Сценарий классного часа "Уроки толерантности"
классный час (7 класс) по теме

Орехова Ольга Гурьяновна

Представленные  материалы  решают актуальные вопросы взаимоуважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой  индивидуальности. Мероприятие разработано для воспитанников 6-7 классов с использованием активных методов обучения и модерации.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tolerantnosti.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Уроки толерантности»

Орехова Ольга Гурьяновна,

учитель МКОУ Ядрышниковская

 основная общеобразовательная школа №22,

Тугулымский район, Свердловская область

 Цель:      продолжить знакомство с понятием толерантности, учиться уважать друг друга.

Задачи:

  1. продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  2. развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
  3. развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  4. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  5. способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
  6. дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

Форма: работа в группах с элементами  ролевой игры, активных методов обучения и модерации.  

 Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал (символы, дерево толерантности, глобус), презентация классного часа  «Учимся уважать друг друга» «Толерантность и мы!»  

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1.  Приветствие. Упражнение “Цветные ладони”

Участники хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит 3 ладони (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством участников. Здороваться надо разными способами.

Красная ладонь - надо пожать руку.

Синяя ладонь - погладить по плечу.

Желтая ладонь - поздороваться “спинками”.

Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.

  1. Погружение в тему

Классный руководитель. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. (эпиграф «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» А. Г. Асмолов)

Классный руководитель. Сегодня всё больше распространяется в детской, особенно подростковой, среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи всё чаще проникают в школу. Поэтому актуальным остаётся  вопрос уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.

III.Формирование ожиданий учеников

У вас на партах лежат листочки с изображением лимона и яблока. На лимоне напишите свои опасения, на яблоке свои ожидания. Отложите пока в сторону до окончания классного часа.

  1. Объяснение информации.  Давайте вспомним, что такое толерантность?

(ответы учащихся)

Ученик 1. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Ученик 2. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Ученик 3. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

•        в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

•        во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

•        в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

•        в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

•        в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

•        в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Какое из определений вам импонирует более всего?

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

- Что же объединяет эти определения?

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

- Слово толерантность изображено на доске в виде нашей планеты. Давайте, изобразим ваши ответы в виде смайликов. (Участники высказывают свои мнения на смайликах).

Ученик 4.Что же такое толерантность?

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Ученик 5. Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

 Ученик 6. Генеральной конференцией ЮНЕСКО был утверждён Международный день толерантности – 16 ноября, он провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой (резолюция № 5.61).

Классный руководитель. А теперь послушайте притчу, и вы всё поймёте.

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: "Мышеловка-это твоя проблема, к нам она никакого отношения не имеет!" Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, зарезали корову, чтобы достойно накормить присутствующих на похоронах. И все это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому отношения не имеют. Так что в следующий раз, когда вы услышите, что у кого-то беда, и вы точно уверены, что это вас не касается, вспомните эту историю…

Обсуждение притчи.

- Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы детей)

Вы все ученики одного класса. Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей). Хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей). Давайте будем внимательными друг к другу!  

Это всё можно назвать одним словом  - толерантность. Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому мало понятное.

 Мне бы сейчас очень хотелось узнать, а как вы понимаете, что такое толерантность?

Ближайшими синонимами являются: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность.

 Игра «Мозаика». 

Давайте поиграем в пазлы (две команды собирают пазлы). Как они крепятся между собой? Сделаем вывод, что такое пазлы?

Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные.

 Игра «Подойдите, у кого….» Но в чём же мы похожи? Что нас объединяет?

– чёрный цвет волос;

– родился летом;

– в имени есть буква о;

– любит мороженое;

- занимается спортом.

- Что нас объединяет?

7 класс МКОУ СОШ № 22 –  Тугулымский район - Ядрышникова  – Россия – Земля  (прикрепляю глобус на доску).  Важно какими вы видите себя на планете Земля.

  1. Проработка содержания темы

Игра «Каким вы видите себя»? Монтаж картины на доске.

Выберите из предложенных символом, какой больше всего подходит к вам.

(Ученики выбирают, в виде чего они себя ассоциируют и крепят этот символ  на доску).

Вывод: всех нас объединяет наша планета Земля, мы составная часть единого целого.

Вопросы для обсуждения:

- Какие качества присущи толерантной личности?

- Зачем нужно быть толерантным?

- Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

Упражнение «Обратная связь»

Цель: сплочение коллектива. Задачи: осознание своих сильных и слабых качеств; развитие эмпатии; командообразование.

Классный руководитель. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде.

Я исхожу из того, что до сих пор каждый из вас делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом. С другой стороны, я допускаю, что каждый делал и что-то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Наконец, я предполагаю, что вам хотелось бы, чтобы ваши коллеги действовали в будущем так, чтобы команда смогла работать еще лучше. У каждого из вас есть собственное представление об этом, и я хочу помочь вам объясниться друг с другом и прийти к ясным и четким договоренностям.

Возьмите себе по одному листу бумаги, расположите его горизонтально и напишите в верхней части свое имя. Затем разделите лист на три колонки. Над первой колонкой напишите: «Продолжай и дальше... » Другие члены команды впишут сюда все, что они ценят в вашей деятельности, и выразят надежду на совершенствование качеств, отмеченных в этой колонке, в будущем. Над второй колонкой напишите: «Пожалуйста, поменьше... » Записи в этой колонке будут относиться к таким вашим действиям, которые другие считают излишними действиями. Над третьей колонкой напишите: «Мне будет приятно, если ты... » Записи будут выражать пожелания одноклассников, касающиеся стиля поведения и действий, которые смогут сделать жизнь и работу класса более эффективной и приятной.

Выполняя упражнение, придерживайтесь следующих правил:

  1. не вписывайте ничего во вторую или третью колонку до тех пор, пока не сделаете запись в первой;
  2. подписывайте свои записи;
  3. не стойте возле своего листа.
  4. можете написать другому члену команды любое количество пожеланий;
  5. после того как сделаете все записи, можете сесть на свое место;
  6. прочитать свой лист можно только после того, как я объявлю этот этап работы завершенным.

После того как все сядут на свои места, ведущий предлагает участникам внимательно изучить свои листы и начать первый обмен впечатлениями. Если чьи-то пожелания непонятны участникам, они могут задать уточняющие вопросы их авторам. При расхождении мнений можно провести переговоры. Так, выдвинувший конкретные требования член команды может предложить что-нибудь взамен, например: «Пожалуйста, поменьше меня перебивай. А я обещаю, что буду чаще спрашивать твое мнение». Автор: Фопель (2002). Модификация упражнения Д. Дайера.

А всегда ли вы живёте дружно, не ссоритесь,  умеете договариваться? Из-за чего разгораются конфликты? (ответы детей)

  1. Правила поведения при конфликте.
  2. В большинстве случаев конфликт можно ИЗБЕЖАТЬ!
  3. Но если случился конфликт, нужно:
  4. Слушать!
  5. Не оскорблять!
  6. Предлагать несколько решений конфликта!
  7. Говорите о сути дела!

 Давайте подумаем над правилами. Согласны, что толерантными мы будем, если… (идут правила) в виде дерева. Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде яблока правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске.

VI. Рефлексия. Упражнение “Нитка на пальце”

Каждый из участников, держа в руках клубок, говорит о том, как его лично затронула обсуждаемая проблема. Затем этот участник наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему. Получившуюся “паутинку” можно распутать, а можно скомкать. Сегодня мы с вами задумались над проблемой взаимоотношений, о толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться.

На плакате изображена мишень. Стикерами покажите, у кого сбылись опасения (красный цвет) или не подтвердились (жёлтый). Чем ближе к центру, тем ожидания подтвердились более полно.

В конце классного часа предлагаю  придумать синквейн на тему взаимопонимания, толерантности.

Толерантность,

Необходимая, благосклонная,

Прощает, сближает, поддерживает.

Трудно, но необходимо понимать друг друга.

Искусство! (Татьяна В.)

 Если мы будем придерживаться формулы: ПРИЗНАНИЕ + ПРИНЯТИЕ + ПОНИМАНИЕ = ТОЛЕРАНТНОСТЬ, тогда поверьте – наша жизнь обязательно станет лучше! Спасибо за сотрудничество.

Использованная литература и источники

  1. Научно-практический журнал Завуч №6, 2009
  2. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyi-chas-na-temu-tolerantnost
  3. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyi-chas-na-temu-tolerantnost-0
  4. http://lik-kuzbassa.narod.ru/Stihi.htm
  5. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/klassnyi-chas-rolevaya-igra-planeta-druzei-0
  6. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/osobennosti-razvitiya-i-socializacii-podrostkov-gruppy-riska
  7. http://psixologiya.org/psixoterapiya/psixologicheskie-uprazhneniya/1738-uprazhnenie-obratnaya-svyaz.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Толерантность"

Методическая разработка классного часа на тему "Толерантность" + презентация для студентов 2-3 курсов колледжа....

Сценарий классного часа "Толерантность и мы"

Развитие умения понимать чувства, настроения, моти­вы поведения других людей; усвоение стандартных приемов эти­ческих форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоциональн...

Сценарий классного часа "Что такое толерантность"

Сценарий классного часа содержит проблемные вопросы по теме "Толерантность"...

сценарий классного часа по теме толерантность

разработка сценария  классного часа...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...