Основы метапредметного подхода в обучении математике
материал (5 класс) по теме
Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия, способствующие формированию у него ключевой компетенции – умению учиться. Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Учебная деятельность, протекающая только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, не способствует развитию человека.
Один из способов реализации метапредметного подхода в обучении – это как раз метод проблемного обучения, включающий в себя создание проблемных ситуаций. Представим небольшой фрагмент урока, цель которого - научиться решать задачи на движение по реке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirnaya_slagaemye_sovremennogo_uroka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы метапредметного подхода в обучении математике
Мирная Е.Ю.
учитель математики,
ГОУ СОШ № 1908
Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия, способствующие формированию у него ключевой компетенции – умению учиться.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Учебная деятельность, протекающая только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, не способствует развитию человека.
Большинство ученых (Т.В.Кудрявцев, В.А.Крутецкий, Н.А.Менчинская и др.). признают, что развитие творческих и интеллектуальных способностей не возможно без проблемного обучения. Процесс мышления берет свое начало в проблемности познания. Только через преодоление трудностей, через решение проблем ребенок может войти в мир творчества.
Один из способов реализации метапредметного подхода в обучении – это как раз метод проблемного обучения, включающий в себя создание проблемных ситуаций. Использовать его на уроке можно, например, при объяснении нового материала: учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик становится в позицию не пассивного слушателя, а активного участника процесса получения нового знания, что позволяет ему не только прочно усвоить полученные им самим результаты, но и формирует познавательную самостоятельность учащегося, развивает его творческие способности и мышление.
Представим небольшой фрагмент урока, цель которого - научиться решать задачи на движение по реке. Учащимся предлагается ряд задач, решение которых подводит их к самостоятельному выводу формул по данной теме.
1 задача – не математическая, жизненная. Учащиеся анализируют ситуацию, используют жизненный опыт и делают вывод о существовании течения реки.
2 задача – устанавливаем существование связи между временем движения и течением реки.
3 задача – определяем понятие собственная скорость
4 задача – переходим уже от понимания течения реки как физического явления к математической модели, делаем выводы.
5 задача – учащиеся готовы уже самостоятельно вывести формулы и записать их, используя введенные в задачах выше обозначения.
6-7 задачи – закрепляем полученные формулы и, как результат, опираясь на заполненную таблицу, ученики способны ответить на все вопросы в задаче 7.
*** список задач в приложении.
Выводы: уроки проблемного изложения материала позволяют реализовать метапредметный подход в обучении и отражают требования современного урока, так как: учащиеся становятся активными участниками получения нового знания, развивается их самостоятельность, аналитическое и творческое мышления, развивается познавательная активность, появляется осознанности знаний, обеспечивается более прочное усвоение знаний. Все это делает учебную деятельность более привлекательной для учащихся, ориентирует их на комплексное использование знаний.
Важно так же и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления, т.е. является универсальным учебным действием, что позволяет достичь метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в рамках различных жизненных ситуаций, т.е. формирует у них одну из ключевых компетенций – умение учиться. А именно это важно сегодня, когда от современного выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Все ближе и понятнее становятся слова Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта»
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Задачи.
- Мальчик, плывущий на лодке, на преодоление расстояния (S) по течению реки затратил меньше времени (t), чем на преодоление расстояния (S) против течения. Почему?
- На расстояние (S) от пункта А до пункта В теплоход затратил времени (t) 1час 40 мин, а на обратный путь(S) - 2 часа. В каком направлении течет река.
- Скорость течения реки (V теч.) 3 км/ч. На какое расстояние (S) отнесет река любой предмет за 1 час? За 6 часов?
- Известно, что скорость моторной лодки в стоячей воде (V собст.) 6 км/ч. Скорость течения реки (V теч.) - 3 км/ч. Какова скорость движения моторной лодки против течения реки (V пр. теч.)? Какова скорость движения моторной лодки по течению реки (V по теч.)?
- ВЫВОД по предыдущим задачам
V теч. = 3 км/ч.
V по теч. - ?
V собст. = 6 км/ч.
V пр. теч. - ?
V по теч.= Vсобст. + V теч.
V пр. теч.= Vсобст. - V теч.
- Собственная скорость теплохода – 27 км/ч. Скорость течения - 3 км/ч. Сколько времени затратит теплоход, чтобы проплыть от одного причала до другого, если расстояние между ними 120 км?
7. Заполните таблицу:
V собст. | V теч. | V по теч. | V пр теч. |
12 км/ч | 4 км/ч | ||
25 км/ч | 28 км/ч | ||
24 км/ч | 20 км/ч | ||
5 км/ч | 17 км/ч | ||
3 км/ч | 16 км/ч | ||
48 км/ч | 42 км/ч |
Какая величина будет определена в результате действий?
V собст. + V теч.
V собст. – V теч.
V пр.теч. + V теч.
V пр.теч. + 2 x V теч.
V по теч. – V пр.теч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межрегиональный семинар «Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ОО»
Использование видеофрагментов на уроках английского языка...
«Метапредметный подход в обучении математики».
Цель работы: определить особенности метапредметного подхода в обученииПоставленная цель достигается решением следующих задач:1. Показать значение метапредметного подхода в обучении.2. Раскрыть понятие...
Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике
Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...
Региональная научно-практическая конференция посвящённая Янушу Корчаку. Доклад на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся
Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифф...