Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода к обучению математике
статья

Куприенко Лидия Леонидовна

Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода к обучению математике.

В соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:  находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».

В основу новых стандартов обучения заложен метапредметный подход. Это означает, что содержание предметного образования должно быть направлено на получение знаний для осмысленного их использования. Сегодня важно не столько дать учащемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника требуются мобильность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачи, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

«Целью метапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребѐнка, самосовершенствованию,

создание условий для активизации мыслительной деятельности и проведение анализа составляющих этого процесса» (Н.В.Громыко кандидат философских наук, заместитель директора НИИ ИСРОО)

Метапредметный урок - это урок, целью которого является:

-ориентация на тесную связь обучения с жизненными потребностями;

-формирование способности учащегося к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

-создание условий для активизации мыслительных процессов учащегося и для проведения анализа составляющих этого процесса;

-формирование целостного представления о мире;

-формирование в каждый момент урока понимания того, какими способами учащийся достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

Метапредметный урок - это урок, на котором:

-обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями;

-создается атмосфера сотрудничества и сотворчества, психологического комфорта.

Функция учителя в современном уроке:

-учитель -организатор, сотрудник, консультант;

-учащиеся учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;

-у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть формируется умение учиться;

-идет подготовка к реальной жизни

Например, на уроке геометрии по теме«Решение задач на нахождение площадей фигур» перед учащимися была поставлена такая задача:«Нужно окрасить будку для собаки. Размеры строения даны на рисунке. Хватит ли 3 литров краски, если расход составляет 1 литр на 8 кв.м.?». Уже вначале урока была создана ситуация неожиданности: заходя в кабинет, учащиеся увидели на экране изображение будки. Ответив на вопрос учителя, какие темы изучались на предыдущих уроках, учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока и определили его цель. Сначала учащимся было дано задание озвучить ход решения задачи (рассмотреть, из каких фигур состоит фасад строения, как найти площадь всей поверхности). Учащиеся разделились на 6 групп (по количеству фигур). Затем произвели расчеты на вычисление площадей фигур, нахождение площади всей поверхности, определили количество израсходованной краски, сделали вывод о том, хватит или нет данного количества краски. Таким образом, научившись применять формулы площадей к решению аналогичных задач, учащиеся определили, каким образом нужно высчитывать количество материала, рационально его использовать и экономить в повседневной жизни.

Применение метапредметного подхода на моих уроках выражается в том, что я стараюсь только организовать процесс обучения, подвести учащихся к определению цели урока, поставив перед ними проблему. Затем идет обсуждение данной проблемы, поиски ее решения. Создаются ситуации предположения, опровержения, неожиданности, которые включают у учеников мыслительную деятельность, создают мотивацию к обучению. Учащиеся получают на уроке навыки самостоятельности в поисках решения проблемы, понимание того, что имеющихся у них знаний недостаточно и необходимо получать новые знания и умения, которые будут им необходимы и в жизни. Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода направлена на повышение качества образования.

Урок по теме "Сумма углов треугольника", геометрия 7 класс

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 300ͦ, 1200ͦ, 600ͦ.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы метапредметного подхода в обучении математике

         Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия,  способствующие  формированию у него ключевой компетенции –  умению уч...

Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении

Реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образователь...

Метапредметный подход в организации образовательного процесса

В данной работе мы рассмотрим основные принципы  метапредметного подхода, как  перспективного метода реализации образовательного стандарта....

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....

«Метапредметный подход в обучении математики».

Цель работы: определить особенности метапредметного подхода в обученииПоставленная цель достигается решением следующих задач:1. Показать значение метапредметного подхода в обучении.2. Раскрыть понятие...

«Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился термин – метапредметный подход. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения об...