Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях ОУ
методическая разработка по психологии на тему

Мазунина Дарья Сергеевна
Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях школы. В данной работе представлен материал о взаимодействии школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы, а так же основные направления работы педагога-психолога с семьями учащихся и практические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы педагога-психолога с семьей

в условиях ОУ

                                        

        Выполнил:

Педагог-психолог МБОУ «Школа №63

с углублённым изучением

отдельных предметов»

Мазунина Дарья Сергеевна

Нижний Новгород

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………..…стр. 3-4

I. Основная часть

1.1. Взаимодействие школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы……………………………………………..стр. 5-7

1.2. Исследование направлений и форм взаимодействия школьного психолога с родителями в образовательной практике……………….….стр. 7-9

II. Основные направления работы педагога-психолога с семьями

учащихся…………….…………………...…………………………стр. 9-10

2.1. Психологическая диагностика ……………………………..стр. 10-12

2.2. Психологическая консультация ………………………...…стр. 12-16

2.3. Психологическое просвещение …………..………………...стр. 16-17

2.3.1. Просвещение родителей с помощью родительского

собрания……………………………………………………………...…..стр. 18-19

2.4. Практические рекомендации………………………………..стр. 19-20

2.5. Психологический диагноз……………...….......……………стр. 20-21

Заключение……………………………………………………..…стр. 22-24

Список литературы…………………………………………………..стр. 25

Введение

Школа во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика. В ней, в сущности, всегда царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. 

Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.

Как известно старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с родителями». Главными задачами является:

  • согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
  • сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
  • совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;
  • выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
  •  совместное предупреждение асоциального поведения детей и подростков.

В настоящее время в школе преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды-семьей, предприятиями, культурно- просветительными учреждениями, общественными организациями местными властями.

Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы.

Чтобы    школа   жила    и   развивалась    в    нынешних    социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из наиболее реальных заказчиков на содержание школьного образования и, безусловно, опорой экономического благополучия школьных начинаний. 

Система взаимодействия школы и семьи видоизменялась в процесс развития    системы    образования.    Но   на   протяжении   всего существования этого взаимодействия  основным  инициатором построения системы являлась и является школа. Школа, организуя работу с семьями учащихся, избирает определенную направленность своей деятельности.

Взаимодействие семьи и школы оказывает существенное влияние на все аспекты жизнедеятельности учащихся. Чем организационно успешнее, а содержательно более многофункционально это взаимодействие, тем выше качественные показатели обучения школьника и более устойчиво в позитивном плане его поведение. Организация активного сотрудничества семьи и школы и определение согласованных правил взаимодействия с детьми способствует повышению психологического комфорта последних и успешности их обучения.

3начительная роль в установлении позитивных контактов школы с семьей принадлежит школьным психологам. Взаимодействие психолога школы с родителями носит полифункциональный характер и может быть представлено в разных направлениях в зависимости от типа психолого-педагогического вмешательства.

I. Основная часть

1.1. Взаимодействие школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы.

Всегда было и будет – школа принимает от семьи эстафету в формировании личности ребенка. Но это вовсе не означает, что семейное воспитание заканчивается с приходом малыша в школу, что при этом ослабевает роль отцов и матерей. Нет, конечно, семья продолжает активно влиять на школьника. Но теперь не одна, а вместе со школой. Они по разному, с разных сторон и в разных условиях формируют душу, нравственный и духовный облик человека. 

Развитие и обучение родителей является важным компонентом деятельности школьного психолога, поскольку у них появляется возможность узнать об особенностях воспитания своих детей, а также приобрести, благодаря активной форме обучения, необходимые умения. Развивающий подход во взаимодействии школьного психолога с родителями повышает удовлетворенность родителей их сотрудничеством с психологом и, как следствие, со школой в целом.

Исходя из работ отечественных и зарубежных исследований необходимо подчеркнуть, что существует объективная необходимость объединения усилий семьи и школы по воспитанию учащихся. Для целенаправленного воздействия на семейный педагогический процесс со стороны школы необходимо получить объективную информацию о состоянии семьи.

Негативные аспекты взаимодействия семьи и школы связаны в основном с посещениями родителей школы по вызову учителей. Как педагоги, так и родители ориентированы на взаимодействие конфронтационное, основанное на замечаниях и упреках в адрес друг друга, но чаще в адрес учащихся. Отсутствие позитивных контактов между семьей и школой приводит к утрате школой поддержки родителей с одной стороны, и ослаблению поддержки родителями учебной деятельности детей, с другой стороны.

Говоря о взаимодействии семьи и школы, можно использовать понятие "вовлеченность родителей", которое определяется как разнообразные действия, позволяющие родителям участвовать в образовательном процессе обмениваясь информацией с педагогами, совместное принимая решения помогая школе, помогая ребенку дома при выполнении домашнего задания. Высокий уровень родительской вовлеченности напрямую связан с высоким уровнем знаний и умений у учащихся, а также с положительной мотивацией к обучению, в то время как низкий уровень родительской вовлеченности сказывается на усилении непослушания и агрессии.

Взаимоотношения сотрудничества между семьей и школой рассматриваются как наиболее конструктивные, включающие в себя элементы равенства и взаимного уважения, с четким распределением ответственности, общими целями и эффективной коммуникацией. К значимым параметрам сотрудничества относятся такие факторы как доверие, взаимное уважение, открытая коммуникация, честность, активное слушание партнерами друг друга, гибкость, забота по отношению друг к другу и понимание, полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею.

Сотрудничество семьи и школы может быть как опосредованным, через помощь и участие родителей в обучении их ребенка, так и непосредственным, через прямые контакты со школой.

Основные виды деятельности школьных психологов - это психопрофилактика, психодиагностика, развивающая, корреционная и консультационная деятельность. Выделенная классификация задач, стоящих перед психологом, относится только к взаимодействию психолога с учащимися, однако, школьный психолог, являясь частью образовательной системы со всеми её связями, особенностями коммуникации и значительным воздействием членов системы друг на друга, не может работать только с учащимися, не рассматривая их и себя в сложной системе взаимодействия с педагогами и родителями.

Существуют следующие направления работы школьного психолога с семьями: изучение семей и условий семейного воспитания, пропаганда психолого-педагогических знаний, активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, оказание индивидуальной помощи родителям, обобщение и распространение опыта семейного воспитания.

Одним из ведущих видов деятельности школьного психолога должно стать семейное консультирование. Существуют определенные преимущества работы со всей семьей в целом вместо отдельных ее членов, заключающиеся в возможности во время встречи наблюдать всю семью во взаимодействии, обсуждать и моделировать совместно реальные ситуации, открыто генерировать идеи по поводу успешного разрешения конфликта, и, следовательно, совместно участвовать в его разрешении. Эффективность семейного консультирования оценивается наравне с консультированием индивидуальным; в случае участия отцов в процессе эффективность консультирования значительно повышается.

1.2. Исследование направлений и форм взаимодействия школьного психолога с родителями в образовательной практике.

В рамках трех основных направлений взаимодействия психолога с родителями выделены виды деятельности, классифицированные по типу психолого-педагогического вмешательства. Основными видами деятельности психолога в плане кризисного вмешательства являются индивидуальное и семейное консультирование. Психопрофилактическая деятельность психолога может быть представлена в виде индивидуального консультирования, семейного консультирования и психолого-педагогического просвещения. Развитие и обучение родителей может происходить с помощью проведения родительских тренингов. Выделенные направления деятельности не являются автономными; при определенных условиях происходит трансформация одного направления деятельности в другое.

Все направления деятельности школьного психолога являются значимыми для осуществления сотрудничества между родителями и школой, однако, степень их влияния на становление личности учащегося и успешность его обучения в школе неодинакова. Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.

Школьный психолог выступает преимущественно инициатором контактов на родительских школьных или классных собраниях, в то время как родители в основном инициируют индивидуальные контакты. Подобная взаимодополняемость в установлении контактов родителей со школьным психологом способствует разумному распределению рабочего времени последнего. Взаимодействие родителей с психологом устанавливаются в большинстве случаев через непосредственные контакты при посещении родителями школы; контакты психолога с родителями посредством телефонных звонков незначительны.

Основными поводами для кризисного вмешательства психолога являются обращения родителей при обострившейся эмоциональной неустойчивости ребенка, резко ухудшившейся успеваемости, конфликта родителя или учащегося с педагогом и родителя с ребенком. При обращении за психопрофилактической помощью к психологу родителей волнует эмоциональная неустойчивость ребенка, общение ребенка с окружающими, затруднения в учебе, нарушение взаимопонимания в семье. При психолого-педагогическом просвещении основные темы, раскрываемые школьными психологами - это проблемы общения и взаимопонимания и проблемы успеваемости.

Сравнение состояния взаимодействия психолога с родителями учащихся отдельно по начальной, средней и старшей школе показывает, что в настоящее время школьные психологи наиболее активно взаимодействуют с родителями учащихся начальных классов. Основные причины обращения родителей учащихся начальных классов за помощью, как кризисной, так и психопрофилактической к психологу - это ухудшение успеваемости их детей, неустойчивое эмоциональное состояние и нарушения общения. Ухудшение успеваемости рассматривается большинством родителей как кризис, на который они немедленно реагируют и обращаются за помощью.

Родители учащихся средних классов демонстрируют пассивность в отношении установления взаимодействия со школьным психологом, что может рассматриваться как реакция на недостаточную активность самих психологов. Основные проблемы, волнующие этих родителей связаны, не с успеваемостью их детей, а с проблемами взаимопонимания.

Родители старшеклассников более замотивированы самостоятельно идти на контакт. Больше всего родителей старшеклассников волнуют проблемы, связанные не столько с их успеваемостью, сколько с проблемой взаимопонимания в семье, проблемой общения и возникающих конфликтов.

II. Основные направления работы педагога-психолога с семьями учащихся.

При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.

Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:
1. Диагностика семьи.
2. Консультирование семьи.
3. Просвещение родителей.
            Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семы применяя разнообразные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение во вред общения с родителями.

2.1. Психологическая диагностика.

           Очень часто возникает внутренний конфликт в сознании родителей, желание, чтобы ребенок соответствовал идеальным представлениям о нем и делал бы то, что родители считают наиболее значимым и важным, как в школе, так и в семье. Ребенок предстает в школе как продукт воспитательной системы семьи, и естественно желание родителей гордиться ребенком. Если ребенок по объективным или субъективным причинам встречает трудности в образовании, то естественно, родители и педагоги начинают искать причину неудач ребенка, но как правило, идет поиск виновного. Проблемы ребенка превращаются в «мяч для пинг- понга» между семьей и школой. И в этот момент необходимо скоординировать усилия и потенциал семьи и школы для развития и «доразвития» ребенка. Данная проблема может возникать в любом школьном возрасте на любом этапе развития ребенка. И здесь педагог-психолог становится организатором взаимодействия и, определяя глубинные причины «неуспешности» ребенка, совместно с родителями и педагогами выстраивает стратегию выхода из кризиса. Кроме того, существует еще ряд проблем, успешное решение которых, возможно именно через взаимодействие узких специалистов, родителей и педагогов. Родители ощущают нарастающее противоречие: с одной стороны, умиление, радость и восторг от растущей самостоятельности ребенка; от умения в споре аргументировать, доказывать, выражать свои чувства, а также понимание собственной неповторимости и индивидуальности, а с другой стороны, раздражение от все большего «непослушания». Важно помочь родителям понять сложность процесса развития. Родители – это учителя в самой важной школе на свете – школе формирования личности, где они одновременно выступают во всех лицах. Они должны стать специалистами по всем предметам, а также помогать решать жизненные проблемы. К тому же почти нет таких школ, в которых они сами могли бы поучиться педагогическому мастерству, не существует общепринятой, единой программы родительства.

При отборе инструментария, психолог руководствуется принципами гуманизм точности, валидности, надежности.

Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы. В психологической практике беседа используется с различными целями: 

  • для установления контакта с испытуемым;
  • для проверки исследовательских гипотез;
  • как метод получения дополнительных данных о свойствах личности;
  • для оказания психологической помощи.

Согласно классификации Ю. Е. Алешиной , консультативная беседа имеет фазы:
1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента; 
2) формулирование проверка консультативных гипотез, 
3) коррекционное воздействие; 
4) завершен беседы. 

В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику. Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, родителям.

Перед школьным психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. Измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога.

Психолог должен владеть самыми разнообразными методами – как высоко формализованными (техники типа теста Векслера, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низко формализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и пр.).

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.

2.2. Психологическая консультация.

Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.

Консультативная работа в школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Консультации проводятся для учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.

Вот, например, проблемы, с которыми к психологу часто обращаются подростки и старшие школьники:

1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими – застенчивость, страх, препятствующие общению, желание пользоваться большим успехом у сверстников, переживание чувства обиды на кого-то, давление и угрозы со стороны компании сверстников, особо выделяются проблема общения девочек со сверстниками (волна насилия среди девочек, возросшая за последние два-три года: настоящие, с кровопролитием драки утратили статус «чрезвычайного происшествия», став обыденным явлением).

2. Взаимоотношения в семье – непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома; семейные конфликты, где подростки – не безучастные свидетели; беспокойство о членах семьи.

3. Проблема «мальчик – девочка» вне сферы секса – ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т. д.

4. Нереализованная потребность в романтической любви, в ее духовных началах.

5. Школа – успеваемость, несправедливость со стороны учителей, отказ ходить в школу.

6. Проблемы жизненного предназначения, выбора профессии, ориентация в материально-экономических вопросах.

7. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ – поиск медицинской информации; опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.

8. Досуг и молодежная рок-культура.

9. Личные проблемы и переживания – чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни и т. п.

В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. Представим такую ситуацию: младший школьник плохо успевает по какому-то предмету. Учитель идет на консультацию к психологу. Но психолог во время консультации может помочь только самому учителю: почему тот не найдет подхода к ребенку и т. п. А причину плохой успеваемости школьника он будет искать в контакте с самим школьником.

Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо:

а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения;

б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.
            На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональна деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента. Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. 
            Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей.

Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.

2.3. Психологическое просвещение.

В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых –психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.

Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.

Формы психологического просвещения:

-лекции,

-беседы,

-семинары,

-выставки,

-подборка литературы,

-выступления на родительском собрании и пр.

При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

2.3.1. Просвещение родителей с помощью родительского собрания. 

Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этом оно имеет ряд специфических особенностей:

  • Родительское собрание обычно воспринимается родителями как обязательное формальное мероприятие.
  • На родительском собрании повышается уровень тревожности родителей.
  • Группа родителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам.
  • Родители могут воспринимать психолога как учителя, что затрудняет обращение к нему.

Чтобы минимизировать перечисленные трудности, необходимо руководствоваться принципами безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества.

В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач М. Ю Чибисова выделяет следующие формы участия в родительском собрании:

1. Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.

2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.

3. Тематическое выступление, содержащее психологическую информации прикладного характера по актуальной для родителей теме.

4. Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами.

Тематические встречи психолога с родителями направлены на решение актуальны психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития образования детей.

При последовательной реализации обозначенных направлений сотрудничества учетом накопленного опыта, традиций и социокультурной ситуации в школе может сложиться система взаимодействия психолога и семьи. Общее дело - объединяет семью и школу.

2.4. Практические рекомендации.

Последний этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.

Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую часть. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.

Рекомендации, даваемые психологом педагогам, родителям, детям должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. Работа психолога по глубокому изучению психического и личностного развития ребенка осуществляется в разных формах: психологической консультации, беседы (одноразовой, многоразовой – в зависимости от обстоятельств), психологического обследования (постановка психологического диагноза), более или менее продолжительных наблюдений за детьми в разнообразных ситуациях.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Ведь именно семья с раннего детства призвана заложить   в   ребенка   нравственные   ценности, ориентиры   на построение разумного образа жизни.

       Однако практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, и испытывают трудности в установлении контактов с детьми, вместе с тем, большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов обучения и воспитания. Можно констатировать, что некоторые родители при полной пассивности, низком интересе к проблемам ребенка, постоянным ссылкам на чрезмерную занятость, в условиях отсутствия времени для общения с другими родителями и педагогами желают иметь максимальную информацию о ребенке, получить готовые рекомендации по его воспитанию и развитию. Таким образом, в создании  союза  родителей  и  педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам.

Справедливы слова Я. Корчака: "Мы взвалили на ребенка труд согласования противоположных интересов параллельных авторитетов. Конфликты между семы и школой ложатся всей тяжестью на ребенка". Именно поэтому так важно в отношениях семьи и школы согласование позиций, интересов, требований, создание условий, гарантирующих каждому ребенку получение образования.

2.5. Психологический диагноз.

Важный этап психодиагностической работы психолога – формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами – психологический диагноз. Это центральный этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Существует две основные формы отставания в развитии: 1) отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории; 2) временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка.

Заключение

В сложившихся условиях функционирования образовательной системы школьный психолог становится связующим звеном в системе взаимодействия "семья-школа", гармонизирующим отношения между родителями и школой и способствующим удовлетворению потребностей в позитивных контактах каждой из сторон. Участие школьного психолога во взаимодействии между родителями и школой способствует увеличению позитивных связей, изменяя и качественную структуру отношений, которые становятся более доверительными и открытыми.

Психолог школы является полноправным участником образовательной системы, и его деятельность рассматривается как неотъемлемая часть комплексного сопровождения педагогического процесса. Вне зависимости от психологической специфики используемых школьным психологом технологий в процессе взаимодействия с родителями, все они носят педагогический характер, поскольку, во-первых, определены условиями образовательной системы, в которой происходит взаимодействие и, во-вторых, включают в себя значительный обучающий элемент. Взаимодействие с учащимися опосредованно через родителей дает значительные результаты, так как влияние среды на формирование личности ребенка, на его учебные и социальные достижения является часто критическим.

Основные направления взаимодействия школьного психолога с родителями, структурированные по типу психолого-педагогического вмешательства - это кризисное вмешательство, психопрофилактика и развитие и обучение. Причины обращения родителей за неотложной помощью к психологу и за психопрофилактической помощью оказались практически одинаковыми - эмоциональная неустойчивость их ребенка и ухудшившаяся успеваемость.

Предъявленные родителями проблемы, такие как эмоциональная неустойчивость и ухудшение успеваемости учащегося могут быть расценены как симптомы проявления более глубоких личностных и межличностных проблем, с которыми и нужно работать психологу

Принципиальное преимущество развивающего подхода по сравнению с кризисным вмешательством и психопрофилактикой состоит в том, что у родителей появляется возможность узнать больше о своих детях и особенностях их воспитания в соответствие с жизненными циклами развития до того, как у последних появляются проблемы, а также приобрести, благодаря активной форме обучающего воздействия, необходимые умения. В случае возникновения кризисной ситуации соответствующие умения и навыки родителей будут способствовать скорому выходу из нее с наименьшими потерями для всей семьи. Несмотря на то, что кризисное вмешательство и психопрофилактическая деятельность психолога с родителями являются неизбежными составляющими работы психолога в учебном учреждении, развитие и обучение должно становиться не менее важным компонентом деятельности данного специалиста, поскольку является предупреждающим фактором по отношению к возникновению проблем, решением которых занимается психолог в случае психопрофилактического воздействия, либо кризисного вмешательства. Взаимодействие психолога с родителями в режиме взаимодействия отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения, что говорит о высоком уровне сотрудничества.

Проблемы, которые волнуют современных родителей, связаны прежде всего с успеваемостью детей их эмоциональным состоянием и взаимоотношениями с окружающими в гораздо меньшей степени, родители говорят о проблемах существующих в семье, или о чрезвычайных ситуациях таких как употребление учащимся алкоголя или наркотиков или участие его в религиозной секте, поскольку родители не готовы открыто признаться школьному психологу в существовании подобных проблем.

При сравнении взаимодействия психолога с родителями учащихся разных возрастных групп оказалось, что психолог преимущественно уделяет внимание родителям учащихся начальных классов. С родителями учащихся средних классов у психолога происходит минимальное взаимодействие, что отражается на активности родителей - родители демонстрируют пассивность и не заинтересованность в установлении контактов с психологом. В целом динамика интереса родителей к проблемам детей снижается по мере взросления последних - родители учащихся начальных классов выражают наибольшую активность и готовность к сотрудничеству с психологом по вопросам улучшения успеваемости ребенка и его эмоционального состояния. Родителей учащихся средних и старших классов в большей степени беспокоят проблемы межличностного взаимодействия учащихся, а также выбор дальнейшего образования и профессии. У родителей учащихся средних классов, несмотря на низкие текущие контакты с психологом, чрезвычайно высока потребность в профессиональной психологической помощи по тем же вопросам, которые волнуют и остальных родителей.

В результате, к осмыслению и практическому использованию возможностей сотрудничества семьи и школы могут быть предложены следующие рекомендации:

  • закрепление взаимодействия школьного психолога с родителями на законодательном уровне; введение данного вида деятельности школьного психолога в его функционал;
  • введение родительского тренинга как обязательного элемента во взаимодействии психолога с родителями;
  • повышение удельного веса взаимодействия психолога с родителями учащихся средних классов;
  • увеличение удельного веса семейного консультирования во взаимодействии психолога с родителями.

Список литературы

1. Алешина Ю. Е. "Семейное и индивидуальное психологическое консультирование", М. , 1993.

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., «Педагогика – пресс», 1992 г.

3. Битянова М.Р. «Профессия – школьник» Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. М., Генезис. 2000 г.

4. Чибисова М. Ю. "Психолог на родительском собрании", М. , Генезис, 2004.

5. Р. В. Овчарова "Технологии практического психолога образования", М. ,Сфера 2001.

6. Я. Корчак "Как любить ребенка", М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Работа педагога психолога и классного руководителя в рамках профориентационного направления в начальном звене специальной коррекционной школы-интерната № 31

Специальная коррекционная школа-интернат № 31 предназначена для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Вы как специалисты знаете, что наши дети имеют сложную структуру дефекта -...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения в лицее - интернате № 5.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В систем...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАОУ СОШ № 62

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАОУ СОШ № 62, ЗАИКИ  ДИАНЫ   АЛЕКСАНДРОВНЫ...

Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения  в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможн...