Главные вкладки

    сценарий классного часа по теме толерантность
    классный час (6 класс) по теме

    разработка сценария  классного часа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_teme_tolerantnost.doc126.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час по теме "Путешествие на планету  Толерантность"

    Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
    «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, хуже одетому, думающему по-другому, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
    Толерантность – это важнейшая составляющая воспитанного, сплочённого коллектива предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  подростков.

    Цели:

    • Образовательные:
    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность (терпимость)»;
    • выявить основные черты толерантности;
    • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
    • Воспитательные:
    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
    • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание;
    • стремиться  сделать классный коллектив ещё более сплочённым.
    • Развивающие:
    • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
    • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
    • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

    Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

    Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.

    Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».

    Плакат:  «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;

    ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! (слайд 2)  Главной целью нашей сегодняшней встречи является наше с вами стремление продолжать учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга, тем самым, стараться стать ещё более дружным и сплочённым классным коллективом.  Вначале я хотела бы рассказать вам одну интересную легенду: (слайд 3, 4) 

    - Ребята, скажите честно,  понравилась ли вам эта легенда?   А о чем она, как вы думаете? Что поучительного в этой легенде? (ответы детей)

    -Правильно, все эти понятия можно объединить одним словом. И  слово это – толерантность. (Слайд 5) 

    Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
    И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

    (Выступления учеников) 

    • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6) 
    • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7) 
    • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8) 
    • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 9) 
    • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10) 
    • tasamul (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11) 
    • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12) 

    Учитель: В разных странах определения различны.  Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13) 

    Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.

    Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14)  Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

    Ученик: В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального (неправильного) поведения. (Слайд 15) 

    Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16)   Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

    Учитель: Сегодня … февраля, а вот 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 17)

    Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 18, 19)

    Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

    Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 20)

    Как вы думаете,  для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном селе, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того, чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. (Слайд 21) Прав был критик 19 века  Николай  Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

    А теперь давайте поприветствуем друг друга и наших гостей!

    Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (слайд 22) 

    • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
    • потереться носами (Новая Зеландия);
    • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
    • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
    • показать язык (Тибет);
    • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

    Учитель: Молодцы! А как вы думаете, ребята, может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23) У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий разных народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме, имя которому  – Россия. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

    «Аукцион знаний» (слайд 24) В 4 и 5 классе вы изучали предмет с довольно интересным и трудно запоминающимся названием, ОРКСЭ, а как расшифровывается эта аббревиатура? (Основы религиозной культуры и светской этики). Вопросов, которые я вам сейчас задам, вы касалиь на уроках ОРКСЭ и наверняка это вспомните. Итак:

    – Кто является основоположником мусульманской религии? (Пророк Мухаммед)
    – Назовите священную книгу мусульман
    (Коран)
    – Кто является основоположником христианской религии?
    (Иисус Христос)
    – Назовите священную книгу православных.
    (Библия)
    – Кто в данный момент возглавляет русскую православную церковь?
    (Патриарх всея Руси Кирилл)
    – Подумайте, как могут называться  морально-этические нормы православия
    (Заповеди)

    Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Какое качество особенно  необходимо современному  человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

    Ученик: Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности: (слайд 25)    

    • Толерантность – это прощение.
    • Толерантность – это сострадание.
    • Толерантность – это уважение прав других.
    • Толерантность – это сотрудничество.
    • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
    • Толерантность – это дружба.
    • Толерантность – это гармония в многообразии.
    • Толерантность – мир и согласие.
    • Толерантность – милосердие.

    Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)

    Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

    Ведущая: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»

    Учитель: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
    повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск  проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей или  другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?
     (Слайд 27)

    Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

    1. Стихи для ребят всех народов и стран:
    Для абиссинцев и англичан,
    Для испанских детей и для русских,
    Шведских, турецких, немецких, французских.
    2. Негров, чья родина – Африки берег;
    Для краснокожих обеих Америк.
    Для желтокожих, которым  вставать
    Надо, когда мы ложимся в кровать.
     (Слайд 28)    
    3. Для эскимосов, что в стужу и снег
    Лезут в мешок меховой на ночлег.
    Из тропических стран, где на деревьях
    Не счесть обезьян;
    (слайд 29)    
    4. Для ребятишек одетых и голых.
    Тех, что живут в городах и селах.
    Весь этот шумный, задорный народ
    Пусть соберется в один хоровод.
    5. Север планеты пусть встретится с Югом,
    Запад – с Востоком,
    А дети – друг с другом.(хором)

    Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 30)  Сейчас  я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик,  вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?

    Ведущий: (слайд 31)    Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. (Слайд 32)    Все – мы разные, все мы – равные! (Слайд 33)    

    Ведущая: Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

    Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 34)    В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

    Сценка о терпимом отношении к людям (озвучивает ученик)

    Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

    Девушка: Подожди, я подойду к нему.

    Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

    Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

    Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, ведёт себя недостойно. Зачем ему помогать?

    Девушка: Я все равно подойду. (вырывает руку)

    Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

    Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (отталкивает  парня и подходит к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

    Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, бродяги можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

    Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

    Мужчина: Девушка!  Спасибо вам!  (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

    Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

    Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

    Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Уважение мнения других, доброжелательность,
    желание что-либо делать вместе,
    понимание и принятие,
    чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

    Непонимание, игнорирование, эгоизм,
    нетерпимость, пренебрежение,
    раздражительность, равнодушие,
    цинизм, немотивированная агрессивность.

    (Слайд 35)

    Учитель: Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

    Ученик: Я (слайд 36) 

    • терпимый и терпеливый;
    • считаюсь  с чужими мнениями и интересами;
    • стараюсь решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
    • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
    • уважаю окружающих и они, в ответ, уважают меня;
    • уважаю права свои и других, умею слушать и слышать;
    • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
    • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
    • человек, берегущий природу и культуру;
    • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

    Учитель: Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

    Ученик: В моей семье (слайд 37) 

    •  все терпимые и терпеливые;
    •  здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
    •  окружающие друг друга заботой;
    •  внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
    •  успешные, независимые, счастливые.

    Учитель: Толерантный город.  Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок?  Продолжи фразу «В моём селе …»

    Ученик: В моем городе (слайд 38) 

    •  прохожие доброжелательные, вежливые;
    •  улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
    •  река и воздух чистые, природа здоровая;
    •  школа просторная, светлая;
    • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,  умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
    •  учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

    Учитель: Толерантные республика  и страна.  Что же такого особенного должно быть в такой республике и такой  стране?  Продолжи фразу «В моей республике и в моей стране…»

    Ученик: В моей республике и в моей стране (слайд 39) 

    • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
    • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
    • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
    • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

    Ведущая: (слайд 40) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

    Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? (Слайд 41)    Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.  А мы с вами попробуем  «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 42)    Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали дружными и сплочёнными, стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

    Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке? (Слайд 43)
    Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
    Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
    Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
    Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
    Толерантность – значит это, если дружно все живут.
    И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
    Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
    Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

     (Слайд 44) Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наше село  и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».

    Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положить руки друг другу на плечи,   и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.) (Слайд 46)

    Используемые ресурсы:

    http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html 
    http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm 
    http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
    http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040 
    http://malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1
    http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm 
    http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/p55aa1.html
    http://tolerance.fio.ru/forum.php
    http://www.tolz.ru/library/?id=649 
    http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475 
    http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html 
    http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm
    http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 
    http://www.vlivkor.com/2007/10/30/tolerantnost_spaset_mir.html
    http://www.youtube.com/watch?v=_j6IBdHW_rY

    Перевод песни

    В моём сне дети поют песню любви для каждого ребёнка. 

    Потом я просыпаюсь, и всё, что я вижу, - это мир, полный нуждающихся людей. 

    Скажите мне, почему всё должно быть так? Может быть, я что-то упустил? 

    Когда столько людей нуждается в ком-то, мы не протягиваем руку помощи. 

    Каждый день я спрашиваю себя, что мне нужно сделать, чтобы быть Человеком?

     Почему, если мы все одинаковые, мы перекладываем вину на другого? 

    Может мне кто-нибудь сказать, почему мы все просто не можем быть друзьями?

    Памятка

    «Как реализовать принципы толерантности»

    Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

    Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

    Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

    Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.

    Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

    Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша страна всегда будут маленькими Планетами Толерантности для всех!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

    Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

    Сценарий классного часа "Что такое толерантность"

    Сценарий классного часа содержит проблемные вопросы по теме "Толерантность"...

    Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»

    Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...

    Презентация для проведения классного часа на тему: "Толерантность"

    Научить ребенка толерантности – значит подготовить его к жизни, к общению с множеством других, очень разных людей....

    Презентация для проведения классного часа на тему: "Толерантность"

    Научить ребенка толерантности – значит подготовить его к жизни, к общению с множеством других, очень разных людей....