Программа развития классного коллектива
проект по теме

Антонюк Надежда Васильевна

Данная программа разработана на 5 лет и предусматривает поэтапный план развития ученического коллектива с 5 по 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Печора Республика Коми

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР

___________Тарасова И.В.

«__»____________2013 г.

Директор МОУ «СОШ № 10»

___________ Богуцкая Г.С.

«__»____________2013 г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

II ступень обучения

Срок реализации: 2013-2018 гг.

        

Составитель:

Антонюк  Надежда Васильевна,

классный руководитель

Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорей открытие,

нежели обучение.

Маршалл Маклюэн

Пояснительная записка

В докладе Юнеско «Образование: сокрытое сокровище» отмечается: «XXI век нуждается в разнообразии талантов и личностей.  В связи с этим  необходимо предоставить детям и подросткам все возможности для открытия нового в эстетической, художественной, спортивной, научной, культурной и социальной областях». Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Если таковы запросы современного общества, то классный руководитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка, он может оказать помощь в раскрытии индивидуальных особенностей, создать условия для самоопределения и самореализации.

Программа составлена на основе программы развития воспитательной системы школы и содержит следующие направления:

  • воспитание в системе образования;
  • воспитание в семье;
  • духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание;
  • физическое и экологическое воспитание;
  • экономическое воспитание;
  • развитие детского самоуправления;
  • профилактика асоциального поведения.

Базовая цель воспитания: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.  

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Данная воспитательная программа построена с учётом основных принципов воспитания:

  • принцип гуманистической ориентации воспитания (ребёнок – главная ценность в системе человеческих отношений);
  • принцип социальной адекватности воспитания (соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс);
  • принцип индивидуализации воспитания учащихся (определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика);
  • принцип социального закаливания детей (выработка у учащихся способов преодоления негативных воздействий социума);
  • принцип создания воспитывающей среды (взаимная ответственность участников воспитательного процесса).

 Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать  - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Подростковый возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.  Нормативные документы, принятые в последнее время, актуализируют выдвижение проблем воспитания на передний план, педагогической наукой разработан ряд концепций воспитания (Караковский В. А., Новикова Л. И., Щуркова Н. Е. и др.), авторы которых едины в исходных позициях, признавая приоритет личности ребёнка, его право на самовыражение, приоритет творчества в деятельности. Данным  проблемам посвящено немало научных исследований Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, О. С. Газмана и др.  

Ребёнку помогает творить взрослый, который принимает на себя функции тьютора (сопровождающего и направляющего). Педагог реально участвует в детском творчестве,  следовательно,  руководит его развитием, помогая учащемуся достичь  намеченной цели.

Идеальная цель – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению; воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию; формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности учащегося.

         Результативная цель – формирование разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.

Процессуальная цель – создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом его интересов и имеющегося жизненного опыта.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.         

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Задачи воспитания:

  • в политической области:

- формирование активной гражданской позиции;

- формирование политической грамотности;

- создание условий для формирования навыков участия в политической деятельности;

  • в духовной области:

- формирование культуры общения;

- формирование толерантного отношения к окружающим людям;

- формирование представлений о добре и зле;

- передача ценностных традиций и ориентаций общества;

- организация нравственного самовоспитания детей;

  • в экономической области:

- формирование конкурентноспособной личности;

- развитие творческих способностей  школьников;

- развитие творческой активности и экономической грамотности;

-создание условий для успешного профессионального самоопределения учащегося;

- включение учащихся в решение социальных проблем.

  • в социальной области:

- объединение в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей;

- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного  развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

- создание благоприятного психологического климата в классе для детей и родителей;

- формирование системы самоуправления в классе.

В условиях современности, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап

2013 - 2014 учебный год

2 этап

2014 - 2015 учебный год

3 этап

2015 - 2016 учебный год

4 этап

2016 - 2017 учебный год

5 этап

2017 - 2018 учебный год

Реализация задач осуществляется через:

  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение психологических особенностей учащихся;  
  • дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и  игры; соревнования; викторины; экскурсии;
  • знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности; 
  • опору на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.
  • опору на собственный родительский и педагогический опыт.

В центре данной программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей,  организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности. 

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий,  В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

В основе теории следующие принципы:          «Не навреди!»

«Все дети талантливы.

Плох не ребенок, плох его поступок.

В каждом ребенке чудо, ожидай его».

  • Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.
  • Демократичность (равноправие) в отношениях.
  • Опора на индивидуальные творческие особенности и возможности каждого ученика.
  • Справедливость и честность в оценках.
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта  и «ситуации успеха».  

                  Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главное для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс - это увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Свою работу ориентировала   на следующие  направления:

  • Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
  • Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
  • Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)

Для эффективного осуществления  воспитательной работы с классом необходимо соблюдать следующие принципы:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;
  • гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность;
  • единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: «Учиться победно».

В планируемой воспитательной работе мною выделены общие направления:

  • Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
  • Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
  • Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
  • Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
  • Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
  • Физическое воспитание и гигиеническая культура, приобщение к здоровому образу жизни.

Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

 Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:

  • гуманизация обучения и воспитания;
  • системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; 
  • единство воспитательных воздействий.
  • принцип  гуманизации (гуманного отношения к личности воспитанника;  уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; ненасильственного формирования требуемых качеств);

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).

Воспитательная работа в классе строится по следующим ключевым направлениям:

  • «Я – гражданин России»
  • «Познай себя»
  • «Родина моя»
  • «Здоровый образ жизни»
  • «В мире прекрасного»
  • «Ученическое самоуправление»

Поэтапные задачи воспитания:

5-6 класс

  • Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных творческих       возможностей учащихся на данном этапе.
  • Формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его творческих интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей характера и психики.
  • Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся и родителей через развитие творческих способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.

7-8 класс

  • Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
  • Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой и своими творческими способностями.
  • Развивать чувство ответственности за порученное дело.

9 класс

  • Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и творческие способности для выбора профессии.
  • Обеспечить условия для развития самостоятельности учащихся в делах и поступках.
  • Формировать гражданскую позицию выпускника, правовую и политическую культуру.

Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • Познай себя – это интересно!
  • Сотвори себя – это необходимо!
  • Утверди себя – это возможно!
  • Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Схема самоуправления классного коллектива

на период 2013-2018 гг.

                

На первом классном собрании избирается староста, который является связующим звеном между школьным советом старшеклассников и классным коллективом. Группы по интересам могут изменяться, либо оставаться в прежнем составе. Каждая группа отвечает за определённые поручения:

  • спортивная группа – организация и проведение спортивных конкурсов и состязаний, участие в спортивных праздниках, организация походов;
  • творческая группа – организация и проведение тематических классных часов и вечеров, поездок и пр.;
  • учебная группа – контроль успеваемости и посещаемости, заполнение домашних заданий в электронном дневнике, помощь в проверке дневников и т.д.;
  • дизайнерская группа – подготовка стенгазет, сообщений, презентаций, оформление стендов и выставок;
  • исследовательская группа – изучение, обработка и отбор информации для тематических классных часов, мероприятий, конференций, семинаров и т.д.

Принципы деятельности органов самоуправления:

  • добровольность;
  • демократизм;
  • гуманизм;
  • социальная направленность;
  • творчество;
  • разновариативность;
  • самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

  • предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
  • воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

  • старосту класса;
  • избирает представителей в совет класса;
  • решает вопросы жизни классного коллектива;
  • утверждает общественные поручения;
  • слушает отчеты об их исполнении;
  • решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
  • вырабатывает предложения в адрес школьного совета старшеклассников.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

 «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета: 

  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

В воспитательной работе классного коллектива необходимы разнообразные формы проведения мероприятий: классные часы, праздник, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений;  экскурсии, спортивные праздники, КВН, театрализованные представления, исследовательскую работу, диагностические исследования, классное самоуправление. Особую роль в воспитании классного коллектива играет классный час.

Примерная тематика классных часов

Гражданско-патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Люди мира, на минуту встаньте!»

классный час с презентацией

2

«У войны не детское лицо»

классный час

3

«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»

беседа

4

«Аты - баты! Стань солдатом!»

классный вечер

5

Автопортрет класса

анкетирование

6

«История Отечества - история Печоры»

посещение Печорского краеведческого музея

7

«Пионеры – герои ВОВ»

классный час с презентацией

8

«Я ребенок – я гражданин»

классный час: ролевая игра

9

«Символы государства»

классный час

6 класс

1

«Ради жизни на земле»

литературно-музыкальная композиция с презентацией

2

«Знаменательные события, известные люди в истории России и Печоры».

беседа с презентацией

3

«Этих дней не смолкнет слава!»

беседа с презентацией

4

«Символика Республики Коми»

классный час: своя игра

5

«Я и мой класс»

диагностический тест

6

«Защитник Отечества — каков он?»

открытый урок: ролевая игра

7

«День защитников Отечества»

праздник

8

«Живая память» (посвящается погибшим в Афганистане)

классный час с презентацией

9

День города

классный час с презентацией

10

«Права ребёнка»

урок-презентация

7 класс

1

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

классный час

2

 Игра «Счастливый случай»

классный час, посвященный 23 февраля

3

«Горжусь тобой, моя Россия»

                       классный час

4

«Республика Коми: через годы, через расстояния»

урок гражданственности и патриотизма   (с презентацией)

5

«Поговорим об ответственности».

правовая беседа с презентацией

6

 «Всему начало - отчий дом»

классный час

7

«Закон, по которому мы живём»

классный час с презентацией

8

«Семейная летопись»

классный час

9

«Поле русской славы. Куликово поле»

классный час с презентацией

10

«История России – история Отечества»

урок-презентация

8 класс

1

«Идут по войне девчата»

классный час

2

 «У войны — не женское лицо»

историко-литературная композиция

3

«Я ребенок – я гражданин»

классный час

4

«Память, память…»

классный час с презентацией

5

«Ты и твои права»

дискуссия

6

«Этих дней не смолкнет слава»

классный час с презентацией

7

«Афганистан – наша память и боль»

классный час с презентацией

8

«Конституция – закон жизни»

классный час с презентацией

9 класс

1

«О любви и войне»

литературно-музыкальная композиция

2

«Через века, через года помните…»

урок мужества, посвященный героям ВОВ

3

«Знай и люби свой край»

классный час с презентацией

4

«Последний поход» (в память о погибшем экипаже АПРК «Курск»

классный час

5

«Именем святой Екатерины»

игра «Колесо истории»

6

«Мы – россияне»

классный час

7

День воина-интернационалиста

классный вечер

8

«Человек и закон»

деловая игра

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание  - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».

(Свадковский И.Ф.)

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«По каким правилам мы живём?»        

«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса.        

2

«Сам себе враг?»

«Уроки нравственности»

3

«Наш класс. Законы жизни»

беседа

4

День памяти жертвам Беслана

беседа

5

«Отношение к школе и её имуществу»

беседа

6

«Праздник мам»

праздник

7

«Семейная летопись»

классный час

8

«Он первый. День космонавтики»

классный час с презентацией

6 класс

1

«Мои духовные ценности».

«Уроки нравственности». Диагностика духовных ценностей учащихся.

2

«Нет уз святее товарищества»        

«Уроки нравственности». Практикум 

3

«Человек среди людей»        

«Уроки нравственности».

4

«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»

беседа

5

«Этикет и мы! Проблема разговорной речи»

беседа

6

«Дом без одиночества»

классный час с презентацией

7

«Весенний калейдоскоп»

праздник, посвящённый 8 марта

8

 «Мои права и обязанности»

классный час

7 класс

1

«Что такое культурный человек?»

«Уроки нравственности»

2

«Что такое интеллигентность?»        

«Уроки нравственности»

3

«Сам себя воспитать должен»

«Уроки нравственности»

4

«Сладкая жизнь»

КВН, посвящённый 8 марта

5

«Как научиться управлять собой»

классный час

6

«Я и учитель»

диспут

7

«Мы составляем наш автопортрет».

беседа

8

День памяти воинской казачьей славы

классный час

8 класс

1

«Внешний облик – внутренний мир»

диспут

2

«Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание»

«Уроки нравственности»

3

«Судьба человека»

«Уроки нравственности»

4

«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»

«Уроки нравственности»

5

«Есть ли у юных идеалы?!»

дискуссия

6

«Умеем ли мы общаться?»

деловая игра

7

«Весеннее настроение»

праздничный тур конкурса «А ну-ка, девушки»

8

«Поощрение и наказание в семье».

беседа

9 класс

1

«Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»

«Уроки нравственности»

2

«Десять Заповедей – основа нравственности человечества»

«Уроки нравственности»

3

«Вечные вопросы»        

дискуссия

4

«Как стать счастливым?»

дискуссия

5

«И в шутку и всерьез»

          вечер, посвящённый 8 марта.

6

«Будем милосердны к старости!»

«Уроки нравственности»

7

«Карманные деньги»

дискуссия

8

«Соборы и храмы России»

классный час

Направление «Экологическое воспитание»

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Как растения показывают погоду и время»

классный час с презентацией

2

«Берегите эти земли, эти воды»

классный час с презентацией

3

«Эти забавные животные»

беседа

4

«Охрана и использование животного мира».

классный час с презентацией

5

«Природа Коми края»

беседа

6

 «Мир вокруг нас»

классный час

7

 «Загадки осени»

праздник

8

 «Моё место в природе»

беседа

6 класс

1

Конкурс знатоков природы

игровая программа

2

«Электрические станции на службе человека»

классный час с презентацией

3

«Экология»

классный час

4

«В защиту матери-земли»

классный час

5

«Береги лес от пожаров»

классный час

6

«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

КВН

7

 «В мире животных»

урок-путешествие

8

«День воды»

внеклассное занятие

7 класс

1

«И я – природа»

беседа

2

«Экологическая тропа»

заочное путешествие по заповедникам

3

«Чернобыльская  катастрофа»

урок памяти

4

«Глобальный экологический кризис»

классный час с презентацией

5

 «Цветы в жизни человека»

классный час

6

 «Планета заболела»

конкурс плакатов

7

 «Знаешь ли ты деревья?»

игра-лото

8

 «Осень в лесу»

праздник

8 класс

1

«Робинзонада с растениями»

классный час с презентацией

2

«Зелёная жемчужина»

беседа

3

 «Птичьи разговоры»

КВН

4

«Тайна старого леса»

классный час

5

История возникновения и развития экологии.

беседа

6

«Оранжерея на окне».

классный час

7

«Жизнь под угрозой»

внеклассное мероприятие

8

«Колобок на новый лад»

игровая экологическая программа

9

«Цветы в легендах и преданиях»

классный час с презентацией

9 класс

1

«Нет дерева сердцу милее»

классный час с презентацией

2

Экскурсия в природу

классный час

3

 «Что? Где? Когда?»

игра-турнир по экологии

4

Цивилизация - начало борьбы с природой.

беседа

5

«Этот пестрый, волшебный, загадочный мир»

классный час, (Экологическая пьеса о лесе)

6

«Внимание: бытовые отходы!»

классный час

7

«Энергетика: вчера, сегодня, завтра…»

деловая игра

8

«Берегите землю, берегите»

классный час с презентацией

Физическое воспитание и здоровый образ жизни

      Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Здоровье – бесценное богатство»

анкетирование

2

«О вкусной и здоровой пище»

беседа

3

«В здоровом теле…»

с презентацией

4

«Папа, мама, я – спортивная семья»

спортивная игра

5

«Правила дорожные знать каждому положено»

цикл бесед

6

Соблюдение правил техники безопасности

цикл бесед

7

«Урок здоровья»

классный час

8

«Умелые пожарные»

классный час

6 класс

1

«Я выбираю здоровье»

беседа

2

«Вино вину творит»

классный час с презентацией

3

 «Путешествие в Египет»

спортивное мероприятие

4

«Урок здоровья»

ролевая игра

5

«Формула здоровья»

дискуссия

6

 «Суд над сигаретой»

ролевая игра

7

«Не сломай судьбу свою»

классный час с презентацией

8

«Большие гонки»

соревнование

9

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

Цикл бесед

7 класс

1

«Спортивное казино»

игровая программа

2

«Берегите жизнь»

спектакль "

3

«Причины суицида среди подростков»

беседа

4

«Человек и наркотики»

классный час с презентацией

5

«Вместе мы сильнее наркомании»

диспут

6

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

7

 «Как уберечься от гриппа?»

классный час с приглашением медработника

8

«Биологические добавки»

классный час с презентацией

8 класс

1

«Мутагены. Их влияние на природу и человека»

классный час с презентацией

2

«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека»

классный час с презентацией

3

«Не пей, козлёночком станешь!»

театрализованное представление.

4

Проблема наркомании.

5

Стресс в нашей жизни.

тренинги

6

«Спид – болезнь 21 века»

беседа

7

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

Цикл бесед

8

«Коктейль здоровья»

классный час

9 класс

1

День борьбы со СПИДом.

классный час с приглашением медработника

2

«Наследственные болезни»

классный час с презентацией

3

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

4

«Дорожные приключения»

классный час

5

«Быть здоровым – жить в радости»

классный час

6

«Как Иван-царевич за чудом ходил»

сказка

7

«Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека).

классный час

8

«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить»

классный час

Трудовое воспитание

      Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Слава рукам золотым!»

устный журнал

2

 «Мой дом – наведу порядок в нём»

классный час

3

«Без труда ничего не даётся»

классный час с презентацией

4

 «Мои обязанности в семье»

беседа

5

«Мамины помощники»

праздник

6

«О лени и лентяях»

классный час

6 класс

1

«Волшебный узелок»

беседа

2

 «Берегите нашу Землю»

классный час с презентацией

3

«Славен труд твой, человек!»

Выставка

4

Картофельный банкет

Субботник

5

«В поисках будущей профессий»

беседа

7 класс

1

Беседы о профессиях.

Классный час с презентацией

2

«Труд в нашей жизни»

беседа

3

Внеклассное мероприятие «Кулинарный поединок»

классный час

4

«Его величество – Хлеб»

классный час

5

«Подарок для мамы»

мастерская

6

«Я в мире профессий»

классный час

7

«Подари книге вторую жизнь»

акция

8 класс

1

«Мир профессий и твоё место в нём»

классный час

2

«День Земли»

участие в субботниках

3

«Путешествие в Город мастеров»

классный час с презентацией

4

«Сто дорог — одна твоя»

классный час

5

Трудовые десанты.

9 класс

1

«Влияние темперамента на выбор профессии»

классный час

2

«Профессии. Которые мы выбираем»

классный час

3

«Чем пахнут ремёсла»

классный час с презентацией

4

«Я в работники пошел...»

классный час

5

«Новое время — новые профессии»

классный час с презентацией

6

«Профессия моих родителей»

цикл классных часов

7

Трудовые десанты

Эстетическое воспитание

      Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Эстетическое воспитание  - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

 «Музыка и мы»

беседа

2

«Красота внешнего облика. Мои жесты»

беседа

3

«Юные дарования»

конкурс

4

Культура чаепития.

ролевая игра

5

«Голубые цветы Гжели»

классный час с презентацией

6

Путешествие в страну «Чистых слов»

классный час

7

«Лотерея вежливости».

классный час

8

«Правила школьной жизни»

беседа

9

«Культура поведения в школе и школьный этикет»

классный час

6 класс

1

«О красоте и мужестве»

беседа

2

«Музыкальная семья»

классный час с презентацией

3

«Жостовский букет»

классный час с презентацией

4

«Широкая масленица»

праздник

5

«Вдохновенный сын России»

цикл бесед

6

«Русские посиделки. Кузьминки».

праздник

7

 «Царица Осень».

праздник

8

«Для чего нужна улыбка?»

классный час

7 класс

1

«Золотая хохлома»

классный час с презентацией

2

«Птица счастья»

классный час

3

«Волк и семеро козлят на новый лад»

музыкальная сказка

4

«Гость в доме – хозяину радость»

ролевая игра

5

«Русская басня»

(познавательно-развлекательное занятие
с
 элементами театрализации)

6

Русские традиции. Масленица.

классный час с презентацией

7

«Отговорила роща золотая»

классный час с презентацией

8

«Как стать интересным собеседником»

классный час

8 класс

1

«Красота и труд вместе идут»

классный час

2

Человек и творчество. Великие творения человечества.

классный час с презентацией

3

«Секреты привлекательности»

конференция идей

4

Русские традиции. Рождество.

классный час с презентацией

5

«Осенний бал»

вечер

6

«Светский этикет»

классный час

7

«Умею ли я слушать»

классный час

8

«Язык, мимика, жесты как средства общения»

беседа

9 класс

1

«Что такое духовное богатство человека»

дискуссия

2

«Музыка и мы»

дискуссия

3

«Сервировка праздничного стола»

классный час с презентацией, ролевая игра

4

«Этикет и мы»

брейн-ринг

5

Субъкультуры

классный час

6

Массовая культура

классный час

7

«Наш друг – кино»

устный журнал

8

«Игорь Тальков. Любимые песни»

вечер

Критерии оценивания результатов воспитательной деятельности

Критериями оценки эффективности воспитательной программы  являются следующие:

  • Уровень сформированности классного коллектива.
  • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  • уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

Прогнозируемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них  нравственных чувств;
  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
  • развитие органов классного ученического самоуправления;
  • повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  • тестирование.

Примерные темы родительских собраний

Тема

Класс

1

«Давайте познакомимся». Собрание с элементами тренинга и анкетирования.

5

2

Адаптация учащихся к новым условиям обучения.

5

3

Воспитательная система класса. Деловая игра.

5

4

Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности.

5

5

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

6

6

«Как уберечь детей от вредных привычек».  Акция: «Уроки для детей и их родителей». Встреча с представителем наркоконтроля.

6

7

«Поощрение и наказание в воспитании детей».

6

8

«Новый закон на защите детства»

6

9

«Роль семьи в воспитании моральных качеств личности».

7

10

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

7

11

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка».

7

12

«Подростковый суицид».

7

13

«Этот трудный подростковый возраст. Подросток и закон».

8

14

Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.

8

15

«Всматриваясь в детство – формирование взаимоотношений между девочками и мальчиками в переходный период».

8

16

«Права человека в обществе».

8

17

«Свободное время подростка».

9

18

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка».

9

19

«Экзамены: как избежать стресса?»

9

20

«Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся».

9

Литература

  1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
  4. Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 1989
  5. Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
  7. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
  8. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
  9. Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996
  10. Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
  11. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, 1998.
  12. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
  13. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
  14. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
  15. Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
  16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1988.
  18. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
  19. Н. И. Дереклеева «Справочник классного руководителя». - М.: «Вако», 2003.
  20. Н. И. Дереклеева «Родительские собрания».- М., «Вербум», 2001.
  21. Н. И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» . - М.: «Вако», 2003.
  22. М. П. Нечаев «Практика управления воспитанием в школе». -  М., 2003,
  23. Журнал «Классный руководитель»
  24. Сайт «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива.

Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....

Программа развития классного коллектива.

Методическая помощь классному руководителю....

Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"

Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива на 2 года...

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива основанная на самовоспитании учащихся...

Программа развития классного коллектива классного руководителя

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...