Слово не стрела-вылетит не поймаешь.
классный час (7 класс) на тему

Толокольникова Антонина Анатольевна

Классный час с применением игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_slovo_ne_strela.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Слово не стела – вылетит, не поймаешь».

Цель: Формирование культуры речи школьников и воспитание умения держать слово, выполнять свои обещания, а также убеждение учащихся в том, что это является одним из прекраснейших качеств человеческого характера.

Задачи: 

Показать значение, роль и свойства слова, обратить внимание на обещание данное человеком.

Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

Воспитывать положительное отношение к ценностям российской культуры, формировать положительные качества личности человека.

Ход урока.

- Учитель: Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в классе стало уютнее и светлее. Ну, что сыграем в игру, подскажи словечко?

Игра «Подскажи словечко”, угадайте волшебные слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах,
Скажем мы за то … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).

Учитель: Дети, скажите, какие это слова?

Для того, чтобы быть вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

Что мы можем узнать о человеке по его речи?

Можно ли говорить о культуре речи того, кто обращается к другим по кличкам и прозвищам?

А имеет ли сказанное слово свою силу?

Сообщение темы: Тема нашего классного часа:

«Слово не стрела – вылетит, не поймаешь»

Учитель: На вашем столе лежат шарики. Попробуйте надуть их, а что получится, если в шарик попадёт слишком много воздуха?

Да вы правы. Шарик просто лопнет. Так и слова, которые вы говорите, могут просто превратиться в воздух. Послушайте внимательно рассказ, который я вам прочитаю.

Учитель читает рассказ, в основе которого лежит случай из жизни.

Отец Димы в конце каждой недели, как обычно, просматривает дневник сына. Вот и сегодня, перевернув последнюю заполненную страницу, он удовлетворенно замети:

- За прошедшую неделю ты сумел три “тройки” исправить на “четверку”, это похвально. Даже некоторые “четверки” приблизились к “пятеркам”! Вообщем, я вижу, что тебе можно доверять.

- А ты папа разве сомневался во мне? – Спросил Дима.- В этом я очень похож на тебя.

- Да если бы все умели выполнять свои обещания, умели держать данные слова, то жизнь бы стала намного лучше и светлей,- улыбнулся отец.

– Давай–ка в честь твоих успехов послушаем хорошую музыку. Я купил новые диски, так что, неси сюда магнитофон! Однако Ильдар не спешил вставать с места.

- Так что это, сынок, медлишь? Ну, давай, давай скорее! Новые песни хотят торжественно звучать!

- Папа, извини, но я одолжил магнитофон Андрею, - сказал Дима. – Он попросил на один день, а сегодня уже четвертый пошёл…

- Так ты ему хоть напомнил?

- Да дважды, - ответил мальчик виноватым тоном, - я сейчас сбегаю к нему и заберу сам.

- Хорошо. Иди, - согласился отец. – По этому случаю у нас говорят: “Слово не стрела - вылетит, не поймаешь”

Вопросы для обсуждения.

- Вы стали свидетелями двух жизненных случаев. О чём шёл разговор в первом случае?

- О том, что у Димы были “тройки” и он их исправил. Отец был рад этому.

- О чем же шел разговор во втором случае?

- О том, что Андрей не сдержал своего слова.

- Итак, о чем же мы сегодня поговорим с вами?

- О том, как важно уметь держать свое слово, быть верным своему слову.

Физкультминутка

«Канат»

Работа по теме урока

- Как можно по другому назвать умение быть верным своему слову?

- Как вы считаете, а какая это черта характера?

- Проявление последовательности в чем-либо, последовательность в делах, умение выполнять свое обещание, порядочность…(На доску вывешивается схема)

- Какие поговорки и пословицы знаете об умении быть верным своему слову?

Ответы.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слово не стрела, а сердце язвит.

Не ножа бойся, языка.

Бритва скребет, а слово режет.
Гнилое слово – от гнили в душе.

- А вот что, говорят пословицы других народов мир (на доске):

Слово мужчины – кремень!

Клятва – зерцало чести!

Неверность обещанию – ступень к измене.

Сказанное слово – вбитый кол.

Прежде чем сказать слово – тщательно пережуй его во рту (Камбоджа).

Слово лучше потерять, чем не сдержать.

Сказать другу неверное слово – обмануть себя на всю жизнь (Финляндия).

Дать обещание – быть в долгу (Африка).

- Как вы думаете, почему в поговорке сказано: “Слово мужчины – кремень!”, а не слово женщины?

- Издревле на мужчину возлагалась большая ответственность. Он общался с людьми, был добытчиком, обеспечивал семью и т.п….

- Кого из своих товарищей, близких и родных вы можете назвать способными быть верным своему слову?

- Каким людям свойственно быть верным своему слову?

- Это свойственно умным, добропорядочным, дисциплинированным.

- В народе бытует поговорка: “ Слово не стрела – вылетит не поймаешь”. Что нужно сделать, чтобы в себе воспитать ответственность, к слову, которое ты даёшь?

- Если не сможешь выполнить данное обещание, объяснить причину этого, извиниться.

- Как называют тех, кто не выполняет свое обещание, не верен своему слову?

- Лгун, обманщик, лжец.

- Какие персонажи, характеризующие таких людей, знаете вы в устном народном творчестве?

- Древние арабские мыслители говорили, что четыре вещи невозможно вернуть назад?

- Сказанное слово, выпущенную стрелу, прошедшую жизнь, упущенный шанс.

- Древние арабы считали, что четыре вещи являются гарантом благополучия для людей. Что именно?

- Верность своему слову и своим обещаниям. Чувство меры в каждом деле. Усердие в профессии. Умение хранить тайну.

Коллективный  коллаж

«Слово не стрела – вылетит, не поймаешь»

Итог классного часа

- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

- Какие выводы из этого вы сделали?

- Подумайте, может кто-то из вас готов дать нам какое-нибудь обещание и выполнить его?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Поймай рыбку"

викторина  для  учащихся  7  класса  по  теме  "Давление  жидкостей  и  газов"...

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Беседа для старшеклассников о сквернословии "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь."

Беседа на тему сквернословия для подростков с нарушением в поведении....

"Слово не воробей, вылетит- не поймаешь"

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-9 классах...

слово не воробей, вылетит- не поймаешь

презентация к  внеклассному занятию...

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"...

Внеклассное мероприятие "Слово не воробей, вылетит- не поймаешь"

Цели внеклассного мероприятияпоказать  красоту  и  богатство  русского  слова,   его значение в жизни каждого человека;воспитывать уважение к русскому языку и русско...