Сценарий классного часа "Что такое толерантность"
методическая разработка по теме

Сценарий классного часа содержит проблемные вопросы по теме "Толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_tolerantnost.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области»

КЛАССНЫЙ ЧАС

« Что такое толерантность»

Классный руководитель:

Комлева Н.Н.

2012-2013 уч. год

Классный час «Что такое толерантность?»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  2. Развить способность адекватно и полно познавать себя и других людей;
  3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.

Ход классного часа

  1. Вступительная часть. Выступление классного руководителя.

Уважаемые ребята! Сегодняшний классный час мне хочется начать с разговора о вечном — о любви.

                              (Звучит музыка)

Послушайте!

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - Одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, Четвертую -Печаль, Пятую -Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - все они хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

? А кого выбрали бы вы? Почему?  (Звучит музыка и продолжение сказки)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

? Почему Любовь выбрала Доброту?  (Ответы)

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения, уважаемый окружающими и уважающий окружающих. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

  1. Основная часть.    Выступление родителя.

? Что же такое толерантность? (Ответы)

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» можно изобразить в виде солнца, а ваши ответы изобразим в виде лучиков.

                                                                     Прощение

                             Терпимость к                                                   Уважение прав других

                             чужим мнениям,

                             верованиям,

                             поведению                                        

Сострадание

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Сотрудничество,

дух партнерства

 

                     Принятие другого                                                  Уважение человеческого

                     таким, какой                      Милосердие                 достоинства

                     он есть

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ определяется на разных языках земного шара.                 (Выступление учащихся)

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском — готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

Учитель:

? Какие из определений вам импонируют более всего?   (Ответы)

? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?   (Ответы)

? А что же объединяет эти определения?   (Ответы)

? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?   (Ответы)

Родители:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс  неумолимо движется вперед. Техника прищла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет число антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка   «Перед вами две дороги, выбирайте...»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

  • Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
  • Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
  • Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
  • А нам-то что? Он сам виноват.
  • Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
  • Говорю тебе: он сам виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
  • Я все равно подойду, - Девушка вырвала руку.
  • Я тебя не отпущу. Ты — моя девушка и не смей «общаться» со всякими. Пойдем отсюда, - он попятался увести ее.
  • Знаешь что, я.. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь.!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

  • Что с вами? - спросила она мужчину. Что с вашей ногой?
  • Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что мне делать и где в этом городе больница. Я не от сюда. Мне очень больно.
  • Сейчас, сейчас. Позвольте я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
  • Спасибо, спасибо.
  • Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень помолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почуствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и подощла к парню.

  • Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
  •  Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

  • У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к теллефонному автомату.
  • Девушка! - окликнул ее мужчина — Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

? Почему молодой человек отказался помочь?

? Как бы вы поступили в этом случае?

? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Мы видим, что есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный.

Работа по группам

Сейчас мы разделимся на две группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа — черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность                                                      Интолерантная личность

  • Уважение мнения других                                              * Непонимание
  • Доброжелательность                                                      * Игнорирование
  • Желание что-либо делать вместе                                 * Эгоизм
  • Понимание и принятие                                                 * Нетерпимость
  • Чуткость, любознательность                                        * Выражение пренебрежения
  • Снисходительность                                                       * Равнодушие
  • Доверие, гуманизм                                                        * Цинизм

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

ИГРА  «Волшебная рука»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке — то, что хотелось бы в себе изменить.

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ

мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

В конце мне хотелось бы сказать, что наш класс — это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Послушайте китайскую притчу и вы найдете в ней ответ на этот вопрос.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что? Мало ли на свете больших семейств. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье, и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село , и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прчел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?
  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

  • И мира тоже.

  1. Рефлексия.

А теперь скажите и напишите на листах, где в своей жизни вы сможете применить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели на сегодняшнем классном часе.

Используемая литература

  1. Научно- методический журнал «Классный руководитель»  №4 2009 г.  Беседа «Что такое толерантность» И.В.Гревцева.
  2. «Толерантная личность»  А.Б.Бессонов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое толерантность?"

Данный материал представлен для учащихся 7-9 классов.Проводится в виде практического занятия " Взаимопонимание, на чем оно основано?"В заключении  предложены правила толерантного поведения....

Классный час "Что такое толерантность?"

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей....

Классный час "Что такое толерантность"

Классный час предназначен для учащихся средней школы....

Классный час в 11 классе "Что такое толерантность?"

Классные часы в старшей школе - Что такое толерантность...

Классный час «Что такое толерантность?»

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности...

Сценарий классного часа "Уроки толерантности"

Представленные  материалы  решают актуальные вопросы взаимоуважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления чело...

Классный час "Что такое толерантность"

Умеем ли мы с терпеливо относится к друг другу? - вот основной вопрос классного часа...