Главные вкладки

    Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся
    статья по английскому языку

    Сорокина Светлана Александровна
    Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их коммуникативные навыки, творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tezisy_sorokina.docx32.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Метапредметный подход в обучении английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся»

    Сорокина Светлана Александровна

    В 2013 году школа начала работу по опережающему внедрению ФГОС основного общего образования. В эксперимент были вовлечены два 5-х класса. Таким образом мое исследование длится уже четвертый год. Именно применение метапредметного подхода в преподавании английского языка таит в себе неограниченные возможности.

    Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется,  - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их коммуникативные навыки, творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету.

    Цель исследования: доказать эффективность использования метапредметного подхода  в обучении английскому языку как средства формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.

    Объект исследования: коммуникативные навыки учащихся.

    Предмет исследования: метапредметный подход как средство, обеспечивающее формировнаие и развитие коммуникативных навыков учащихся средней школы на уроках английскогоя зыка.

    Рабочая гипотеза: предполагается, если в практической работе применять метапредметный подход в обучении, то динамика уровня коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка будет положительной.

    В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи.

    1.        Изучить теоретические источники по данной проблеме (методическую литературу в периодической печати, на сайтах Интернета).

    2.        Рассмотреть опыт работы по использованию метапредметного подхода в обучении английскому языку.

    3.        Проверить на практике позитивное влияние  метапредметного подхода  коммуникативные навыки учащихся, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.

    4.        Выявить критерии эффективности использования метапредметного подхода для повышения качества обучения, формирования устойчивого познавательного интереса.

    5.        Разработать серию уроков английского языка с применением метапредметного подхода в обучении, направленных на решение поставленной цели.

    Новизна и значимость работы состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий, создании условий для  формирования коммуникативной компетентности и творческих способностей учащихся, в совершенствовании педагогического мастерства.

    Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие

    Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений. О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствуют следующие показатели:

    - количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах, в праздниках на иностранном языке;

    - повышение качества знаний учащихся в течение года;

    - качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации

    По итогам внутреннего мониторинга учебных достижений, проводимых образовательным учреждением, заметна положительная динамика результатов освоения учащимися образовательных программ за три экспериментальных года.

    Доля обучающихся,  освоивших  ФГОС основного общего образования

    по итогам года

    Учебный год

    2013-2014

    2014-2015

    2015-2016

    Показатель

    100%

    100%

    100%

    Показатели годового значения среднего балла по предмету

    Учебный год

    2013-2014

    2014-2015

    2015-2016

    Показатель

    5А – 3,9

    6А – 3,9

    7А – 3,9

    5Б – 4,2

    6Б – 4,2

    7Б – 4,3

    Динамика качества подготовки обучающихся  по предмету (доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года)

    Учебный год

    2013-2014

    2014-2015

    2015-2016

    Показатель

    5А – 67%

    6А – 67%

    7А – 67

    5Б – 74

    6Б – 76

    7Б – 76

    Для контроля уровня освоения учащимися предметного содержания курса английского языка в соответствии с ФГОС и выявления элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения учащихся, проводятся диагностические работы для оценки качества обучения (автор: Веселова Ю.С.). По структуре каждая диагностическая работа состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включает задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму. Устная часть проверяет коммуникативные умения учащихся в говорении (монологическая речь). В заданиях оценивается сформированность умений извлекать основную и запрашиваемую информацию из прослушанных текстов монологического и диалогического характеров, умений понимать основное содержание прочитанного текста и понимать запрашиваемую информацию в прочитанном тексте. Задания раздела «Грамматика и лексика» контролируют навыки оперирования грамматическим единицами в коммуникативно значимом контексте на основе предложенного текста и лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте.

    В заданиях раздела «Письмо» предлагается написать небольшое письмо личного характера с опорой на текст задания, в котором поверяется умение сообщить информацию, представленную в задании, грамотно записывать адрес, а также навыки оперирования лексическими и  грамматическим единицами в коммуникативно значимом контексте и орфографические и пунктуационные навыки. Задания раздела «Письмо» позволяет развить и оценить социокультурные знания в связи с ситуацией общения.

     В заданиях раздела «Говорение» проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план, представленный в форме вопросов.

    Диагностические работы распределяются в течение года, при этом первая работа проводится как начальная, а последняя в качестве итоговой работы.

    По итогам работы первичные баллы переводятся в оценку. Результаты отслеживаются с помощью Сравнительной таблицы достижений учащихся.

    Каждый год учащиеся с интересом участвуют в конкурсах проектно исследовательской деятельности, научно – практических конференциях, конкурсах творческих работ. Лучшие работы представлены для участия на региональном уровне. Так в 2016 году участница конкурса творческих работ, посвященного 140 летию со дня рождения Дж. Лондона, стала победителем в номинации «Письмо». В 2015 году участник регионального конкурса проектно-исследовательской деятельности стал победителем и участником научно-практической конференции.

    Наличие творческих, исследовательских, проектных работ обучающихся

    по английскому языку

    Учебный год

    2013-2014

    2014-2015

    2015-2016

    Динамика количества таких работ

    100%

    100%

    100%

    Динамика количества обучающихся, участвующих в создании таких работ

    100%

    100%

    100%

    Результативность

    3 Победителя

    (Школьный уровень)

    1 Дипломант (Всероссийский уровень)

    1 победитель (Региональный уровень)

    1 Призёр (Региональный уровень)

    Каждый год я провожу дистанционные конкурсы по английскому языку «Британский бульдог» (Новосибирский центр продуктивного обучения) на уровне школы и метапредметный дистанционный конкурс «Английский лев» (Омский центр дополнительного образования «Снейл») для учащихся двух экспериментальных классов. Количество учащихся, принимающих участие в этих мероприятиях стабильно. По результатам этих конкурсов есть победители и лауреаты Всероссийского уровня.

    Стабильно также количество учащихся, принимающих участие во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.


    Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку

    Учебный год

    2013-2014

    2014-2015

    2015-2016

    Динамика количества участников:

    11

    11

    11

    • Школьный уровень
    • Муниципальный уровень

    --

    --

    4

    Результативность:

    3 победителя

    3 победителя

    3 победителя

    • Школьный уровень
    • Муниципальный уровень

    --

    --

    1 победитель

    Мониторинг оценки уровня сформированности метапредметных результатов, проводимых образовательной организацией в экспериментальных классах показывает положительную динамику, а именно сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

    Таким образом, учащиеся способны принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умеют контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Ученики осуществляют информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, используют знаково-символические средства для создания моделей и схем изучаемых объектов и процессов, способны осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии, отнесения к известным понятиям.

    Что касается коммуникативных навыков, школьники умеют сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Подводя итог можно сказать, что метапредметный подход в обучении иностранному языку решает очень важную стратегическую задачу обучения – обеспечивает формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели также необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам. Такой социокультурный акцент в обучении иностранным языкам способствует развитию толерантного отношения к различным тенденциям и традициям другой культуры, помогает лучшему пониманию особенностей культуры своей страны и, несомненно, развивает умение представлять свою страну представителям других государств в процессе общения с ними средствами иностранного языка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

    План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

    статья: "Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на основе модульной программы"

    Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность прим...

    Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

    Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

    Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

    Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

    НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

    НЕКОТОРЫЕ  ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ....

    Метапредметный подход в обучении английскому языку

    Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и темат...