водителя", которые в течение 2013-14 гг. апробировались и успешно внедрились в учебный процесс. Благодаря этому Центр эффективно решает поставленные новыми программами подготовки водителей задачи.

    Успех занятий определяется главным правилом, при котором эффективная психологическая подготовка возможна лишь при сочетании кадрового, методологического и личностного вопросов. Личность нашего специалиста определяет половину успеха. Наша главная задача это передать опыт, сформировать навык, научить...

    Психология это наука, изучающая психические явления - то есть то, как человек видит внешний мир и взаимодействует с ним (отражает его), то, как принимает на основе этого взаимодействия решения, то, какие процессы при этом происходят у него в душе, таким образом, психология в автошколе изучает, прежде всего, человека взаимодействующего с миром автомобилей, а именно:

    • как человек взаимодействует с транспортным средством - система "Человек-Автомобиль" (вопросы формирования навыков управления машиной - проблема создания правильного и устойчивого навыка);
    • как человек отражает окружающую оперативно изменяющуюся дорожную обстановку - система "Человек-Дорога" (вопросы ощущений и восприятия дорожной обстановки - проблема возникновения ошибочных представлений, иллюзий восприятия);
    • как человек взаимодействует с другими участниками дорожного движения - система "Человек-Человек" (вопросы взаимодействия участников движения - проблема конфликтов на дороге, этический кодекс);
    • как человек реагирует на внешний мир - эмоциональная сфера личности (проблема саморегуляции эмоций и состояний водителя);
    • как человек понимает этот мир и как на основе этого он выстраивает свое поведение - ценностно-ориентировочная сфера личности (проблема убеждений и ценностей водителя).

    Раскрыв проблематику предмета, вопросы, актуальность которых является определенно высокой, становится очевидно, что психология в автошколе решает основную задачу - готовит человека к колоссально сложной деятельности - управление транспортным средством. Актуальность каждого из вопросов определяется, прежде всего, наличием реальных проблем - об этом говорит статистика. На основе ошибочного восприятия действительности водитель может принять неправильное решение - причина огромного количества дорожных аварий. На основе неправильно сформированного навыка могут последовать неполные, лишние действия или последовательность действий, что приведет к потере времени для принятия решения, отвлечении, паники - причина большинства аварий с начинающими водителями. На основе эмоциональных проявлений тревоги, волнения или переживания бурных эмоций (страх, гнев, агрессия) изменяется наша регуляция движений, что ведет к неадекватным действиям, принятию неверных решений - причина множества аварий. Имея некоторую предрасположенность и не обладая пониманием простых принципов взаимодействия с другими участниками дорожного движения у начинающего водителя имеются все шансы становиться участником дорожных конфликтов - одна из самых ярких проблем современной дорожной действительности. И на все эти вопросы может и готова дать ответ психология в автошколе. Именно введенный предмет "Психофизиологические основы деятельности водителей" предполагает изучение слушателями тех самых психологических вопросов.

    Также, психология в автошколе способна формировать мировоззрение - комплекс убеждений и ценностей, благодаря которому водитель может сформировать у себя правильное поведение и полностью обезопасить себя от деструктивных действий повышающих аварийность. Причина множества аварий это не столько сам случай или ошибка водителя, сколько планомерное, целенаправленное деструктивное поведение, приводящее к аварии - "сколько ниточке не виться, а конец все одно будет..."

    Кроме всего прочего психология в автошколе определяет само восприятие дорожных норм - мы по-другому начинаем смотреть на вещи, понимаем смысл заложенный в правилах дорожного движения, понимаем почему так, а не иначе выглядят знаки, дорожная разметка, почему нужна именно такая, а не иная скорость для движения...

    Тем самым автошкола делает все чтобы ее выпускники были наиболее подготовленными к любой дорожной ситуации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

    Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

    Программа психологического сопровождения образовательного процесса

    В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...

    Психологическое сопровождение образовательного процесса профессиональной подготовки автоводителей

    Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества  б...

    ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год

    ПРОГРАММАпсихологического сопровождения образовательного процессапедагога – психолога  Касаткиной Ирины ЛеонидовныКОУ ВО  «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»на 2015 – 2016 учебный год...

    Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.

    Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. Примерные программы для 5х и 10 х классов....

    5. Участие в работе РУМО, ПЦК педагогических работников профессиональной организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

    1. Методическая работа (в межаттестационный период)2. Участие в профессиональных конкурсах (в межаттестационный период)3. Результаты участия в профессиональных конкурсах (в межаттестационный период)...