Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении
консультация по теме

Данилкина Наталья Владимировна

Реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образовательной системы способствует изучению механизмов когнитивных процессов у учащихся разного пола, изменению типа преподавателя в области социально-гуманитарных наук, интеграции гендерных знаний в педагогическую практику и организации образовательного процесса с учетом международного опыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении

                                                       Данилкина Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №5»

г. Кирова Калужской обл.

 

Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, в биологическом смысле пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организмов. Гражданский пол своеобразная «перемычка» между физическими детерминантами, обуславливающими саму половую принадлежность и социально – психологическими, определяющими формы полового поведения.        

«Гендерный подход» в обучении... Что же понимают под этим термином? Гендерный подход может быть рассмотрен в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом». Зачем это нужно ребенку и школе? Как добиться эффекта от такого обучения?

Не секрет, что на современном этапе развития российская система как общего, так и высшего образования переживает процесс реформирования, требующего приведения качества и уровня образования в соответствие с международными стандартами. При этом учет индивидуальных особенностей учащихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса.

В связи с этим, работая по ФГОС, особую актуальность приобретает понятие «гендерный подход».  

Как же организовать реализацию гендерного подхода на практике?

Если рассуждать глобально, то для этого следует организовать работу сразу в нескольких направлениях, включающих создание особой организации процесса обучения, предполагающей выбор форм, методов, приемов обучения, заданий с учетом гендерных особенностей учащихся, изменение содержания образования и создание учебно-методической литературы нового образца, а также создание различных типов классов и школ, ориентированных на практическое применение гендерного подхода. В данном контексте уместно говорить о классах и школах раздельного и параллельно-совместного обучения.

Существование различных моделей обучения (раздельного  (однополого),  параллельно-совместного) оставляет вопрос выбора оптимальной модели для реализации гендерного подхода весьма дискуссионным, давая при этом право выбора администрации общеобразовательного учреждения.

 Школ с раздельным обучением относительно не много, так в республике Коми их насчитывается более 400, на Ставрополье – около 100, в Москве же подобных школ мало, при этом они носят название экспериментальных. К числу таких учреждений относятся конфессиональные школы, кадетские корпуса, женские училища сестер милосердия, институты благородных девиц, ряд гимназий. Однако, с нашей точки зрения, в основу деятельности большинства данных школ положен скорее полоролевой подход.

Осуществлению гендерного подхода наиболее соответствует модель параллельно-совместного обучения, которая может быть применена в масштабах современной общеобразовательной школы без ущерба для общего образовательного процесса. Более того, обучение в  классах параллельно-совместного обучения, предусматривающее раздельное обучение по предметам, в которых гендерные различия весьма значительны, таким как современные языки и математические дисциплины, позволяет интенсифицировать учебный процесс.

Подтверждением этого являются результаты исследования Кембриджского университета, доказывающие правомерность проведения однополых уроков по языку и математике даже в смешанных школах, так как результаты эксперимента выявили положительную динамику роста знания. Число положительных оценок у девочек по математике возросло с 68% до 82% (1997-2005), по языку у мальчиков – с 68% до 81% (1997-2004).

Очевидно, что внедрение гендерного подхода является целесообразным, однако при его реализации существует возможность столкнуться с рядом проблем, к которым прежде всего относится недостаточная подготовленность и информированность педагогического состава школы.

Гендерный подход в педагогической науке нередко связывают с учетом особенностей функциональной межполушарной асимметрии. Исходя из положений о функциональной асимметрии полушарий головного мозга,  целесообразным является разделение  учащихся на три гендерных типа: левополушарные, правополушарные и равнополушарные.

Существует мнение относительно различий в способах переработки информации левым и правым полушариями, что оказывает непосредственное влияние на особенности обучения представителей различных гендерных типов:

 

Таблица 1. Преимущество правого и левого полушария в специфических операциях по переработке информации

 

левое полушарие

правое полушарие

индуктивная обработка

дедуктивная обработка

восприятие абстрактных признаков

восприятие конкретных признаков

последовательная обработка

параллельная обработка

аналитическое восприятие

целостное восприятие

 

Согласно результатам исследований соотношение правополушарных и левополушарных учащихся составляет соответственно: 70,5% к 14,5% (6-9 лет); 53,0% к 29,5% (10-15 лет); 47,0% к 34,0% (15-20 лет); смешанный тип функциональной асимметрии устойчив во всех возрастных группах (16,0 – 18,5%).

Определение гендерных типов учащихся является вторым шагом процесса реализации гендерного подхода.

 Основные педагогически значимые различия в подходах к обучению представителей различной функциональной организации мозга (левополушарных, правополушарных учащихся) представляют определенную дихотомию. Так, мышление учащихся левополушарного типа отличается индуктивностью, абстрактностью, объективностью, способностью приходить к выводам по определенным правилам, мышление же представителей правополушарного гендерного типа обладает дедуктивностью, образностью, конкретикой, субъективностью, способностью к особому восприятию наглядности. Вербальные процессы учащихся с доминантностью левого полушария основаны на принципе словообобщения с преобладанием произвольной речи, представители правополушарного гендерного типа отличаются способностью к непроизвольной речи, вербальные процессы данного гендерного типа основаны на принципе словопредставления. Следовательно, и когнитивные стратегии, предъявление и закрепление учебного материала, в частности  при обучении иностранному языку, способы контроля результатов учебной деятельности также неодинаковы для учащихся различных гендерных типов, что может найти свое отражение в ряде следующих  таблиц:

 

Таблица 2. Когнитивные стратегии учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

когнитивные стратегии

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

последовательные

одновременные

временные стимулы

пространственные стимулы

дискретная подача информации

непрерывная подача информации

рациональный, рассудочный подход к решению задач

интуитивный, метафорический, активно-действенный подход к решению задач

информацию расчленяют, детализируют

информацию синтезируют, воспринимают более общие свойства 

 

Таблица 3. Особенности предъявления материала при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

предъявление материала

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

поэтапно

целостно

вербальное толкование правила

наглядная модель

 

Таблица 4. Особенности закрепления материала при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

закрепление материала

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

ряд последовательных тренировочных упражнений

свободное продуцирование с опорой на модель

опора на вербальную память, произвольное запоминание

использование учебных текстов, перевод текста на родной язык

опора на смысловую память и другие модальности, организация непроизвольного запоминания и повторения

аутентичные тексты, понимание содержания с опорой на догадку

 

Таблица 5. Особенности осуществления контроля при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

контроль

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

возможны внеконтекстные задания с предложением вариантов выбора

задания в контексте,

свободное продуцирование

регламентированное время

нерегламентированное время

Особое значение при организации учебного процесса, как было отмечено выше, имеет выбор методов, форм и средств обучения на основании гендерного подхода. При этом считается, что гендерно обусловленное применение методов наиболее оптимальным, что связано с большей константностью форм и средств обучения при одновременной вариативности рассматриваемой дидактической категории метода.

Предпочтительный выбор метода обучения на основании гендерного типа учащегося может быть представлен следующим образом:

 

Таблица 6. Особенности применения методов обучения при реализации гендерного подхода

 

гендерный тип учащегося

методы обучения

перцептивные

логические

гностические

левополушарный

словесные

(беседа, рассказ)

наглядные(иллюстрации, демонстрации)

практические

(упражнения)

 

индуктивные

аналитические

репродуктивные

равнополушарный

словесные

(беседа, рассказ)

наглядные(иллюстрации, демонстрации)

 практические

(упражнения)

 

индуктивные

синтетические

аналитические

репродуктивные

правополушарный

наглядные (иллюстрации, демонстрации)

практические

(опыты)

дедуктивные

синтетические

поисковые (частично-поисковые)

 

Разделение учащихся на небольшие учебные группы согласно их гендерным типам, осуществление процесса обучения ряду предметов языкового и математического циклов в рамках параллельно-совместного обученияс учетом особенностей мышления, вербальных способностей, когнитивных стратегий, предъявления и закрепления учебного материала, осуществления контроля, соответствующих каждому гендерному типу, осознанного выбора методов обучения – составляет третий шаг применения гендерного подхода.

Таким образом, реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образовательной системы способствует изучению механизмов когнитивных процессов у учащихся разного пола, изменению типа преподавателя в области социально-гуманитарных наук, интеграции гендерных знаний в педагогическую практику и организации образовательного процесса с учетом международного опыта.