Классный час «Строим дом своего здоровья»
план-конспект занятия по теме

Зарубин Константин Иванович

  Цель: Формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_zdorove.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Строим дом своего здоровья»

  Цель: Формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

Задачи:

  • Расширение представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье.
  • Рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем.
  • Моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью.

Форма проведения: Обучающий семинар с элементами тренинга.

этап подготовки

  1. Изучение обширной информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья и структурирование ее на логические блоки.
  2. Диагностика уч-ся класса:
  • Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
  • методика самооценки школьных ситуаций Кондаша.

  1. Подготовка игровых аксессуаров: текстов, таблиц и схем на доску, листов бумаги на столы уч-ся.

  Кл.рук-ль: Существует несколько трактовок понимания здоровья: а) здоровье как отсутствие заболеваний; б) здоровье как умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их. А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

  Ответы уч-ся.  

  Кл.рук-ль: Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Итак, мы начинаем наш диалог, правила его вам хорошо известны. Главное из них - не устраняться, не отмалчиваться, даже если ты один против всех.

   Представим себе красивый и добротный дом. Все  в нем ладно, и построен он навека. Если мыслить образно, то ваше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из вас. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным?  Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки «места» под строительство.

Этап 1. Стоит ли строить?

  Кл.рук-ль: Я прошу вас, уважаемые собеседники, включиться в спор. Сидящие на левом ряду принимают на сегодня роль противников такого строительства. Их главный довод: «Не мешай природе, а там уж как повезет». Их оппонентами выступает правый ряд, который уверен, что надо предпринимать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым. Порядок дискуссии следующий. Сначала короткое утверждение высказывают «левые», его парируют «правые» и так далее, до 7 утверждений.  

Возможный вариант дискуссии:

«Левые»

«Правые»

Если человек родился болезненным, то тут уж ничего не поделаешь.

А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после упорной работы над собой стать сильным и всеми уважаемым полководцем.

Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.

Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.

Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди живут бедно и едят то, что есть.

Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока. А мяса вредно!

Все вокруг твердят, что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков.

У нас в школе много спортсменов. И они – не самые худшие ученики. Значит, время можно найти, если поставить цель.

Соседскому мальчику 2 года, а он уже в очках. Когда он успел испортить зрение?

Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для него, а что плохо.

У меня две дедушки. Один из них никогда не курил, но несколько лет назад он умер. А второй курит, но еще хоть куда. Значит, курение вредит не всем?

Наверное, второй дедушка генетически крепче. Но, если бы он бросил курить, то наверное прожил бы на 10 лет больше.

Этап 2. Заложим фундамент.

  Кл.рук-ль: Итак, мы «расчистили место» и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте попытаемся перечислить, что же влияет на здоровье человека?  практически, все ребята выходят при поддержке педагога на следующий набор:

                         Наследственность

                          Образ жизни

                          Окружающая среда

                          Качество медицинских услуг.

  Кл.рук-ль: Что, на ваш взгляд, из перечисленного составляет фундамент здоровья?

 Слово уч-ся, которые занимались поиском информации о влиянии наследственности на здоровье человека.

1-ый ученик: Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (срок жизни не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

2-ой ученик: Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртным может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность – понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

  1-ый ученик подходит к доске: Итак, я закладываю этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья. ( «наследственность»)

 3 этап. Продолжим строительство.

  Кл.рук-ль: Ну что ж, «нулевой цикл» завершен, продолжим строительство. Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Версия уч-ся – «кирпичами» или крупными блоками – будет образ жизни.)

Вопрос участникам: Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Высказывается много версий. В итоге формируется схема.

   

   3-й ученик: Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70 ?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

   Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года  по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет 6 лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, избыточный вес, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

  Кл.рук-ль: Результаты тестов.

 (см. приложение)

  Кл.рук-ль: Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу – состояние тревожности. Проведенная самооценка уровня тревожности пок-т, что.. (рез-ты теста).

  Несколько учеников по завершении подходят к доске  и прикрепляют к «фундаменту» 4 блока (с надписью на каждом «образ жизни») которые составят «стены» здания здоровья.

Этап 4. Мы почти у цели.

  Кл.рук-ль:  А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.

5-й ученик.  Я хочу обратить ваше внимание на экологию дома. Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяется пен- или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающее аллергию. С течение времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.

  Не менее опасно электромагнитное загрязнение. В помещении э/м волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ-печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и ж/к дисплеями. Факторами риска яв-ся и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна. Когда включаете громкую музыку, думайте о людях, которым это может нанести вред.

    Экология дома – это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это – мысли и душевное состояние каждого человека.

   6-й ученик: А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек? Загрязнение воздуха, водоемов, замусоренность территории и загрязнение почвы, уменьшение площадей зеленых насаждений, стихийные автостоянки, шум, радионуклиды.  

  В России растет автопарк. Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и яв-ся причиной кислотных дождей.

   Ученик подходит к доске и прикрепляет к «дому» фрагмент в форме крыши, на котором написано «Окружающая среда». Этот фрагмент символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней.

    Кл.рук-ль: Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить. Но в будущем, возможно, вы станете политиками, государственными деятелями или просто активными гражданами, могущими заявить свое мнение, высказать позицию. Тогда вы обязательно должны будете делать что-то в этой сфере, потому что в ней далеко не все в порядке. В нашем символическом доме хорошее мед.обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезни и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.

    Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залогом тому – тот опыт, который сегодня вы получили.

Приложение 1.

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н. Смирнова)

 Для девочек исключается 6 вопрос.

  На вопросы №1-10 отвечать «да» или «нет»; вопросы №11-15 – выбор из предложенных вариантов.

  Вопросы:

  1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
  2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.
  3. У меня есть привычка сутулиться.
  4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
  5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спорт. секциях, плавание).
  6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
  7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
  8. Нередко читаю при плохом освещении лежа.
  9. Я не забочусь о своем здоровье.
  10. Бывает, я курю.
  11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

а) да;   б) нет;   в) затрудняюсь ответить..

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

  а) да;   б) нет;   в) затрудняюсь ответить..

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

     а) безразличие;   б) заинтересованность;  в) усталость;    г) сосредоточенность;  д) волнение; беспокойство;  е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

    а) заботятся о моем здоровье?   б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;  в) подают хороший пример;  г) подают плохой пример;   д) учат, как беречь здоровье;   е) им безразлично мое здоровье.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

     а) не оказывает заметного влияния;  б) влияет плохо;   в) влияет хорошо;    г) затрудняюсь ответить.

   Обработка результатов

 

Вопросы 1-10 по  1 баллу за каждый положительный ответ.

                 11-12 – за ответ «б».

                   13 – за ответы «а», «в», «д».

                    14 – за ответы «б», «г», «е».

                   15 – за ответы «б», «г».

Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов.

Приложение 2.

Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша

Инструкция учащемуся

Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:

  0 – ситуация не волнует;  1 – ситуация волнует незначительно; 2 – ситуация достаточно волнует;  3 – ситуация волнует очень сильно.

Ситуации  

  1. Ответ у доски
  2. Разговор с директором, завучем школы.
  3. Учитель решает, кого спросить.
  4. Тебя критикуют и в чем-то упрекают взрослые.
  5. Выполнение контрольной работы.
  6. Учитель называет оценки за к/р.
  7. Ожидание родителей с родительского собрания.
  8. Сдача экзамена.
  9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
  10. Непонимание объяснений учителя.
  11. Неожиданный вопрос учителя.
  12. Не получается Д/з.
  13. Принятие важного решения.
  14. Тебя критикуют товарищи, одноклассники.

До 20 баллов – низкий уровень тревожности;

     20-30 баллов – средний уровень тревожности;

     более 30 б. – высокий уровень тревожности;

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н. Смирнова)

 Для девочек исключается 6 вопрос.

  На вопросы №1-10 отвечать «да» или «нет»; вопросы №11-15 – выбор из предложенных вариантов.

 

Вопросы:

  1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
  2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.
  3. У меня есть привычка сутулиться.
  4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
  5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спорт. секциях, плавание).
  6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
  7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
  8. Нередко читаю при плохом освещении лежа.
  9. Я не забочусь о своем здоровье.
  10. Бывает, я курю.
  11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

а) да;   б) нет;   в) затрудняюсь ответить..

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

  а) да;   б) нет;   в) затрудняюсь ответить..

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

     а) безразличие;   б) заинтересованность;  в) усталость;    г) сосредоточенность;  д) волнение; беспокойство;  е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

    а) заботятся о моем здоровье?   б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;  в) подают хороший пример;  г) подают плохой пример;   д) учат, как беречь здоровье;   е) им безразлично мое здоровье.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

     а) не оказывает заметного влияния;  б) влияет плохо;   в) влияет хорошо;    г) затрудняюсь ответить.

Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша

Инструкция учащемуся

Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:

  0 – ситуация не волнует;  1 – ситуация волнует незначительно; 2 – ситуация достаточно волнует;  3 – ситуация волнует очень сильно.

Ситуации  

  1. Ответ у доски
  2. Разговор с директором, завучем школы.
  3. Учитель решает, кого спросить.
  4. Тебя критикуют и в чем-то упрекают взрослые.
  5. Выполнение контрольной работы.
  6. Учитель называет оценки за к/р.
  7. Ожидание родителей с родительского собрания.
  8. Сдача экзамена.
  9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
  10. Непонимание объяснений учителя.
  11. Неожиданный вопрос учителя.
  12. Не получается Д/з.
  13. Принятие важного решения.
  14. Тебя критикуют товарищи, одноклассники.

1-ый ученик: Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (срок жизни не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

2-ой ученик: Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртным может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность – понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

  1-ый ученик подходит к доске: Итак, я закладываю этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья. ( «наследственность»)

   3-й ученик: Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70 ?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

   Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года  по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет 6 лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, избыточный вес, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

5-й ученик.  Я хочу обратить ваше внимание на экологию дома. Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяется пен- или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающее аллергию. С течение времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.

  Не менее опасно электромагнитное загрязнение. В помещении э/м волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ-печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и ж/к дисплеями. Факторами риска яв-ся и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна. Когда включаете громкую музыку, думайте о людях, которым это может нанести вред.

    Экология дома – это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это – мысли и душевное состояние каждого человека.

   6-й ученик: А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек? Загрязнение воздуха, водоемов, замусоренность территории и загрязнение почвы, уменьшение площадей зеленых насаждений, стихийные автостоянки, шум, радионуклиды.  

  В России растет автопарк. Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и яв-ся причиной кислотных дождей.

   Ученик подходит к доске и прикрепляет к «дому» фрагмент в форме крыши, на котором написано «Окружающая среда». Этот фрагмент символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Строим дом своего здоровья"

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихсякак в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной  и во...

«Строим дом своего здоровья».

Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека. Задачи:  · Объяснить детям, что таба...

классный час "Строим дом своего здоровья"

классный час проводится в форме обучающего семинара с элементами тренинга, с целью формирования ценностного отношения школьников к своему здоровью....

Круглый стол "Строим дом своего здоровья"

Рассматриваются составляющие здорового образа жизни.Содержит психологический тренинг "Марионетки", тест "Сколько лет Вы проживёте"....

Разработка классного часа для учащихся 6 класса "Строим дом своего здоровья"

Дать  представление учащимся  6 класса о важнейших жизненных ценностях  и их значении через создание коллажа по теме «Здоровье»...

Классный час "Строим дом своего здоровья" 9 класс

Классный час рассчитан для учащихся  9 -го класса школы VIII вида. Дает   представление учащимся о важнейших жизненных ценностях  и их значении, убеждает в необходимости здорового образ...

Классный час " Строим дом своего здоровья"

в разработке рассмотрены факторы, влияющие на здоровье...